Программа краеведческого кружка Клуб любителей истории Отечества
рабочая программа по краеведению (9, 10, 11 класс) на тему

Ветрова Ольга Владимировна

Программа краеведческого кружка КЛИО - Клуб Любителей Истории Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klio.docx62.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Лопуховская средняя общеобразовательная школа

Руднянского муниципального района

Волгоградской области

УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

Прот. № ___ от «___» _________20 __ г.

Директор  МБОУ Лопуховской СОШ

                                                 

___________________ В.В. Каминский

«Клуб любителей истории Отечества (КЛИО)»

дополнительная образовательная программа

обучающихся среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации – 2 года

Научно-исследовательская направленность

 

Автор:

Ветрова Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания, зам по УВР

МБОУ Лопуховской СОШ

2012 год

Пояснительная записка

Представленная программа клуба любителей истории Отечества (КЛИО) рассчитана на применение в учреждениях дополнительного образования.

Патриотизм - является важнейшим духовным достоянием личности и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности. Патриотизм - любовь к Родине. Для подростка понятие «Родина»- это место, где он родился, живет, учится, и осознание этого понятия для него начинается с малой Родины. Одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является школьное краеведение. Изучение родного края, приобщение подростка к опытy предшествующих поколений является одним из важнейших средств патриотического воспитания. Не зная родного края невозможно научиться любить его.

Представленная программа построена на историко-краеведческом материале.

Выбор данного направления школьного краеведения, во-первых, обусловлен тем, что краеведение помогает реализовать на практике такой принцип государственной политики, как воспитание у современных подростков гражданственности и патриотизма. Во-вторых, в программах по истории Отечества общеобразовательных учреждений изучение истории края не предусматривается, учителю лишь рекомендуется использовать краеведческий материал на уроках. Таким образом, целый раздел исторической науки остается за рамками школьного курса.

        Данная программа сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты.

         Программа рассчитана на реализацию в течение 2 лет.

Программа первого года обучения предполагает знакомство с прошлым и настоящим родного края, с его спецификой, историческими, политическими, экономическими и культурными особенностями.

Программа второго года обучения знакомит обучающихся с известными людьми, имеющими отношение к нашему краю: историческими деятелями, деятелями науки и культуры края.

Таким образом, в течение второго года обучения происходит закрепление материала, изученного в курсе первого года, но на качественно новом уровне. Это способствует формированию у подростка мировоззрения, в которое включено осознание своей принадлежности к определенной общности, и, как следствие, проявление чувства гордости этим.

Программа является комплексной, т.к.помимо исторического краеведения, включает в себя материал по культуре края, литературному и географическому краеведению.

Данная программа предполагает вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность по истории края.

Данная программа предполагает синтез различных методов, адекватных целям и задачам данного курса, таких как объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательские методы.

Программа предназначена для учащихся возраста 10-15 лет общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий.

Цель: Воспитание гражданственности и чувства любви к Родине.

Задачи:

1. Давать знания, умения и навыки организатора краеведческой работы.

2. Создавать условия для профессиональной ориентации учащихся.

3. Расширять краеведческий кругозор.

4. Привлекать учащихся к научно-исследовательской работе по изучению истории родного края.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Содержание программы первого года обучения.

Программа включает в себя: учебный курс, состоящий из 4 разделов.

1. История Царицынской крепости в 16-18 веках.

2. История Царицына в 19-н20 века.

3. Царицын - Сталинград - Волгоград.

4. Основы научно - исследовательской работы.

Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 34 часа.

Содержание программы второго года обучения

1. История в лицах.

2. Люди науки.

3. Люди искусства.

4. Основы научно-исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа.

 Формы контроля  промежуточных и конечных результатов.

Прогpамма предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов, такие как тестирование, викторины, выполнение творческих заданий, участие в различных краеведческих конкурсах, олимпиадах.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если

- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;

- будет создан список краеведческой литературы;

- будет создан дидактический материал по программе учебного курса;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;

- будет учтена мотивация современных подростков, уровень их притязаний.

