занятие по тестопластике "Жаворонки -веснянки"
план-конспект занятия по краеведению (5, 6 класс) на тему

Cязи Елена Валерьевна

Данное занятие рассчитано на средний школьный возраст. Интегрированное занятие может быть использовано при изучении истории народных традиций, связанных со встречей весны, на уроках технологии, мхк, краеведения, в группах продленного дня и детских лагерях, а также педагогами дополнительного образования прикладного направления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в творческой мастерской « Самоделкин»

Дата проведения: 19.03.2014

Место проведения: кабинет творческой мастерской « Самоделкин».

 Педагог дополнительного образования Сязи Елена Валерьевна.

Мастер-класс

«Жаворонки-веснянки»-

Тема:      тестопластика по народным мотивам,

лепка из соленого теста.

Возраст обучающихся - 4 класс.

Цель - возрождение  у обучающихся интереса к народным традициям, праздникам и обрядам.

Задачи:

  • Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок.
  • Уточнить знания, умения и навыки по работе с  соленым тестом.
  • Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления - насечки, налепы, скручивание.
  • Развивать интерес к истории  и традициям народной русской культуры.
  • Расширять кругозор при  помощи устного народного творчества - загадок, поговорок и примет
  • Воспитывать желание сохранять  в семье народные традиции, отвечающие национальным обычаям.

Методические приемы:  вопросы, беседа, рассказ, показ образцов и иллюстраций, прослушивание народных песен-закличек.

Наглядно-методические пособия:

  1. Технологическая карта по изготовлению жаворонков–веснянок в двух вариантах
  2. Стенд  с изображениями птиц в различных видах декоративно-прикладного творчества и народных промыслах России.
  3. Образцы птичек, выполненные педагогом заранее.
  4. Образцы птичек-свистулек из глины.

Материалы, инструменты и оборудование:

  • Готовое тесто
  • Стеки
  • Доски для лепки
  • Крупа, перец, бисер
  •  Магнитофон или компьютер,  аудиозаписи с закличками

Содержание занятия:

 Педагог дает прослушать несколько песен - закличек  и задает наводящие вопросы, загадывает загадки, цитирует народные приметы, чтобы уточнить тему занятия. Затем проводит небольшую беседу о том, как раньше на Руси встречали весну и еще о традиционно бережном отношении к хлебу и тесту. Рассказ об изображении птиц в народной культуре - в народных промыслах, игрушках и т.п.

Показ образцов и выдача технологической карты. Педагог предлагает детям самим слепить жаворонков. Поясняет, что тесто замешивали по старинным рецептам, которые передавались по женской линии – от прабабушек к внучкам. Состав теста был неизменным, как и слова в закличках - только тогда они имели волшебную силу - так верили наши предки.

 По необходимости педагог дает пояснения по выполнению работы и по способам оформления.

 Самостоятельное выполнение детьми птичек – при возникновении сложностей – помощь педагога.

Педагог сообщает, что тесто должно просохнуть и потом птичек можно будет раскрасить или выпечь.

Подведение итогов занятия - чему научились, что нового узнали, что понравилось.

Фотография результатов работы.

Ход занятия:

Приветствие. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить и что будем делать?

 Включает магнитофон с закличками.  (Ответы детей) Загадывает загадки о весне и птицах. ( Ответы детей)

Итак, получается, что мы с вами сегодня поговорим о весне, о народных традициях встречи весны  и конкретно о народном празднике, который отмечают 22 марта. Кто знает, как называется праздник? (Ответы детей) Праздник называется – « Сороки» или «Жаворонки» как вы думаете,  почему?               ( Ответы детей)

 Этот праздник по народному календарю связан с прилетом птиц. Считалось, что в этот день птицы возвращались с зимовки и приносили на своих крыльях весну. Первые птички, которые возвращались в родные места- жаворонки. В марте зима уходила неохотно - принято было мороз заговаривать специальными присказками. Специально выпеченные колобки выбрасывали на улицу и приговаривали: « Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес! Убирайся подобру – поздорову!»

