Сценарий праздника «Авдотья - Плющиха»
методическая разработка по краеведению на тему

Бондаренко Ирина Николаевна

Цель: углубить представление детей о русском народном празднике, , расширять активный словарь обучающихся, способствовать сплочённости и дружелюбию;

- воспитание чувств любви и гордости за свою малую  родину, за ее традиции. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;

 - развивать и совершенствовать круг культурных потребностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariyprazdnika.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

 «Авдотья   - Плющиха»

Цель: углубить представление детей о русском народном празднике, , расширять активный словарь обучающихся, способствовать сплочённости и дружелюбию;

- воспитание чувств любви и гордости за свою малую  родину, за ее традиции. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;

 - развивать и совершенствовать круг культурных потребностей

Оборудование: русская печка (коробки) лавочки, прялка, самовар.

Реквизит: самовар, печенье в форме птиц, горшок с землей, семена капусты, свистульки.

Для игр: обручи, веточки, магнитофон записи (пение птиц, плясовая)

Действующие лица:

Авдотья-

весна-

скоморохи-

петух-

домовой-

Словарь: Авдотья  -   Плющиха, скоморохи, кикимора

Методические рекомендации:

  1. Данное мероприятие требует тщательной подготовки.
  2. Очень  важно подумать оформление праздника.

1-й скоморох    Эй, народ честной,

                           подходи, не стой!

                           не гром, не пляс

                           нынче праздник у нас!

2-й скоморох    что за праздник у нас?

                           мы расскажем сейчас

                           нынче праздник будет необычный

                           пойдем в гости к тетушки Авдотьи

1-й скоморох     гости званные и желанные

                            люди старые и молодые

                            желанные и  холостые!

1-й и 2-й вместе   Просим, не стесняйтесь

                               К нам присоединяйтесь!

Гости проходят в класс.

Авдотья встречает : Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь. Пригласила я  Вас, чтобы поведать о старинном весеннем празднике, который отмечался на Руси 14 марта. В народе кличут меня Авдотьей – Плющихой, прошу любить меня и жаловать. А называется этот праздник так потому, что наступила пора снегу плющится, то есть оседать. И этот день считается началом нового года – русского земледельца. В народе существовала примета: « На Авдотью погоже – все лето пригоже». Ясная погода в этот день предвещала хороший урожай. Этот день (спросить у детей какая погода за окном – прогноз будет как) В этот день пора подумать о полевых и огородных работах. Обычно на Авдотью сеют капусту. Давайте ребята, и мы с вами посеем капусту.

В центре класса хоровод из детей в центре хоровода стол на столе горшок с землей и семена. Авдотья и одна из девочек сеют капусту. Дети в хороводе говорят

                                                                                               Расти, расти, капуста

                                                                                               Расти, расти, большая

 Останавливаются показывают движение руками вверх(2 – 3 раза).

Авдотья: А когда высаживали, накрывали  горшок скатертью, чтобы был хороший урожай капусты.

Авдотья: Весна, весна, на чем пришла?

Слова весны Пришла на зелёных полянках, подснежниках  голубых, под гомон птиц и журчание ручейков!

Авдотья: По древнему обычаю дети делали свистульки и подражали  голосам  птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. А ну-ка, весна-весняночка, да друзья твои, покажите как это было.

Весна: Слышали, ребята как птицы поют? (фонограмма с пением птиц, дети подражают голосам  птиц)

  Выходит петух:

Услышал я, как вы меня звали, вот и пришел. Я играть люблю, а вас как раз много. Вызываю вас на петушиный бой.

1-й вариант (обручи) выталкивают ладошками друг друга

2-й вариант на одной ноге выталкивают друг друга из обруча.

Петух:  Молодцы, сильные ребята. А я слышал свист. Вы свистели? Кто лучше? давайте посмотрим.

 Конкурс свистунов.

 Авдотья: Спасибо, Петушок, позабавил ребят, оставайся с нами. Я еще много чего ребятам сегодня поведаю, и ты послушай. Есть у меня интересная игра народная «КОСТРОМА» поиграем?

Весна: А, знаете, ребята, что в этот день делаются смирными, ручными даже кикиморы. Кикиморами на Руси называли домашних духов.

