Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре
материал по краеведению (7 класс) на тему

Усманова Анна Викторовна

Разработка урока по кубановедению Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре.
Проблема урока: (
как вы думаете, решение какой проблемы мы поставим перед собой?)  Что дала песня казакам в их повседневной и походной жизни?

  Задачи:

1) образовательная – формирование личностно-субъективного отношения к историческим событиям в жизни казачества, отраженным в солдатской песне;

2) развивающая  - способствовать расширению кругозора, формировать познавательный интерес; побуждать высказывать своё отношение  к песням о жизни и подвигах казаков, аргументировать    собственную точку зрения.

3) воспитательная  - воспитывать у учащихся интерес к культуре казачества, показать отображение в кубанских песнях идеи патриотизма, гражданского подвига, любви к родному краю, своей малой родине.
Основные знания: Как русские и украинские песни попали на Кубань; песни и обряды черноморских и линейных казаков в жизни укреплений; духовность как основа музыкального фольклора; ценностная основа музыкального искусства Кубани.
Тип урока: комбинированный.

   Учебное оборудование: Трёхбратов Б.А. и др. «Кубановедение,  седьмой  класс: учебник для учащихся 7 класса  общеобразовательных учреждений»: Краснодар, 2010.Лукьянов С.А. и др. Рабочая тетрадь для 7 класса. Краснодар. 2012.Мультимедийная презентация  по теме урока.

ТСО: мультимедийное оборудование.

чебник Б.А. Трехбратов, Ю.М. Бодяев, И.А. Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар;

- хрестоматия по истории заселения Кубани. В.Б. Виноградов; -Песенный сборник А. Бигдая (I ,II том ), Краснодар;

«Кубань в песне», Илья Петрусенко, Краснодар; 

мультимедийное оборудование;
- электронное пособие/презентация к уроку;
-музыкальный звукоряд из MP3 песен: 
«Казачок», «Ой, воздолийка да далекого», «Козачушки, браво, ребятушки», «Дарувала нам царыця», «Засвисталы козаченьки», «Грэчаныки», «Зажурылысь чорноморци». /возможен вариант использования нотного приложения к данным музыкальным произведениям (см. приложение)/. 
Исторические личности: А. Бигдай, Илья Петрусенко, А. В. Суворов, В. А. Соловьёв.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

I.Организационный момент. (сегодня вы будете работать в группах, каждая группа получит свое задание. Правила работы в группах: в группе вы работаете сообща, не мешая другим группам, подводите итоги, делаете выводы)

Ребята, посмотрите на доску, перед вами эпиграф нашего урока. Прочтите его.

 

Песня – это не писаная,

а спетая история народа.

Песни, если они сложены народом,

 никогда не отступают от правды.

                                                                                 М. Шолохов.

Как вы думаете, что великий советский писатель Михаил Шолохов хотел сказать этими строками.(песня-это рассказ о реальных событиях в истории казачества, что она сложилась народом и поэтому несет правдивые знания этих событий)

Образовательные ресурсы:

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

1. Интерактивная беседа. 

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории казачества, музыкального искусства, литературы - активизация учащихся. Примерные вопросы:

  • - Вспомните, что означает термин «фольклор»? (Фольклор - в переводе с английского - «народная мудрость», «народное знание»);
  •  используя знания из курса «Музыка» перечислите жанровую какие бывают классификации кубанских казачьих песен, что в них отражалось, где их могли петь. (Исторические; военно-бытовые и походные; свадебные, колядки и щедровки; лирические, сиротские и балладные; чумацкие; шуточные и плясовые и др.);
  • опираясь на знания по кубановедению предположите о представителях какого казачества пойдет речь на уроке?()

Слово учителя: Культура и быт черноморских казаков в первые несколько десятилетий после переселения развивались в русле традиций, бытовавших еще в Запорожской Сечи.

Когда говоришь о фольклоре, то невозможно не затронуть песню.  Песня – это бесценное богатство народа. По её историческим и походным образцам можно представить историю страны, региона, народа. По семейно-бытовым и лирическим песням, а также по песням шуточного и плясового характера можно узнать быт людей, их обычаи.
Заселение южных границ России, берегов Кубани, первые сторожевые городки донских казаков иллюстрируются песнями об Иване Грозном, Петре I, Степане Разине, К. Булавине, Игнате Некрасове, Е. Пугачеве, А. Суворове.
Черноморцы в своих песнях ведут увлекательный рассказ о судьбах известных кошевых атаманов: З. Колнишевского, П. Дорошенко, С. Белого, З. Чепеги, старшины казачьего реестра П. Сагайдачного, войскового судьи и прекрасного сочинителя песен А. Головатого.

