Тайны Холковского монастыря
занимательные факты по краеведению по теме

Стуликова Наталья Алексеевна

История Свято-Троицкого холковского монастыря. Белгород.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kholki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тайны Холковского монастыря

Детское объединение «Дорогами прекрасного» побывало в очередном путешествии по святым местам Белгородчины. В этот раз наше поломничество было в Чернянский район село Холки.

Село Холки расположено на живописном берегу реки Оскол. По-разному объясняют ученые и краеведы, происхождение названия села Холки. Одни считают, что оно получено от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, по утверждениям местных жителей, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток.  Первые упоминания о древнерусском поселении  Холковское городище датируются XI-XIII в.в., как  о пограничной крепости Черниговского княжества. Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. 
По одной из научных версий в этих местах произошла встреча дружин князя Игоря Святославовича и дружины князя Трубчевского и Курского Всеволода в 1185 году перед походом на половцев. Этот поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - "Слово о полку Игореве".  Поход этот закончился для Игоря бесславно, он был разбит и попал в плен на 2 года.

Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской  лавры, и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века.

Возник монастырь предположительно после захвата Киева монголо-татарами. В 1620 году здесь иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь. Бежавшие из Киева от татар монахи остановились в Холках и основали первые пещеры. Именно поэтому предполагают историки, Холкинский         монастырь повторяет планировку и технические особенности Киево-Печерской Лавры.

Холкинский подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич отдали монастырю леса, пастбища, участок реки и т.д. А в 1635 году монастырю была дарована грамота об освобождении от налогов.

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 г. по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Причиной закрытия монастыря была нехватка денег в казне. Монастырь налогов не платил, а содержать его было дорого. Входы в пещеры были засыпаны, строения разрушены, владения монастыря - земли, леса – Екатерина раздала своим приближенным.

На 150 лет наступило запустение, про пещеры постепенно забыли.
В начале 19 века очередной настоятель Преображенского храма Вячеслав Александрович Васильчиков услышал от местных жителей легенду, что где-то здесь есть пещерный храм. Не поленившись, он съездил в Курск в архивы и нашел подтверждение существования монастыря. В 1905 году были начаты поиски пещер, и к 1917 году они были найдены.

Но с приходом к власти большевиков храм снова пострадал: топорами были сбиты вырезанные из мела в подземном храме иконы и роспись. Была попытка организовать в пещерах овощехранилище. И в 1938 наземный храм был взорван. Хотели также взорвать и подземный храм вместе с пещерами, но к счастью этого не произошло – над подземным храмом оказалось сельское кладбище, и местные крестьяне выступили против взрыва. Еще на долгие годы монастырь был заброшенным.  

Восстановление обители после годов разрухи началось в 1990 году, Первым, кто пришел к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарев, работавший тогда, в Чернянском райкоме партии. Бросив службу в райкоме, Василий Дмитриевич приезжает из Чернянки в родные Холки и начинает раскапывать завалы в пещерах. Появился и "стройотряд": два студента - Сергей Лукинов и Андрей Мухартов. Они тоже прониклись важностью дела и до изнеможения таскали носилки с известняком, чистили стены, бетонировали вход. Иногда им помогали и другие люди. Когда пещеры были частично отреставрированы, их открыли как музей. С 19 ноября 1995 года в подземном храме начали совершаться богослужения. Спасенный исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

 В конце 90-х годов были построены храм Донской иконы Пресвятой Богородицы, надвратный храм (у входа в пещеры) во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и колокольня. А также – жилой корпус для монастырской братии. В декабре 1999 года в монастыре появились первые насельники. 

В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры: пещера подземного монастыря - собственно пещерный храм и около 125 метров пещер с 6 кельями, и пещера старца Никиты.

Пройдя по подземному храму можно узнать о жизни монахов. Спали они на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды - вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ.

Cтоячие монахи давали обет ни разу за всю оставшуюся жизнь не присаживаться и не ложиться. Они стояли  днем, а ночью приковывали себя цепями к стене, которые удерживали их в вертикальном положении, не позволяя в то же время упасть во сне. Стоя они ели, стоя оправляли естественные потребности. Стоя они молились и пели.

Лет через пять-десять непрерывного стояния ноги их начинали распухать. Кровь с трудом перемещалась по уставшим сосудам, мышцы утолщались. Ноги раздувались до невероятных размеров, теряли всякую форму и покрывались варикозными язвами. Пальцы едва заметно выступали на распухших слоновьих ступнях. А затем ноги начинали худеть, пока не оставались одни кости, покрытые тонкой пленкой кожи с просвечивающими высохшими венами, напоминающими муравьиную тропу.

Боль, которую они испытывали ежеминутно, была мучительной. При каждом нажатии на ступню острые иглы пронзали всю ногу. Из-за этой непрекращающейся пытки монахи не могли стоять спокойно и то и дело переступали с ноги на ногу, раскачиваясь в своем медленном танце.

Но самая трудная участь была у монаха затворника. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью.

Между кельями маленькое, высотой в человеческий рост помещение для совместной молитвы. По всей видимости, здесь жил настоятель, ее особенность состоит в том, что, когда человек оставался в ней один и начинал громко молиться, то его молитва была слышна во всех уголках подземных пещер одинаково, что являлось знаком для всеобщего сбора и молитвы. Наш экскурсовод рассказал, что резонирует здесь только мужские голоса, а женский в других кельях не слышен.

Помимо коридоров и келий внутри пещер расположена и церковь. В помещении три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре - меловое возвышение в виде престола. Алтарная часть крупнее. Из-за повышенной влажности деревянный иконостас под землей гниёт, поэтому его изготовили из керамики под Москвой. Вокруг церкви так же прорыт проход для совершения крестного хода.

Температура в пещерах круглый год +8 - 10 градусов. Нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так устроили ходы и выходы из подземелья "полуграмотные" монахи.  По старым описаниям келий должно быть 12. Есть предположение, что в 1764 году монахи, уходящие из монастыря, замуровали вход в одну из пещер, чтобы скрыть ее от посторонних глаз. Сейчас ведутся поиски этих келий.

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют "пещерой старца Никиты". Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал он свое подземное сооружение. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.

Посетите Холковский Свято-Троицкий монастырь и прикоснитесь к Белгородским Святыням.    

Источники: fregat-vrn.ruservice/492/3745

zapoved.netindex.php/Каталог/Регионы…округ…Холки

alaub.ucoz.rupubl/1-1-0-6

muph.livejournal.com306530.html

 

Скачать презентацию можно здесь http://www.calameo.com/read/00129241679a70bd0b2a0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОПК "Монастыри и монашество"

Помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монахов в истории РОссии. Здесь Вы найдете материалы о монастырях, расрположенных на территории...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Тайна "Тайной вечери"

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...

Православные монастыри. Ипатьевский монастырь

Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...

"Монастыри древнего Мурома.Свято-Воскресенский женский монастырь." Классный час.

Данная разработка содержит материал о менее известном и менее посещаемом женском монастыре города Мурома Свято-Воскресенском. Презентация показывает красоту храмов этого монастыря....

«Тайна любви больше, чем тайна смерти».

Интегрированный урок по литературе «Тайна любви больше, чем тайна смерти» (урок по пьесе О. Уайльда «Саломея») был разработан мной для студентов музыкального колледжа, т.к. опера "Саломея" Р. Штрауса...

Презентация "Цивильский Тихвинский богородицкий православный монастырь." История монастыря.

Презентация знакомит учащихся историей монастыря,  о строительстве храма и о его долгом возрождении. Цивильский монастырь имеет большую историческую значимость и является достоянием Чувашской Рес...