Отчет о работе музея "Боевая слава 899-го авиаполка"
материал по краеведению на тему

Алла Викторовна Тихонова

Отчет о работе школьного музея, посвященного Гвардейскому штурмовому авиационному Оршанскому дважды Краснознаменному ордена Суворова III степени полку имени Ф.Э. Дзержинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_muzeya_2014_god.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская  общеобразовательная школа №4

Отчет о работе школьного

 военно- краеведческого музея

 «Боевая слава 899-го авиаполка»

                          Исполнитель:

                                                          Тихонова Алла Викторовна,                                                              руководитель школьного музея,                                                                                      учитель истории и обществознания.

МОУ Бутурлиновская СОШ №4

        Паспорт: 2003 596908

        397504 Воронежская  область,

г. Бутурлиновка.

Рабочий телефон: 8(47361) 3-15-41;

домашний телефон: 8(47361) 3-19-72.

2013-2014 уч.год.

Информационная справка о музее:

Наименование музея

«Боевая слава 899-го авиаполка»

Профиль музея -  военно- краеведческий

Адрес военно-краеведческого музея  МОУ «Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4 »:

Воронежская обл., г. Бутурлиновка, улица Победы, д.76.

Индекс 397504, телефон 3-15-41

Свидетельство № 9163 от 18 февраля 2004 года.

История создания музея

Военно-краеведческий  музей

 МОУ «Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4»

 «Боевая слава 899-го авиаполка»

Музей и МОУ « Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа» «Боевая слава 899-го авиаполка» является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, а также позволяет разнообразить формы работы по выполнению образовательной

программы школы.

 

В 2001г. в нашей школе было принято решение о создании музея, посвященного истории

Гвардейского штурмового авиационного

Оршанского дважды Краснознаменного

ордена Суворова 111 степени полка

имени Ф.Э. Дзержинского,

у истоков которого стояла  учитель истории и обществознания Тихонова А.В.

Огромная исследовательская и поисковая работа была проделана обучающимися 5-11 классов. Они смогли собрать богатый интересный материал, оформить 18 стендов, которые отражают вчерашний и сегодняшний день нашего полка. Ребятами собрано 173 экспоната - ордена и медали ВОВ, знаки отличия, личные вещи военнослужащих, предметы, связанные с профессией военного летчика, уникальные документальные материалы, которые имеют неоценимое значение для изучения истории

 899-го авиаполка.

Торжественное открытие состоялось 5 мая 2003г. Оно стало важным событием в истории школы.  Паспорт и  свидетельство о присвоении звания «Школьный музей»  № 9163 музей получил  18 февраля 2004 года.

Музей «Воинская слава 899-го авиаполка».

Цель деятельности музея:

-       сохранять историческую преемственность поколений, основанную на бережном отношении к историческому  и культурному наследию, на примерах жизней героев 899-го авиаполка;

-           опираясь на богатую историю авиаполка, содействовать воспитанию  учащихся как духовных и цельных личностей, любящих свою малую и большую Родину и обладающих развитым интеллектом.

В музее был выбран актив и Совет музея, который взял на себя основную работу по созданию и работе музея. Совет музея состоит из 4 групп:

-организаторская;

-поисковая;

-оформительская;

-экскурсионная,

Каждая группа отвечает за свою работу.

За время работы музея было проведено137 экскурсии, экскурсантами были ученики 4-11 классов БСОШ №4, ученики школ города , военнослужащие авиаполка, гости города.

Тематика экскурсий:

1. Экскурсия «По дорогам боевого пути  Бутурлиновкого авиаполка».

2.Экскурсия «Герои прошлого и современности».

 Калачев В.Н.- Маковецкий О В.

 3.Заочная экскурсия по местам сражений на реке Дон (лекционная работа).

4.Экскурсия « Наши земляки на защите Родины».

5.Экскурсия «Наш полк в годы Великой Отечественной войны»,

6.Экскурсия «Герои- Дзержинцы  нашего полка»    

Слова благодарности об экскурсиях оставлены в книге отзывов музея.

87  обучающийся школы, члены совета музея побывали на экскурсиях по местам боевой славы в городе – герое Волгограде, Средней Ахтубе, Старом Осколе, Прохоровском поле, Кантемировке, Россоши, Острогожске, Воронеже, Павловске.  Традицией нашего музея стало посещение могилы  командира нашего полка Героя Советского Союза Калачева Владимира Николаевича.

