Трамвай как исторический символ Санкт-Петербурга
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Васильева Людмила Ивановна

Цель данной работы предоставить учащимся возможность осознать роль и значимость петербуржского наследия в современной жизни города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: представить учащимся возможность осознать роль и значимость петербуржского наследия в современной жизни города.

Задачи:

  • раскрыть понятие исторический символ города,
  • познакомиться с историей трамвая в Санкт-Петербурге,
  • показать связь петербуржского трамвая с современной жизнью города,
  • направить их на самостоятельный поиск и отбор фактов, подчеркивающих   «символичность» трамвая,
  • научить детей работать в группе, выслушивать мнение каждого участника   путешествия, помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» проблемы,
  • научить аргументированно отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание чувства уважения и любви к родному городу.

Участники: учащиеся 5-х классов.

В образовательное путешествие отправляются две группы учащихся по 9 человек. Группы сопровождает педагог. При затруднениях, возникающих у учащихся, педагог подсказывает возможные пути поиска ответов с помощью дополнительных и уточняющих вопросов к размышлениям.

Заключительная часть маршрута – поход в Музей трамваев двумя группами.

  1. Подготовка к путешествию

Тема: Трамвай как исторический символ Санкт-Петербурга

Учащиеся уже знают, значение понятия «символ», а также на примере Санкт-Петербурга, понятия  «официальный», «исторический», «неофициальный» символы.

Учитель:

- Ребята, история трамвайного движения в Санкт-Петербурге насчитывает уже свыше 100 лет — серьезный срок, на протяжении которого сменилось несколько поколений пассажиров, а вместе с ними эволюционировали технические особенности и дизайн машин. Трамвай давно уже гармонично вписался в облик Санкт-Петербурга как исторического памятника национального и общемирового масштаба.

Первым рельсовым уличным транспортом, который появился в Санкт-Петербурге в 1860 году, являлась конно-железная дорога. Вначале по ней производились только грузоперевозки, но после постройки в 1863 году пассажирских линий, этот вид транспорта стал также перевозить пассажиров.

В 1886 году в городе появилась линия парового транспорта (в простонародье «паровика»). Этот вид трамвая отличался более высокой скоростью.

Первая, временная, трамвайная линия была проложена в Санкт-Петербурге еще в 1894 году прямо по льду реки Невы. По ней можно было доехать из центра на Васильевский остров, Выборгскую и Петроградскую стороны.

На постоянной основе этот вид транспорта начал действовать в городе в 1907 году.

В самые трудные для города времена, словно верный друг, трамвай не оставлял горожан в беде и продолжал служить им верой и правдой. Во время Великой Отечественной Войны Ленинград находился под блокадой. Но, несмотря на это, по улицам города продолжали передвигаться трамваи, и их работа приостановилась только на период 15 декабря 1941 г. по 15 апреля 1942 г. по причине прекращения подачи электроэнергии.

Понятия, связанные с трамваями, прочно вошли в нашу речь, песни и городской фольклор. Трамвай – не только факт развития техники. Многие петербуржцы считают трамвай символом города, создают сайты, посвященные его истории, стараются всеми способами сохранить городскую трамвайную сеть. История города и городского трамвая неразрывны и связаны в единое целое.

Ребята, я приглашаю Вас в путешествие, чтобы ответить на вопросы : «Можно ли считать трамвай историческим символом Санкт-Петербурга» и «Есть ли у трамвая будущее» ?

На итоговом занятии нашего путешествия мы обсудим разные точки зрения, вместе ответим на поставленные вопросы. Поговорим и о том, почему именно трамвай ассоциируется с Петербургом, а не троллейбус или автобус, нужен ли в Санкт-Петербурге трамвай?

Вам предстоит отправиться в образовательное путешествие к памятникам     трамваю и ответить на вопрос, почему для них выбраны эти места.

Учащиеся получают маршрутные листы с указанием адреса, картой расположения объектов и вопросами по памятникам, на которые они должны ответить. Учащимся предлагается сделать фотографии по своему маршруту.