Постоянно возрастает интерес к многовековому наследию казаков и фольклорному искусству. И погружаясь в национальную культуру казаков, познаешь историю через традиции и обычаи. В фольклоре нашли отражение: общественное сознание, исторические события, бытовые и семейные традиции.

- ребята, исходя из сказанного нами сейчас,  назовем тему нашего урока.

Учащиеся называют тему.

2. Инициация, формирование ожиданий учащихся, запись темы урока в тетрадь.

Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного задания и практический выход (конечный результат).

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

1 шаг.

Непосредственный контакт с новой информацией (работа с фрагментами исторических текстов по группам). «Трёхчастный дневник».

Этот приём даёт возможность учащимся при работе с тестом (информацией) увязать содержание с личным опытом.

В первой части дневника учащиеся записывают моменты из текста (информации), которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие – то воспоминания, ассоциации с известными эпизодами из прошлого, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. В средней колонке они должны дать комментарии: что заставило записать именно эту цитату.

Учащиеся поступательно разбирают предложенный текст. Делятся впечатлениями, делают замечания (поправки) и т.п.  
В последней колонке записываются спорные вопросы или те, на которых учащиеся «споткнулись». Этот приём позволяет проводить работу не только с текстом, но и вести диалог с учителем.

Задание № 2

Прочитать информацию.

Заполнить таблицу «Тройной дневник»:


Цитата


Комментарии.

/почему привлекла ваше внимание/


Вопросы к учителю

Что такое цитата? Выбранная цитата должна отражать смысл…

Почему привлекла ваше внимание?




Примерные тексты

1 группа.

Фрагмент текста «Песни некрасовских казаков», И. Петрусенко.

… 
Татары, давшие некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось своё управление, свои выборные органы. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к Вере отцов – «старой вере».

Интересно, что сами некрасовские казаки своё песенное богатство делили на ряд пластов: Песни об Игнате, песни «под Игната», служивые, песни беседные и компанейские (сюда, кстати, входят и исторические песни), женские, свадебные, карагодные (хороводные), сердцебитные, уличные, пригудки(колыбельные),игровые(считалки),шуточные прибаути; духовные стихи(песни речитативного характера, например, «Про Лазаря», «Расставание души с телом», «О блудном сыне»).

Несомненный интерес среди песен, родившихся в среде некрасовских казаков, своей мелодикой и ладо - тональным планом для нас представляет веселая, старинная казачья песня «гречаники »:

Что дала песня казакам?


 2 группа (ряд).

Фрагмент текста «Суворов на Кубани», В. А. Соловьёв.

Суворов всегда высоко ценил и считал этих смелых людей «глазами и ушами» русской армии. В одном из своих приказов он писал: «Казакам непременно быть всегда дротиком вооружённым, яко наисильнейшим их оружием для поражения противника». Дротик – эта та самая пика, которую во время концерта можно увидеть у артистов Государственного ансамбля песни и танцев донских казаков. Но ведь были ещё и сабля и винтовка. Ох, уж эта винтовка! Весила она в ту пору около пяти килограммов и обращаться в бою на полном скаку с таким оружием было не так – то просто:
Ты, винтовка, друг мой верный,

Кто служить с тобой не рад!

Как гордится тобой смело

Царя русского казак…

В часы солдатского отдыха либо в длинные тоскливые вечера, под вой зимнего степного ветра, Александр Васильевич просил своих «солдатушек» петь песни. «Пение, – говорил он, - сокращает приятным образом свободное время, облегчает тягости похода и заменяет другие удовольствия жизни…».

^ Невольно солидаризируешься с этими словами полководца, когда слушаешь казачий вариант известной солдатской походной песни суворовских времён:

- Козачушки, браво ребятушки,

А где ваша маты?

-Э, гей, да! Наша маты – разбиты палаты,

Вот где наша маты!..