(см. приложение)

Нравственное воспитание школьников посредством изучения своего края осуществляется в школе с 1935 года. Школьные традиции не забываются обучающимися и педагогами XXI века по прежнему краеведению уделяется большое внимание.

        Краеведческая работа в школе строится на основании документов:

Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007г.№ 06-11

« Методические рекомендации по организации школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений», на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, национально-регионального компонента, положений областных  и районных краеведческих конкурсах.

Актуальность усиления краеведческой составляющей образования нашей школы  в том, что это необходимое требование времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Академик С.Ю. Шмидт следующим образом говорит об этом: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на  разум наш , и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Сохранение военных  традиций, положительного примера военных династий становиться наиболее значимо, так как сегодня все больше молодежи стремиться поступить в военные училища. Одним из направлений работы школьного музея является сбор и представление материалов о лучших людях авиаполка. Важность этого направления  в том, чтобы создать противовес тем антисоциальным явлениям, которые наблюдаются в нашем городе.

Школа является информационно-культурным центром молодежного  социума и потому именно здесь осуществляется работа по сохранению и умножению всего лучшего, что есть в истории нашего края.

Необходимость сохранения патриотических традиций города, школы в том, что будущее нравственное  благополучие ребят формируется сегодня, в стенах школы, это залог будущего благополучия в социальных взаимоотношениях.

 На базе музея работает  краеведческий кружок « Юный краевед».

Кружковцы и  члены Совета музея принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых  в музее: в концертах (школе и Доме культуры), встречах с ветеранами, хорошей традицией стало проведение митинга у памятника ,  погибших в Великой Отечественной войне.  

Краткая характеристика фондов музея.

Основной фонд состоит из   173 экспонатов.!!!!!!!!!

Вспомогательный фонд состоит из 146 экспонатов.

С военной историей связано 80%  материала музея.

 Использование фонда музея.

Правила работы военно-краеведческого музея «Боевая слава 899-го авиаполка» - используй, трогай, береги. Когда  школьный музей является живым организмом, а не шкатулкой с древностями, то он строит свою работу в расчёте на учащихся. И, конечно, далеко не только в смысле использования коллекций в учебных целях, а для активизации познавательной и общественной деятельности детей.

Основной и вспомогательный фонд школьного музея востребован для организации учебной деятельности. В школьном музее находиться «Книга учёта»  выдачи материалов из музейного фонда, в которой прослеживается использование фондов в учебной и воспитательной деятельности. Интересен тот факт, что материалы из музейного фонда используют  жители города, а также выпускники школы.

Процесс формирования и использование фонда – один из самых важных процессов деятельности школьного музея. В результате большой поисковой работы учащихся, педагогов школы сформировался основной фонд историко-краеведческого школьного музея, который позволяет проводить различные краеведческие  мероприятия в школьном музее и заниматься исследовательской деятельностью.

Основную часть вспомогательного фонда составляют альбомы, рефераты, фотоматериалы собранные и созданные учениками нашей школы.

Благодаря хорошей организации краеведческой деятельности, в музее «Боевая слава 899-го авиаполка» собраны фотографии,  в альбомах записаны сведенья, на аудиокассетах воспоминания о ветеранах Великой Отечественной войны. Сегодня это один из основных источников, дающий сведения о боевом прошлом жителей города и авиаполка.

В  школьном музее пополнение фондов происходит постоянно в результате поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Активно эту деятельность в основном осуществляют ребята, посещающие краеведческий кружок «Юный краевед».  

В школе созданы условия для хранения и пользования материалами музея. Выделенное помещение под музей имеет площадь 33 м², есть место для складирования предметов. Стенды для организации выставок, экспозиций, парты и стулья для проведения занятий краеведческого кружка.

В музее имеется не большая историческая библиотека.

Школьный библиотечный фонд имеет большое количество справочной литературы, в том числе краеведческой. Для  проведения поисковой деятельности в школьной библиотеке созданы все условия: современные энциклопедии по самым разным темам; разнообразные книжные серии.

В период организации поисково-исследовательской деятельности, создания исследовательских работ, а затем обработки информации, обучающиеся имеют возможность работать в компьютерном классе. Учащиеся при необходимости могут воспользоваться Интернетом.

Для представления информации, показа мультимедийных проектов используется мультимедийный  зал, здесь находится специальный экран, проектор, ноутбук, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер. Юные краеведы имеют возможность просматривать видеоматериалы походов, мероприятий для подведения итогов поисковой деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьного музея.

