Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты;  развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ao.doc753.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карельский филиал

МБОУ Устьинской СОШ

Моршанского района   Тамбовской области

Областной  заочный  конкурс творческих работ

«Подвиг души и духа»

( исследовательский проект)

                           

Автор: Бабаханова Кристина, обучающаяся 8 класса

Руководитель: Петрикова Наталия Анатольевна,

 зам. директора  по ВР.

             с. Карели

                 2012г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………..3 стр.

Глава I. Александр Гренков……………………………………………4- 5 стр.

Глава II. Оптина пустынь……………………………………………...5- 8 стр.

Глава III. Старец Зосима  М.Ф.Достоевского……………………….. 8- 9 стр.

Глава IV. Шамординская женская пустынь…………………………..9 стр.

Заключение…………………………………………………………….. 10 стр.

Приложение…………………………………………………………….

1.Жизненный путь отца Амвросия.ppt

2. Духовные наставления отца Амвросия.doc

Свою исследовательскую  работу я посвятила   великому старцу ХIX века, преподобному Амвросию Оптинскому (1812–1891), которому в 2012г. исполняется 200 лет.  Я  изучила   богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям.

Цель проекта: первой и главной побудительной причиной к  изучению его жизни послужил священный долг сохранить  память об  удивительном  старце и великом благодетеле.

Задачи:

-  проследить  духовный след отца Амвросия на Тамбовской земле;

 - изучить жизненный путь отца Амвросия;

- познакомиться с духовным наследием  старца.

Методы исследования:  анализ   литературы, газетных публикаций; поиск информации в Интернете; сбор фото; компьютерная обработка материалов.

Этапы проекта:

I этап –организационно-подготовительный: выбор темы исследования, определение цели и задач, составление предварительного плана работы.

IIэтап – поисково–исследовательский: разработка программы исследования, сбор и изучение необходимой информации, проведение исследовательской работы .

          III этап – отчетно–оформительский: утверждение окончательного названия проекта, составление содержания, оформление работы, подбор и оформление приложений, создание презентации проекта.

IVэтап – информационно–презентативный: обсуждение итогов   работы,   дискуссия по обсуждению выполненного проекта, защита проекта на школьном конкурсе  проектов, выявление пути оптимального продолжения работы над проектом, возможного участия в различных конкурсах, конференциях.

Изучив жизнеописание старца  вот, что я узнала.

Часть I. Александр Гренков

  Преподобный Амвросий (Александр Гренков) родился 23 ноября (6 декабря) 1812 года в потомственной семье церковнослужителей села Большая Липовица Тамбовского уезда Тамбовской губернии. До настоящего времени сохранились уникальные документы архива Тамбовской духовной консистории, которые свидетельствуют, что «по клировым ведомостям села Большой Липовицы, Тамбовского уезда у пономаря Михаила Феодорова в 1812 году ноября 23го дня под № 17 значится рожденным сын Александр. Восприемники: священник Иоанн Семенов и солдатская жена Анна Матвеева». Сына назвали Александром в честь благоверного великого князя Александра Невского, память которого совершается в этот день. Год рождения будущего старца в истории Тамбовской епархии совпал с дивным явлением чудотворной Казанской иконы Божией Матери, наименованной позднее Вышенской. Икона была привезена из Москвы в Вознесенский женский монастырь города Тамбова монахиней Миропией (Аденковой), которую Царица Небесная во время пути избавила от неминуемой смерти.

С детства Александр возрастал духовно в храме, где прислуживал отцу, пел и читал на клиросе. Естественно, что его образование началось с освоения церковнославянского букваря, часослова и псалтыри. Он помогал отцу обрабатывать землю и с юных лет ощутил тяжесть крестьянского труда. Известно, что в семье Александр не был любимым ребенком. Мальчишеская резвость часто становилась причиной недовольства родителей. Рано научившись ценить доброту, старец через всю жизнь пронес любовь к ближним. «От ласки у людей бывают совсем иные глазки», — говаривал он позднее, вспоминая свое детство.

В 1824 году Александр Гренков был зачислен в Тамбовское духовное училище. Шесть лет учебы в училище стали хорошей школой . Александр проживал не в общежитии (бурсе), а на городской квартире. В то время при училище еще не было собственного храма, а поэтому воспитанники ходили на службу в ближайшие к месту проживания храмы. Александр Гренков посещал храм в честь великомученицы Варвары, где находилась старинная икона святой с частицей ее мощей. По окончании училища в 1830 году Гренков поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Он с легкостью усваивал преподаваемый материал, живо интересовался новостями науки и искусства.