^ И в наше время на Кубани бытует песня, которую Суворову доводилось слушать среди казаков Кубанского корпуса:

Полно вам, снежки, на талой земле лежать,

Полно вам, казаченьки, горевать…

 3 группа (ряд)

Фрагмент текста «Песни черноморских казаков», И. Петрусенко.

Несмотря на могущество и авторитет Потёмкина, жизнь черноморских казаков и их семей между Бугом и Днестром не складывалась. Бывших сеченцев притесняли. А порой и просто издевались над ними местные помещики и «московщина». Поэтому жалуются на свою долю в песне «Дарувала нам царыця»:

Дарувала нам царыця аж чотыры лымана,

Щоб ловылы хлпци рыбу та справлялы жупаны.
Ой, думалы запорожци заробыть жупаны,

Заробылы ж соби хлопци на ноги кайданы…

В 1791 году неожиданно умер князь Потёмкин. С его смертью черноморцы оказались ещё в худшем положении. В ряде дошедших до наших дней песен черноморских казаков то поры о Тамани и Кубани поётся с теплотой; с верой и надеждой, что на этих землях жизнь казацкая потечёт счастливо, что навсегда уйдут в прошлое нужда и неустроенность.

Казаки хорошо помнили, что ещё в 1788 году императрица пожаловала войску «Тамань с окресностями оной». Вот и представляли они в своих песнях как идут на Кубань, как ловят в её богатых лиманах рыбу, растят хлеб и справляют жупаны, как верно несут пограничную службу. Но по – прежнему не стирались в памяти картины пылающей Сечи. Из души печальной песней лилась тоска по родному краю…

Зажурылысь чорноморци,

Що нигдэ прожиты,

Найихала московщина,

Выганяе з хаты.
Ой, годи вам, чорноморци,

Худобу плодыты.

Ой, час – пора вам, чорноморци,

Иты на Кубань житы.
Идуть наши чорноморци

Та й нэ оглядаються.

Оглянуться в ридный край-

Слезмы умываються.

Что дала песня казакам?



Обсуждение прочитанного материала и услышанного учащимися по группам.


Обсуждение закончено, пред вами классификация песен и названия их, как вы думаете, сегодня эти песни исполняются и где их можно услышать? А сегодня кто из композиторов пишет эти песни (Пономаренко, В.Журавлева)

Физминутка

Ребята, перед вами классификация казачьих песен
Задание № 2


Исторические


Походно - бытовые


Шуточные плясовые

припевки

«Ой, воздолийка да далекого», «Дарувала нам царыця, «Зажурылысь чорноморци»;

«Козачушки, браво, ребятушки», «Засвисталы козаченьки»;


«Казачок», «Грэчаныки».

По словам Суворова, что дает песня казакам?

Сегодня мы узнали о песенном фольклоре казаков,  о значении песен. Великий русский полководец А.В.Суворов подчеркивал что:
«Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет его шаг; по ней мы танцуем и на самом сражении. Старик с большой бодростью бросается на смерть, молокосос, отирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию…»

Рефлексия.

Я предлагаю прослушать фрагменты песен и вы должны определить их жанр.

Ребята, наш урок подходит к завершению, давайте оценим нашу работу.

Оценки выставляют лидеры групп.

Домашнее задание: 

  1. Проиллюстрировать наиболее понравившийся фрагмент казачьей песни, прослушанной на уроке;
  2. Найти и записать в тетрадь название и историю песен,  в которых отражается тема переселения черноморских казаков на Кубань .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА В КУБАНСКОМ ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ

воспитание любви к родному краю, станице;развитие познавательного интереса, расширение кругозора;развитие речи;знакомство с песенным фольклором жителей Кавказского района;повторение понятия диалектные...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Русский песенный фольклор

Учебный материал по теме "Русский песенный фольклор"...

Урок кубановедения в 7 классе «Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре».

В папке урок по кубановедению, который знакомит учащихся  с повседневной жизнью российских укреплений на Кубани, о их песенном фольклоре. Так же дополнительный материал для учителя, карточки для ...

Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Презентация к уроку Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре...

Итоговое повторение по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.».

Урок 17.  Тема. Итоговое повторение по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.». Цель.Формирование ценностных ориен...

Конспект урока по истории "Перемены в повседневной жизни российских сословий" 8 класс

Этот материал помогает провести урок в 8 классе по истории России начала 18 века....