Художник-самоучка.
занимательные факты по краеведению на тему

Синицына Ольга Олеговна

Проект посвящен нашему земляку – Конкину Александру Васильевичу. Это имя мало известно за пределами нашего микрорайона. Но у нас в поселке его знает каждый . Прежде чем выбрать тему нашего проекта, мы долго работали с школьным архивом, слушали воспоминания учителей, долгое время проработавших в школе ,о судьбе своих выпускников . А достойных выпускников, на которых должно равняться подрастающее поколение, у нас много, как и у каждой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon творческая работа112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение      

  «Школа № 29» города Рязани

« Достойный сын своих отцов»

                                                                                      Выполнили : группа

          учащихся 9  класса

          Руководитель проекта:

                  Синицына О. О.

                                         

                                                        Рязань 2014 г

Описание проекта

    1.Название проекта: « Достойный сын своих отцов»

    2.Ф. И. О. руководителя: учитель русского языка и литературы Синицына Ольга Олеговна

3.Название учебного учреждения: МБОУ « Школа №29» города Рязани

      4.Год разработки:  2013- 2014 г.г.

5. Актуальность проекта

 В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.

Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, , родители, те, кто дает жизнь новому существу. Видимо,у каждого человека - две матери: та, которая тебя родила и,Земля детства , которая тебя научила видеть жизнь, удивляться и  восторгаться ей... Любовь к родной стране, родному краю, людям, живущим рядом,  играют огромную роль в становлении личности.     

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с  детства.

         В нашем проекте мы хотим рассказать о  замечательном  и интересном человеке – выпускнике  нашей  школы. Мы должны знать и помнить тех, кто своими делами прославляет  Отечество, свой родной край.

 У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение. Русская земля богата талантами. Бывают творческие профессии, а бывают творческие люди. Мы считаем, что необходимо рассказать о тех людях, которые вносят индивидуальность и неповторимость в свою трудовую деятельность, работают с душой, привносят свою «изюминку» и тем самым добиваются всеобщего уважения и признания другими людьми.

 Как руководитель проекта « Достойный сын своих отцов…», я  уверена, что при реализации данного проекта у учащихся будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств:

  • любви  к своему Отечеству, чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения;
  • чувства национальной гордости и любви к своей малой Родине;
  • раскроется творческий потенциал учащихся;
  • привьются навыки работы с архивными документами школы; проявятся коммуникативные способности .

 В нашей школе одним из приоритетных направлений воспитательной работы является  гражданско - патриотическое  воспитание. Ее  основные задачи  - воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, бережное отношение к историческому наследию .

 Но результаты,  проведенных СПС школы исследований ,показали, что в настоящее время необходимо  усилить работу в этом направлении. Проведенное среди детей и родителей учащихся нашей школы  анкетирование показывает:

  • у 34 % детей отмечается низкий уровень знаний истории своего города, края;
  • 65 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 27% родителей - совсем не хотят посещать культурные места города, предпочитая другие занятия;
  • 55 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по изучению истории своего края.  На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация различных проектов о родном  крае. И это заметно изменило ситуацию. 2 года назад ,благодаря совместной работе и педагогов, и учащихся , и  родителей мы открыли в школе лестничный музей о С. А. Есенине. Эта работа захватила ребят , вызвала большой интерес.

Я считаю , что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности , помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Поэтому , я, как  классный  руководитель  10  класса,  решила  работать с ребятами  над новым проектом «Достойный сын своих отцов…».

6. Краткая аннотация проекта .

Проект посвящен нашему земляку – Конкину  Александру  Васильевичу. Это имя мало известно за пределами нашего микрорайона. Но  у нас в поселке его знает каждый . Прежде чем выбрать тему нашего проекта, мы долго работали  с школьным архивом, слушали воспоминания учителей, долгое время проработавших в школе ,о судьбе своих выпускников . А  достойных выпускников, на которых должно равняться подрастающее поколение, у нас много, как и у каждой школы.

 Посовещавшись , мы решили посвятить свою работу нашему выпускнику- художнику- самоучке, Александру Васильевичу Конкину.