При реализации прогpаммы могут возникнуть, не зависящие от педагога проблемы, и количество часов может сократиться. В таком случае прогpамма все равно может быть реализована в полном объеме, т.к. предполагает участие уч-ся в различных конкурсах. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

- фактический материал по истории края;

- основные теоретические понятия курса;

-методику написания научно-исследовательской работы по историческому краеведению.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

- уметь сравнивать, анализировать, соотносить исторические факты;

- аргументировать свою оценку событий;

- самостоятельно работать с историческими источниками и монографиями;

- ориентироваться по историческим картам, схемам диаграммам и т.п.;

- работать с архивными документами;

- изготовить оформление и дидактические материалы к краеведческим мероприятиям;

 По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

- аргументировать свою оценку личностей;

- составлять опросные листы и анкеты;

- правильно строить беседу в ходе интервью участника исторического события;

- анализировать мемуары, воспоминания, дневники и соотносить их с историческими событиями в истории края и страны.

Основная часть программы первого года обучения:

Раздел 1. История Царицынской крепости в 16-18 веках. (10часов)

Цели и задачи:

  1. Усвоение фактического материала по истории Царицынской крепости и умение оперировать им.
  2. Овладение обучающимися основными понятиями раздела.
  3. Формирование умения работать с историческими картами, документами и схемами.

       4. Формирование умения         сравнивать, анализировать и соотносить   исторические события.

Содержание:

Население края в древности.

Источники по истории Царицынской крепости. Литература по истории Царицынской крепости. Основание крепости. Происхождение названия крепости. Сторожевая служба крепости Царицын. Экономическое и социальное развитие крепости и края. Иностранные и русские путешественники о Царицыне. Донское и Волжское казачество. Царицын в истории крестьянских войн и восстаний. Петр 1 и Царицынская крепость.

Царицынская сторожевая линия. Колонизация Нижнего Поволжья. Немецкая колония Сарепта.

Формы занятий:

Лекция с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа с историческими документами и литературой, работа в х тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры. Основные понятия: Сторожевая крепость, больверк, топонимика, крестьянское восстание, крестьянская война, фортификация, редут, бастион, генгуттеры, раскольники.

 Раздел 2. История Царицына в 19-н.20 века (6часов)

Цели и задачи:

  1. Усвоение учащимися фактического материала по истории уездного Царицына и

умение оперировать им.

  1. Овладение обучающимися основными понятиями раздела.
  2. Формирование умения работать с документами.
  3. Формирование умения сравнивать, анализировать и соотносить исторические события.

Содержание:

Экономическое, социальное и культурное развитие города в динамике.

Административно-территориальное деление Царицына. Городские власти. Основные социальные группы в городе. Особенности революционного движения в Царицыне в 1905 году. Политические партии в Царицыне. Особенности установления в Царицыне советской власти.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, интеллектуальные и познавательные игры, выполнение творческих заданий, работа с литературой и историческими документами, самостоятельная работа.

Основные понятия:

сословие, почетные граждане, купечество, земство, городская дума, городская управа, меценатство, инфраструктура, политическая партия, революция, Советы.

Раздел 3. Царицын – Сталинград – Волгоград. Новейшая история.

 ( 12 часов)

Цели и задачи:

1. Усвоение фактического материала по данному историческому периоду и умение оперировать им.

2. Овладение основными понятиями раздела.

3. Отработка навыка работы с различными типами исторических документов, картами и схемами.

          4. Формирование навыка анализировать и соотносить исторические события.

Содержание:

Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие города в динамике. Роль Царицына в гражданской войне. Особенности индустриализации и коллективизации в нашем крае. Сталинград в годыВеликой Отечественной войны, переход промышленности на военный лад, Сталинградская битва. Восстановление города. Переименование города. Сталинград в первые послевоенные десятилетия. Волгоград на современном этапе.

Формы занятий: лекции, эвристическая и аналитическая беседы, познавательные и интеллектуальные игры, выполнение творческих заданий, пешеходная экскурсия, работа с документами.

        Основные         понятия:         гражданская война, белое движение, НЭП,

индустриализация, коллективизация, черкассовское движение.

Раздел 4. Основы научно-исследовательской работы. (6часов)

Цели и задачи:

1. Формирование у учащихся умений и навыков научно-исследовательской работы.

2. Способствовать самореализации учащихся в творческой научно-исследовательской деятельности.

Содержание: Требования, предъявляемые к докладу, реферату, научноисследовательской работе. Методика работы над исследованием. Определение проблемы, цели и задач исследования. Правила оформления научно-исследовательской работы: справочный аппарат, приложения и т.п. Составление

тезисов. Источниковая база научно-исследовательской работы. Метод работы с архивными документами.

