Святые места Кубани(Виртуальная экскурсия по монастырям Краснодарского края)
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Стрюк Ольга Владимировна

«Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем занавесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый призыв, однако долог был путь к познанию Истины, Свет, который засиял через многие столетия»,- так в книге об истории Кубани говорит высокопреосвященный Исидор. Христианская православная культура в значительной степени развивалась как культура монастырская.  По всем просторам православного мира возносят главы купола монастырских храмов. Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры? Монастыри называют маяками христианской веры. Почему так? Подобно маякам, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного жизненного пути. Монастырь освещал жизнь христиан небесной радостью: даровал душевный мир, чистоту сердца. Смирение, духовную радость, совершенную любовь к Богу и ближнему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatye_mesta_kubani.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Святые места Кубани»
(Виртуальная экскурсия по монастырям Краснодарского края)

«Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем занавесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый призыв, однако долог был путь к познанию Истины, Свет, который засиял через многие столетия»,- так в книге об истории Кубани говорит высокопреосвященный Исидор. Христианская православная культура в значительной степени развивалась как культура монастырская.  По всем просторам православного мира возносят главы купола монастырских храмов. Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры? Монастыри называют маяками христианской веры. Почему так? Подобно маякам, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного жизненного пути. Монастырь освещал жизнь христиан небесной радостью: даровал душевный мир, чистоту сердца. Смирение, духовную радость, совершенную любовь к Богу и ближнему.

(на фоне пролистывания слайдов прочитать стихотворение)

Отвлекись ненадолго от суетных дел:

 В мире место иным есть вещам.

 Приезжай в монастырский старинный предел

 Поклониться священным мощам.

 Хор монашеский в храме молитву поет,

 И пока она с нами – Россия живет.

 Средь божественных ликов, лампад и свечей,

 В стороне от мирских и назойливых глаз

 На восходе ли дня иль в закате лучей,

 Слышишь, братия молится Богу о нас.

По всей Кубани, как «жемчужины»,  блестят на солнце купола храмов.

И сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсия по монастырям нашего края.

 Особенности казачьего уклада сыграли решающую роль в появлении монастырей на Кубани. Это связано с тем, что большинство черноморцев были холостыми. На прежней родине, в Запорожской Сечи, одинокие казаки
заканчивали свой жизненный путь в Спасо - Преображенском Киево-Межигорском во имя св. Николая монастыре. Поэтому казаки, переселившись на Кубань, на новом месте почувствовали себя неуютно без православных храмов и монастырей, так как православные традиции, вера в Бога были неотъемлемой частью традиционного быта казака.

В начале 1794 года кошевой атаман Захарий Чепега и руководство Черноморского войска откликнулись на желание казаков и отправили в Святейший Синод прошение о разрешении учредить в войске Черноморском на войсковой счет монастырь.  

  Екатерино-Лебяжья Свято-Никольская пустынь

     Пустынью монастырь назван потому, что возник в отдалении от крупных населенных мест, на двух небольших полуостровах, на северном берегу Лебяжьего лимана. Место выбрано неслучайно. Болотистая местность, покрытая камышом, лиман и реки в него впадающие (Бейсуг и Бейсужек), богаты рыбой – основной пищей монахов.     Лебяжий монастырь предназначался только для лиц воинского звания. Строился и содержался он полностью за счет войска. Казачья Рада выбрала эту должность настоятеля Самарского Николаевского монастыря Екатеринославской епархии, иеромонаха Феофана. 24 ноября 1795 года он был посвящен в сан архимандрита епископом феодосийским Иовом. С Феофаном прибыли для создания Черноморской обители иеромонах и иеродиакон. В послушники было определено 20 человек от Черноморского казачьего войска.

     Внешняя сторона жизни монастыря – хозяйственная и строительная деятельность, внутренняя же – духовное служение церкви, людям. В Екатерино-Лебяжской Свято-Николаевской обители были свои подвижники. Казаки поклонялись перед старцем схимником Иезеклием и духовником Ионой за глубокое смирение, строгое воздержание и милосердие к страждущим. За духовный подвиг послушания святейший наградил иеромонаха Иону золотым крестом. За время существования обители больше никто из монахов такой награды не удостаивался.

    В конце 90-х годов 19 века, при Екатеринской пустыни был открыт приют на 20 детей – сирот. В начале войны – казаки, увеченные и престарелые, находили здесь приют, затем нашли приют дети оставшиеся без родителей, таким образом, Екатерино- Лебяжинская Николаевская пустынь была верна своему предназначению.