История хлеба неотделима от истории человечества. Существовало множество разных обрядов и праздников, связанных с хлебом - в честь хлеба слагались гимны, песни, существует множество пословиц , связанных с ним. Например, «хлеб - всему голова», «хлеба к обеду в меру бери, хлеб- драгоценность – им не сори»… Кто еще знает? (ответы детей)

 Древние славяне выращивали рожь - жито. Само слово « Жито»- от глагола жить, кормиться. В народе существует понятие «житный хлеб». Раньше даже гостей встречали хлебом-солью - хлеб означал землю, соль- солнце. Чтобы порадовать ребятишек  из теста лепили разные фигурки - лошадку, птичку, ежика - смазывали их сладкой водой, маслицем. И выпекали в печке. Дети часто помогали в этих делах на кухне - тем самым приучаясь к труду, к бережному отношению к хлебу. Существовало несколько разных  обрядов,   в которых не последнее место занимал хлеб. На праздник Вознесение готовили лесенки – выпечку в форме лестницы. На Крестопоклонную неделю в Великий пост готовили специальные печеньки в виде крестов - внутри запекали зерно или монетку - кому попадется - или богатств в дом или хороший урожай. На Пасху пекли куличи.

 22 марта хозяйки пекли в русских деревнях птичек. День назывался                        « Сороки». Крестьяне верили, что именно в этот день прилетают с зимовки 40 птиц, и жаворонки- первые из них. Считалось, что хлебными жаворонками ребятишки окликали весну, приманивали ее, чтобы скорее наступала.

В это же время детям дарили свистульки - чтобы они свистом приманивали весну. Мы сегодня тоже попробуем вспомнить этот старинный обычай и научимся лепить птичек из теста – правда, у нас будет не хлебное тесто, а соленое. И печь своих птичек мы не будем. А потом раскрасим.

Такую выпечку называли по-разному: грачами, жаворонками, птюшками, чувильками. В Белоруссии основным угощением этого праздника являлись пирожки «галепы»- плюшки, напоминающие птиц с расправленными крыльями. Выпекали их по 40 штук. Когда их вынимали из печи – смотрели - не подгорели и хорошо ли прожарились – от этого судили какой будет год для семьи- удачный или нет. С помощью такого жаворонка выбирали главного засевальщика- в одну птичку вкладывалась монетка- кому из мужчин она доставалась – тот и бросал первые зерна в землю на посеве.

А еще женщина рано утром делала 40 гнезд из соломы и в каждое клала по яичку из теста - это делалось для того, чтобы куры неслись дома и для игры ребятишек. Печеных птичек посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки, прилетите, лето красно принесите. Зима надоела - весь хлебушек поела». Эти выкрики назывались закличками.

 Закличек было много - это был своеобразный речетатив, наполненный внутренним ритмом. Заклички кончались высокими сильными и призывными гуканьем и аканьем. Накричавшись, наигравшись с жаворонками ребята прятали их под крыши сараев, прикрепляли к веткам деревьев. Печеных птичек съедали. Вот такая история у этого праздника.  А сейчас приступим непосредственно к работе.

Описание технологической карты №1:

  1.  Из кусочка теста раскатать колбаску
  2. Свернуть ее, как показано на рис.2 и 3
  3. Вытянуть концы - один конец- это голова и клюв. А второй конец- хвост жаворонка.
  4.  Со стороны головы приплюснуть и вытянуть, чтобы получился клюв, затем вставить перчинки или бисер- глазки; со стороны хвоста - прижать и сделать стекой несколько надрезов.  
  5. Жаворонок готов.

Это первый способ лепки

Если хотите, можно попробовать и второй способ:

 Описание технологической карты №2:

  1. Берем кусочек теста, катаем из него шарик и раскатываем лепешку
  2.  Лепешку надрезаем стекой с четырех сторон
  3. Делаем на  трех из четырех частях лепешки надрезы стекой- рис.3
  4. Сворачиваем, как показано на рис.4
  5. Получаем птичку.

Теперь надо подождать. Чтобы наши птички высохли - потом мы их раскрасим.

 Давайте посмотрим, что у нас получилось и оценим результаты. Все – молодцы!