  1. Работа на маршруте

Маршрутный лист  Маршрута №1.

Памятник блокадному трамваю в Кировском районе

Адрес: пр-т Стачек, 114

 Pcy;амятник блокадному трамваю

 

Vcy; Санкт-Петербурге вспоминают жертв блокады - Первый каналPcy;амятник "Блокадному трамваю" в Санкт-Петербурге - КОНКУРС ДЕНЬ ПОБЕДЫ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ (конкурс) - Фотоальбомы - Сайт фотолюбителе

Карта:

Macintosh HD:Users:Liva:Desktop:Снимок экрана 2014-11-10 в 17.11.40.png

15-го апреля 1942 года, в Петербурге было восстановлено трамвайное движение, прерванное единственный раз за всю историю его существования из-за отключения электроэнергии.

Работа на маршруте:

  1. Найдите объект, предложенный для исследования.  Ответьте на вопросы, предложенные в маршрутном листе, для чего внимательно изучите памятник, его местоположение, расположение в городском пространстве, «говорящие» детали.
  2. Вы подошли к Памятнику блокадному трамваю. Ответьте на вопросы:
  • Почему кладут цветы к этому памятнику?
  • Как вы думаете, почему трамвай был так важен для жителей блокадного города?
  • Как вы думаете, какие функции мог  выполнять трамвай в блокадном Ленинграде?  
  • Какая часть населения города, по-вашему, могла управлять этим видом транспорта?
  • Предположите, сколько всего трамваев и работников обеспечивали движение в блокаду?
  1. Изучите надпись на мемориальной доске и ответьте на вопросы:
  • В честь какого события установлен памятник?
  • Почему на этом месте?
  • Что служит постаментом для памятника?
  1. Обойдите памятник по периметру, и рассмотрите внимательно сам трамвай:
  • Похож ли он на современный трамвай?
  • Укажите отличия от современного трамвая?
  • Как вы думаете, действительно ли эта модель трамвая ходила по улицам блокадного города?
  1. Проанализируйте: Что нам может рассказать этот памятник о жителях блокадного Ленинграда?
  2. Существует мнение, что трамвай устарел, как вид городского транспорта. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Маршрутный лист  Маршрута №2.

Конка на Василеостровской.

Адрес: на углу 7-ой линии и Среднего проспекта Васильевского острова, станция метро «Василеостровская». Рядом с вестибюлем метро «Василевская»

Pcy;АМЯТНИК КОНКЕ в Санкт-Петербурге - Дыхание Питера

 

Карта:

Macintosh HD:Users:Liva:Pictures:Без заголовка.png

Работа на маршруте:

  1. Найдите объект, предложенный для исследования. Ответьте на вопросы, предложенные в маршрутном листе, для чего внимательно изучите памятник, его местоположение, расположение в городском пространстве, «говорящие» детали.
  2. Рассмотрите внимательно памятник и ответьте на вопросы: 
  • Какие чувства, ассоциации у вас возникли?
  • Какой материал использован при строительстве памятника?
  • Как вы считаете, из какого материала изготавливались детали конки в XIX веке?
  • Как вы думаете, в чем недостоверность этого памятника?
  • Почему появился в городе такой вид транспорта, как конка?

  1. Прочитайте надпись на памятнике Конке (информационная табличка).
  • Какого года постройка?
  • Почему на этом месте установлен памятник конке?

  1. Попробуй представить себе картинку того времени:
  • Как передвигался этот вид транспорта?
  • Кто управлял конкой?
  • Рассмотрите фигуру кучера и опишите ее. Во что одет?  Опишите какие детали на фигуре кучера вы увидели.
  • Как вы думаете, почему у конки не было дверей?
  • Кто ездил в конке?
  • Как вы думаете, какие места в конке стоили дороже?
  • Какова была форма оплаты проезда?
  • Предположите, как останавливалась конка.
  • В чем, по вашему, самое большое неудобство конки?
  • Как вы думаете, чем трамвай лучше (удобнее) конки?

  1. Как вы думаете, насколько удачно вписан памятник в это место.