XXI век - называют веком компьютерных технологий. Компьютер становиться таким же важным инструментом для получения знаний, как когда-то перо и бумага.

Новые информационные и коммуникационные технологии доказали свою незаменимость в образовательном учреждении. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного и воспитательного процесса, перестав быть экзотикой,  будучи мощным источником информации и самообразования.

Применение информационных и коммуникационных технологий  осуществляется  в музейной  деятельности. При организации кружковой работы, музейных мероприятий новые технические средства позволяют разнообразить формы, методы и приемы педагогической деятельности. Членами  Совет музея,  ребятами  из кружка «Юный краевед», обучающимися  9-11 классов  была представлена  мультимедийная презентация

 « Дорогами войны»

 Использование информационных технологий может стать одной из важной сторон работы в  школьном музее.

 Многие альбомы, фотографии школьного музея нуждаются в реставрации или изменении. Некоторое из вспомогательного фонда переносится  в электронный вариант для удобного использования.

В школьном музее складываются благоприятные условия для того, чтобы ребёнок выступал не в роли потребителя продукта музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы, школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями. Возникает особая психологическая атмосфера ценностного переживания детьми процесса сбора и оформления исторического материала музея. А личностно-ценностное переживание истории родного края, своих предков приводит ребёнка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую созидательную деятельность.

Таким образом, музей в школе является реальной основой патриотического воспитания подрастающего поколения.

         Вследствие этого, большая часть мероприятий, проводимых руководителем  школьного музея  и  Советом  музея направлена на изучение и сохранение военной истории.

Тематика разделов экспозиции.

1. Ровесник русской авиации.

2. Вставай страна огромная.  

 3. В боях за Родину.

4.  На пути к победе.

5. Под крылом Берлин.

6.Джержинцы - Герои Советского Союза.

7.Традициям  верны.

8. Типы самолетов , освоенные полком.

9.Герои России.

10. История образования войсковой части № 32981.

11.Войсковая часть № 83393 (ОБС и РТО).

12. На страже мирного неба.

Добавить!!!!!!!!!

Организация поисково-исследовательской деятельности.

        Организация поисково-исследовательской деятельности дело весьма интересное. В лексике активистов музея слова «поиск» и «исследование» используются довольно часто. Юные краеведы, ребята, посещающие краеведческий кружок, отыскивают предметы для пополнения экспозиций, исследуют данные предметы. Какой радостью горят глаза ребят, когда им удаётся узнать происхождение предмета, его название и предназначение. Для получения результата своего поиска, учащиеся изучают словари, различную литературу, опрашивают своих родных и знакомых. Такая деятельность ребят способствует тому, что экспозиции школьного музея значительно пополняются. Однако наша поисково-исследовательская деятельность не ограничивается только пополнением фондов. Участники краеведческого кружка с интересом принимают участие в школьных и районных краеведческих конкурсах, которые направлены на поисково-исследовательскую деятельность. Тематика краеведческих исследований обеспечена разносторонним источниковедческим материалом: письменными источниками, вещественными памятниками, живыми свидетелями и непосредственными участниками исторических событий. Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Посредством этого вида деятельности каждый учащийся осознаёт значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей.

В результате поисковой и исследовательской деятельности, у обучающихся воспитывается уважение к историческим фактам, формируется стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу, выражению своего отношения к изучаемой теме.

Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является проектный метод. Краеведы в новом учебном году продолжают работу над исследовательскими проектами.  Обучающиеся готовят проекты на школьные и  районные конкурсы «Мой край родной », «Моя семья в военной истории Отечества». Проект Жидко Екатерины  обучающаяся 9 «А» класса  « Бутурлиновская мельница - как часть нашей истории», в котором раскрывались страницы истории основания, мельница – источник жизни бутурлиновцев в годы Великой Отечественной войны , истории разрушения мельницы купцов Кащенко, был представлен на районной краеведческой конференции «Мой край родной». В номинации «Исчезнувшие памятники архитектуры»  данная работа заняла 3  место,  Екатерина   награждена грамотой и подарком.

Леонова Анастасия приняла участие в ежегодном Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия-20 век», она написала о своем дедушке военнослужащем нашего полка, участнике Афганской войны Трегубе  Юрие Ивановиче военнослужащем 899-го авиаполка.

