Авторская программа спецкурса для 7 класса "История Нерюнгринского района"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Акинина Лариса Николаевна

    Воспитывать современных детей идеям патриотизма и интернационализма необходимо начинать с  приобщения их к истории малой Родины. Именно через краеведческую работу закладываются основы уважения и любви к другим народам и культурам. В этом и заключается цель освоения данной дисциплины.

    История Южной Якутии богата историческими фактами, которые как в зеркале отразили  исторические вехи истории Якутии и России XVII – XXI вв.  

     В программе предложена логичная последовательность изучения исторических и социально- экономических, культурологических вопросов. Программа ориентирована на изучение  школьниками базовых экономических и правовых понятий, формирование у них общих представлений о процессах, связанных с историческим,  социально- экономическим развитием и практическим применением полученных знаний.

   Предполагается  и практическая часть – работа: сбор и анализ исторических документов в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив» и  Нерюнгринском музее «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р е с п у б л и к а   С а х а (Я к у т и я )

МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е    О Б Р А З О В А Н И Е

«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й   Р А Й О Н»

Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я    Р А Й О Н Н А Я   А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                               Гимназия   № 2 города Нерюнгри _                                

678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 –26 –44,

 e-mail: sh04@nerungri.edu.ru

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей

_______________________

_________/ Л.Н.Акинина

                     ФИО

Протокол № ____________

От «____»___________2016г

«Согласовано»

Научно-методический совет

_________/С.В.Кусскаева

                     ФИО

Протокол № ____________

От «____»___________2016г

«Утверждаю»

Директор Гимназии

_________/М.Ф.Белоус

                     ФИО

Протокол № ____________

От «____»___________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА

(наименование учебного курса, предмета, курса внеурочной деятельности)

СПЕЦКУРС

(базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

ДЛЯ   7 б КЛАССА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

учитель истории и обществознания

Л.Н.Акинина,

высшая квалификационная категория

Г. Нерюнгри, 2016

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………5
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане………………………………..6
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………………..7
  5. Содержание учебного курса…………………………………………………………….7
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………………………….8
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………..………………9
  8. Интернет-ресурсы………………………………………………………………………..9
  9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)…...………..9

1.Пояснительная записка

   

    Воспитывать современных детей идеям патриотизма и интернационализма необходимо начинать с  приобщения их к истории малой Родины. Именно через краеведческую работу закладываются основы уважения и любви к другим народам и культурам. В этом и заключается цель освоения данной дисциплины.

    История Южной Якутии богата историческими фактами, которые как в зеркале отразили  исторические вехи истории Якутии и России XVII – XXI вв.

    Человек  уже с глубокой древности человек заселил территорию Южной Якутии. Это были племена, ведущие кочевой образ жизни, связанный с необходимостью поиска богатых промысловыми животными мест.

     В середине XVII в. по Южной Якутии проходят маршруты русских землепроходцев В.Д. Пояркова (1643г.) и Е.П. Хабарова (1667г.).

     С начала ХIХв. начинаются исследования региона, как отдельными учеными, так и целыми экспедициями, организованными Российской Академией наук, Географическим обществом, Геологическим комитетом, Золотопромышленным обществом, Министерством путей сообщения и Переселенческим управлением.

     Начало хозяйственного освоения района относится к 1891 -1892гг., когда была открыта золотоносность бассейнов рек Сутам и Тимптон.

    В 1925г. начинается строительство Амуро-Якутской автомагистрали, которая должна была связать золотой Алдан с Амурской железной дорогой. Вдоль дороги были построены будки, выполняющие функции обслуживания закрепленных за ними участков. С них начинались поселки Нагорный, Золотинка, Чульман, Б.Хатыми.

     Второй отраслью, получившей развитие в Южной Якутии после золотодобычи, становится угольная промышленность. Еще при прокладке АЯМа, в 12 км выше п. Чульман, дорожниками были вскрыты пласты каменного угля (Чульмаканское месторождение).

     Еще одним направлением промышленного освоения Южной Якутии с начала 40-х г. ХХ в. становится разведка и добыча горного хрусталя (пьезокварца).

