Дистанционный урок Памятные литературные места города
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Апреликова Ольга Сергеевна

Урок реализует межпредметное взаимодействие (Литература и История и культура Санкт-Петербурга) и введение регионального культуроведческого материала в основной контент предмета. Урок знакомит с памятными литературными местами Санкт-Петербурга и предлагает несколько видов дистанционнного взаимодействия. Данный урок относится к дистанционным урокам такого типа, когда учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены. Может быть использован как урок внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_mesta_goroda_8_kl_p21.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

                   Дистанционный урок

        История и культура Санкт-Петербурга, 8 класс

         Памятные литературные места города

Пояснительная записка.

Урок составлен в соответствии с примерной программой основного общего образования предмета «История и культура Санкт-Петербурга»  для 7-9  классов применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой

  1. Вид урока:  Дистанционный

Данный урок относится к дистанционным урокам такого типа, когда учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены. 

1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органично впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.

3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. В дальнейшем может быть составлена “Памятка полезных ссылок в помощь при изучении темы...”.

5. Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с непосредственной работой учащихся с материалами урока, подготовленными учителем. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный учителем список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет). Учителем оговаривается сложность задания, сроки выполнения, этапы и особенности выполнения задания и критерии его оценивания.

6. Задания, выполняемые в течение урока, и домашнее задание учащиеся представляют классу (здесь используется “психологическая хитрость” - материал учащимися лучше воспринимается и усваивается, если этот материал они готовят для одноклассников и его объясняют одноклассники).

7. По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8. Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное – продуктивная деятельность учащихся).

Тема урока:  Памятные литературные места города (входит в раздел «Петербург – центр художественной культуры», вт. пол. 19в. – начало 20в.)

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.
  2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, углубляя имеющиеся у учащихся знания  как об этапах формирования культурного (русская литература) наследия Санкт-Петербурга (что необходимо для понимания непрерывности этого процесса), так и   о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия – великая русская литература (что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций);
  1. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться по карте города; ориентироваться в реальном городском пространстве;   воспринимать   разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации; применять знания в учебной и повседневной ситуации.
  2. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: дистанционная, индивидуальная работа.

Планируемые результаты: 

  1. Углубить восприятие  наследия города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось, используя накопленный Человечеством опыт, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие);
  2. Привить навыки ориентации в реальном городском и музейном пространстве (по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам),
  3. Углубить понимание  необходимости бережного отношения к памятникам литературного наследия города;
  4. Развить умения:

—  извлекать необходимую информацию из разных письменных источников   (справочников,   научно-популярной литературы, Интернета);

—  узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;

—  самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значении (значимости) этого петербургского памятника;

—   разъяснить, объяснить роль конкретных  памятников,  традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета);

—  применять полученные знания и умения в реальной жизни в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города.

—  сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

—  работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;

—  работать с наглядным материалом;

—   обосновывать,      аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

—  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

—  в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, —  в выполнении творческих заданий

 

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока:

1. Наличие компьютеров, подключенных  к  Internet.

3. Наличие у учащихся мини-сайтов в системе   «Google».

Требования к уровню ИКТ- компетентности обучающихся: умение работать в сети Интернет (выход на сайт по ссылке), набирать текст в документах Office, выполнять презентацию формата «PawerPoint» или «Prezi».

Цель урока:   (причины, закономерности, итоги).

Время реализации занятия:  1 учебный час(45 мин.).

Технологии, методы:

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Дистанционные образовательные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Методы:  наглядные, практические.
  • Метод самостоятельной работы.

  1. Ход урока.

ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК (Активизация учащихся и организационный момент)

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК (этап совместного целеполагания)

Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока. Задача  учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике, для этого в каждом материале дистанционного урока должна быть четко определенная цель перед учениками, которую они должны достичь.

  1. Определение цели и задач урока.

Синхронно открывается викторина http://LearningApps.org/1628874

чтобы успешно выполнить задания викторины, нужно воспользоваться поиском информации по ссылкам, что и происходит по ходу урока

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (этап освоения новой историко-культурной информации)

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК (этап совместной рефлексии и оценивания знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа. Есть такое место – город Конаково, город доброты и красоты.

Вы вышли из поезда, на плечах рюкзак, и больше ничего лишнего –  вы настоящий турист.            Надеюсь, что у вас в руках распечатанная ка...

Памятные литературные места города

Презентация на тему : "Памятные литературные места города...

Урок города "Памятные места города Новокузнецка"

О семи достопримечательностях нашего города рассказывает данная заочная экскурсия....

Виртуальная экскурсия «Памятные места города Шелехова»

Цель: создание условий для более глубокого ознакомления школьников с историей и культурой города Шелехов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников-земляков, историей побратимских с...

По памятным местам. Город Городец.

Районный интеллектуальный конкурс«Александр Невский – защитник веры и земли Русской»...