Важное просветительское значение монастыря заключалось в том, что он имел тесный контакт со Свято-Ильинским монастырем на Старом Афоне, что не могло отразиться на духовном облике и мировоззрении монашествующей братии. Также Екатерино-Лебяжинская пустынь осязаемо продолжала традиции древней запорожской святыни – Киево-Мижегорского монастыря. В обители хранились бесценная ризница и библиотека. Здесь же регулярно торжественно праздновали дни, бывшие храмовыми праздниками в древнем запорожском монастыре: св. Николая – 9 мая (по старому стилю) и Преображения Господня – 6 августа.

Второй монастырь, появившийся на территории Кубани – женская обитель: Черноморская войсковая во имя святой Марии Магдалины общежительная пустынь. Она также была основана по прошению казаков. Ее история началась с 1846 года в день святой великомученицы Марии Магдалины, небесной покровительницы Марии Федоровны, будущей императрицы. Исполняющий обязанности наказного атамана  Г.А. Рашпиль составил проект об учреждении обители. В 1848 году последовал указ Николая 1 об учреждении обители.

        Монастырь располагался между ст. Роговской и станицей  Тимашевской на реке Кирпили.

Роль первых монастырей в это время была очень велика. Они были центрами хозяйственной, культурно-просветительной и духовной деятельности на Кубани.

        Вот сведения из документов: из Марие-Магдалинской пустыни отправились на театр военных действий Кавказской и Крымской войны 7 послушниц для оказания помощи раненным ( рассказ о дальнейшей судьбе монастыря)

        К концу XIX века на Кубани было учреждено еще 5 монастырей, а в начале XX века еще 2 мужских обители и одна женская община:

(показать по карте)

- Свято-Троицкий мужской монастырь возле Адлера – 1902 г.

-Свято- Покровский монастырь в городе  Новороссийске– 1912г.

- Иверско-Алексеевская женская община недалеко от Туапсе 1913г (сейчас ее нет)

Итак, строительство монастырей на Кубани тесно связано с казачьим традициями. Одной из особенностей их основания явилось создание сословных казачьих монастырей, что закреплялось юридически.

        Другой особенностью было то, что войсковая земля, на которой располагались монастыри, находилась в общинной собственности и не  подлежала отчуждению в чью-либо пользу.

Теперь перенесемся в наши дни. Первый монастырь, с которым познакомимся это

«Крестовая пустынь». Это мужской монастырь, находится он на территории поселка Солох-аула Лазаревского района города Сочи Краснодарского края .

Монастырь организован в 2000 году в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня на средства сербской общины. Монастырь занимает небольшую территорию. Устроен монастырь по афонскому уставу. В храме большое количество святынь: частица Животворящего Креста Господня; иконы с частицама мощей святых: вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Марии Египетской, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского; икона прп. Симеона Мироточивого с частицей целебной виноградной лозы, растущей из его гробницы в Хиландаре и имеющей силу даровать чадородие супругам; чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница» в ризе, украшенной драгоценными камнями – список главной иконы Хиландарского сербского монастыря на Афоне.

За территорией монастыря множество святых целебных источников, расположенных по ходу горных рек. Совсем рядом с монастырем находится святой источник в честь вмч. и целителя Пантелеимона. Здесь руками братии возведена открытая купель. В двух километрах от обители – святой источник 12-ти Апостолов. Особенность его такова, что множеством струек вода сама стекает на головы и тела, желающих принять этот спасительный «душ».

Пустынь Феодосия Кавказского

В 30 километрах от города Новороссийска в хуторе Горный находится Пустынь Феодосия Кавказского. Это удивительное место посетить может каждый человек. Здесь можно увидеть украшенную фресками часовню святого Феодосия Кавказского, набрать святой воды в целебном источнике с прохладной, чистой, как слеза водой. Здесь же в землянках уединенно живут и монахи, отшельники.

В начале прошлого века монаху Феодосию, который к тому моменту прослужил уже сорок лет в Иерусалиме, явилась в видении Пресвятая Богородица и повелела ему идти на юг России в место, где протекает ручей и везде растет барвинок. Батюшка Феодосий бесприкословно выполнил наказ и отправился искать место своего подвизания. Однажды летом, уставший, он увидел большой камень, взошел на него и осмотрел окрестности. Рядом с этим камнем журчала вода, а вокруг все было усыпано зелеными крестиками. Отец Феодосий замер в изумлении и поняв, что это именно то место очень обрадовался. С тех пор этот камень называют Камнем радости.