В 1836 году Гренков окончил семинарию десятым в первом разряде, что не давало ему возможности поступить в духовную академию без экзаменов. Его назначили учителем второго класса первого отделения Липецкого духовного училища. Через два года, 8 июня 1838 года, Александр Михайлович стал учителем греческого языка в следующем отделении училища. Семинарские науки впоследствии пригодились ему в пастырской деятельности. Это хорошо видно по письмам, которые, будучи уже известным старцем Оптиной пустыни, он писал разным лицам, обращавшимся к нему за духовными советами и наставлениями. 

Пребывая в Липецке, Александр постигал волю Божию, созерцая уединенную природу, слыша в ее голосе зов Всемогущего Создателя. Вот как об этом повествуется в житии преподобного: «Вблизи города Липецка, по ту сторону реки Воронежа, виднеется и теперь огромный, наподобие Оптинского, казенный лес. Туда нередко, в свободное от занятия время, любил Александр Михайлович уходить для уединенной прогулки и, вероятно, для богомыслия. Раз в такую прогулку он случайно подошел к протекавшему ручейку и стал прислушиваться к его журчанию. «Хвалите Бога! Храните Бога!» — слышались ему слова как будто выговаривающего ручейка. «Долго стоял я и слушал этот таинственный голос природы и очень удивлялся сему», — вспоминал позднее преподобный о таких трогательных мгновениях своей жизни в пределах родной тамбовской земли.

  Известно, что старец Амвросий с особым усердием молился Тамбовской иконе Богородицы. Он рассказывал о том, что дал обет принять монашество, молясь об исцелении от тяжелой болезни, и как суетные искушения мешали ему исполнить его. Вот как описывал он свое тогдашнее положение: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года». Находясь в кругу мелкопоместных дворян, разночинцев и даже имея мысль «поступить в военную службу», Александр тем не менее всегда видел тщетность и суетность мирского бытия. Намерение коренным образом изменить жизнь и навсегда поселиться в монастыре созрело у Александра Михайловича в 1839 году. В Оптину пустынь будущий великий старец преподобный Амвросий был направлен старцем Илларионом Троекуровским, который сказал: «Ступай в Оптину и будешь опытным».

 Глава II. Оптина пустынь

 «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастья…»

  В октябре 1839 года он прибыл в обитель. Старец схиархимандрит Лев благословил Александра жить на монастырском гостином дворе. Весной 1840 указом Калужской духовной консистории А. М. Гренков был определен в число братии. Страдая от болезни, отец Амвросий никогда не унывал, он любил шутить, говорил прибаутками: «Терпел пророк Моисей, терпел пророк Елисей, терпел пророк Илья — так потерплю и я». Даже наставления свои старец часто давал в шуточной форме. На вопрос «Как жить?» — отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем — мое почтение!».
У монастырского скита, где жил старец Амвросий, в любую погоду, зимой и летом, толпился народ. Принимал людей старец в своей келье — небольшом домике, прозванном «хибаркой». Летом отец Амвросий выходил из хибарки к ожидавшим его богомольцам. От самого крыльца устроены были перила; по одну сторону стоял народ, по другую шел сгорбленный старец Амвросий, часто он останавливался, благословлял и отвечал на вопросы. После кончины старца Макария в 1860 году Амвросий стал его достойным преемником. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца Амвросия привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции.

Как человек ученый, преподобный Амвросий принял большое участие в важном деле, предпринятом преподобным Макарием, — в переводе на русский язык и издании творений древних великих пустынножителей о монашеской жизни.

Незаметно вырабатывалась в отце Амвросии та высота духа, та сила любви, которую он посвятил на помощь людскому горю и страданию, когда сделался старцем. Уже с самого поступления в скит выделялся он своей приветливостью. Тихо, без потрясения, по смерти старца Макария паства его перешла к преподобному Амвросию.

Я думаю, что отец Амвросий  был одним из тех Оптинских старцев, к которым всякий мог прийти в душевной тягости или жизненной беде и требовать помощи. Шли к нему люди, прослышав о его мудрости, о его святости, а больше всего о той великой доброте, с какой он принимал всякого.

Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастья, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастье — было его жизнью и его дыханием. И в этом потоке любви, который обливал всякого, приходившего к отцу Амвросию, была такая сила, что она чувствовалась без слов, без действий. По воспоминаниям  монахинь к отцу Амвросию довольно было подойти, чтобы почувствовать, как сильно он любит, и, вместе с этим  рождалось полное доверие и самая тесная близость. Каким образом возникали подобные отношения — это тайна преподобного Амвросия.

Любовь преподобного Амвросия шла неразрывно с его верою. Он твердо, непоколебимо верил в человека, в его Божественную душу. Он знал, что в самом сильном искажении человеческом, там, где-то далеко, лежит искра Божественного дара, и эту искру чтил преподобный Амвросий. Уже тем была велика его беседа (как бы ни был грязен тот, кто говорил с ним), что она давала грешнику сознание, что святой старец смотрит на него как на равного, что поэтому он не окончательно погиб и может возродиться. Он самым падшим людям подавал надежду, бодрость и веру, что они могут стать на новый путь.

