Рабочая программа учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классах (ФГОС)
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Маркина Людмила Константиновна

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК»

(17 часов)

 

Тема 1.  « Древнее население на территории Мордовии» -3 часа

Тема 2.  « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часа

Тема 3.  « Культура мордвы I – начала II тыс. н.э.» -2 часа

Тема 4.  « Мордовский край в XIII – XV вв.» -3 часа

Тема 5.  « Мордовский край в XVI в.» -3 часа

Тема 6.  « Культура мордвы XIII – XVI вв.» -3часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_ikmk-6.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

       Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учебных заведений (5-9 классы) «История и культура мордовского края» (авторы: Н.М. Арсентьев – руководитель авторского коллектива, В.М. Арсентьев, Э.Д. Богатырев, В.И. Захаров, С.В. Кистанов, Г.А. Корнишина, О.В. Кошина, Т.Д. Надькин, И.М. Петербургский, А.П. Солдаткин, Т.И. Щербакова).

           Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника: 

История и культура мордовского края с древнейших времен до XVIIв.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Вихляев, Г.А. Корнишина,  И.М. Петербурский ; под ред. чл. кор. РАН Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ   МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2009.- 176с.

Курс рассчитан на изучение в 6-х классах истории  в течение 17 учебных недель в году, общим объёмом 17 учебных часов (из расчёта 1 часа в неделю).

В рабочей программе изменений нет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК»

Личностные результаты

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат );

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметным результатом изучения учебного предмета является сформированность следующих умений:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

 • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

 • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

 • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

 • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

 • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

 •целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

 •планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 •прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 •коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 •оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

 •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

 •структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 •выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 •рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 •смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 •постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Знаково-символические действия:

 •моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

 •анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 •синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 •установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

 •формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

 •планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 •постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 •управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

 •умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная и групповая.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК»

(17 часов)

Тема 1.  « Древнее население на территории Мордовии» -3 часа

Тема 2.  « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часа

Тема 3.  « Культура мордвы I – начала II тыс. н.э.» -2 часа

Тема 4.  « Мордовский край в XIII – XV вв.» -3 часа

Тема 5.  « Мордовский край в XVI в.» -3 часа

Тема 6.  « Культура мордвы XIII – XVI вв.» -3часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

разделов и тем:

Всего

часов

Из них

Дата

проведения урока

урока

п/п

Контроль-

ных работ

Самостоятельных работ

план

факт

1

Древнее население на территории Мордовии  

3

1

1.1

Эра мамонтов и первобытные люди

1

2

1.2

Древнейшие скотоводы и земледельцы

1

3

1.3

Предки мордвы

1

2

Мордва в I- начале II тыс. н.э.  

3

4

2.1

Древняя мордва

1

5

2.2

Население мордовского края во 2-й половине I тыс. н.э.

1

6

2.3

Мордовский край в XI – начале XIII в.

1

3

Культура мордвы I – начала II тыс. н.э.  

2

7

3.1

Вещественный мир мордвы

1

8

3.2

Верования и обряды мордвы

1

4

Мордовский край в XIII – XV вв

3

9

4.1

Мордовский край и Золотая Орда

1

10

4.2

Хозяйство мордвы в XIII – XV вв.

1

11

4.3

Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства

1

5

Мордовский край в XVI в

3

12

5.1

Вхождение мордовских земель в Российское государство

1

13

5.2

Население мордовского края в XVI в.

1

14

5.3

Хозяйство мордовского края  в XVI в.

1

6

Культура мордвы XIII – XVI вв.  

3

15

6.1

Искусство рукоделия.

Вещи, которые нас окружают.

1

16

6.2

Человеческая жизнь: о рождения к старости

1

17

6.3

Урок обобщения за курс ИКМК 6 класс.

1

1

Итого

17

1