Формы занятий: лекции, беседы, практические занятия, консультации, собеседования.

        Основные понятия:         доклад, реферат, научно-исследовательская работа,

исторический источник, сноска, хронологические рамки, актуальность.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Раздел 1. История Царицынской крепости в 16-18 вв.

1.Вводное занятие.

Цели и задачи занятия:

  1. Дать первое представление об истории города.
  2. Познакомить учащихся с литературой по данному периоду.
  3. Выявить начальный уровень знаний учащихся по истории города.

Методические приемы: беседа, работа по микрогруппам, тестирование.

  1. Кто населял наш край в древности.

Цели и задачи занятия:

  1. Дать краткий обзор истории кочевых племен, живших в Поволжских степях с древнейших времен до сер.16 в.
  2. Отраб9тка умения конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекции с элементами беседы.

3. Основание Царицына.

Цели и задачи:

1.Познакомить учащихся с существующими в исторической науке версиями о времени основания Царицына.

 2. Дать первое представление о правилах анализа исторического документа.

  3 Отработка умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Методические приемы: лекция  с элементами беседы, анализ исторического документа, работа в группах.

4. Происхождение названия города.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с существующими версиями происхождения названия города.
  2. Отработка умения конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа в группах.

  5. Крепость в начале 17 века.

Цели и задачи занятия:

1.Дать представление об особенностях сторожевой крепости.

          2. Отработка умения анализировать исторические документы.

          3. Отработка умения конспектировать лекцию

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ исторических документов.

6. Царицын в истории крестьянских войн и восстаний.

Цели и задачи занятия:

                 1. Показать роль Царицына в крестьянских выступлениях 17-18 веков.

2. Выявить признаки крестьянской войны в отличии от восстания.

3. Отработка умения конспектировать лекцию.

4. Формирование умения сравнивать и анализировать.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, аналитическая беседа, портретная характеристика, выполнение творческих заданий.

7. Царицынская сторожевая линия.

Цели и задачи:

              1.Выявить цель создания сторожевой линии.

              2. Формирование умения работать с картой.

              3. Отработка умения конспектировать.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа с монографией, работа с исторической картой, выполнение творческих заданий.

  1. Петр 1 и Царицынская крепость.

Цели и задачи занятия:

  1. Выявить цели приездов Петра1 в Царицын.
  2. Показать какие изменения произошли в крае и крепости вследствие этих посещений.
  3. На примере Петра 1 поговорить о роли личности в истории.

4. Отработка умения работать с исторической картой.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа с монографией, работа с историческими документами и картой, работа в группах, выполнение творческих заданий.

9. Царицын в 19 веке.

Цели и задачи занятия:

              1. Дать краткую характеристику хозяйственному и культурному

развитию крепости.

  1. Выявить преобладающие в Царицыне социальные группы.

З. Познакомить учащихся с основными занятиями жителей крепости.

4. Формирование умений конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекция, работа в с документами и картой, выполнение творческих заданий.

  10.Немецкая колония Сарепта.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить обучающихся с историей колонии, особенностями жизненного уклада колонистов.
  1. На примере немцев Поволжья, затронуть национальный вопрос.
  2.  Формирование умения работать с историческими документами.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, заочная экскурсия в музей, работа с историческими документами.

11.Повторительно-обобщающее занятие по разделу.

Цели и задачи занятия:

  1. Повторить, закрепить и обобщить фактический материал по разделу.
  2. Создать у учащихся целостное представление о данном периоде в истории города.

З. Диагностика усвоения пройденного материала.

Методические приемы: тестирование, выполнение творческих заданий, викторина.

Раздел 2 . История Царицына в 19-н.20 вв.

  1. Царицын в П.П.19 в.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями экономического и социального развития Царицына.
  2. Проследить за изменением социального состава горожан.

3. Формирование умения конспектировать лекцию.

Методические приемы: лекции с элементами беседы, просмотр презентаций , видеофильмов.

  1. Царицын в пореформенные годы 19 века: экономическое развитие, городское хозяйство, просвещение и культура.

Цели и задачи занятия:

  1. Показать изменения во всех сферах жизни города, после реформ 60-х годов.
  2. Выявить, какую роль сыграли железные дороги в истории Царицына.
  3. Сформировать понятие «инфраструктура».