Из рассказов, я узнала,что с утра до вечера к нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Но в протяжении десяти-пятнадцати минут такой беседы решался не один вопрос, в это время преподобный Амвросий вмещал в своем сердце всего человека, со всеми его привязанностями, желаниями — всем его миром внутренним и внешним. Из его слов и его указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, его вещи. Предлагая свое решение, преподобный Амвросий имел в виду не какое-нибудь уединенное дело; он смотрел на всякий шаг со всеми его разнообразными последствиями как для этого лица, так и для других, для всех сторон всякой жизни, с которыми это дело сколько-нибудь соприкасалось. Каково же должно быть умственное напряжение, чтобы разрешить такие задачи? А таких вопросов, и каждый помногу, предлагали ему ежедневно несколько десятков мирян, не считая множества монахов и тридцати-сорока писем, приходивших и отсылавшихся ежедневно. При такой громадной работе, продолжавшейся тридцать лет изо дня в день, в этой безконечной сети запутанных и самых тонких отношений, самых отчаянных жизненных положений, ни разу не ошибиться, ни разу не сказать: «Я тут ничего не могу, я не умею» — это сила нечеловеческая. Старец говорил не от себя, а по вдохновению, было видно, что иногда он берет свой ответ откуда-то извне. Его слово не было только словом опытного старика — оно было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание.

Много говорилось о прозорливости преподобного Амвросия. Он старался скрыть от людей этот свой дар и не имел обыкновения предсказывать. Но в тех советах, которые он давал, этот дар обнаруживался во всем.

Для него не существовало тайн; он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь и его обстоятельства, его душевное состояние и зачем он сюда пришел. прозорливость старца часто обнаруживалась для отдельных лиц на так называемых общих благословениях. Старец обходил ожидавших его благословения людей, внимательно вглядываясь во всякого, осеняя крестным знамением и некоторым говоря несколько слов. Часто он, обращаясь ко всем, рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-нибудь из присутствующих. Это был чудесный способ общения старца с детьми, что они ему не высказывали, но что ему было открыто.

О людях, которые сделали ему очень много зла, он отзывался с самым искренним участием. Ни недоверие, ни оскорбления не могли заглушить в нем самой теплой любви и заботы о каждом человеке. В тех случаях, где другой бы хоть невольно смутился, он отделывался шуткой.

Что касается исцелений, то им не было числа и перечислить их невозможно. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Посылал больных в пустынь к преподобному Тихону Калужскому, где был источник. До старца Амвросия в этой пустыни не было слышно об исцелениях. Можно думать, что преподобный Тихон стал исцелять по молитве старца. Иногда преподобный Амвросий посылал больных к святителю Митрофану Воронежскому. Бывало, что исцелялись на пути туда и возвращались благодарить старца. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Духовная сила старца проявлялась иногда в совершенно исключительных случаях. Однажды преподобный Амвросий,  опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту — беда! Приблизившись к павшей лошади, старец трижды медленно ее обошел. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!», и лошадь послушно поднялась на ноги.

Многим людям преподобный Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу, или с целью исцеления, или для избавления от бедствий.

 Часть III.Старец Зосима  М.Ф.Достоевского.

Духовный опыт и необычные дарования  старца, его прозорливость  и умение указать каждому удобный и верный путь дали отцу Амвросию всероссийскую известность.

Знаменитый скит старца посещали  писатели А.К. Толстой и Л.Н. Толстой, философ B.C. Соловьев и многие другие известные люди. А писатель и философ, бывший дипломатический консул К.Н. Леонтьев поездил в Оптину, да и попросил у батюшки благословения остаться. Он поселился в монастырском особняке, который с тех пор звали «консульским домиком», и стал духовным сыном батюшки, 15 лет готовясь к постригу. Лишь за месяц до смерти старец постриг его в монахи с именем Климент.

Как известно, летом 1878 г. Достоевский вместе со своим другом Вл. Соловьевым посетил Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием, который его глубоко потряс.  Поездка Достоевского в Оптину Пустынь была одним из важнейших событий в духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, эта поездка во многом определила творческие идеи и характер романа "Братья Карамазовы".

Знакомство с Оптинским старцем Амвросием, живым воплощением русской святости, "хранителем образа Христова", носителем народной правды, подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.

Встреча эта носит глубоко символический характер. В лице великого гения русской литературы и великого святого Русской Церкви после почти векового разрыва встретились Церковь и интеллигенция, Православие и культура, святость и гениальность, что  во многом определило характер взаимоотношений русской культуры и Православия в последующее время.  

