Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Мишко Валентина Анатольевна

Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Теоретическая часть.

     Основные теоретические подходы к решению моей проблемы определяет:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.).
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения.
  3. Системно-деятельностный подход к образованию (Выготский Л.С., Леонтьев А.П., Гальперин П.Я., Элькони Д.Б., Давыдов В.В.).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России.[3] Концепция является методологической основой стандарта второго поколения. В ее содержании выделены: национально-воспитательный идеал, цели и задачи духовно-нравственного развития, базовые ценности и основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Современный национальный воспитательный идеал определяется в соответствии с национальным приоритетом исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох, согласно Конституции Российской Федерации,

согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6). [5] Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [3]

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [3]

 В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: 

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

-  принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям,

совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.[3]

    В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

-законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

- духовную, культурную и социальную преемственность поколений;[3]

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

- укреплению национальной безопасности.[3]

   Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осу-

ществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:

- семейной жизни;

- культурно-регионального сообщества;

- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

- российской гражданской нации;

- мирового сообщества.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения определяет систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общест- венного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни. Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание воспи-

тания и учебных программ, организацию воспитательной и учебной деятельности по отдельным учебным предметам. Методологическая основа Фундаментального ядра – принципы фундаментальности и системности. В документе определены основные формы деятельности и соответствующие им

классы задач. Теоретическая основа Фундаментального ядра содержания общего среднего образования -  ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

-  «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич);

-  выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);

-  культурологического подхода к формированию содержания

образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

- системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский,

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

       Также теоретической основой Фундаментального ядра являются

основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития;

- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

- социальной востребованности воспитания.

      Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор) 

  • Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы 
  • Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного 
  • Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество 
  • Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.  По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться);
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда); 
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни);
  • научить жить (учение для бытия).

    В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

 Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   

В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.

Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

-  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 

- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный   подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  основного общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:  

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основные методы:

- метод проекта;

- метод диспута;

- метод работы малых групп;

- метод самоанализа и самооценки собственной деятельности;

- тестирование;

- метод анкетного опроса;

- дебаты (по Карлу Попперу);

- методика Джефа;

- методика Рокича;

- словесные методы;

-деятельностный метод.

Основные технологии:

- технология деятельностного метода;

- гуманно-личностная технология;

- личностно-ориентированная технология;

- технология сотрудничества;

- технология проблемного обучения;

- технология индивидуального обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология самоанализа и самооценки;

- технология алгоритма;

- технология анкетного опроса;

- технология уровней дифференциации;

- арт-технология.

Формы гражданского воспитания младших подростков: игры Джефа, диспуты и дискуссии, исторический театр, фестиваль творческих работ учащихся «Моя малая Родина», «Моя родословная», ведение альбома «Моя малая Родина», «Ветераны - наши земляки», «Труженики тыла», фотовыставка работ «История села», «История школы», «Они служили в Афганистане», «Они служили в Чечне», исторический ринг, клуб «Дорогие земляки», исторические вечера, историческая драматургия, конференции, мультимедийные презентации, арт-мастерские, проекты «Моя семья в истории», «История совхоза Россия», встречи с интересными людьми.            

Базовые понятия моей темы: внеурочная деятельность, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности, патриотизм, гражданственность.

                                                                                                                                                         

                           Пояснительная записка

Данная авторская программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и рассчитана на школьников определенной возрастной группы - младшие подростки (6 класс) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Предлагаемая программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение  результатов первого, второго и третьего уровня. Согласно программе внеурочной деятельности воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем. Второй уровень –получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы.
Программа рассчитана на 35 ч. и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, фестивали, походы, экскурсии, викторины, выставки, игры и т. п.). В этих случаях возможно объединение кружка с другими классами школы, занимающимися по сходным программам, и проведение совместных занятий.
Программа состоит из четырех относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности.

Основное направление внеурочной деятельности:

- Духовно-нравственное;

Виды внеурочной деятельности:

- Игровая;

- Познавательная;

- Художественное творчество;

- Туристско – краеведческая деятельность;

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

 Ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего подростка и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Стандарт).

В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость

отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации

системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Авторская программа полностью построенна на системно-деятельностном подходе.

Принципы внеурочной деятельности, отраженные в программе:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;

Цели программы:

Пробуждение интереса к истории своей семьи, Малой Родины, Отечества.