Барбашина Ирина подготовила реферат на тему:  «Капитан  Крутень Евграф Николаевич- тот ,кто первым заложил славу нашего полка».

Тамазанова Екатерина посвятила свою работу подвигу  солдат, воевавших в Чечне, подвигу 6-ой десантной.

 Чупрынина Анастасия написала о своем соседе  летчике нашего полка Валерии Романишине, совершившем подвиг в наши дни.

              Поисковая деятельность в 2009-2010 учебном году началась с участия ребят в сборе материала в «Книгу памяти нашего микрорайона». Активное участие в работе приняли Совет музея, ребята, посещающие краеведческий кружок, и  обучающиеся 6 классов

Сбор материала к стенду «В.И. Манченко память нагода».

Сбор материала к экспозиции «Город горой Волгоград»,

«Город – герой Ленинград»

Организация учебно-воспитательной работы.

Большое внимание в работе музея уделяется учебно - воспитательной работе. Было проведено 85 мероприятий и встреч с военнослужащими авиаполка, ветеранами ВОВ, курсантами военных училищ, выпускниками нашей школы. Каждое мероприятие оставило свой след в сердцах неравнодушных ребят. На базе музея проводятся уроки истории по темам «Гражданская война», «Отечественная война», «Горячие точки России», экспонаты музея позволяют конкретнее и ярче раскрыть ту или иную тему, развить интерес школьников к учебному материалу, учить детей бережно относиться к традициям отцов и дедов, своим трудом приумножать их.

Деятельность музея по-прежнему  направлена  на:
• Сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, как составной части Всемирной истории.
• Воспитание юных граждан России, любящих свою Родину и помнящих её историю и её духовные традиции.
• Воспитание уважения к мироощущению других народов.
• Воспитание мужества на примерах героических подвигов нашего народа.
• Усвоение (на примере боевого содружества народов антифашистской коалиции) принципов высокого патриотического сознания, позволяющего подняться над крайностями  узости национализма и чрезмерной широтой интернационализма.

        

 Формы работы по сохранению военной истории родного края. Мероприятия, посвященные празднованию Победы. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ежегодно с сентября до конца мая в музее осуществляется разнообразная совместная деятельность обучающихся и педагогов ,посвященная празднованию Дня Победы, вот тут особенно проявляется активность всех участников образовательного процесса в краеведческой деятельности. !!!!!!!!!!!!!!!!!

В течение этого времени состоялись самые разнообразные мероприятия.

 Членами Совета  школьного музея проводились:

- Сбор информации и оформление «Книги памяти».

 Приложение 1

-Торжественная встреча  ветеранов Великой Отечественной войны с членами Совета школьного музея, ребятами кружка «Юный краевед».

 ( Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», учащиеся

 5-11классы.)

Приложение 2

-Участие во Всероссийской акции «Солдатский платок»

( Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающимися  5-11классы.)

 

-Мероприятие, посвященное Дню Победы «Слава солдатам, победившим войну…»

(Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающиеся 7,10,11классов)

Приложение 3

-Мероприятие, посвященное освобождению г. Воронежа  

«Песни, опаленные войной»

( Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающиеся  7-9 классов)

Приложение 4

-Экскурсия в Бутурлиновский войсковой музей «История Бутурлиновского авиаполка»

( Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающиеся 6-8  классов)

-Проведено 19 тематических экскурсий  «Наш полк в годы Великой Отечественной войны», «Герои- Дзерджинцы  нашего полка»    в школьном музее «Боевая слава 899-го авиаполка» для обучающихся школы и гостей.

Приложение 5

-Радиопередача «Я буду жить коротким словом - «память»».

Провели Чупрынина Анастасия,  Титова Екатерина , Сечкина Анастасия.

 -Мультимедийная презентация « Дорогами войны»

( Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающиеся 9-11 классов)

 Приложение 6

-Подготовка реферата «Калачев В.Н. командир нашего полка- Герой Советского Союза».

-Мероприятие  « Ветеран педагогического труда- ветеран Великой Отечественной войны- Штанько В.Т.»

(Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающиеся 5классов)

-Конкурс сочинений «Война глазами детей»,»Воевали наши деды не ради золота и славы».

 (Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед», обучающиеся 7-8классов)

-Выпуск школьной газеты «Память войны жива».