  1. Существует мнение, что трамвай устарел, как вид городского транспорта. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Маршрутный лист  Маршрута №3.

Музей трамваев. Поход двумя группами.

Адрес: Средний проспект 77.  

Работа на маршруте:

В музее учащиеся побывают на увлекательнейшей экскурсии, узнают о происхождении трамвая, его истории, увидят много фотографий, воочию увидят различные модели трамваев, смогут прокатиться на старейшем трамвае города.

Попробуйте ответить на вопрос, во время  нашего путешествия в музее: В чем главное отличие санкт-петербургского (питерского) трамвая от трамваев других городов?

  1. Поиск фотографий.

Учащиеся каждой из групп самостоятельно находят в Интернете фотографии с изображением первой конки на улицах Санкт-Петербурга и фотографии с трамваем времен Блокады Ленинграда. Подобранные фотографии они приносят на итоговое занятие для иллюстрации своего рассказа.

  1. Подведение итогов путешествия

Заключительная работа образовательного путешествия строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Свой рассказ учащиеся сопровождают показом фотографий.

Форма проведения занятия: выступление групп, диспут.

Учитель:

- Ребята, есть еще один памятник, который мы не видели. Это памятник Первой линии Петербургского трамвая в Санкт-Петербурге. На тротуаре Адмиралтейского проспекта имеется памятная доска и фрагмент      трамвайных рельсов и брусчатки. Именно здесь проходила первая линия Петербургского трамвая, открытая в сентябре 1907 года.

http://thy-petersburg.ru/img/pamytnik/img_052.jpg

Пуск первой линии Петербургского трамвая состоялся 16 сентября 1907 года по старому стилю (29 сентября по новому стилю). Рождение самого экологически чистого вида общественного транспорта — знаменитейшего в мире петербургского трамвая — происходило в муках. Шли годы, а владельцы конки, имевшие договор с городским самоуправлением, никак не желали переходить на электрическую тягу.

В начале трамвай пустили на лед Невы: с 1895 года он ходил по замерзшей реке, а с наступлением весны, ходить переставал до следующего ледостава. В сентябре 1907 года под гул большого сводного оркестра и приветственные крики тысяч людей, под сенью знамен, хоругвей и флагов, в присутствии всего градоначальства на Адмиралтейском проспекте все-таки был пущен посуху электрический транспорт. То был трамвай маршрута N4: «Главный штаб — Васильевский остров». Что же было до появления первого трамвая?

Учитель:

  • Группа, отправившаяся по маршруту «Памятник конке», поделится своими впечатлениями и расскажет  о своих открытиях.

 Учащиеся рассказывают о своем маршруте.

Учитель:

- Кажется, что может быть зауряднее обыкновенного трамвая. Но и в годы блокады этот вид транспорта был воспет в стихах и поэмах. В Ленинграде на нем ездили на фронт и с фронта. Трудяга трамвай возил пассажиров, войска и боеприпасы, сырье и топливо, он замены почтовые и санитарные машины. Все это происходило на виду у противника. Не случайно ленинградцы, имея в виду Стрельну, называли гитлеровцев «врагом трамвайной остановки».

Вера Инбер писала:
Холодный, цвета стали,
Суровый горизонт...
Трамвай идет к заставе,
Трамвай идет на фронт.
Фанера вместо стекол,
Но это ничего.
И граждане потоком
Вливаются в него...


Только за двенадцать дней ноября 1941 года фашистская артиллерия повредила 40 участков трамвайной линии. Но каждый раз движение возобновлялось. На проспекте Стачек трамваи немного не доходили до Кировского завода, дальше не было контактной сети, и вагоны прицепляли к паровозу-«кукушке», который вез их к фронту. Вот отрывок из боевого донесения:

 «В течение первого года войны под перевозку войск было подано 2006 вагонов, перевезено 250 тысяч бойцов, для перевозки раненых предоставлено 3994 вагона...»

