Урок краеведения в 5 классе по теме "Русские Поволжья"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Шешнёва Наталия Александровна

Заключительный урок проекта "Русские Поволжья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc55.5 КБ
Office presentation icon russkiy_kostyum.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Русские Поволжья.

Цели:

расширить знания учащихся о культурных традициях          русского народа;

прививать любовь к истории родного края.

Оборудование: выставка народных ремёсел, визитки групп.

                         

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Слово учителя.

   

         Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового и интересного из жизни русского народа. Для того чтобы удобнее было работать, класс поделился на 3 группы, каждая из которых будет работать над конкретной темой.

         Мы будем глубже изучать такие вопросы, как “Традиционная пища”, “Изба, как образ мира”, “Русский народный костюм”. Мне думается, что эти вопросы будут интересны не только ребятам, но и нашим гостям.

        Итак, первое слово мы предоставляем группе, работавшей над темой “Изба, как образ мира”.

         В сознании русского человека дом был наделён священными чертами. Со строительством дома человек обретал своё положение в прострнстве и включал свою жизнь в течение окружающего мира, как природного, так и людского. Оттого дом не строили где попало, как попало, и из чего попало. /демонстрация слайдов/.

III.1-ый ученик. Время строительства.

   

         Выбирая непосредственное место постройки, крестьянин, хозяин будущего дома, обязательно проводил гадания, обычно с вечера на утро, втайне от всех. Женщин к гаданию никогда не допускали. Хозяин насыпал по углам будущего жилища четыре кучки зерна. Если к утру они оставались нетронутыми, то место считалось удачным. Вместе с углами определялся и центр будущего дома.

         Тем самым крестьянин уже организовал внутреннее пространство жилища. Нахождение середины дома - это и нахождение “сакрального центра”, что должно было связать дом с миром божественным, священным, ибо дом всегда представлялся как сердце вселенной. Считалось, что удача будет, если начать ставить дом Великим постом, то есть ранней весной, и в новолуние. Строительство дома должно было захватить по срокам и праздник Пресвятой Троицы. «Без Троицы дом не строится», - говорит поговорка. Предпочитали для строительства вторник и четверг, поскольку они были чётными .

IV. 2-ой ученик.

Материал для строительства
       

         Материалом для строительства служило, конечно же, дерево, а с деревом у русского крестьянина было связано множество представлений. Они действовали и при отборе материала для постройки. Запреты определяли, какие деревья можно использовать, а какие - нет. Они налагались на священные деревья: выросшие на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле; всякого рода чудесные, необыкновенные деревья, выдающиеся то ли своей высотой, то ли возрастом, то ли уродством; деревья с раздвоенным стволом ("воротца"), с дуплом.

         Никогда не поднимали топора на проклятые деревья. Например, в некоторых селах не трогали липу, считая, что, срубив ее, можно заблудиться. Не секли старых деревьев, думая, что они должны умереть своей смертью. Всякий, кто осмеливался прервать их старость, мог сойти с ума либо неожиданно умереть или стать калекой. Запрещено было трогать молодняк, но особенно боялись рубить сухие деревья. Сухость - один из символов смерти и болезни. Сухое дерево - это отсутствие или потеря жизненных сил, здоровья.          У обитателей дома, в срубе которого оказалось сухое дерево, может возникнуть "сухота" - болезнь. Дерево с "пасынком" (сучок, идущий из глубины ствола) влекло за собой смерть хозяина дома; дерево с наростом приводило к появлению колдунов; дерево с "пристоем" - у девушки-дочери появится незаконное дитя, и т. п.                                    Опасались и так называемых буйных деревьев, силу которых мог разгадать только колдун. Это дерево, попав в сруб, начинает рушить все строение и губит под развалинами его жильцов. У них было и иное название - стоеросовые деревья.

          Росли они обычно на месте старых лесных дорог или перекрестков, то есть несли на себе печать "нечистоты", "бесовского" начала. Запрещалось использовать деревья, посаженные, выращенные человеком или растущие на усадебной земле: они считались уже "домашними".

          Рубку леса, заготовку дров обычно начинали после праздника Троицы, ибо в Троицу снимался запрет на рубку деревьев, хотя до того не разрешалось даже ломать ветви и сучья.

V. 3-ий ученик.

Обряды перехода в новый дом.