- Исследовательская работа «Эхо войны. Из семейного архива». (Участники - Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед»,  обучающиеся 7-8классов)

Приложение 7

- Оформление стенда « У войны не женское лицо».

Приложение 8

- Оформление стенда «Бутурлиновцы - Герои Советского Союза».

Приложение 9

-Оформление стенда , сбор экспонатов «В боях отстояли Отчизну свою».

Приложение10

-Просмотр диска «Война».

Автопробег

Свято храня память о дедах и прадедах ,  обучающиеся нашей школы решили провести акцию «Солдатский платок» . В военные годы женщины вязали варежки, носки, шили платки и отправляли их на фронт, согревая своим теплом. Мы хотим сегодня вспомнить всех кто воевал и собирать (символично) солдатские платки (настоящие конечно же не сохранились). Для этого предлагалось  семье воина Великой Отечественной войны сшить простой платок размером 38 см на 38см.  На платке написать или вышить фамилию, имя, звание, где сражался. Из таких солдатских платков мы собрали полотнище  длиной 8 метров 36 сантиметров.

 Подводя промежуточные итоги акции «Солдатский платок» члены Совет музея, ребята из кружка «Юный краевед»,  обучающиеся 7,10,11классов провели  мероприятие, посвященное Дню Победы  «Слава солдатам, победившим войну…»

Торжественно прошла встреча  ветеранов Великой Отечественной войны с членами Совета школьного музея, ребятами кружка «Юный краевед». О трагедии и героизме тех, кто живет рядом, прекрасно рассказывали как сами участники войны так и дети.  Организуя встречу, концерт, посвященный памяти павших, ребята пели песни военных лет , читали стихи. Слезы наворачивались на глаза сидящих в зале - их сверстников, родителей, бабушек и дедушек. Все старательно готовились и очень волновались. Важность этих встреч понимают и взрослые и дети.

Всем присутствующим на празднике дети вручили поздравительные открытки собственного изготовления. В заключении праздники состоялась викторина между обучающимися , ветеранами и гостями праздника.  После окончания встречи  ребята с удовольствием общались с ветеранами, рассказывали о своей жизни, интересовались прошлым нашей страны, задавая интересующие их вопросы непосредственным участникам исторических событий.  По окончании мероприятия  Шаповалова Татьяна сказала: «С каждым годом все меньше и меньше остается  их на нашей планете. Вначале на парады выходили тысячи, затем сотни, сейчас десятки, а через несколько лет и единицы ветеранов. У нас остается последний шанс, чтобы оценить прошлое по свидетельствам живых очевидцев. Надо встречаться с ветеранами, ловить и записывать каждое их слово, чтобы они не унесли с собой из этой жизни всю правду тех дней».

Членами Совета Музея , кружковцами и  обучающимися 5 и11 классов было проведено мероприятие, посвященное жизни ,педагогической деятельности , военным годам бывшего учителя истории нашей школы В.Т. Штанько. Документы,  награды, фотографии из семейного архива были показаны всем присутствующим с помощью мультимедийной презентации, которую подготовили ученики 11а класса.    По завершению мероприятия активисты музея   вместе с   руководителем    школьного музея   посетили   могилу Штанько В.Т.

 Интересные работы написали  обучающиеся о родных людях на тему «Военная история страны – история семьи». Вот что пишет обучающийся

7 класса Жогло  Владимир  : «И хотя тысячи километров отделяло г. Бутурлиновка  от полей сражений, но война вошла в каждый дом», подтверждая  тот факт, что память о боли, страданиях, мужестве наших земляков знают, помнят и сохраняют как взрослые, так подрастающее поколение. Сочинения, в которых дети пишут о своих близких, передаются в школьный музей. Благодаря этому, пополняется вспомогательный фонд музея, но самое главное то, что фонд музея зачастую становится единственным местом, где можно найти, восстановить информацию о родственниках.

 В нашей практике было уже несколько случаев, когда посетители, изучая альбомы и документы, хранящиеся в музее, находили новые сведения о своих родных. Так, например,   Шальнев Андрей обучающийся 9 класса  отыскала фотографию своего деда     Лобова Виктора Тихоновича     и описание его боевых подвигов. Как он рассказывает, он запомнил, как совсем маленьким  играл  орденами и  медалями деда, а когда спрашивал о войне, дед отшучивался, о войне он говорить не хотел. Поэтому дети и внуки мало знали о боевом прошлом деда. Вот теперь, спустя много лет родные смогли узнать, где и как воевал  отец, дед, прадед.