 Помимо этого камня есть здесь и другой камень - Камень печали. В этом месте установлен крест. В 1927 году отец Феодосий уехал в город, в это время сюда приехали красноармейцы, которые хотели убить старца, но так как они его не нашли, то обратили весь свой гнев на беззащитных женщин. Они отвели их к этому камню и безжалостно расстреляли. С тех пор это место зовется Камнем Печали.

 Преподобный Феодосий Кавказский был удивительным человеком. Он прожил более  ста лет,  родился в мае 1841 года, а умер 8 июля 1948 года. Родился Федор, так звали его в миру, в бедной крестьянской семье и очень рано начал служить Богу - молился с детских лет, ходил в храм и рано покинул свой дом, отправившись в Греческий Афонский монастырь пояса Богородицы. Здесь он впервые исцелил жену одного чиновника, избавил ее от душевной болезни. Здесь же он был пострижен в монахи и был наречен Феодосием, здесь и служил он много лет, пока не явилась ему Пресвятая Богородица. После этого он и пришел в Краснодарский край, где основал пустынь. В своей пустыне Феодосий хотел построить церковь, но в каком месте она должна стоять он не мог придумать, поэтому он стал молиться на большом камне в ущелье, молился он 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему это место. Ему снова явилась Божия Матерь и указала место, где и был построен храм. Позже здесь забил целебный источник, здесь же многие люди получили исцеление от разных болезней от отца Феодосия по милости Божьей.

Во время революции большевики сослали старца Феодосия в ссылку, а через несколько лет он вернулся в Минеральные Воды и стал здесь жить, приняв на себя подвиг юродства. Он ходил по улицам, одетый в разноцветную рубаху, играл с ребятишками, они ласково называли его "дедушка Кузюка". В время войны Святой Феодосий всегда помогал людям, служил панихиды по погибшим, исцелял, и даже спасал от бомбежки.

 Перед смертью он произнес следующие слова: "Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду". И в настоящее время эти слова постоянно подтверждаются чудесами исцеления и помощи, которые получают люди по своим просьбам к старцу. Никого он не забывает, всем помогает по молитвам к нему.

 

Троице-Георгиевский женский монастырь

В тихом селе под названием Лесное в Адлерском районе г. Сочи располагается Троице-Георгиевский женский монастырь . Для постройки монастыря место выбирали три монахини, они пришли в город в 1999 году. Монахини -  представительницы  трех народов:  украинского, русского и белорусского, обратились за помощью к администрации города о выделении окрестностей села Лесное под строительство монастыря. Они сами облагородили территорию и в своих молитвах к Богу просили о помощи. Монастырь постоянно служит приютом для всех российских паломников, совершающих путешествие по югу страны.  Храм мученика Уара построен на пожертвования женщины, сын которой погиб в «горячей точке». Несколько лет назад в храме мироточили три иконы: две богородичные и мученика Уара.

Дело не в самом храме, а в том, что раньше на Руси храмов Святому Уару вовсе не строили, и на настоящий момент в России всего три таких храма, посвященных Святому Уару: один в Иваново, другой в Москве, а третий в Сочи в Троицко-Георгиевском женском монастыре. Считается большим грехом уходить в иной мир не крещенным, без покаяния или кончать с жизнью самоубийством.

 Именно Святому Уару можно превозносить мольбы о прощении за таких людей. Православная церковь не дает разрешения прихожанам молиться за упокоение душ таких людей и Святой Уар является единственным храмом, в котором можно поставить свечи усопшим. А это достаточно важно в наше тяжелое время.

 Каждый храм сам по себе оригинален и необычен. И в каждом есть свои уникальные иконы. В храме Иконы Божьей Матери «Утоли Моя Печали» находится икона «Живописный источник», она сделана из камней, привезенных с Урала, в храме Иконы Божьей Матери «Семистрельная» есть красивейшая стена с иконами, которая отделяет алтарь, изготовленная на Урале намеренно для этого божьего храма.

 В храме Иконы Божьей Матери «Песчанской» все иконы деревянные и тоже есть красивый иконостас. Но это все внешняя красота, а вся основная прелесть внутри. В храмах хранятся мощи Святого Николая Чудотворца, святых Киево – Печерской лавры, Пресвятой Богородицы и частичка мощей Святого Пантелеймона Целителя. А еще в храмах присутствует душевная атмосфера, тишина и спокойствие, и нет желания возвращаться в настоящие будни.

В небольшом провинциальном городе Кореновске, на центральной улице, тихо живет Успенский женский монастырь, в котором подвизается всего семь сестер. Монастырь основал архимандрит Виссарион (Макаров), возглавлявший местный Свято-Успенский приход. В 1991 году отцу Виссариону местные власти передали под будущий монастырь ветхий дореволюционный особняк в центре города. Первые насельницы обители вместе с отцом настоятелем с воодушевлением принялись за реставрационные работы. 21 мая 1992 года Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом, а в августе этого же года Архиепископ Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил юную обитель. Она стала первым женским монастырем, открытым на Кубани после семидесятилетнего перерыва.