Итак,  

  • О каком народном празднике мы с вами сегодня вспоминали?
  • Какими песнями он сопровождался?
  • Каких птиц мы сегодня научились лепить?
  •  А в качестве домашнего задания предлагаю вам попробовать дома вылепить таких птичек из дрожжевого теста (можно вместе с родителями) и испечь их в духовке. Если печь жаворонков из обычного дрожжевого теста, то, прежде чем выпекать, надо будет смазать их сладкой водой или яйцом. И вместо глазок можно будет взять сушеные ягоды - например, черемуху или мелкий изюм.

 Завтра Лидия Ивановна  расскажет вам Православную версию этого праздника и мы продолжим вспоминать традиции и обряды. Спасибо всем

Приложение

Загадки

  • Тает снежок, ожил лужок ,день прибывает, когда это бывает? (весна)
  • На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)
  • Детки сели на карниз и растут все время вниз (сосульки)
  • Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.

          Издалека по песенке узнаете меня (ручей)

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (грачи)

 Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? (Стрижи)

 Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

 Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

 Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

 Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

 И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

 Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

 Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач) 

Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет? (Скворцы)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

 Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

 Кто поет, как соловей?

Кто, не прячась средь ветвей,

Наверху, у самых звезд,

Зачарует песней? (Дрозд)

 -Кар-кар-кар! - кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(снегирь)

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

Черный жилет, красный берет.

 
Нос, как топор, хвост, как упор.

(дятел)

В синем небе голосок -
Будто крохотный звонок.

(жаворонок)

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.

(скворец)

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.

(жаворонок)

Угадайте, что за птичка
-Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца.

(ласточка)

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.

(снегирь)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

(сорока)

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только …

(стриж)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.

(скворец)

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!

(жаворонок)

 Рецепт соленого теста:

2 части муки

1 часть мелкой соли

¼ часть воды

Полезные советы:

  • Если тесто крошится - добавьте воды.
  • Если тесто жидкое - добавьте муки.
  • Чтобы тесто стало более пластичным можно добавить чуть-чуть подсолнечного масла или клея ПВА.
  • Если хотите получить цветное тесто, то разводите муку окрашенной водой - концентрация краски  в растворе должна быть интенсивной.

 



Предварительный просмотр:

Описание технологической карты №1:

  1.  Из кусочка теста раскатать колбаску
  2. Свернуть ее, как показано на рис.2 и 3
  3. Вытянуть концы - один конец- это голова и клюв. А второй конец- хвост жаворонка.
  4.  Со стороны головы приплюснуть и вытянуть, чтобы получился клюв, затем вставить перчинки или бисер- глазки; со стороны хвоста - прижать и сделать стекой несколько надрезов.  
  5. Жаворонок готов.

Описание технологической карты №2:

  1. Берем кусочек теста, катаем из него шарик и раскатываем лепешку
  2.  Лепешку надрезаем стекой с четырех сторон
  3. Делаем на  трех из четырех частях лепешки надрезы стекой- рис.3
  4. Сворачиваем, как показано на рис.4
  5. Получаем птичку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочные занятия по тестопластике

Внеурочные занятия по тестопластике Из истории о тестопластикеРецепты солёного тестаМатериалы и инструментыПриёмы лепкиСоединение и сушка деталейТворческая композиция «ДворникЗаключение. При...

Конспект занятия по тестопластике. Божья коровка.

Уважаемые коллеги! Хочу сегодня пригласить вас в удивительный мир – мир тестопластики. Лепка из соленого теста имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Благодаря данному виду деят...

Конспект занятия по тестопластике "Забавные лица".

Конспект занятия «Забавные лица».  Задачи. Учить лепить лица человека рациональным способом из шара путём надрезания стекой и дополнения деталями (лица мальчиков). Закрепить и усложнить...

Конспект занятия по тестопластике

Тема: Божья коровка на листочке...

Конспект занятия по тестопластике для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Подводный мир»

ЦельЦель: развитие творческих способностей учащихся в практической деятельности.Задачи:Познакомить с технологией работы из цветного соленого теста.Научить учащихся освоить на практике одну из техник р...

Конспект занятия по тестопластике "Дары весны"

Данный конспект занятия по тестопластике рекомендован для детей дошкольников (4-5) лет....