Примечателен тот факт, что важные сведения о своём дедушке  Андрей нашел, выполняя исследовательскую работу « Эхо войны. Из семейного архива»,  где использовался фонд школьного музея.

Среди интересных мероприятий следует отметить оформление стендов: «Бутурлиновцы- Герои Советского Союза», «У войны не женское лицо», «В боях отстояли Отчизну свою» и сбор экспонатов , которые являются молчаливыми свидетелями  Великой Отечественной войны (ордена, медали, гильзы, пулемётные ленты, снаряды, каски.).

Мероприятие, посвященное освобождению г. Воронежа  «Песни, опаленные войной», позволило пережить на примерах песен военных лет  чувство гордости за свою страну и родной город Воронеж, чувство уважения  за русских людей, сражавшихся на фронтах войны.

Автопробег!!!!!!!!!

Заключение.

Система краеведческой  работы школы способствует осуществлению поисковой и исследовательской деятельности на базе школьного музея, что позволяет разнообразить методы и приёмы активизации познавательного процесса учащихся, и, соответственно, реализовывать школьную образовательную программу. Показанные в отчёте результаты свидетельствуют о том, что в школе создаётся эффективная система работы  историко-краеведческого музея, которая обладает теоретическим и творческим потенциалом. Данная система способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисково-исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Активисты школьного музея, руководитель музея активно участвуют  в различных мероприятиях не только на уровне школы, но и района.

Школьный музей играет важную роль в работе школы, так как обладает возможностью творческого применения знаний учащихся на практике. Работа в школьном музее располагает к сотрудничеству, социальному партнёрству всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), что позволяет сохранять доверительные отношения, которые характерны для нашей школы.

       Созданные экспозиции школьного историко-краеведческого музея результат длительной творческой, увлекательной работы учащихся и руководителя музея. Это своеобразный отчет о поиске, который мотивирует на дальнейшее творчество.

         В планах развития музея постоянное пополнение фондов, создание новых и приумножение уже созданных экспозиций с помощью ребят, посещающих краеведческий кружок, а также активное использование фондов в учебном процессе и воспитательной работе школы.

 Туристско - краеведческая экспедиция «Край родной»

Эхо войны

«Из семейного архива»

Выполнили: учащиеся

Артем Мария-10А

Тихонов Андрей-9Б

Вещиков Стас-5В

Щукин Александр-10Б

Вдовенко Нина-6А

Рылова Екатерина-8Б

Никитин Никита-7А

Тельнова Марина-10Б

БСОШ №4

Руководитель: Тихонова А.В.  

На встречу с учащимися школы был приглашён сын Маркела Потаповича. Шаров Михаил  Маркелович рассказывал о детстве, о семейном воспитании, жизненном укладе семьи Шаровых. Отрадно было слышать о том, что в семье с любовью сохраняют память о близком человеке. Документы, письма, награды, фотографии из семейного архива были показаны всем присутствующим с помощью мультимедийной презентации, которую подготовили ученики 11а класса. По завершению мероприятия активисты музея вместе с руководителем школьного музея посетили могилу Шарова М.П. Приложение 4

Среди интересных мероприятий следует отметить «25-летие улицы Чухарева». Эта новая форма работы очень понравилась жителям села. Около школы собрались жители ул. Чухарева не случайно, так как школа начинает улицу, которая носит имя Героя Советского союза Чухарева Вячеслава Федоровича. Активисты музея  подготовили выступления о славном земляке. Ребята читали стихи, рассказывали о ветеранах ВОв, проживающих на этой улице (Гордеева Ксюша, Минин Иван уч.6 кл). Накануне ученики 6 класса посетили Горкунова В.Ф., который уже много лет не встает с постели из-за болезни. Ребята рассказали о своей жизни, интересах, делах, чем очень порадовали Виктора Федоровича, так как его круг общения ограничен. Школьники попросили рассказать о войне и событиях тех лет, рассказ записали и впоследствии оформили альбом.  О Чусове А.С., который много лет был директором нашей школы, ветеране, жителе улицы Чухарева, рассказывала Мангилева Анжела ученица 5 класса. На празднике присутствовала его жена Чусова А.П., так как Анатолий Степанович находился в больнице. В конце праздника Александра Павловна передала фотографии в школьный музей из семейного архива.  Константинов П.И., ветеран  ВОв, был почетным гостем на этом празднике. О подвигах Петра Ивановича рассказала правнучка Чухарева Настя ученица 3 класса.