Глядя на его картины,  буквально все восхищаются красотой нашего края  – Рязанскими  приокскими  раздольями, местами, где стоя у обрыва над Окой , можно почувствовать всю  поэзию родной земли, звонкий мир красоты, эпос старины и рядом новое… Можно увидеть  полет журавлей, угасающий закат в сторону бескрайних заливных лугов, дымок от костра в ночном, лошадей в лугах. Все это с небывалой тонкостью сумел отразить в своем творчестве художник- самоучка.

 Не рассказать о нем, мы не могли, потому что обыкновенный простой человек, но с такой  сильной гражданской позицией , возможно,  сделал для нашего микрорайона намного больше, чем какой-нибудь ученый .Его творчество очень разное, но оно едино в одном , самом главном- любви и преданности земле, где родился и вырос.  

Человек очень добрый и бескорыстный  по своей натуре, Александр Васильевич не продавал , а дарил свои картины борковчанам .Многие  картины  Александра Васильевича Конкина  украшают стены  классов и коридоры нашей школы. И уже  ни одно поколение мальчишек и девчонок , глядя на них, узнают, до боли в сердце, знакомые  места , каждый уголочек родных просторов –дивную  природу самой красавицы Оки ( в летописях именуемой поясом Богородицы), Луковского леса , заливных лугов, Святого озера, Богоявленского монастыря - земли очень древней, хранящей много тайн.. На всю эту красоту природы когда-то, в прошлом , молились  язычники. Эту землю страстно любил и черпал из нее силы для жизни и творчества  и Александр Васильевич. И эту любовь к родной земле он передал и нам - его землякам.

Его творения – это  завет будущим поколениям: « Берегите и гордитесь нашей матушкой- Землей!» И  мы гордимся нашей малой Родиной и  людьми, которые жили здесь, поднимали этот край, и прославляли его. Мы горды  и талантами наших земляков. Можно бесконечно много говорить об Александре Васильевиче Конкине,   но суть его жизни и творчества, как нельзя лучше выражает четверостишие поэта И. Никитина:

И сладко песнь в честь родины поется,

 И кровь кипит, и сердце гордо бьется,

 И с радостью внимаешь звуку слов:

         « Я Руси сын! Здесь край моих отцов!»

  Этот проект для тех, кто хочет узнать  побольше о выпускниках нашей школы, очень талантливых  и,в то же время ,совсем незаметных людях, живущих рядом и, прославляющих свой поселок,  свою  малую Родину.

Цель проекта:  

  • Укрепление и умножение достойных школьных традиций; формирование гордости за достижения  выпускников школы ;
  • cоздание условий для развития творческих способностей учащихся с помощью вовлечения  их  в активную поисковую деятельность ;
  • формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо микрорайона и Родины, в целом.

Задачи проекта

  • установить контакт с выпускниками школы и узнать об их судьбе;
  • собрать необходимый материал о выпускниках (фото, документы, ордена, награды, грамоты, газетные статьи и др.);
  • оформить собранные материалы о выпускниках (альбомы, музейные стенды, творческие работы и др.);
  • ярко и образно рассказать об их судьбе .

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2013года-октябрь 2014 года

Этапы реализации проекта:.

I. Организационно-подготовительный: октябрь 2013г

  • формирование рабочей группы проекта;
  • исследование состояния проблемы;
  • выбор темы проекта;
  • выявление уровня сформированности у школьников гражданских и

патриотических качеств личности ;

  • развитие  навыков поисковой работы ;
  •  формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
  • развитие умений пользоваться справочной литературой;
  •  развитие умений применять информационные технологии для презентации полученных результатов.

II. Основной: ноябрь 2013-май 2014 года

  • внедрение и аппробация новых организационных форм и совершенствование педагогических технологий по патриотическому воспитанию обучающихся .

 

III Аналитический: сентябрь- октябрь2014г.

-анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта;

-презентация положительных результатов;

-выступление лекторской группы на общешкольном родительском собрании.

Участники проекта:

  • Учащиеся
  • Родители
  • Педагоги
  • Представители общественности

Форма организации учащихся – групповая.

Ведущая деятельность : исследовательская, поисковая .

Режим работы: внеурочный .