За время блокады Ленинграда трамвайное движение в городе было приостановлено всего один раз. К концу ноября 1941 года из-за перебоев с электроэнергией участились перерывы в трамвайном и троллейбусном движении. В декабре 1941 года прекратилась подача электроэнергии, и трамваи встали прямо на улицах заснеженного Ленинграда. Но уже в марте пошел первый грузовой поезд, а 15 апреля 1942-го на линию вышел пассажирский трамвай. Очевидцы запомнили крики и слезы, которыми их встречали, и предельную вежливость, соблюдаемую на первых порах пассажирами. Вначале было открыто движение по пяти маршрутам, связавшим разные концы города. Самым длинным оказался маршрут от острова Голодай до Волковского проспекта.

  • А теперь, ребята, исследовавшие памятник «Блокадному трамваю»,  расскажут про свой маршрут.

Учащиеся рассказывают о своем маршруте.

После выступления каждой из групп проходит обсуждение маршрутов и тем.

Основные обсуждаемые темы:

  • Трамвай является символом Петербурга и Ленинграда, символом жизни города.
  • Как трамвай «служил» людям в прошлом, и каково его назначение сегодня?
  • Трамвай – только культурное наследие Санкт-Петербурга или у него есть будущее?
  • Трамвай – экологичный  транспорт.

  1. Выводы

  1. Трамвай как символ города:
  • имеет давнюю историю,
  • в годы Блокады трамвай, отправившийся по городу, поднял дух жителей и стал надеждой на победу,
  • производится в Санкт-Петербурге,
  • много людей обеспечивало трамвайное движение,
  • одна из крупнейших трамвайных сетей в мире,
  • широко востребован.

  1. В чем петербуржский трамвай выигрывает у всех видов общественного транспорта (троллейбуса, автобуса, метро):
  • Экологичный,
  • Вместительный,
  • Долговечный,
  • Экономичный,
  • Малошумный.

Это можно принять как аргумент в защиту будущего для трамвая.

Благодаря личному опыту, коллективной исследовательской работе, учащиеся смогут понять и оценить всю значимость трамвая, как историко-культурного памятника, как  символ города. Важно, чтобы молодые петербуржцы поняли: это не просто городской вид транспорта – это часть их  эпохи. От их личного отношения к этому «наследию» зависит его будущее.

Мнение каждого участник группы важно и для педагога и для одноклассников. То что видит один, может не увидеть другой. Из таких «мнений»  складывается цельная, важная картина города.

  1. Источники:

  1. Портал «Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat» http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoe-puteshestvie-kak-pedagogicheskii-metod#ixzz3E9ts8Asz
  2. Портал «Все о Санкт-Петербурге и пригородах»   http://www.spbmuzei.ru/neob_mesta13.htm
  3. Портал «Традиция»http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9
  4. Сайт «История трамваев Петербурга»

http://www.transportspb.com/nazemnyj-transport/tramvai/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная игра "Путешествие по историческому центру Санкт - Петербурга"

Игра позволяет, используя современную электронную аппаратуру, пройти несколькими маршрутами по историчеким местам нашего города. Выбираются команды из разных классов, которые "проходя" по улицам и пло...

Символ 2017 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга

Символ 2017 года по Восточному календарю - петух. Где в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга мы можем увидеть символ 2017 года?...

Символ 2018 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга

Символ 2018 года по восточному календарю - собака. В презентации представлены образы собак в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга....

Экскурсия по историческом центру Санкт-Петербурга на английском языке

Данный  материал содержит  адаптированный для старшеклассников  текст  пешеходной экскурсии на английском языке по историческому центру Санкт-Петербурга. Используется для преподава...

Презентация к уроку "Симметрия в архитектуре (исторический центр Санкт-Петербурга)"

Во время урока идет обобщение пройденного материала. Ученики вспоминают определения осевой, центральной, поворотной и зеркальной симметрии. В ходе небольшой экскурсии по историческому центру Санкт-Пет...

Нева-символ Санкт-Петербурга

Чистая нева-это наше будущеекоторое мы вместе можем сделать настоящим.Но токсичные стоки продолжают отравлять реки Санкт-Петербурга.В презентации перечисляются загрязнения водоемов.Приводится двухступ...