Методические приемы: лекция.

3. Роль царицынского купечества в жизни города.

        Цели и задачи занятия:

      1. Показать какую значительную роль играло купечество в жизни города.

2. Познакомить обучающихся с известными купеческими фамилиями.

Методические приемы: лекция.

4. Царицын в н.20века.

Цели и задачи занятия:

    1.Выявить то новое, что появилось в городе в Н.20 века.

 2. Показать возрастающую роль Царицына, как крупного промышленного, торгового центра на Юго-востоке страны.

 3. Формирование умения сравнивать и анализировать.

 Методические приемы: лекция с элементами аналитической беседы.

5. 1905 год в Царицыне.

Цели и задачи занятия:

    1.Выявить характер забастовочного движения в Царицыне.

 2. Выявить расстановку сил на политической арене Царицына.

 3. Отработка умения анализировать исторический документ.

Методические приемы: лекция, анализ.

6. 1917 год в Царицыне.

Цели и задачи занятия:

 1. Выявить особенности установления советской власти в Царицыне.

 2. Показать роль различных политических партий в политической жизни   Царицына.

 3. Сформировать понятие «политическая партия».

Методические приемы: лекция, анализ.

 7.  ПОУ по разделу.

 Цели и задачи занятия:

       1. Повторить, закрепить и обобщить материал.

    2. Создать целостное представление о данном периоде в истории города.

    3. Диагностика усвоения материала.

Методические приемы: тестирование, выполнение творческих заданий, работа в группах.

Раздел 3. Царицын – Сталинград – Волгоград. Новейшая история.

1.Роль Царицына в гражданской войне.

Цели и задачи занятия:

  1. Выяснить, почему именно Царицын стал объектом столь жесткого

противостояния обеих сторон.

  1. Кратко осветить ход военных действий.
  2. Показать роль А.Е. Снесарева в обороне Царицына.
  3. Сформировать понятие «Военные  специалист».
  4. Закрепить навыки конспектирования.

Методические приемы: лекция, портретная характеристика, работа с мемуарами, работа с историческими документами.

  1. Царицын - Сталинград в 20-30-е годы.

Цели и задачи занятия:

  1. Показать необходимость ввода НЭПа на примере Царицына.
  2. Выявить плюсы и минусы индустриализации и коллективизации для нашего края.
  3. Формирование умения анализировать и делать выводы.

Методические приемы: лекция, эвристическая беседа.

3. Сталинград в первые военные годы.

Цели и задачи занятия:

 1. Кратко осветить перевод городской промышленности на выпуск военной продукции.

 2. Показать изменения в городском управлении.

 3. Закрепить навык работы с историческими документами.

Методические приемы: лекция, беседа, анализ.

     4. Сталинградская битва.

Цели и задачи занятия:

  1. Кратко осветить ход военных событий.
  2. Охарактеризовать основные военные операции обеих сторон.
  3. Познакомить учащихся с командующими фронтов, армий.
  4. Воспитание патриотизма.

           Методические приемы: лекции, выполнение творческих занятий.

    5. Сталинград в 1943-45гг

         Цели и задачи занятия:

            1.Выявить ущерб, нанесенный народному хозяйству.

2. Дать представление о начальном этапе восстановления города.

 3. Показать энтузиазм людей.

Методические приемы: лекция, просмотр видеофильмов, презентаций.

     6. Сталинград - Волгоград в 1945-65 гг.

          Цели и задачи:

  1. Показать развитие города.
  2. Создать целостное представление о развитии города в этот период.

Методические приемы: обзорная лекция, виртуальная экскурсия.

  1. Дореволюционные постройки на территории современного города.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с сохранившимися зданиями.
  2. Дать представление о том, где они находятся.

Методические приемы: экскурсия заочная, работа с фотодокументами.

  1. Памятники и памятные места гражданской войны на территории города.

Цели и задачи:

  1. Связать исторические события с современностью.
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранности памятников.

  1. Отработка навыка самостоятельной работы с источниками и краеведческой литературой.

Методические приемы: работа в группах, викторина.

  1. Памятники и памятные места Великой Отечественной войны на территории города.

Цели и задачи занятия:

  1. Связать исторические события с современностью.
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памятников.