Формы и методы работы:

  • участие в экскурсиях;
  • встречи и беседы и  с родственниками, одноклассниками, со сторожилами ;
  • знакомство с творчеством художника, с его картинами;
  • организация встреч со специалистами ;
  • изучение литературы по данной тематике;
  • составление письменных отчетов, презентаций.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом явится выставка картин нашего выпускника , в которой  активное участие  примут учащиеся 10 класса- участники проекта.

 2. Выступления на родительском общешкольном собрании, перед старожилами  лекторской группы с рассказами о жизни и творчестве художника.

Гипотеза:

Думаю,  что в ходе реализации проекта, ребята  приобретут:

  • новые  умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее в поселке, т.е проявлять свою гражданскую позицию.
  • интересные знания об истории школы, ее выпускниках ;
  • знания о культуре своего края; оценят необыкновенную природу своей малой Родины ;
  • будут знать и гордиться именами своих земляков;
  •  начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности  на благо поселка и всей страны.

Считаю, что у учащихся появится чувство   гордости за свою   Родину, односельчан, а следовательно ,цель  и задачи проекта будут достигнуты..

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект начали осуществлять практически в мае. Приступая к проекту, мы  собрали группу учащихся, которых заинтересовала тема родного края, а именно, история нашей школы и ее выпускников – это учащиеся 8 класса . Прежде чем выбрать тему нашего проекта, мы долго работали с школьным архивом, слушали воспоминания учителей, долгое  о судьбе своих выпускников А  достойных выпускников, на которых должно равняться подрастающее поколение у нас много, как и у каждой школы.

На уроках истории, Вера Николаевна  рассказывала учащимся  о своей поисковой деятельности во времена своей учебы в школе. Рассказала о сторожилах, которые поднимали наш поселок, о первых коммунистах п. Борки, о колхозном движении, а также о людях творчества п. Борки , которые заслуживают особого  внимания – Маргарите Ивановне Галушкиной и Александре Васильевиче Конкине.  Ребята сами определили интересующую их тему . Больше всего их затронула тема о художнике- самоучке

Конкине А. В.

Учащиеся разделились на 3  группы  по 5 человек и  решили узнать о нем как можно больше, а затем рассказать об этом человеке и его творчестве на общешкольном родительском собрании – для всех односельчан.

I  группа получила задание  - собрать биографические данные .Для этого учащиеся должны были встретиться с родственниками, сторожилами, одноклассниками Александра Васильевича ; побеседовать с ними, попытаться собрать фотографии А.В. Конкина. Свои результаты отразить в отчете, в форме рассказа.

II группа  получила задание-  рассказать  о творчестве А. В. Конкина

 ( художнике- самоучке) . С этой целью ребята фотографировали его картины, беседовали  о творчестве со специалистами. Отчет оформили в виде   фотовыставки  картин.

III группа -   составление итоговой  презентации « Достойный сын своих отцов…»

  В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность, поисковая работа  объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. «Подлинная встреча» с культурным наследием  края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности учащихся, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая  среда, созданная в группах помогла  дать представление учащимся об истории  и  культуре их поселка, жизни односельчан, их семейном укладе. Ребята узнали много нового  о  природе родного края . Рассматривая картины А.В. Конкина , ребята восхищались знанием  художника каждого родного уголочка природы, узнавали  знакомые места.

 На наш взгляд, проведенная проектная деятельность раскрыла перед учащимися те чувства , которые двигали автором  в его творчестве-беспредельную  любовь к родной земле и преданность ей ;  заставили   по- новому взглянуть ребят на свою малую родину – святое место, богатое дарами природы и истории ; научила по- новому, бережно, относиться к своей природе и земле.

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 27 %,
  • высокий уровень социализации учащихся, развитие их коммуникативных способностней;
  • повышение активности родителей в делах групп.

Творческий  отчет 3 группы :  презентация « Достойный сын своих отцов»( прилагается).

Творческий отчет первой группы.

 «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки»

К. Паустовский

.

        Александр Васильевич Конкин – человек глубокой, поистине русской души – широкой, раздольной и очень- очень доброй и приветливой.

Александр Васильевич – мастер на все руки, человек , пришедший в творчество через многие профессии , через многие жизненные трудности. А это всегда важно! Надо пройти эту жизнь , а потом уже что-то говорить о ней другим.