 

         По поверьям, бытовавшим среди русских крестьян, дом всегда строился не без участия чёрта или иной нечисти. Чёрт потребует выкупа, жертвы за свою помощь. Обычно тот, кто первым войдёт в дом, и попадается чёрту.    Поэтому к новому жилью не пускали детей - нечистый любил их заманивать. При совершении обрядов перехода в новый дом в двери впускали сначала животного (кошку, петуха), а затем входили сами по старшинству. Тем самым старики как бы сами обрекали себя на смерть.    Переносили в новый дом из старого жилища огонь, угли, сор - символы человеческого жилья, его теплоты и уверенности. Кроме того, совершался особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с людьми в новый дом, иначе им грозили беды и расстройство хозяйства. Переселение происходило с выносом икон, освящённых в церкви веток вербы, свечой, святой водой и священными книгами. Все переносимые вещи складывались в красном углу. Затем хозяева «оживляли « новую печь и, когда огонь запылает, садились за общим столом для совместной трапезы.

        Так дом превращался в родное жилище, однако, становясь таковым        полностью только после совершения одного из обрядов жизненного цикла – родинного, свадебного или похоронного.

VI.Слово учителя.

   

Молодцы, ребята. Следующий вопрос, над которым нам придётся поработать, «Традиционная пища». Мы узнаем о том, какие продукты употребляли русские в пищу и как они появились.

VII.1-ый ученик.

Мед
 

        Мед был древнейшим и любимым напитком у славянских племен, и введение его современно первоначальной истории славян.    Русские славяне издавна занимались пчеловодством; первоначально это было лесное пчеловодство, которое было очень простым и не требовало много ухода со стороны пчеловодов; дупла деревьев служили тогда ульями, а леса - единственными пчельниками.

          Пчеловод имел в лесу несколько дуплистых или выдолбленных деревьев, в которых водились дикие пчелы, и изображал на них свои знаки. Несколько таких деревьев и составляли пчельник, который хозяин обозначал межою или гранью. Такое выдолбленное или дуплистое дерево называлось бортью.  

         Закон строго охранял неприкосновенность обозначенной таким образом собственности. Приготовлявшийся из меда напиток был оригинальным и любимым питьем в России и делался до такой степени крепким, что от него упивались, как от водки. Уже в X в. он был у нас в большом употреблении, как видно из рассказа княгини Ольги; она велела древлянам наварить много меду, говоря, что хочет совершить тризну по убитому ими Игоре, и этим медом угощала их на могиле своего мужа. Мед варили во всякое время, при первой надобности.

         При князе Владимире I его друзья употребляли во множестве: однажды на пиру его было 300 бочек меду и он велел еще развозить его по городу, в телегах.

         Впоследствии все иностранцы, посещавшие Московию, удивлялись искусству русских в приготовлении различных родов меда. Меды были вареные и ставленные; первые варились, вторые только наливались. Кроме того, по способу приготовления и разным приправам меды имели разные названия: мед простой, мед пресный, белый, красный, обарный, боярский, ягодный; мед ягодный подразделялся по родам ягод: на вишневый, смородинный, малиновый и т.д.

Мед, называвшийся обарным, приготовляли следующим образом: рассочали медовый сот тёплою водою, процеживали сквозь частое сито так, чтоб мед отделился от восчины, потом клали туда хмелю, полагая на пуд меда полведра хмеля, и варили в котле, снимая пену ситом; когда же эта жидкость уваривалась до того, что в котле оставалась ее только половина, тогда выливали из котла в мерник, простужали не на сильном холоде и бросали туда кусок ржаного хлеба, натертого патокой и дрожжами, давали жидкости вскиснуть, не допуская до того, чтоб она окисла совершенно, и, наконец, сливали ее в бочки.

         Боярский мед отличался от обарного тем, что при рассечении меда бралось сот в шесть раз больше, чем воды, он кис в мерниках неделю, а другую неделю он стоял с дрожжами; после того его уже подваривали патокой.

         Ставленные ягодные меды служили прохладительным напитком. Из всех родов меда преимущество отдавали красному. В XV в. и позже медоварение составляло монополию казны.

         В некоторых уездах Саратовской губернии делают и теперь арбузный мед, который имеет вид и вкус патоки; его продают на вес, простой народ употребляет его с хлебом и квасом.

VIII. 2-ой ученик.

Квас
 

          Самым употребительным русским напитком был квас; его пили все, от царя до последнего крестьянина. Время введения его на Руси неизвестно с достоверностью, но можно отнести его происхождение у нас к началу земледелия. В X в. он уже был в общем употреблении. В XVI в. повсеместно в посадах можно было встретить квасоварные заведения и квасников, продававших квас в лавках и квасных кабаках.