Методические приемы: работа в группах, викторина, составление каталога памятников.

  1. Топонимика города.

Цели и задачи занятия:

  1. Выделить принципы, по которым назывались улицы в Царицыне, Сталинграде, Волгограде.
  2. Соотнести, насколько возможно, старые и новые названия улиц.
  3. Отработка умения работать со справочником.

Методические приемы: лекция, работа со справочниками.

11.История городского герба.

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с историей городского герба.
  2. Дать представление о правилах составления городских гербов.

Методические приемы: лекция.

12. Повторитель но - обобщающее занятие по разделу.

Цели и задачи занятия:

  1. Повторить и обобщить материал.
  2. Создать у учащихся целостное представление о данном периоде истории города.
  3. Диагностика усвоения материала.

Методические приемы: тестирование, работа в группах.

Раздел 4. Основы научно-просветительской работы.

  1. Правила оформления научно-исследовательской работы.

Цели и задачи занятия:

  1. Показать образцы составления плана работы.
  2. Дать представление об оформлении библиографии, источников ой базы работы, приложений.

Методические приемы: лекция, презентации.

      2. Требования к научно-исследовательской работе.

Цели и задачи занятия:

  1. Дать представление о различных уровнях исследовательских работ.
  2. Сформировать понятие «доклад», «реферат», «научно-исследовательская работа».

Методические приемы: лекция.

З. Методика работы над исследованием.

Цели и задачи:

  1. Показать необходимую последовательность действий в ходе исследования.
  2. Дать представление об источниках материала для научно-исследовательской работы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

4. Методы работы с архивными документами.

Цели и задачи занятия:

    1.Дать представление об атрибуции архивных документов.

Методические приемы: лекция, выполнение творческих заданий.

5. Классификация исторических источников.

Цели и задачи:

    1.Дать представление о классификации письменных источников.

    2. Ввести понятие субъективности и объективности исторического документа.

Методические приемы: лекция, выполнение творческих заданий.

6. Анализ исторического документа.

Цели и задачи:

    1.Познакомить учащихся со схемой анализа исторического документа.

    2. Закрепить на практике умение анализировать различные типы исторических документов.

Методические приемы: лекция, выполнение творческих заданий.

Учебно – тематический план программы (1год)

NQ

Тема

теория

практика

всего

Раздел 1.

История Царицынской крепости В

6

4

10

16-18 вв.

1

Введение

1

-

1

2

Кто населял наш край в древности

1

-

1

3

Основание Царицына

1

-

1

4

Происхождение названия города

-

1

1

5

Крепость в начале 17 в.

-

1

1

6

Царицын

в

истории

крестьянских

войн

и

1

-

1

восстаний

7

Царицынская сторожевая линия

1

-

1

8

Петр 1 и Царицынская крепость

1

-

1

9

Царицын в 18 веке

-

1

1

10

Немецкая колония - Сарепта

-

1

1

Раздел 2 История Царицына в 19-н20 века

2

4

6

1

Царицын в п.п. 19 в.

1

-

1

.

2

Царицын

в

пореформенные

годы

19

века:

1

-

1

экономическое развитие, городское

хозяйство,

просвещение, культура.

3

Роль царицынского купечества в жизни города

-

1

1

4

Царицын в н. 20 века

-

1

1

5

1905 г Царицыне

-

1

1

6

1917г в Царицыне

-

1

1

Раздел 3 Царицын - Сталинград - Волгорад.

8

4

12

Новейшая история

1

Роль Царицына в гражданской войне

1

-

1

2

Царицын - Сталинград в 20-30 е гг

1

-

1

3

Сталинград в первые военные годы

1

-

1

4

Сталинградская битва

1

-

1

5

Сталинград в 1943-45 гг

-

1

1

6

Сталинград - Волгоград в 1945-85 гг

1

-

1

7

Дореволюционные

постройки на территории

-

1

1

города

8

Памятники

и

памятные

места

гражданской

1

-

1

войны на территории города

9

Памятники

и

памятные

места

Великой

1

1

1

Отечественной войны на территории города

10

Топонимика города

-

1

1

11

История городского герба

1

-

1

Раздел 4 основы научно-исследовательской

3

3

6

работы

1

Правила оформления научно-исследовательской

1

-

1

работы

2

Требования к научно-исследовательской работе

1

-

1

3

Методика работы над исследованием

1

-

1

4

Методика работы с архивными документами

-

1

1

5

Классификация исторических источников

-

1

1

6

Анализ исторического документа

-

1

1

Всего

19

15

34

Программа второго года обучения.