Александр Васильевич познал все перепитии жизни не по- наслышке. Родился 27 мая 1951 года в поселке Борки. Семья была многодетной – пять человек детей. У отца был очень трудный характер. Всю жизнь он работал на Шпалопропиточном заводе в «черной бригаде» грузчиком .То ли уставал очень , то ли от характера, но частенько выливал все свое раздражение на домашних. Мать работала продавцом. Приходила домой поздно, оставалась на подработку, чтобы прокормить большую семью. Дети были предоставлены сами себе. С раннего возраста познали они всю тяжелую работу по дому. Наверное ,потому, что с раннего детства выполняли разные работы –все выросли очень трудолюбивыми людьми.

 Александра, как  самого младшего в семье, особенно не баловали и не жалели. Он , наравне, с другими детьми  делал все, что нужно.  Характер Александра Васильевича только закалился, но не огрубел. Уже тогда, в детстве, когда было нестерпимо плохо, он брал листы бумаги и делал зарисовки природы. Именно в этом он видел отдушину. Закончив восемь классов,ему пришлось пойти работать на ШПЗ в бригаду к отцу.  

Затем  была Армия ( 1969-1971г.г.) Многому научила она Александра. С гордостью и теплотой  вспоминал он о настоящих армейских друзьях

Служба проходила на Дальнем Востоке. Природа там своеобразная красивая, но выдавалась свободная минута отдыха и вспоминал Александр свои приокские раздолья – родной  Луковский лес , где с мальчишками пропадал с утра до вечера,  собирая ягоды, желуди, грибы .Знал и любил каждый уголочек в нем. Вспоминал красавицу Оку и Святое озеро, где купались и  ловили рыбу, когда ходили в « ночное». Вспоминал и, очень тосковал по родным далям.

Вернувшись из армии надо было помогать родителям. Устроился в ТЮЗ осветителем. Там соприкоснулся с настоящим искусством  .А душа все впитывала и впитывала прекрасное, ловила каждый момент, пополняла его талант. Но, так как зарплата была маленькой,  пришлось уйти на завод в СКБ – слесарем. Тогда он и встретил свою будущую супругу- Антонину . Тоня тоже была трудолюбива, отзывчива, покладиста. Скоро сыграли свадьбу. А потом родились друг за другом  девочки .Заниматься своим любимым делом было некогда. В стране хаос, неразбериха. Зарплаты не платят. Нужно было теперь своих детей на ноги ставить. Александр устроился слесарем на водоканал .А после работы помогал своей Антонине ухаживать за дочерьми. Часто ездил на велосипеде с ними в лес .Учил и их любоваться природой.

 Но несчастье подкралось внезапно  .В 1990 году Александр заболел очень тяжело сахарным диабетом. Болезнь прогрессировала. Очень часто Александр, теперь, уезжал в любое время года в свои любимые места и рисовал, рисовал, рисовал… Казалось  ,ему хотелось изобразить все- все до боли знакомые и любимые места его детства, пробежаться по ним снова с мальчишками, но времени оставалось все меньше и меньше. Диабет  «сжирал» почки, сердце, печень. А как хотелось рисовать! Возможно родные просторы- были для Александра каким-то наркотиком. Превозмогая боль, он пропадал целыми днями  в лесу и рисовал. 3 июля 2005 года его не стало. Односельчане, все , кто знал Александра  Васильевича, вспоминают его как добрейшей души человека .Очень часто к нему приходили полюбоваться на пейзажи, вспоминали места , которые изображены на картинах, восхищались. Александр Васильевич был прямым и бескорыстным человеком, он просто  дарил людям понравившиеся им работы. Поэтому, в домах  многих жителей нашего поселка на стенах висят его картины и напоминают нам о нем. Много своих работ  А. В. Конкин подарил  нашей школе. Сегодня они- память и гордость за земляка, человека , который учит нас горячей любви к своему краю.

 

Творческий отчет 2 группы « О творчестве…»

...Почти в каждом небольшом  городке, да и нередко в безвестных деревнях можно встретить хороших, но никому не известных художников-самоучек. О них никогда не писали. Земляки таких художников, считая их чудаками, относятся к ним с уважением. Видимо, потому, что простой русский человек из всех видов искусств больше всего любит живопись, особенно когда она показывает ему дотоле не замечаемую прелесть хорошо знакомых обжитых мест. В таких случаях земляки художников говорят: «Вот они какие, наши места! А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету -одни поля да овраги, мосточки да реки». Жаль, что у нас пока еще нет таких самоотверженных людей, которые бы находили художников-самоучек, отбирали бы их лучшие вещи и показывали народу.