         В монастырях квас был обычным питьем братии в будни. Квасы были разных сортов: кроме простого, так называвшегося житного, приготовлявшегося из ячменного или ржаного солода, были квасы медвяные, из рассоченного в воде меда, и ягодные, из меда и воды с прибавкой ягод.

          Медвяный квас чаще всего можно было встретить в монастырях, имевших свои пчельники; оттого медвяный квас назывался в народе монастырским.

         В половине XVII в. у нас употребляли еще яблочный квас. В Олонецкой губернии и теперь делают квас из репы, который очень вкусен. С начала XII в. упоминается еще один древнерусский горячий напиток, называвшийся переваром, или взваром; великий князь Всеволод, пируя в 1128 году с боярами, велел выставить для народа по улицам вина, меду и перевару. Перевар был тоже, что сбитень, и приготовлялся на зверобое, шалфее, лавровом листе и инбире.

         Ныне между простым народом употребляется сбитень; продавцы разносят его в медных чайниках, имеющих форму самовара. При кипячении сбитня в сосудах русские изобрели и самовар, но время введения его неизвестно.

        Хмель, для приготовления хмельных напитков, разводился в России издавна; в наших летописях о нем упоминается уже в X в.

IX. 3-ий ученик.

Картофель
   

         В России картофель распространился еще позже, нежели в других странах Европы. Он впервые перенесен к нам только в конце прошлого столетия (т.е. XVIII в. - Р.К.) и медленно входил в употребление, возбуждая в народе недоверие и суеверные толки; о нем думали, что он назначен для употребления нечистой силой и называли его чертовым яблоком.

         Были примеры, что и правительственные меры не могли заставить крестьян разводить картофель. Несмотря на все это, очевидная польза его преодолела предрассудки и разведение его у нас быстро распространилось, тем более что это перуанское растение удобно освоилось с нашим климатом

         Возделывание картофеля только в последнее время стало производиться в более широких размерах. По официальным сведениям, его собирают ежегодно до 30 миллионов четвертей.

X. Слово учителя.

     

         Спасибо, ребята. Теперь мы переходим к обсуждению следующего вопроса «История народного костюма».

          Как много может рассказать любознательному человеку интересного, поучительного, иногда забавного и неожиданного привычное, постоянно употребляемое слово «одежда».

         Одежда защищала тело человека от холода и пронизывающего ветра, ливня и жарких лучей солнца, механических повреждений – ушибов, царапин, укусов насекомых.

        С момента своего возникновения одежда была не только предметом первой необходимости, но и представляла человеку реальную возможность изменить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки фигуры и внешности – отражала определенное представление о красоте, выполняла эстетическую функцию.

XI. 1-ый ученик. /Демонстрация слайдов/.

 История народного костюма

          Народный крестьянский костюм на протяжении XVIII-ХIХ в. продолжал сохранять неизменные формы, сложившиеся ранее. Однако к началу XX века в нем происходят изменения, связанные с внедрением различных фабричных тканей (ситец, сатин, атлас и др.) и изделий  (платки, картузы, сапоги, башмаки и др.), а позже готовых форм одежды — пиджаков, жилетов.

         Формирование русского национального костюма, как и общеевропейского, процесс длительный и  сложный, на его возникновение и развитие оказали воздействие территориально-климатические условия, и

главное — местные обычая, сложившиеся веками традиции. Именно поэтому так значительны различия в костюмах разных краев нашей огромной страны.

XII. 2-ой ученик. /Демонстрация слайдов/.

 

 Женский народный костюм.

         Женский  костюм северных областей России - это рубаха и сарафан, в то время как южнорусский костюм включал в себя рубаху с поневой.

Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой, то пышный, объемный.

         Многослойный северно-русский женский костюм завершали душегрея,  либо шугай.

         Поверх рубах носили нарукавники, шушпан, коротай, навершник, представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой.

          Формы головных уборов были различные.  В южных местностях носили довольно высокие шапочки, то украшенные рогами (рогатая кичка), а то высоким султаном из: перьев, лент, пряжи. Женщины  северных областей надевали высокие кокошники — шлемообразные с центральной частью  в виде полукруга, треугольника

         Очень распространена была отделка речным жемчугом, вышивкой,  металлическими нитями.

         Нельзя представить русский народный костюм без платка, который дополнял и прическу, и эффектные головные уборы, а в холодное время был просто необходим.