    В начале  50- х гг. XX в. относится открытие Нерюнгринского месторождения каменного угля.

     В 1964г. на Нерюнгринском месторождении был поднят первый ковш угля, который отгружают в основном на Чульманскую ГРЭС. В поселке Нерюнгра строятся двухэтажные жилые дома, больница, школа, магазин, автогараж, котельная, высоковольтная ЛЭП Чульман- Нерюнгра.

     В 1970г. Министерством угольной промышленности СССР принимается решение о закрытии шахты «Чульманская» и организации добычи угля на разрезе «Нерюнгринский».

     В феврале 1972 г. образуется Нерюнгринский поссовет. Поселок стал называться Нерюнгри.

    Создание в Южной Якутии территориально-производственного комплекса было вызвано необходимостью развития производительных сил Якутской АССР.

    1952 г. Совет Министров СССР принимает Постановление «О подготовке к промышленному освоению Алдано-Чульманской группы железорудных и угольных месторождений в Якутской АССР», определившее основные направления геологического изучения региона и его будущее. Тогда же на Урале из якутских железных руд и коксующегося угля была выплавлена небольшая плита с памятной надписью. Это был первый металл Южной Якутии, символ будущего промышленного развития региона.

   Большой вклад в проведении работ на месторождении был сделан главным геологом ЮЯКЭ С.С. Каримовой. В декабре 1973 г. она с успехом защищает отчет о запасах угля на Нерюнгринском месторождении в размере 469,5 миллионов тонн в Государственной комиссии по запасам (ГКЗ СССР).

  С целью ускоренного освоения Южно-Якутского угольного бассейна 3 июля 1974г. подписывается соглашение с Японией, предусматривающее получение на компенсационной основе кредита в сумме 450 млн. долларов.

     29 апреля 1975г. выходит совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Южно-Якутского угольного комплекса, объявленного Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Определяющим документом, направленным на создание ЮЯ ТПК, а также строительство железной дороги Тында-Беркакит, стали «сновные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг.», утвержденные на XXV съезде КПСС.

   Создание угольно- металлургической базы на юге Якутии привело к активизации работ по строительству железной дороги. С 1974 г. на БАМе начинается активная фаза строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

     Составной частью трассы БАМа на его северном направлении стал небольшой меридиональный участок – железнодорожная линия Тында–Беркакит протяженностью 220 км.

    С 70-х гг. XX в. начинается формирование Южно- Якутского ТПК.

    Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс намечался как многоцелевой, с развитием в нем предприятий угольной промышленности, черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и других отраслей.

    История ЮЯТПК так же  выводит на такие проблемы, как загрязнение окружающей среды и изменения образа жизни коренных жителей Южной Якутии- эвенков.

   Кроме того в строительстве комплекса принимали участие представители всех народов, населяющих огромный Советский Союз и это формировало особые межэтнические отношения между жителями Нерюнгринского района.

     Данная рабочая программа предназначена для учащихся основной школы.

     В программе предложена логичная последовательность изучения исторических и социально- экономических, культурологических вопросов. Программа ориентирована на изучение  школьниками базовых экономических и правовых понятий, формирование у них общих представлений о процессах, связанных с историческим,  социально- экономическим развитием и практическим применением полученных знаний.

   Предполагается  и практическая часть – работа: сбор и анализ исторических документов в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив» и  Нерюнгринском музее «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова» и подготовка в качестве итогового занятия реферативного материала.

   Промежуточный контроль - подготовка и защита собранного материала.

2.Общая характеристика учебного предмета

    В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

        - способностью сбора и анализа исторических источников;

 знать:

- основные положения, категории и методы исследования исторических процессов и региональной экономики;

- систему законов и факторов, формирующих особенности социально-экономического развития Нерюнгринского района;

-  закономерности функционирования экономики на региональном уровне;

уметь:

- осуществлять типологию субъектов РФ по различным признакам;

- анализировать социально-экономические явления, происходящие на региональном уровне и возможные тенденции их развития в историческом пространстве;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в регионе, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности;

владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа исторических, экономических и социальных данных;

    Содержание основного общего образования на базовом уровне  представляет комплекс знаний по истории и экономике,  минимально необходимый современному гражданину России.