Ежегодно коллектив школы активно участвует в организации и проведении празднования Дня Победы в нашем селе.

Красочно оформленные колонны от школы движутся к памятнику, расположенному в самом центре села. Здесь 9 мая собираются селяне, чтобы почтить память погибших, оказать почести ветеранам Великой Отечественной войны. Почётная ответственность возложена на старшеклассников, выступление на митинге, построение на торжественный караул. С чувством ребята читают стихи о военном прошлом, говорят о будущем, в котором им хочется жить. В завершении праздника традиционно несколько лет здесь на площади проходит эстафета, среди лучших атлетов школы. Приложение 6

В нашей практике было уже несколько случаев, когда посетители, изучая альбомы и документы, хранящиеся в музее, находили новые сведения о своих родных.

!!!!!!!!!!!!!!!!!Так, например, Шальнев Андрей  ученик7 класса  отыскал фотографию своего деда     ФИО        и описание его боевых подвигов. Как она сама рассказывает, она запомнила, как в детстве играла орденами и  медалями деда, а когда спрашивала о войне, дед отшучивался, о войне он говорить не хотел. Поэтому дети и внуки не знали боевом прошлом деда. Вот теперь, спустя много лет родные смогли узнать, где и как воевал  отец, дед, прадед.

Примечателен тот факт, что важные сведения о своём дедушке Галина Витальевна обнаружила при подготовке внеклассного мероприятии «На защите Родины», где использовался фонд школьного музея (альбомы о гражданской войне, ветеранах ВОв).

 Ученики 11 класса при работе с документами, готовясь к  данному мероприятию, тоже обнаружили для себя интересные сведения. Например, Костя Скворцов узнал, что в 80-е годы оградку для памятника не месте гибели красноармейце устанавливал его отец. В дар школьному музею ребята передали весь собранный ими материал о Героях Советского Союза Артинского района, оформив его в книгу «Золотые звёзды земляков».

В проведении  внеклассного мероприятии «На защите Родины» принимала участие руководитель школьного музея Минина О.М., представляя те экспонаты, которые являются молчаливыми свидетелями гражданской и Великой Отечественной войны (гильзы, пулемётные ленты, снаряд, винтовка, пилотка).

Воспитание у юных уральцев патриотизма, гражданского и исторического сознания, привитие уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла происходит на протяжении всего учебного года, во время летних каникул. Летом 2007 года летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Юный следопыт» реализовал эколого-краеведческую программу «Прошлое и настоящее нашего села». Приложение 9

Результаты работы школьного музея, краеведческого кружка.

Районные мероприятия

март 2008-март 2009 г.

Участники

Результаты

Смотр-конкурс музеев и уголков Боевой славы

Минина О.М.

Руководитель музея

3 место

Конкурс

«Музей и дети»

в рамках обл. программы

«Каменный пояс»

Минина О.М.

Руководитель музея

1 место

Конкурс

«Школа музейного актива»

Серебренникова Катя 6кл.

Воронюк Катя 6кл.

Минин Иван 6 кл.

3 место

Краеведческий конкурс

«Мы – уральцы»

Меньшикова Мария 10кл.

1 место

Конкурс «Школа музейного актива»

Шаров Женя 7 кл.

Минин Иван 7 кл.

1 место

В музее МОУ «Сажинская средняя общеобразовательная школа» используются следующие формы краеведческой работы:

Формы работы

Тематика работы

Кем выполнена работа

Сбор информации

Коллективно-творческое

дело

Класс получает задание собрать материал по истории возникновения народного праздника. Оформить собранную информацию для использования в театр-ных представлениях,воссоздающие

какой-либо народный обряд

или обычай, касающийся

данного праздника.

 «Масленица»-

7  класс (февраль)

Участники 1-8 кл.

Краеведческие исследования

Создание исследовательских

проектов, участие в конкурсе

«Мы – уральцы»

Частью исследовательской работы является работа в архивах и библиотеках. Учащиеся приобретают опыт систематического научного исследования, навыки работы с литературой, архивными материалами, развивают навыки общения.

«История основания и разрушения Сажинской церкви»

Меньшикова Мария

10б класс

«Здравствуй, космос»

Швалева С.-6 кл.,

Гайсина Р. .-6 кл.,

Мангилева А. .-6 кл.,

Гордеева К.- 7 кл.,

(краеведческ. кружок)

Проведение экскурсий

Экскурсии подразделяются на обзорные, тематические. Проводятся по выбранным темам музейных экспозиций.