        А. В. Конкин-  необыкновенно- талантливый  художник- самоучка. Мы думаем , что в другое время и в других условиях, он мог бы стать великим. Хотя, для нас ,он и так великий- он с такой любовью писал пейзажи родной земли- что не восхищаться ими и не полюбить эту землю  просто нельзя.!

 А это уже настоящий гражданский подвиг человека , который своим примером учит следующие поколения  любить и ценить свою Родину. Мягкие, раздумчивые интонации присущи его картинам – будь то воспоминания о далеком детстве, всплески памяти о  первой любви, просто пейзажные зарисовки. Влюбленность в природу родного края, всей России, высокая одухотворенность, отсутствие всякой надуманности, ограниченность единства чувства и кисти- все это отличительные черты  творчества Александра Васильевича. Оптимизм, лиричность, неприятие отрицательных черт современности, наслаждение элементарными радостями жизни, природой – это сама жизнь и творчество художника. Ценность человека в его отличии , а не в похожести.

 Он стыдился себя за то , что не доучился, за то, что ,возможно , не состоялся как настоящий художник, и готов был извиняться за это. Он стыдился себя за то , что, возможно, он не как другие -не мог жить без родной природы. Но это опасное чувство его не загубило, а приподняло. Отличие его от всех – сила, а не слабость, достоинство- а не недостаток .И он не глушил  того чувства , не подавлял, а развивал свой внутренний мир. Очевидно, простой русский человек очень любит такой вид искусства, как живопись: она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест, позволяя гордиться обычными полями, оврагами, мостами и реками. Жаль, что у нас пока еще нет меценатов, готовых найти подобных художников, отобрать лучшие их вещи и показать их народу. Это позволило бы обнаружить живописные богатства, подлинно народные по своей непосредственности, неумелые, на взгляд утонченных ценителей, но полные примитивной прелести  картины. ...Степень родственности пейзажа нашим ощущениям определяет силу его воздействия. Самые торжественные красоты тропиков и Запада мы не променяем на наши скромные дали. Мы родились «под сереньким ситцем этих рязанских тихих небес» — свидетелей нашей жизни, вливших в нее свою красоту, ощутить и понять которую только в наших силах.

Путешествуя, мы часто восхищаемся блеском чужеземной природы, но она не заменит природу русскую, наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто — ни пожар Эгейского моря, ни лагуна Средиземноморья, ни воздух Сицилии,  — ничто не приглушает нашу память о родине, а, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. 

Людей всегда привлекало небо. На нём мерцали и светились звёзды. При одном этом слове что-то неведомое, непостижимое приходит к нам. «Ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?» - считал В.В.Маяковский. Конечно, нужно. Вот такой яркой звездой стал для нас, для нашей школы, для  всех сторожил поселка Борки Александр Васильевич Конкин. Именно звездой, которая освещает и указывает путьлюбви.. Звездой, которая манит и ведёт. Звездой, которая воодушевляет и заставляет поверить в собственные силы.

Александр Васильевич продолжает жить в своих картинах и учит всех любить свою родину.

Итогом всей работы над проектом стала фотовыставка картин нашего земляка – А. В. Конкина, которую мы разместили в Актовом зале школы. А на общешкольном родительском собрании лекторская группа, состоящая из учащихся, работающих над проектом ,рассказала о жизни и творчестве этого человека. Все собравшиеся cмогли познакомиться с фотовыставкой.

Используемая литература :

.1. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2009. № 4. С. 52.

2 Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М.
 Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2010. № 2. С. 103-112.

3
. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.

4. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.

5 Пиявский
С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.

6. Развивайте дар слова: Факультатив, курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8—9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. — М.: Просвещение, 2000.

7 Савенков А.И.
 Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2010.
8. Степанова М.В.
 Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2011.

8. Файн Т.А,
 Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№3.

10. Худин А.И., Белова СИ.
 Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. №4. С. 116-124.

11Чечель И.Д.
 Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/ direktor/ru