Знакомство с истоками национальной культуры средствами мультимедиа и ИКТ
статья по краеведению на тему

Тарасюк Наталья Алексеевна

Радикальное обновление содержания образования  требует использования адекватных этому процессу педагогических технологий. И здесь на помощь педагогам приходят информационно-коммуникационные технологии, которые помогают не только оригинально представить изучаемый материал, но и сократить время, затрачиваемое на изучение материала, делая информацию интересной, простой, доступной для детей с ОВЗ. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_istokami_natsionalnoy_kultury_2.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с истоками национальной культуры

средствами мультимедиа и ИКТ

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г.Новошахтинска находится в живописном месте поселка Соколово-Кундрюченского,  удалена на 1750 м от 15 км транспортной магистрали «Новошахтинск - Гуково».

Поселок Соколово-Кундрюченский – центр казачества города Новошахтинска. Жителями соблюдаются казачьи обряды в быту, сохраняется местный фольклор, что создает основу для развития образовательного процесса на народных, казачьих традициях.

В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Большую часть времени дети находятся в школе – интернате, поэтому активное изучение и освоение историко-культурной, природной среды региона и народных традиций является одним из основных средств формирования нравственных качеств воспитанников.

Школа-интернат VIII вида г.Новошахтинска в настоящее время является областной инновационной площадкой по проблеме «Современные формы и методы внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс школы-интерната VIII вида «Кундрючане» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Радикальное обновление содержания образования  требует использования адекватных этому процессу педагогических технологий. И здесь на помощь педагогам приходят информационно-коммуникационные технологии, которые помогают не только оригинально представить изучаемый материал, но и сократить время, затрачиваемое на изучение материала, делая информацию интересной, простой, доступной для детей с ОВЗ. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими  детьми.

Актуальным для коллектива является овладение необходимым уровнем педагогической культуры, новым мышлением и формирование новой идеологической позиции.

Применение ИКТ позволяет педагогам школы-интерната  решить ряд проблем:

- обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;

- разнообразить методы  и формы работы с обучающимися;

- проводить виртуальные экскурсии в музеи и памятные места нашего края;

-организовать творческую работу обучающихся, воспитанников (создание компьютерных презентаций, участие в проектной деятельности);

- повысить интерес к изучению родного края;

-использовать интернет-ресурсы при подготовке и в проведении уроков и занятий.

Изучив возможности применения информационно-коммуникационных технологий в школе-интернате для детей с ОВЗ, педагоги поставили перед собой следующую цель: выявить формы применения ИКТ для внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс и их влияние на формирование интереса  воспитанников к изучению родного края.

В результате ознакомления с  методической литературой по проблеме внедрения ИКТ, мы выделили несколько форм применения информационно-коммуникационных технологий, которые можно использовать в условиях нашей школы-интерната для детей с ОВЗ. Это такие формы, как готовые электронные продукты (электронные энциклопедии), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, видеоролики, аудиозаписи, диски с иллюстрациями.

Презентации. Данная технология используется как средство предъявления обучающимся  материала (иллюстрации, фотографии, видео, дидактических материалов и т.п.) и, с одной стороны, обеспечивает существенно большую наглядность этого материала, а с другой, облегчает педагогам, как создание этих материалов, так и процесс их использования. Применение технологии презентации повышает мотивацию, обеспечивает интенсификацию уроков и занятий, приобщает педагогов к применению современных информационных и коммуникационных технологий. Использование на уроках и занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Уроки и занятия не должны быть скучными, неинтересными для детей. Использование видеоматериалов эффективно на различных этапах урока: при изучении и закреплении нового материала, во время проверки знаний, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

Работа в области инновационной деятельности ведется успешно, проводятся мероприятия, в деятельность включены все обучающиеся, воспитанники школы- интерната. Подготовлены материалы для проведения открытых мероприятий, классных часов, воспитательских часов по внедрению регионального компонента. Созданы учебные мультимедийные презентации по изучению быта, традиций, природы родного края.

Технология проектов. Немаловажное место при внедрении регионального компонента в учебно-воспитательный процесс  школы-интерната занимает проектная деятельность воспитанников. Дети создают и защищают индивидуальные проекты, компьютерные презентации,  дополняя свою работу той информацией, которая на их взгляд необходима. Обучающиеся при создании каждого слайда в презентации становится компьютерными дизайнерами.

Например, при внедрении регионального компонента  воспитанникам 6 класса было  предложено собрать информацию об истории возрождения ранее разрушенной церкви в поселке Соколово-Кундрюченском и представить ее в электронном виде. Примером подобной работы является презентация «Святыни моего края. Храм Архистратига Михаила». Сбор материала для данного проекта проходил во время школьных  экскурсий. Изучая материал по историческим справочникам в поселковой библиотеке, по рассказам казаков и настоятеля храма отца Олега, ребята прикоснулись к истории своего родного поселка, узнали новое о церкви, о людях, обычаях, церковных обрядах.

Огромна роль экскурсий, в ходе которых обучающиеся накапливают фактический материал и овладевают практическими умениями исследовательского характера. В рамках проекта «Путешествие по родному краю» воспитанники 6-9 классов собирали информацию, фотоматериалы об истории, традициях и культуре своей малой родины, своего поселка. Эти материалы систематизированы и представлены в виде презентаций.

Информационное использование компьютера. Данное направление используется преимущественно для поиска и получения современной информации по конкретной проблеме. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и получить самую свежую информацию, которой в школьной библиотеке может просто не быть. Организация учебной деятельности воспитанников с использованием Интернета способствует формированию критического восприятия информации, развивает умения оценить себя и других.

Результатом применения ИКТ-технологий в нашей школе - интернате считаем повышение интереса педагогов к участию в сетевых проектах,  заинтересованность детей в  участии в конкурсах  различного уровня.  В течение последних трех лет весь педагогический коллектив является участником общероссийского проекта «Школа цифрового века», активно используя в  работе цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках данного проекта.

Воспитанники под руководством педагогов ежегодно принимают участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», получая дипломы и грамоты.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить большое влияние информационно-коммуникационных технологий на учебно-воспитательный процесс школы-интерната VIII вида. ИКТ-технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Средства мультимедиа и ИКТ не только делают изучение особенностей региона  наглядными и интересными, но и повышают уровень знаний обучающихся, упрощая подачу материала, используя различный графический и анимационный материал. ИКТ-технологии дают возможность повысить  интерес воспитанников к краеведению.  Помочь детям научится относиться к Земле, как к родному дому, и есть главная задача педагога на сегодняшний день. И в таком важном деле средства мультимедиа и ИКТ – самые надежные помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства

Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является...

Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства

Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является...

Знакомство с истоками национальной культуры

В жизни каждого человека есть период, когда он хочет вырваться из родных стен: ведь столько в мире интересного, сколько удивительных мест. Но проходит время, и он понимает – никакие красоты мира не за...

Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка

Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...

"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"

quot;Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"...