В Кореновском монастыре есть свои источники воды живой. Они мало кому известны, но и здесь совершаются свои тихие чудеса. Колодец во имя Казанской иконы Божией Матери, устроенный под навесом в виде открытой часовенки, вырыт сестрами собственноручно. Раньше здесь совершалось великое освящение воды на праздник Крещения Господня. Напротив - еще один колодец со святой водой, на дне которого лежат камушки из реки Иордан. Привлекает сюда паломников и купальня во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» над родником.

Занимается монастырь и просветительской деятельностью. Сейчас действует воскресная школа, в которой обучается 25 детей.

Свято-Духова мужской монастырь в городе Тимашевск  берет свое начало  с построения церкви.

В 1987 году архимандрит Георгий возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома города Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего красивого каменного храма.

Участок под наш храм пришлось приобрести, только купив на окраине города хату с пятнадцатью сотками болотистой земли.

После окончания строительства храма, осенью 1991 года, архимандрит Георгий, хотел уехать с Кубани в один из монастырей Архангельской Епархии. Но когда уже всё было готово для возвращения на север, батюшка заболел. В это время владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске. Видя, что болезнь не позволяет ему уехать, отец Георгий согласился с решением владыки основать мужской монастырь на Кубани. Вскоре и болезнь, случившаяся по промыслу Божию, прошла. В июне 1992 года, по ходатайству правящего архиепископа Исидора Краснодарского и Кубанского решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт в городе Тимашевске Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий.

Первоначально, братии было двенадцать человек.

В настоящее время в монастыре проживает и несёт послушание около восьмидесяти человек. Возглавляет монастырь наместник архимандрит Георгий. Под его духовным руководством находится шесть священномонахов, два иеродиакона, три монаха, двадцать четыре инока и послушники. В храме ведется роспись... Начинал художественное оформление храма, иконописец Рекуха Николай. После его смерти, осенью 1998 года, иконопись продолжили насельники нашего монастыря - иеромонах Мартирий (Князько) и инок Прокопий (Сыроегин). Храм украшен гипсовым иконостасом и киотами деревянной резьбы. Резьбу по дереву выполняет трудник монастыря Владимир Николаевич Кобзев. В будущем, в монастыре планируется построить трапезный корпус, жилой корпус для братии и жилой корпус для священномонахов, гостиницу. Архитектурные расчеты и технический надзор при строительстве осуществляет архитектор Александр Иванович Колесников. На подворье, в хуторе Некрасово, построен храм. Возле него заложен фундамент под колокольню, которую так же планируется выстроить. Планов по строительству, благоустройству и украшению монастыря много. Но суждено ли им исполниться, - зависит от воли Божией и Божиего благоволения.

В храме имеются чтимые святыни: иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" и "Владимирская", икона Святаго великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Афоне; есть мощевик с мощами святых Божиих. У архимандрита Георгия имеется крест - мощевик, переданный ему старцем архимандритом Иовом (Кундря), с редкими мощами святителя Николая Чудотворца и Святаго великомученика и целителя Пантелеимона.

Умиротворение – пожалуй, именно таким словом можно назвать то состояние, которое испытывает, наверное, каждый, кто оказывается на территории женского монастыря иконы Божией Матери «Нерушимая стена»

Уже трудно представить Апшеронск без этого красивейшего храма, история которого началась не так давно.

Летопись монастыря начинается с сентября 2001 года, когда в Апшеронске появились три сестры – будущие насельницы сей обители: старшая монахиня Зосима, монахиня Серафима и служащая кафедрального собора в крайцентре Татиана. Не только ворота храма всегда открыты всем страждущим, но и добрые сердца 20 сестер, принявшим монашеский постриг. Основная причина, которая привела их сюда – молиться Господу о помощи родным и близким. Как утверждает матушка Зосима, это помогает даже в самых безвыходных ситуациях. Не потому ли не иссякает поток страждущих, тех, чьи родственники нуждаются в самой могучей и чудотворной силе.

 При содействии районной администрации выбранный сестрами земельный участок был официально оформлен. Одновременно началась работа по очистке территории от мусора и поросли. Им приходили помогать прихожане Свято-Покровского храма. А затем на к добровольцам из Краснодара присоединились и местные жители.

 Название иконе Божией Матери «Нерушимая Стена дано по словам Канона молебного к Богородице (песнь 9): «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие».