1. Усвоение учащимися материала о судьбах исторических личностей и умение связать данный материал с историей края в целом.

2. Овладение учащимися основными понятиями раздела.

3. Формирование умения работать с историческими документами, материалами периодической печати.

4. Формирование умения сравнивать, анализировать, соотносить исторические события.

Содержание:

Биографии основателей царицынской крепости г.о. Засекина, Р .Алферьева и Н.Нащокина, список первых царицынских воевод с краткими биографическими данными. Царицын глазами иностранных путешественников Адама Олеария, Корнелия де Бруина, Иогана Стрюйса и др. Биографические сведения об участниках крестьянского и казачьего движения на Волге и Дону (Разин, Пугачев, Некрасов, Павлов, Муромец), биографические сведения о комендантах Царицына, связанных со значительными событиями в крепости (А.Унковский, А.Турченин, т.Тургенев, Селиванов и др.), данные об инженерах - строителях Волго- Донского канала при Селиме2 и Петре 1 (Джон пери, Иоганн Бреккель, Василий Корчмин), биографии царицынских купцов А.А.Репникова, В.Ф.Лапшина, В.О.Миллера, братьев Серебряковых. Деятельность в Царицыне иеромонаха Илиодора, биографии участников гражданской войны в Царицыне Я.Ермана, С.Минина, А.Снесарева, И.Сталина и др., биографии и мемуары председателя городского комитета обороны А.Чуянова, история подвига и. биографические сведения о медицинских работниках Сталинграда (Евдокия Дмитриева, Гуля Королева и др), история подвига и биографические сведения о малоизвестных героях Сталинградской битвы (Мария Ускова, комиссар Щербина и др.), биографические сведения о военачальниках В.И.Чуйкове, К.К.Рокоссовском, М.С.Шумилове, и др.; сведения о знаменитых людях, посетивших наш город в различные периоды истории (С.Ю.Витте, Д.И.Менделеев, П.И.ЧайковскиЙ и др.). А также по всему курсу обучения будут введены занятия, содержащие сведения о Руднянских купцах, архитектурных сооружениях Рудни, Лопуховки, героях - земляках времен Гражданской войны, героях-земляках участниках Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы. О вкладе Руднянского района в великую Победу, знаменитых земляках.

Форма занятий: лекция с элементами беседы, вводные, работа с историческими документами и литературой, работа в группах, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры.

Основные понятия: биография, автобиография, мемуары, крестьянская война, крестьянское восстание, самозванец, почетный гражданин, комендант, воевода.

Раздел 2. Люди науки.

Цели и задачи:

    1. Усвоение обучающимися фактического материала о судьбах известных ученых и их деятельности.

    2. Дать представление о значении их деятельности для нашего края.

    3. Формирование умения работать с мемуарами.

Содержание: История исследования природы нашего края (С.Гмелин, И.И.Лепехин, П.С.Паллас, Й.Фальк и др.), историки - исследователи родного края (М.Водолагин, Томарев В.И., Абалихин Б.С., Рябов С.И. и др.) академик Топчиев, бактериофаг и пенициллин, и вклад в их разработку З.ЕрмоловоЙ.

Формы занятий: лекция с элементами беседы, вводные, работа с историческими документами и литературой, работа в группах, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры.

Основные понятия: исторические версии, соляные озера, химия полимеров, бактериофаг.

Раздел 3. Люди искусства.

Цели и задачи:

  1. Усвоение учащимися фактического материала о судьбах известных писателей поэтов, художников, музыкантов, родившихся в нашем крае.
  2. Формирование умения работать с фотоматериалами.
  3. Формирование умения работать с устными источниками.

Содержание: судьба Фиафилакта Мильтиадовича Каимшиди, художника, архитектора и скульптора; художники края Н.Н.Любимов, Н.Е.Черникова; архитектор Е.И.Левитан и его творчество; А.С.Серафимович, жизнь и его творчество, книги; М.Агашина, жизнь и творчество; М.Луконин и союз писателей Волгограда; А.Пахмутова.

Формы занятий: лекция с элементами беседы, вводные, работа с историческими документами и литературой, работа в группах, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры.