    Основные содержательные линии:

  • история Нерюнгринского района;
  • региональная экономика;
  • этнографическое исследование культуры коренных жителей Южной Якутии;
  • межэтнические отношения;
  • современное социально-экономическое развитие Южно-Якутского региона;
  • практическая работа по сбору материала в Муниципальном бюджетном учреждении «Муниципальный архив Нерюнгринского района»,  Нерюнгринском музее « Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова»;
  • подготовка и защита собранного материала по истории Нерюнгринского района.

   Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

   Система уроков призвана дать учащимся историю,  основы экономических знаний, а также заложить основы понимания и  уважения к культуре других народов.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа реализуется в течение одного учебного года в рамках требований ФГОС по организации дополнительного образования. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). При этом каждой теме отводится соответствующее время.

В рамках курса «История Нерюнгринского района» осуществляются межпредметные связи с дисциплинами: обществознание, математика, история, география, этнография, экология и др. 

Обществознание: формирование первичных представлений о роли региональной экономики и др. 

Математика: умение решать задачи. 

История: изучение региональной истории в контексте исторического развития России.

 География: наличие и использование природных ресурсов, природоиспользование и др. 

Экология:  влияние экономики на экологию, правовая ответственность за экономические правонарушения.

Этнография: этнографическое исследование коренных жителей Южной Якутии- эвенков

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Исторические, экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности. Ученики становятся более дисциплинированными,  целеустремленными. Формируется уважение к представителям другой культурной и религиозной ориентации, к «Малой Родине».

    В сознании обучающихся утверждаются гражданские, патриотические,  общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения. 

   Исторические, экономические знания имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

   Обучающиеся получают навыки научно-исследовательской работы.

5.Содержание учебного курса (35 часов)

Раздел 1. История Нерюнгринского района(18 часов)

    Физико-географический обзор Южной Якутии. Минерально-сырьевая база. Древняя история Южной Якутии. Заселение территории Южной Якутии  предками современных эвенков.

Начало промышленного освоения Южной Якутии на рубеже XIX  - XX вв. История геологического изучения Нерюнгринского района. Строительство АЯМа. Появление первых населенных пунктов. Образование Тимптонского района.  Участие жителей Южной Якутии в Великой Отечественной войне. Дальнейшее изучение природных богатств Южной Якутии в 40-50- е гг. XX в. Открытие Нерюнгринского угольного месторождения. Формирование Южно-Якутского ТПК. Южная Якутия как полигон отработки межнациональных отношений.  

Раздел 2. Социально- экономическое развитие региона на современном этапе (19 часов)

   Особенности социально- экономического развития Нерюнгринского района на современном этапе. Экономический потенциал Южной Якутии. Экономическое развитие региона в 90-е гг. XX в. Тенденции и факторы социально- экономического развития региона в XXI в. Экологические проблемы Нерюнгринского района.

6.Тематическое планирование

№ п/п

Дата
проведения

Наименование разделов и  тем  урока

Всего часов

План

Факт

Тема 1. Удивительные приключения в стране «Нерюнгри» (17 часов)

1.

Введение в спецкурс «История Нерюнгринского района»

1

2.

Физико-географический обзор Южной Якутии

1

3.

Древняя история Южной Якутии

1

4.

Становление золотодобывающей промышленности

1

5.

Жители Южной Якутии – участники Великой Отечественной войны

1

6.

История геологических открытий в Южной Якутии

1

7-8.

Становление угледобывающей промышленности в Южной Якутии

2

9.

Особенности формирования Южно-Якутского ТПК

1

10.

Становление транспортной инфраструктуры Южной Якутии  

1

11.

Города и поселки Неюнгринского района

1

12-

13.

Ими гордиться Нерюнгринский район

2

14.

15.

Южная Якутия - образец для формирования межкультурных связей

2

16.

17.

Культура коренных жителей Южной-Якутии - эвенков

2

Тема 2. «Социально- экономическое развитие региона на современном этапе» (18 часов)

18.

Экономическое развитие региона в 90-е гг.XX в.

1

19.

Социально- экономическое развитие Нерюнгринского района в XXI в.