 Мнение о том, что Амвросий Оптинский является прототипом старца Зосимы,  стало общепринятым в литературе. Восприятие образа старца Зосимы как отражение реального старца Амвросия имело неожиданное продолжение  в реальной действительности, когда уже саму Оптину Пустынь и оптинских старцев стали воспринимать через  роман "Братья Карамазовы" и образ старца Зосимы.

 Часть IV. Шамординская женская пустынь

Преподобный Амвросий многим благотворил. Деньги жертвователей он передавал нищим и убогим, вдовам и сиротам. Особую заботу он проявлял о больных женщинах, бедных и вдовых. Преподобному Амвросию Оптинскому обязана своим созданием Казанская Амвросиева Шамординская женская пустынь.В последние 10 лет своей жизни ( 1870-1880 годах) старец участвовал в устройстве целого ряда монастырских женских общин, для неимущих женщин.Деньги на строительство были пожертвованы богатым московским купцом, чаеторговцем Перловым ( владельцем всем известного « китайского чайного домика» на Мясницкой). Этими деньгами жил и строился основанный старцем   монастырь в котором, кроме 1000 сестер, содержались еще и детский приют, школа, богадельня и больница.   В 1890 году старец Амвросий прибыл в Шамордино. Здесь он разболелся и уже не мог вернуться в родную обитель. 10/23 октября 1891 года преподобный Амвросий скончался  в основанной им Шамординской обители. Тело преподобного при огромном стечении народа крестным ходом было перенесено в Оптину пустынь для погребения.

Заключение.

 Почитание преподобного на   родине, в Тамбове, началось не сразу, хотя при жизни старца к нему обращались за духовным руководством многие монашествующие Тамбовской епархии, а в особенности монахини Козловского Боголюбского монастыря. В советские годы в Козлове отбывали ссылку Оптинские постриженники: преподобный Севастиан (Фомин), исповедник иеромонах Дионисий (Карпов). Весьма почитаемая в настоящее время в Тамбовской епархии схимонахиня Серафима (Белоусова) в свое время неоднократно посещала Оптину пустынь.
  По благословению епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) в Тамбове в 1912 году, к 100-летию со дня рождения преподобного Амвросия, было учреждено Амвросиевское братство, а открыто - в 1913 году. Оно ставило своей целью популяризацию духовного наследия старца. По приглашению братства город Тамбов посетил миссионер и писатель В.Д. Быков, автор книги «Тихие обители». Причисление Оптинского подвижника к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси в 1998 году стало ярким свидетельством и выражением глубокого почитания старца Амвросия в русском народе. В селе Большая Липовица, на родине преподобного Амвросия, близится к завершению строительство храма в его честь. Освящение храма запланировано на осень 2012 года, когда состоится празднование 200-летнего юбилея со времени рождения старца.

Я восхищаюсь силой духа батюшки Амвросия,будучи тяжело больным он вмещал в своем сердце столько любви, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу.В моих мыслях человек  с участливой улыбкой, от которой становится как-то весело, тепло и хорошо.В эту минуту он живет вместе со мной .

Использованные ресурсы :

Оптинский патерик/ Сост. Мон. Иулиания( Самсонова)- Саратов: изд- во Саратовской епархии, 2006г.

Журнал «Оптина Пустынь», Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012г.

Житие преподобного Амвросий старца Оптинского .- Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2006г.

Собрание писем Оптинского старца Амвросия. Издание Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, 2009г.

http://www.patriarchia.ru

 

Свои советы и наставления преподобный Амвросий преподавал часто в уединенной беседе или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

«Как жить?» — слышал старец со всех сторон общий вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне

 

                                                                                                                                                                                 

                   О смирении.

                        

        

        

О терпении.   

     

                                                                         

О любви.

 

 О раздражительности.

                                                        

О   судьбе.

 О  тщеславие. 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

Программа спортивно-игрового праздника "А,ну-ка, девушки!"

ПРОВЕДЕНИЯ  СПОРТИВНО-ИГРОВОГО ПРАЗДНИКА  «А, НУ-КА, ДЕВУШКИ!», посвященного празднику «8 МАРТА!» МБОУ Жирновская СОШ...

Внеклассное мероприятие по физической культуре "Спортивные девчата"

Внеклассное мероприятие по физической культуре...

Сценарий спортивно-игрового мероприятия «Станция спортивная»

Немного истории: "Зарождение физической культуры и спорта в древности", "Олимпийские игры в Древней Греции", "Самые необычные виды спорта в мире". В основной части меропр...

Внеклассное мероприятие по физической культуре "Спортивные девчата"

Внеклассное мероприятие по физической культуре...