Минин И.- 7кл., Гордеева К.- 7кл., Воронюк К.- 7кл.,

Корякова А.- 7кл.

(краеведческ. кружок)

Походы и экспедиции

Изучение села, природы,

условий жизни селян, истории края.

Отряд «Юные краеведы» 6 кл.

Меньшикова Мария

10б класс

Минин И.- 7кл., Гордеева К.- 7кл., Воронюк К.- 7кл.,

Корякова А.- 7кл.

Швалева С.-6 кл.,

Гайсина Р. .-6 кл.,

Мангилева А. .-6 кл

(краеведческ. кружок)

Встречи с интересн. людьми

Встречи с ветеранами Вов,

известными земляками.

Отряд «Юные следопыты»,

2,3,4,5,6,7 класс.

Календарь мероприятий краеведческой работы на базе  школьного музея

МОУ «Сажинская средняя общеобразовательная школа» за период:

Март 2007 – март 2008 года.

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные,

участники

Урок истории 6 кл.

 Тема: « Исторические источники»

март

Баданина Н.В.

Уч-ся 6 кл.

Экскурсии для уч-ся 7-10 кл.

Тематические: «События гражданской войны на территории нашего села»,

«История школы», «История Сажинской церкви».

март

апрель

Минина О.М.рук.м.

(краеведч.кружок)

Урок мужества 2 кл.

Тема: «На защите Родины»

май

Неволина З.Е.

кл.рук.

уч-ся 2 кл.

Классный час на тему:

«Герой Советского Союза

Шаров М.П.»

май

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 5 класса

Экскурсии на тему:

«На защите Родины»

май

в течении месяца

Минина О.М.рук.м.

Для всех классов

Подготовка к конкурсу:

«Школа музейного актива»

май

Минина О.М.рук.м.

 Актив музея

Урок истории 6 кл.

 Тема: « Исторические источники»

сентябрь

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 6 класса

Урок истории 2 кл.

 Тема: «Крестьянская изба»

октябрь

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 2 класса

Экскурсии для уч-ся 8 -11 кл.

Тема: «История села Сажино»

ноябрь

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 8-11 класса

Урок ИЗО кл.

 Тема: «Крестьянская изба»

декабрь

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 5 класса

Проведение экскурсий

для посетителей школы

во время «Вечера встречи»

февраль

Минин И.- 7кл., Гордеева К

Шаров Ж. - 7кл.

(актив музея)

Урок истории 4 кл.

 Тема: «Семейные традиции»

февраль

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 4 класса

Экскурсии на тему:

«Герой Советского Союза Шаров М.П.»,

«Винтовка Мосина».

февраль

Минин И.- 7кл., Гордеева К.- 7кл.,

Уч-ся 3 класса

Экскурсия на тему:

«Средневековый замок».

февраль

Минина О.М.рук.м.

Уч-ся 5 класса

Заключение.

Система краеведческой  работы школы способствует осуществлению поисковой и исследовательской деятельности на базе школьного музея, что позволяет разнообразить методы и приёмы активизации познавательного процесса учащихся, и, соответственно, реализовывать школьную образовательную программу. Показанные в отчёте результаты свидетельствуют о том, что в школе создаётся эффективная система работы  историко-краеведческого музея, которая обладает теоретическим и творческим потенциалом. Данная система способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисково-исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Активисты школьного музея, руководитель музея активно участвуют  в различных мероприятиях не только на уровне школы, но и района.

Школьный музей играет важную роль в работе школы, так как обладает возможностью творческого применения знаний учащихся на практике. Работа в школьном музее располагает к сотрудничеству, социальному партнёрству всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), что позволяет сохранять доверительные отношения, которые характерны для нашей школы.

       Созданные экспозиции школьного историко-краеведческого музея результат длительной творческой, увлекательной работы учащихся и руководителя музея. Это своеобразный отчет о поиске, который мотивирует на дальнейшее творчество.

         В планах развития музея постоянное пополнение фондов, создание новых и приумножение уже созданных экспозиций с помощью ребят, посещающих краеведческий кружок, а также активное использование фондов в учебном процессе и воспитательной работе школы.

Количество экскурсий

Связь с советом ветеранов