1

20.

Проблемы развития Южной Якутии

1

21-

22.

Перспективы развития Южной Якутии

2

23.

Экологические проблемы Нерюнгринского района

1

24.

Основы научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

1

25.

Практическое занятие «Умение работать с историческим источником»

1

26.

Экскурсия в этнографический центр

1

27.

Экскурсия в Нерюнгринский музей «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова»

1

28.

Экскурсия  в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив»

1

29.

Практическая работа в МБУ «Нерюнгринский муниципальный архив»

1

30.

Анализ собранного материала.

1

31.

Практическая работа в Нерюнгринском музее «Истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова»

1

32.

Анализ собранного материала.

1

33.

Практическая работа «Подготовка научного исследования и презентации»

1

34-35.

Защита итоговой работы

2

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Власов В.И. , Варшавский Е.А. Проблемы управления процессом формирования Южно-Якутского Территориально-производственного комплекса / В.И. Власов и др. // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Сер. Экономика и прикладная социология. Вып. 1. – 1987. – № 1. – Новосибирск: Наука, 1987 – С. 56–64.

2.Ждамиров В.М., Захаров Ю.А., Грачев А.А., Ярмонов И.И. Южно-Якутский угольный комплекс / В.М. Ждамиров и др. – М.: ЦНИЭИуголь, 1991. – 60 с.

3.Корсаков Л.П. Новые данные об авторстве открытий забайкальской экспедиции 1849–1852 гг. / Л.П. Корсаков // Третьи Гродековские чтения. – Хабаровск: ДВГНБ, 2001. – С. 21–24.

4.Кочнев В.П. Нерюнгри: Дневник первого председателя / В.П. Кочнев. – М.: Внешториздат, 1997. – 160 с.

5.Миронова С.И. Первые опыты по рекультивации отвалов угольного разреза «Нерюнгринский» / С.И. Миронова и др. // Южная Якутия – новый этап индустриального развития: материалы международной науч. – практ. конф. Т. 2. – Нерюнгри: Изд-во Технического института, 2007. – С. 37–41.

6.Михайлов С.С. Южно-Якутский промышленный комплекс: становление трудовых коллективов / С.С. Михайлов // Нерюнгринский район: история, культура, фольклор. – Якутск, Бичик, 2007. – С. 139–146.

7.Нерюнгринский район: дорога в 55 лет / под ред. Н.Д. Красиковой. Хабаровск: Издательский дом Приамурские ведомости, 2007. –112 с.

8.Нерюнгринский район :[Текст] : история, культура, фольклор / Администрация муницип. образования «Нерюнгринский район», Ин-т гуманитарных исслед. АН РС(Я); ред. кол. В. В. Старцев [и др.]. - Якутск: Бичик, 2007. - 360 с. : ил.

9.Таежная жемчужина: городу Нерюнгри – 30 лет. / под ред. В.В. Старцева. – Хабаровск: Дальневосточный издательский центр Приамурские новости, 2005. – 80 с.

8.Интернет ресурсы

Наименование Интернет-ресурса

Ссылка (URL) на Интернет ресурс

1.

Сайт корпорации развития Южной Якутии

http://www.sy-corp.ru/project/93/99.htm

2.

Сайт муниципального образования «Нерюнгринский район»

http://neruadmin.ru/

9.Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Мультимедийный кабинет, ПК, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"

Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...

Авторская программа спецкурса "Работа с текстом"

Программа факультативного курса «Работа с текстом» предназначена учителям русского языка и литературы , работающим в старших классах общеобразовательных школ , гимназий, лицеев и на подготовител...

Авторская программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...

Авторская программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...

Авторская программа спецкурса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Программа спецкурса включает в себя необходимые структурные элементы и представляет собой полный, логически выдержанный, хорошо структурированный и содержательно отобранный комплекс. Материал рационал...

Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"

Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...

Авторская программа спецкурса "Стилистика. Культура речи" 8-9 кл.

Программа "стилистика. Культура речи" предназначена для обучающихся 8-9 кл на два года обучения и рассчитана на 17 часов в 8 кл. и 17 часов в 9 кл....