XIII. 3-ий ученик. /Демонстрация слайдов/.

   

Мужской народный костюм

         Основными частями мужской одежды были рубаха, порты, пояс. Рубаха-косоворотка имела цельнокроеные рукава с прямоугольной проймой

         Порты-свободной формы, из грубых тканей, часто с рисунком в полоску. Их носили заправленными в обувь. А на  ногах носили лапти, плетенные из лыка липы, с обмотками из холста — онучами, которыми обматывали ногу до колена.

         Сапоги - дорогую для бедноты  обувь - носили, в торжественных случаях, по праздникам. Зимняя обувь — валенки, часто валянные из натуральной крашеной шерсти.

         Головной убор - высокая войлочная шапка типа горшка, а позже - картуз, в холодное время — меховая шапка-треух.

         Верхнюю одежду выполняли из грубого холста, сукна естественного цвета. Она была очень проста по крою, иногда без застежек, назапах, подпоясывалась поясом. Зимой носили тулупы из овчины, нагольные или  покрытые сверху тканью. Полушубок — короткая зимняя одежда, длиной до колен, приталенная, плотно облегающая верхнюю часть фигуры. Его украшали цветными строчками, кантами, тесьмой.

XIV. Слово учителя.

   

          Молодцы, ребята. А закончим мы наш урок- семинар разгадыванием кроссворда./Демонстрация слайда/.

XV. Разгадывание кроссворда.

XI. Заключительное слово учителя.

   

          Вот и подошло наше семинарское занятие к концу.  Ребята, давайте подведём итог нашего сегодняшнего урока.

         Что нового вы сегодня узнали?

          Какая из тем, затронутых сегодня, вам показалась наиболее интересной?

          Ребята, как вы считаете, всё ли мы сегодня на уроке рассказали о русских обычаях?

          Нет, конечно. Материал очень обширен, поэтому охватить всё, касающееся русского народа, на одном уроке просто невозможно. А для того чтобы узнать больше, я призываю вас обращаться к дополнительным источникам, которые откроют вам много тайн, связанных с культурой и бытом русского народа.

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  «Средняя общеобразовательная школа № 18»

                           Урок-семинар по краеведению на

                                 тему «Русские Поволжья».

                                             5 класс.

                                                                              Подготовила:

                                                                              учитель русского языка

                                                                              и литературы

                                                                              Шешнёва Наталия

                                                                              Александровна                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПОЛНИЛ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ШЕШНЁВА Н.А. Презентация к уроку краеведения в 5 классе

Слайд 2

Изба, как образ мира.

Слайд 4

Введение История народного костюма Женский народный костюм Мужской народный костюм Галерея народного костюма Знаете ли вы, что… Проверь себя Об авторе Используемые ресурсы "Не одежда красит человека, а человек одежду" Русский народный костюм

Слайд 5

Введение Как много может рассказать любознательному человеку интересного, поучительного, иногда забавного и неожиданного привычное, постоянно употребляемое слово «одежда». Одежда защищала тело человека от холода и пронизывающего ветра, ливня и жарких лучей солнца, механических повреждений – ушибов, царапин, укусов насекомых. С момента своего возникновения одежда была не только предметом первой необходимости, но и представляла человеку реальную возможность изменить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки фигуры и внешности – отражала определенное представление о красоте, выполняла эстетическую функцию.

Слайд 6

История народного костюма Народный крестьянский костюм на протяжении XVIII-Х I Хв продолжал сохранять неизменные формы, сложившиеся ранее. Однако к началу XX века в нем происходят изменения, связанные с внедрением различных фабричных тканей (ситец, сатин, атлас и др.) и изделий (платки, картузы, сапоги, башмаки и др.), а позже готовых форм одежды — пиджаков, жилетов. Формирование русского национального костюма, как и общеевропейского, процесс длительный и сложный, на его возникновение и развитие оказали воздействие территориально-климатические условия, и главное — местные обычая, сложившиеся веками традиции. Именно поэтому так значительны различия в костюмах разных краев нашей огромной страны.

Слайд 7

Женский народный костюм Женский костюм северных областей России— это рубаха и сарафан, в то время как южнорусский костюм включал в себя рубаху с поневой. Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой, то пышный, объемный. Многослойный северно-русский женский костюм завершали душегрея , либо шугай. Поверх рубах носили нарукавники , шушпан, коротай, навершник, представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой. Формы головных уборов были различные. В южных местностях носили довольно высокие шапочки, то украшенные рогами ( рогатая кичка ), а то высоким султаном из: перьев, лент, пряжи. Женщины северных областей надевали высокие кокошники — шлемообразные с центральной частью в виде полукруга, треугольника. Очень распространена была отделка речным жемчугом, вышивкой, металлическими нитями. Нельзя представить русский народный костюм без платка , который дополнял и прическу, и эффектные головные уборы, а в холодное время был просто необходим.