Подготовка учащихся к восприятию и усвоению предмета история.

Обучение младших подростков свободно ориентироваться в исторической информации.


Задачи программы:

- формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота;

- создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, гражданского самоопределения и самореализации;организация досуга обучающихся во внеурочное время;

-научить детей видеть историю «вокруг себя»;

-помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций; сохранение и преумножение традиций школы;


– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;


– воспитание нравственных чувств и этического сознания;


– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;


         Тематическое планирование внеурочной деятельности

Основные блоки программы

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Изучение ПДД, правил техники безопасности и этических норм при проведении экскурсий

4

4

2

Познавательная деятельность: организация и функционирование устного журнала «Уголок  земли родной»

2.1

Организация и проведение странички «Моей Малой Родине – 104 года»

3

2

1

2.2

Организация и проведение странички «Люди земли Симоновской»

4

2

2

2.3

Организация и проведение странички «Учимся, играя»

3

2

1

3

Художественное творчество: организация и функционирование художественно-оформительской мастерской «Креатив»

3.1

Участие в мейл-арт проекте «Моей Малой Родине -104 года»

3

2

1

3.2

Оформление стенгазет к праздникам

4

2

2

3.3

Создание и защита мультимедийных проектов «Моей школе 38»

4

3

1

4

Экологическое воспитание: организация и функционирование научно-исследовательской группы «Мир вокруг нас»

4.1

Разработка просветительского сообщения «Климат и природа»

5

3

2

4.2

Организация и проведение круглого стола «Проблемы экологии»

5

3

2

35

23

12

                Примерное содержание занятий

Раздел 1. Изучение ПДД, правил техники безопасности и этических норм при проведении экскурсий. (4 ч) Основные требования к занимающимся: регулярность, отсутствие пропусков без уважительной причины, заинтересованность. Техника безопасности: правила поведения во время занятий в аудитории и экскурсий. Правила дорожного движения. Правила поведения в коллективе: честность, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопомощь.

Раздел 2. Познавательная деятельность: организация и функционирование устного журнала «Уголок земли родной». (10 ч)
2.1. Организация и проведение странички «Моей Малой Родине – 104 года». (3 ч) Поселок Сборный, его история. Музей истории села: достопримечательности, легенды, выдающиеся личности. Экскурсия в музей.
2.2. Организация и проведение странички «Люди земли Симоновской» (4 ч) Выдающиеся люди, оставившие след в истории поселка Сборный. Экскурсия в городской музей. Встречи с выдающимися спортсменами.
2.3. Организация и проведение странички «Учимся, играя». (3 ч) Устные игры и задания. Загадки, шарады, кроссворды, викторины. Интеллектуальные коллективные игры. Составление вопросов к играм. Правила составления вопросов.

Раздел 3. Художественное творчество: организация и функционирование художественно-оформительской мастерской «Креатив». (11 ч)

3.1. Участие в мейл-арт проекте «Моей Малой Родине 104 года». (3 ч) Лекция о мейл-арте. Ознакомление с работами мейл-арта. Беседа о российской почте. Создание открыток для проекта.

3.2. Оформление стенгазет к праздникам. (4 ч) Ознакомление с российскими праздниками, их историей. История села и совхоза «Россия». Написание материалов для стенгазет. Художественное оформление стенгазет.

3.3. Создание и защита мультимедийных проектов «Моей школе 38». (4 ч) Изучение истории школы. Посещение музея. Встречи с преподавателями – ветеранами. Что такое мультимедийная презентация? Создание проектов. Как представлять свой проект?

Раздел 4. Экологическое воспитание: организация и функционирование научно-исследовательской группы «Мир вокруг нас». (10 ч)

4.1. Разработка просветительского сообщения «Климат и погода». (5 ч) Что такое климат, климатические изменения, климат нашего региона. Что такое погода. Отличие погоды и климата.

4.2. Организация и проведение круглого стола «Проблемы экологии». (5 ч) Изучение основных проблем экологии. Экология нашего региона. Способы решения экологических проблем. Участие в обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке"

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Авторская программа внеурочной деятельности "Уголок земли родной" (презентация)

В презентации даны основные направления, формы, методы внеурочной деятельности, тематическое планирование. Авторская программа составлена для 6 класса....