Основные понятия: архитектура, скульптура, живопись, графика, гравюра, эстамп, эскиз, проект.

Раздел 4. Основы научно-исследовательской деятельности.

Цели и задачи:

  1. Формирование у учащихся умений и навыков научноисследовательской работы с мемуарной литературой и устными источниками.
  2. Способствовать самореализации обучающихся в творческой, научно-исследовательской деятельности.

Содержание: специфика мемуаров, дневников, писем и устных воспоминаний участников исторических событий как исторического источника, методика сбора и отработки устной информации. Интервью, опрос, анкетирование. История города и Руднянского района в судьбах людей (практические занятия в соответствии с темами, которые будут выбраны обучающимися)

Формы занятий: лекции, беседы, практически е занятия, консультации, собеседование.

Основные понятия: мемуары, биография, автобиография, дневник, переписка, исторический источник, интервью, анкетирование, опрос.

Учебно-тематический план программа

(2 год)

NQ

Тема

тео

прак

всего

р

тика

Раздел 1. История города в лицах

15

9

24

1

Основатели Царицына

1

-

1

2

Первые царицынские воеводы

1

-

1

3

Иностранцы-путешественники по Волге

1

-

1

4

Самозванцы на Волге

1

-

1

5

Степан Разин

1

-

1

6

Емельян Пугачев

1

-

1

7

Царицынские коменданты

1

-

1

8

Строители Волго-донского канала в 16-18 вв

-

1

1

9

Царицынские купцы

1

-

1

10

Иеромонах Илиадор

1

-

1

11

Я.Ерман

1

-

1

12

С.Минин

1

-

1

13

А.Снесарев

1

-

1

14

И.Сталин в Царицыне

-

1

1

15

Купцы Рудни

-

1

1

16

Архитектура Рудни

-

1

1

17

Герои Гражданской войны Руднянского района

-

1

1

18

Герои Гражданской войны

.

-

1

1

19

Герои-земляки

-

1

1

20

Врачи и медицинские работники вСталинградской

1

-

1

битве

21

Вклад Руднянского района в Великую Победу

-

1

1

22

Герои - земляки Сталинградской битвы

-

1

1

23

Военачальники битвы

1

-

-

24

Знаменитые земляки

1

-

1

Раздел 2. Люди науки

2

2

4

1

Ученые - исследователи нашего края

1

-

1

2

З.Ермольева

1

-

1

3

Знаменитые земляки

-

1

1

4

ПОУ по разделу

-

1

1

Раздел 3. Люди Искусства

2

1

3

1

Ф.И.Каимшиди, К.Симонов в Сталинграде, А.С.Серафимович, Н.Е.Черникова

1

-

1

5

Архитектор Е.И.Левитан, н.Н.Любимов,М.Луконин

1

-

1

8

М.Агашина, А. Пахмутова, наши знаменитые земляки

-

1

1

Раздел 4. Основы научно-исследовательской

работы

1

2

3

1

Мемуары, дневники, письма, устные воспоминания

1

-

1

как исторический источник

2

Методика сбора и отработки устной информации

-

1

1

3

История края в судьбах людей

-

1

1

Всего часов

20

14

34

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы методики преподавания истории в средней школе. М., 1984
  2. Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына-Сталинграда – Волгограда. В-д, 1991г
  3. Беседуя о славной старине. В-д, 1989г
  4. Водолагин М.А. Красный Царицын. В-д, 1967г
  5. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. М.,1968г
  6. Волгоград. Хроника истории. В-д,1988г
  7. Волгоград. Четыре века истории. В-д,1989г
  8. Города-герои Великой Отечественной войны. М., 1975г
  9. Попов П.П.Слово о «Старой Сарепте». В-д, 1994г
  10. Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. В-д, 2002г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"

Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...

Программа краеведческого кружка "История населенного пункта в истории страны"

Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. ...

Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».

 Рабочая программа краеведческого кружка составлена на  основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В    Программа предназначена ...

Клуб любителей истории

презентация работы кружка...

Клуб любителей истории

презентация кружковой работы...

Программа внеурочной деятельности клуба любителей английского языка

программа включает в себя пояснительную записку и содержание курса, тематическое планирование. программа расчитана на 35 часов...

Рабочая программа краеведческого кружка «История и поэзия родного края»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования...