Мой край задумчивый и нежный...
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Воронина Лариса Сергеевна

Внеклассное мероприятие "МОЙ    КРАЙ   ЗАДУМЧИВЫЙ  И   НЕЖНЫЙ…", посвящённое 60-летию Липецкой области, подготовила и провела Воронина Л.С.,                                                        учитель истории,                         первая квалификационная категория

Цели: расширить знания воспитанников о детских годах А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительной речи; воспитывать любовь к родному краю, к литературному наследию поэтов-земляков.

Оборудование: выставка книг; костюмы для инсценирования семейного вечера; аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», Чайковский «Времена года», компьютерная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

МОЙ    КРАЙ  

ЗАДУМЧИВЫЙ  И  

НЕЖНЫЙ…

(подготовила и провела Воронина Л.С.,

учитель истории,

первая квалификационная категория)

                                                                 

                                                 с.Дмитряшевка, 2014 г.

МОЙ    КРАЙ   ЗАДУМЧИВЫЙ  И   НЕЖНЫЙ…

(подготовила и провела Воронина Л.С.,

учитель истории,

первая квалификационная категория)

 

Цели: расширить знания воспитанников о детских годах А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительной речи; воспитывать любовь к родному краю, к литературному наследию поэтов-земляков.

 

Оборудование: выставка книг; костюмы для инсценирования семейного вечера; аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», Чайковский «Времена года», компьютерная презентация.

 

Учитель (или ведущий – старшеклассник): Давно появилась традиция величать народ по имени страны. В Англии живут англичане, в Индии – индийцы, в России – русские, русичи, россияне. А жителей того или другого края зовут по имени главного города, города – центра: в Москве и Московской области – москвичи, в Красноярске и Красноярском крае – красноярцы, в Липецке и Липецкой области – липчане.

  Область наша переживает период детства. Она была образована 6 января 1954 года из окраин соседних областей: Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской , Тульской и Рязанской. В 2014 году наша область отмечает юбилей – 60 – летие, а поэтому мы все не можем оставаться в стороне, у нас появился лишний повод поговорить о нашей малой родине.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?» )

Ведущий: Много талантливых сынов и дочерей дала миру земля родная, земля липецкая.

Много замечательных памятников культуры создали наши земляки. Сегодня мы поговорим о поэтах и писателях, которые жили и творили свои произведения на нашей земле.

Ученик: Пушкинская прародина.

В 1716 году один из сподвижников Петра Великого Фёдор Петрович Пушкин, выйдя в отставку, женился на дочери рязанского дворянина Ксении Ивановне Коренёвой. Полученное в качестве приданного село Покровское Фёдор Петрович переименовал в честь красавицы жены  в Коренёвщино. Их единственный сын Алексей получит в наследство владение, кроме Коренёвщины, соседнее село Семёновку и в память о бывшем своём воинском звании переименует его, назвав Капитанщиной. Так они и дойдут до наших дней в новых названиях своих добровские сёла Коренёвщино да Капитанщино, менее чем в двадцати километрах от Липецка.

Любимая дочь Алексея Фёдоровича Пушкина, Мария,   в 1775 году вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала. Новобрачные  обвенчаются в Липецке, в Свято – Вознесенском храме. В 1775 году у них родится дочь, которой родители дадут – на счастье – звучное имя Надежда.

  Надежда Осиповна Ганнибал – будущая мать Александра Сергеевича Пушкина-  до девяти лет была кровно связана  с Коренёвщиной. Бабушкой «московской» станет в судьбе поэта коренёвщинская бабушка Мария Алексеевна. Пушкин посвятит ей немало признательных строк:

          Люблю от бабушки московской

          Я слушать толки о родне,

          О стародавней старине…

 Духовная наставница действительно вводила будущего гения в круг его родословной, открывала кладезь живого народного языка, поэзию сказаний, поверий, легенд добровской,  липецкой земли заповедной.

 Материнская ветвь пушкинского рода связана была, как видим, с нашим краем. Связана крепко – из поколения в поколение. Поэтому и благодарно  думать и помнить, что и над нами Пушкинский Ангел пролетел …

( Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Дон»)

 

ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ…

 

Ученик: «…Звезда с звездою говорит»

 От светлого гения Пушкина неотделимы имя, судьба, творческое наследие Михаила Юрьевича Лермонтова. Всего 28 лет отмерила ему жизнь, но и за этот короткий срок он успел сказать прекрасные и пророческие слова о родной земле с неразлучными берёзами среди желтеющих нив, о божественных небесах, открывающих чуткому сердцу, о чём говорят друг с другом звёзды.

 А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов – дальние родственники. Сроднила их судьба и общая  прародина – липецкая наша земля.

 В восьми километрах от железнодорожной станции Лутошкино в Краснинском районе находится село Васильевка. В начале 19 века оно относилось к Елецкому уезду Орловской губернии и под именем Васильевское принадлежало старинному дворянскому роду Арсеньевых.

 31 декабря 1812 года  в Васильевском встретились семнадцатилетняя наследница имения Мария Михайловна Арсеньева и молодой капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов, чьё владение Кропотовка (ныне село Лермонтово Становлянского района нашей области) находилось в сорока километрах.

 Весной молодые сыграли в Васильевском свадьбу. А 3 октября 1814 года в Москве у них родился сын, наречённый при крещении Михаилом.

 На третьем году жизни Миша Лермонтов остался без матери и был взят на воспитание бабушкой. Отец его навсегда остался в Кропотовке. Свидания их были редкими, но 1827 год выдался памятным: всё лето сын провёл  в имении отца. Глубокие думы предшествовали сделанной в Кропотовке дневниковой записи тринадцатилетнего Михаила Лермонтова: «Моё завещание». Схороните меня под этим сухим деревом… и положите камень ; и пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие».

 В силу разных причин завещание это не было исполнено. Но каждой строкой своей, каждым словом оно и ныне свидетельствует, как дорога была Лермонтову отчая земля, какими замыслами и делами с юных лет хотел он её обессмертить.

 Весной 1841 года по пути на Кавказ, где ждала его дуэль и трагическая смерть на склоне горы Машук.   М.Ю.Лермонтов заехал в Кропотовку, простился с прахом отца, с отчим домом, где навсегда осталась часть сердца, где прошли самые памятные дни ранней юности.

 Лермонтовскую усадьбу в Кропотовке в декабре 1941 года сожгли гитлеровские захватчики. Но благодарную память о ней уничтожить врагам не дано.

( Звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» )

(Грам.  Запись)

Ведущий: Стихи и песни А.В .Кольцова любят русские люди. Под одним из его стихотворений, написанном в 1830 году и названном « Песня» , автор обозначил место создания – Лебедянь. Уроженец города Воронежа , Кольцов бывал в Задонске, Ельце, Конь – Колодезе, Данкове, Усмани. В его произведениях поэтически отразилось увиденное, услышанное, прочувствованное.

 

ПРЕКРАСНЕЙ ЧЕЛОВЕКА НИЧЕГО НЕТ НА ЗЕМЛЕ!

 

Ученик: Алексей Васильевич Кольцов. Годы жизни – 1809 – 1842. Родился в зажиточной семье скупщика и торговца скотом. С детских лет был помощником отца. Летом они отправлялись в степь для надзора за скотом, зимой – для забора и продажи товара. Неделями приходилось скакать на коне, ночевать под открытым небом , коротать досуг в деревнях , толкаться среди народа в праздничной ярмарочной толпе. Всё это воспитывало в А.В.Кольцове умение легко и свободно общаться с самыми разными людьми , входить в чужие заботы и интересы, проникаться мотивами русских песен .

 Воронежская природа, где лесной север переходил в южную степь, щедро наделила будущего поэта полнотою впечатлений, остротою восприятий.

Учащийся исполняет стихотворение А.В.Кольцова «Косарь».

 

Ведущий: В минувшем веке был хороший обычай- семейное чтение. В свободное от работы время собирались , чтобы послушать чтеца , побеседовать о прочитанном.

 Любимыми и почитаемыми авторами считались Николай Семёнович Лесков и Лев Николаевич Толстой.

Ученик: Н.С.Лесков ( 1831 –1895 ).Писатель имеет в своей биографии орловско – липецкие «корни». В детстве он жил в Ельце, где работал его отец. Под Ельцом и Задонском происходят события,  изображённые в его произведении «Очарованный странник».

 Автор многих известных всем произведений: «Леди Макбет Мценского уезда», «Маленькая ошибка», «Грабёж», «Умершее сословие», «Человек на часах» , «Левша», «Неразменный рубль».

 Связи Лескова с нашим краем глубинны и сокровенны. В произведениях Лескова воссозданы дела и дни жителей берегов Воронежа и Дона, былинно древняя судьба Подстепья.

Инсценировка «Семейное чтение».

Действующие лица: мать, отец, старший брат или сестра за работой – вяжут, вышивают или др ..Младший ребёнок читает вслух , например отрывок из рассказа Н.С.Лескова «Левша».

  

МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ…

 

Ученик: Сергей Александрович Есенин, годы жизни – 1895 – 1925 .

Родина Есенина – рязанский край.

 Нам, липчанам, особенно дорого то, что ряд районов Липецкой области входили некогда в состав Рязанской губернии. Данков, Раненбург, Астапово звучали для юного Серёжи Есенина так же, как Рязань, Солотча, Касимов, Дивово. Рязанская, данковская, добровская, астаповская, колыбельская,  константиновская земля – есенинская родина:

                   Рязанские поля,

                   Где мужики косили,

                    Где сеяли свой хлеб,

                   Была моя страна …

 Липчане любят поэзию Есенина - нежную, глубокую, музыкальную, проникновенную; нас влекут к себе вдохновенные строки поэта, его лирический завет:

                     Но более всего

                     Любовь к родному краю

                     Меня томила, мучила и жгла…

Исполняется стихотворение Есенина  «Край ты мой задумчивый …»

 

САМ ЖЕ ТОЛЬКО О  ЛЮДЯХ  И  ДУМАЮ…

 

Ученик: Пришвин Михаил Михайлович ( 1873 – 1954 ).  Поэтическая прозорливость  Пришвина, его редкостный дар отворять живые ключи, примечать весну света, кладовые солнца на отчей земле ив душе человеческой пробуждались в Хрущёвке и Пально – Михайловке. Не остался в стороне и Елец, где Пришвин – гимназист учился с 1883 по 1888 год , куда возвращался он и в более зрелом возрасте.

  Пришвин – один из своеобразнейших писателей. В повестях, рассказах и «географических очерках» Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Его занимает суть человека, та мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь то лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.

  Мелодекламация. Учащийся исполняет стихотворение в прозе « Иван – да Марья».

 

ЛИШЬ  СЛОВУ  ЖИЗНЬ  ДАНА …

 

  Иван Алексеевич Бунин  ( 1870 – 1953 ) – прозаик, поэт. Родился в небогатой дворянской семье, детство провёл на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Древний Елец, наряду с Озёрками, Каменкой, Глотовым, стал нераздельным понятием его гражданской и поэтической родины.

  Родина одарила Бунина колыбельным разноцветьем Подстепья, высоким небом пушкинской поэзии, чуткой и отзывчивой душой художника. И он с сыновней благодарностью принял на всю жизнь эти дары. Тридцать с лишним лет, прожитые на чужбине, не ослепили его, не унизили до клеветы на родную землю, на свой народ.

   Всю жизнь Россия была его судьбой, болью, надеждой И.А.Бунина.

Мелодекламация. Учащийся исполняет стихотворение « Детство»

 

Ведущий:  А сейчас прозвучат стихотворения наших современников.

 Учащиеся исполняют стихотворения:

  1. Павел Шубин « Надпись на книге»
  2. Павел Кустов «Река»5
  3. Борис Шальнев «Речки печаль беспричальная…»

 

Ведущий: В течение многих лет, роднясь, постепенно становились липчанами вчерашние воронежцы, орловчане, рязанцы. Вместе с ними роднились кровным родством поля и перелески, дубравы и звонкие боры, безымянные озёра и наречённые знатными именами реки, самые многоводные из которых – Дон, Воронеж, Матыра.

  С землями и всеми их щедротами принесли бывшие соседи на именины новорождённой области дары особые, бесценные: честь и славу, вековое наследие предков. И сразу почувствовали липчане в побратимском кругу, как возвысилось небо их судьбы, какая славная земля у них под ногами, какие светлые имена и души связуют их .

  Нам хочется, чтобы наши гости тоже почувствовали эту сопричастность, поэтому просим поучаствовать в декламации стихотворения «Есть такая земля…»

 

   (Раздаются листочки со стихотворением и все гости читают по одному куплету)

 

Есть такая земля, что кольцована песней Кольцова,

Синеокой Рязанью, соловьиною Курской дугой.

Есть такая земля, -

Пядь от пяди Орла и Тамбова,

Что всевышнею стала и родиной нам, и судьбой.

 

Лип медовых шатры и берёз лебединые взлёты,

Дона тихого омуты,

Мечи Красивой разлив…

Есть такая земля – вековечной любви и заботы,

И печали, и веры, что душу берут на разрыв.

 

На развилке пути

Честь поклонная предкам бедовым –

Ратоборцам и пахарям, зодчих дел мастерам.

Знак особой любви – металлургам (ещё допетровым !),

Кузнецам – огнелюбам, солнцеликих богов сыновьям.

 

От походов Азовских

И русского флота рожденья

Славы летопись в памяти нашей красна…

Есть такая земля, - осенённая светом родненья

И сердец притяженья.

Да будет священна она!

 

Глубоки родники,

Не к лицу нам душа – однодневка.

Наши судьбы с Россией и завтра не будут легки.

50 – не итог, новой песни хорошей запевка,

Дорогие липчане, родные мои земляки.

 

И какие бы ветры

Нас в грудь ни встречали,

Предки будут с надеждой глядеть нам вослед.

Выше Родины нет ни любви, ни печали,

Ни отрады, ни света без Родины нет.

 

Учитель: Корни, истоки свои забывать грех… Ребята, гости, мы все – липчане, помните, откуда мы родом.

    Сегодня мы назвали всего несколько имён, прославивших нашу малую родину. О знаменитых музыкантах, путешественниках, историках, археологах мы поговорим в следующий раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Мой край задумчивый и нежный"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 6-7 классов...

Мой край задумчивый и нежный (Поэтический мир С. Есенина)

Данная разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия по творчеству Сергея Есенина....

Урок-путешествие "Мой край задумчивый и нежный" (по есенинским местам)

Целью данного урока-путешествия является ознакомление учащихся с личностью Сергея Есенина, раскрытие своеобразия творчества поэта, воспитание любови к Родине, к отчему краю и красоте его природы, прио...

Литературные посиделки "Мой край задумчивый и нежный"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году литературы. В разработке собраны стихотворения Кубанских поэтов о красоте родного края. Мероприятие проведено в коррекционной школе-интернате для...

Литературная гостиная "Мой край задумчивый и нежный". Встреча с Есениным.

Литературная гостиная посвящена жизни итворчеству С.А. Есенина. Материал можно использовать на уроках и во внеклассной работе....