Апшеронский Свято-Покровский храм был образован в 1867 году, разрушен в 1932, воссоздан в 1952 году. Первые поселенцы прибыли сюда в середине мая 1863 г. В 1890 г. открыли первую церковно-приходскую школу.

в Советский период истории в годы гонения на Православную церковь, храм, находящийся в центральном сквере, в станице Апшеронской подвергся разрушению. Сейчас на этом месте установлен Поклонный Крест. А на месте ныне действующего храма, когда-то находилась ветхая хата, которую в 1952 году приобрели на средства прихода для здания церкви и впоследствии реконструировали.

И еще я хочу рассказать об одном храме - Храме Святых Новомучеников Кубанских.

Почему я не могу не упомянуть о нем?

 С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства.

Восьмого февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских – всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову.

Православная Церковь на Кубани пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке. Народная память хранит имена убитых священнослужителей и монахов, названия разрушенных храмов и монастырей. Некоторые из них, к нашему позору, до сих пор зияют черными глазницами разбитых окон и взорванных куполов.

В лике святых были канонизированы  священники Михаил Лекторский, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев, Григорий Конокотин, Андрей Ковалев. Они служили в разных храмах Кубанской области: Краснодаре, Ейске, ст.Бриньковской, ст.Кущевской, ст.Платнировской, ст.Должанской, ст.Пашковской, ст.Динской, ст.Новотитаровской, с.Молдавском.

Священник Михаил Лекторский – был канонизирован Русской Зарубежной Церковью в числе новомучеников Российских еще в 70-е годы. Его дело самое объемное и подробное. В нем есть данные о его служении, общественной деятельности, наградах, семье. Он служил в Андреевской церкви ст.Новотитаровской. Здесь его арестовали вместе с казаками по обвинению в контрреволюционной агитации и перевезли в ст.Брюховецкую, где после побоев и издевательств расстреляли 28 октября 1921 года. Место погребения священника Михаила Лекторского неизвестно.

Остальные четверо священнослужителей были расстреляны в Краснодаре ночью 23 и 28 сентября 1921 года.

Строительство храма  во имя новомученников было начато в декабре 2004 года. Автор проекта здания — С.Н. Малюк, уроженец станицы Динской Краснодарского края.

 Храм расположен на исторической окраине Кореновска, выполнен в старорусском стиле. Белоснежный, увенчанный семью золотыми куполами — по числу церковных таинств.

История наших монастырей и храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

 По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, села,  твоих предков. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

 Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.

Зачем нам нужен монастырь?

 За тем, что это остров.

 За тем,что там находим мир

 В житейском море ведь непросто.

 Он есть спасительный ковчег,

 Гонимый будет тут утешен.

 Да в общем...он вмещает всех,

 Кто свят и просто грешен.

 Больница есть он, падших чад,

 Хранитель мудрости столетий.

 И каждый будет тому рад,

 Что есть обитель в этом свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ города Курганинска Краснодарского края Урок- презентация (заочная экскурсия)

Родословная Курганинска начинается с казачьей станицы. Славные труженики и храбрые воины - линейные казаки заложили первый камень станицы Курганной в <a href="http://ru.wikipedia.org/wiki/1853_%D0%...

"Путешествие по югу Кубани" - виртуальная экскурсия

Путешествие учащихся по югу Кубани (виртуальная экскурсия)...

Участие в межрегиональной педагогической конференции Краснодарского края, направление: « Обновление образовательных стандартов» - заняла 3 место

Наименование работы:«Передовые информационные технологии в организации образовательного процесса »Представила краткое описание применяемых программных комплексов, при обучении на строительном отделени...

Презентация: из истории Памятника Архитектуры и культуры Краснодарского края Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. 1906 - 2011

История жизни Свято - Троицкого храма в станице Платнировской Краснодаского края. Судьбы казаков в течение времени....

Презентация: из истории Памятника Архитектуры и культуры Краснодарского края Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. 1906 - 2011 часть 2

История жизни Свято - Троицкого храма в станице Платнировской Краснодаского края. Судьбы казаков в течение времени....

Обзорная экскурсия по монастырям Краснодарского края "Золотое кольцо Кубани" (Методическая разработка по ОПК)

Обзорная экскурсия по монастырям  Краснодарского края "Золотое кольцо Кубани"  (Методическая разработка по ОПК)...

Классный час "Святые места и источники Липецкой области. Задонский Рождество – Богородицкий мужской монастырь"

Классный час "Святые места и источники  Липецкой области. Задонский Рождество - Богородицкий мужской монастырь"....