Авдотья: А в некоторых местах есть такой обычай: в этот день из лесу приносят сучья, топят избы, чтобы весна была теплая. Смотрите-ка, а моя печь немного остыла. А ну-ка ребята, сучья принесите скорей, растопите печь, и будет нам теплей!

Игра «Кто быстрее принесет сучья» 2 команды

Авдотья: Печка русская, стопишь ты, широкая да ладная, пол-избы, почитай занимаешь и накормишь ты нас и обогреешь и вылечишь, если нужно. Одно слово-матушка!

Спокойная музыка

Появляется Домовой – Люди добрые, здравствуйте! Я пришел к вам с добром. Живу я за печкой уже много-много лет,  поддерживайте со мной хорошие отношения, не забывайте обращаться к дедушке соседушке с ласковыми словами, оставляйте немного еды. И я буду вам платить добром  за добро, буду оберегать вашу скотинку, помогу содержать дом в порядке, предупрежу о грозящем несчастье,  ох-ох! Да,  засиделся я что-то, надо бы размяться.

(музыка, Домовой танцует в месте со всеми)

Домовой: Хорошо косточки размял, теперь – за дело. Много видел я на своем веку, много знаю. А вот много ли вы знаете? Хочу загадать вам загадки. (читает)

  1. Летит кучка поросят

кто не  тронет – завизжат

                              (пчелы)

  1. Лежит под плетнем

И кружит хвостом,

Ничего не болит,

А все стонет.

                             (свинья)

  1. В воде купался,

     а сухой  остался

                                      (гусь)

  1. Не земледелец, не кузнец,

не плотник, а первый на селе

работник.

                           (лошадь)

  1. Не прядет, не ткет,

а людей одевает.

                               (овца)

  1. Лежит – молчит,

подойдешь – заворчит.

                           (собака)

  1. Мохнатенька, усатенька

сядет – песенку поет.

                           (кошка)

  1. Маленький шарик

под лавкой шарит.

                         (мышка)

Домовой: Ну, спасибо, ребята. Все вы знаете, а раз знаете, то и мне спокойно за печкой лежать. До свидания, ребята. Ох – ох. Уходит. 

Авдотья: Делу время – потехе час. В свободное от весенних занятий время, я люблю сказки послушать да небылицы знаю.

На веточке на голой, покрытой не листвой,

Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.

Там заяц – лежебока тащил в зубах кота,

Лиса ловила мошек – такая красота!

А рядом, свесив ушки, сидел большой медведь,

А ты сиди и слушай, а я не буду петь.

Весна: Авдотья, а я тут узнала, что наши девочки тоже небылицы знают. Вот послушай. Девочки

Мы с тобой шли

Шли

Пирожок нашли?

Нашли

Я тебе его дала?

Дала

Ты его взяла?

Взяла

А где же он?

Кто?

Пирожок?

Какой пирожок

Мы с тобой шли.

Весна: И мальчики наши тоже могут небылицы рассказывать.

Выходят Фома и Ерема

Здравствуйте. А вот и мы оба Фома и Ерема

Фома: Потехи услыхали, к вам прибежали

Ерема: Мы ребята удалые!

Фома: Мы ребята озорные!

Ерема: А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ!

Фома: Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы!

Ерема: (толкает Фому) Начинай.

Фома: Нет, ты начинай!

Оба: Вместе начнем нашу чепуху!

Фома: Рано утром вечером поздно на рассвете. Баба ехала пешком в ситцевой карете

Ерема: А нам дедушка Иван посадил кота в карман.   Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье.

Ерема: Сидит ежик на березе новая рубашка. На головке сапожек, на ноге фуражка.

Вместе

Черти вилами поели из баранины уху. Не пора ли нам, ребята, тут закончить чепуху!

Авдотья: А еще, ребята, я хочу вам вот что рассказать. Талой мартовской водой на Веснянку – свистунью мыли полы. Этой  же мартовской водой  - снежицей обливали стены, поливали цветы. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалось особой весенней ценностью.  Говорили: «У Авдотьи  вода – у в Гория трава». И самовар обязательно наполняли этой водой. Наш самовар тоже с весенней водой.

Авдотья: Сверху пар, снизу пар,  кипит наш русский самовар!  Милости просим на чашку чая!

Ребенок разносит печенье,  угощает гостей, детей.

Пряники печатные,

Дети до того нарядные!

Вместе: Мы не сразу их съедим,

              А сначала поглядим!

ЧАЕПИТИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...