Слайд 8

Мужской народный костюм Основными частями мужской одежды были рубаха , порты, пояс. Рубаха-косоворотка имела цельнокроеные рукава с прямоугольной проймой Порты—свободной формы, из грубых тканей, часто с рисунком в полоску. Их носили заправленными в обувь. А на ногах носили лапти , плетенные из лыка липы, с обмотками из холста — онучами, которыми обматывали ногу до колена. Сапоги— дорогую для бедноты обувь — носили, в торжественных случаях, по праздникам. Зимняя обувь — валенки , часто валянные из натуральной крашеной шерсти. Головной убор —высокая войлочная шапка типа горшка, а позже — картуз, в холодное время — меховая шапка-треух. Верхнюю одежду выполняли из грубого холста, сукна естественного цвета. Она была очень проста по крою, иногда без застежек, назапах, подпоясывалась поясом. Зимой носили тулупы из овчины, нагольные или покрытые сверху тканью. Полушубок — короткая зимняя одежда, длиной до колен, приталенная, плотно облегающая верхнюю часть фигуры. Его украшали цветными строчками, кантами, тесьмой.

Слайд 9

Галерея народного костюма Полушубок Женская рубаха Платок Понева Кокошник Передник Мужская рубаха Кичка

Слайд 10

Галерея народного костюма Сарафан Душегрея Валенки Тулуп Нарукавники Лапти

Слайд 11

Знаете ли вы, что… Оказывается, в наряде крестьянской барышни имелся глубокий философский смысл, в конце 18 века практически утраченный. Молодки следующего столетия подчинялись уже городской моде и платья-сарафаны шили на новый, бессмысленный с точки зрения своих прародительниц, манер. Но остались вещи, так называемые подлинники, чьи вышивки-руны могут раскрыть тайный смысл женских обрядовых одеяний. Кто-то, оберегая себя и семью, вышивал на рубашках знаки-обереги. Костюм в те времена, как и дом, нес в себе образ мира. Низ подола означал идею земли и вышивался соответствующими образами - зернами, цветами, птицами. Голову венчал расшитый кокошник, каруна или перевязка, где обязательно находилось место вышитому солнышку и луне, а жемчужные ниточки, свисающие с головного убора, означали струйки дождя. Но самое главное предназначение вышивки - оберегать от злых духов. Для этого на рукавах кофточек, так называемых оплечьях, вышивались знаки-обереги. На рубашках, был знак поля - ромбик, разделенный на четыре равные части с зернышками внутри. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла. Оберегая от них себя и семью, замужняя женщина никогда не выставляла свою косу напоказ, напротив, платок закрывал даже часть ее лица. злые духи боялись сарафана

Слайд 12

Проверь себя По горизонтали: 2 . Высокая женская шапочка, украшенная «рогами» или «султаном» 3 . Зимняя верхняя одежда 4. Мужской головной убор 6. Зимняя обувь По вертикали: Обувь, плетенная из лыка липы 5. Короткая зимняя одежда

Слайд 13

Используемые ресурсы http://poshiv.narod.ru/PF/2.html http://bryansk.fio.ru/vipusk/00008/zaitsevavd/index.htm http://iefb.agtu.ru/stud/kozychko/photo.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку краеведения 9 класс: презентация "Саратовцы в войне 1812 года"

В презентации рассказывается о наиболее известных участниках событий 1812 года - уроженцах Саратовского края....

Урок краеведения, 8 класс - Театры Саратова

Презентация, предназначенная для сопровождения урока, посвященного культурным достопримечательностям Саратова, а именно театрам...

урок краеведения 5 класс Немецкий фольклор

Материал предназначен для урока краеведения в 5 классе...

Презентация к уроку краеведения 8 класс "Лекарственные растения Сахалинской области"

Данная презентация может быть использована на уроках краеведения в 8 классе....

урок краеведения 7 класс "Уральские атомграды"

урок краеведения 7 класс "Уральские атомграды"...

Урок географии, 9 класс Тема: «ХОЗЯЙСТВО ПОВОЛЖЬЯ».

Цель урока: Дать общую характеристику хозяйства Поволжья, выявить проблемы региона.Задачи урока:1.     ОбразовательныеДать общую характеристику хозяйства региона.Определить отрасли...

Урок Краеведения 8 класс

Воронежский народный костюм....