Рабочая программа по кубановедению 10 - 11 класс
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему

Чиганаева Наталия Анатольевна

Курс «Кубановедение» на ступени среднего общего образования - X-XI классы - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися на предыдущих ступенях общего образования. Он заверша­ет цикл концентрического изучения прошлого и настоящего Краснодар­ского края.

Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образо­вательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины.

В соответствии  с методическими  рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016– 2017 учебном году каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpkubanovedenie10-11klassyna_2016.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 3 муниципального образования

Щербиновский район    станица Старощербиновская

УТВЕРЖДЕНО

       решением  педагогического совета                                                                                                            

       от 31 августа  2016 года протокол № 1                                                                                            

       Председатель    ________     Попова А.В.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по                  кубановедению

Уровень образования ( класс) среднее общее образование     (10-11   класс)

Количество часов        68                     Уровень           базовый      

                                                                                                                                 

Учителя                       Чиганаева Н.А.., Швед Л..Н.

 

Программа разработана в соответствии и на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  авторской программы В.Н. Ратушняк,  О.В. Матвеев, И.А.Терская, А.Н. Криштопа и др. программы курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2014 г.

\

Планируемые результаты.

Курс «Кубановедение» на ступени среднего общего образования - X-XI классы - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися на предыдущих ступенях общего образования. Он завершает цикл концентрического изучения прошлого и настоящего Краснодарского края.

Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины.

В соответствии  с методическими  рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016– 2017 учебном году каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Кубановедение» в 10-11 классах.

1.Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину на основе знаний о славе

малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории,

языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов,

населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

-формирование на примере изучения кубанского региона целостного

мировоззрения, соответствущего современному уровню развития науки и

общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое

многообразие родного края;

-становление ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу

«Кубановедение»;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести

диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей

семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

характера.

2.Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности еѐ решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели

и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формулировать

свою собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для

аргументации чведения из соответствующих предметных областей;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ

мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;

-осуществлять пооектную деятельность по вопросам кубановедения.

3.Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение»

являются следующие умения:

-умение объяснять современную политическую и экономическую картину

Кубани, связывая исторические факты и понятия в целостную картину в  контексте Российской Федерации;

-определять основные факты, процессы, явления, характеризующие историю

Кубани в ее целостности с отечественной историей;

-разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

-группировать (не по хронологии) . Сравнивать.

-умение видеть развитие общественных процессов на Кубани (определять

причины и прогнозировать следствия);

-выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность;

-представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

-при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные

ценности.

-умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую,

гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой

же или другой выбор.

-определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий;

-толерантно определять свое отношение к иным позициям

                   СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 КЛАСС (34 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ I. Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменения(6 ч)

РАЗДЕЛ II. История Кубани в далеком прошлом(3 ч)

РАЗДЕЛ III. Кубань в ХI- XVII(4 ч)

РАЗДЕЛ IV. Кубань в конце XVI-XVIIвв.(6 ч)

РАЗДЕЛ V.Кубань в ХIХ столетии (10 ч)

РАЗДЕЛ VI. Культура Кубани(3 ч)

Заключение. Итоговое повторение.  Проектная деятельность(1 ч)

11 КЛАСС (34 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ I. Основные этапы истории Кубани в ХХ столетии.(7 ч)

РАЗДЕЛ II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.(5 ч)

РАЗДЕЛ III. Социальные отношения в кубанском обществе.(4 ч)

РАЗДЕЛ IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс (4 ч)

РАЗДЕЛ V. Краснодарский край в правом поле Российской Федерации(4 ч)

РАЗДЕЛ VI.Кубань- новый культурный центр Юга России(4 ч)

РАЗДЕЛ . Духовные истоки Кубани (4 ч.)

Заключение. Проектная деятельность (1 ч)

10 класс. История Кубани (XIX века.)

Содержание

Введение

Уникальность природно-географических условий Северо- Западного Кавказа. Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации. Этнокультурное своеобразие региона.

Тема 1.

Исследования природы

Кубани вXVIII-начале XXв

Изучение территории Северного Кавказа вXVIIIв. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И.А. Гильденштедта, П.С.Палласа.исследования природы края в период его заселения. М.С.Гулик, В.П.Колчиги. Описание природы Кубани в трудах ученых и просветителей XIX- началаXX в. Ученые исследователи Ф.А.Щербина, И.Д.Попко, Е.Д.Фелицин, Н.Я.Динник, В.В. Докучаев и др., деятельность общества любителей изучения кубанской области (ОЛИКО).

Тема2.

Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа

Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи и периоды. Территория Кубани в докембрии, царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных. Палеозойская

эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменного угля. Мезозойскя эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных

животных, появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев.

Тема 3.

Северо-Западный

Кавказ в четвертичное время.

Кайнозойская эра, палеогеновый период. Появление морских млекопитающих. Поднятие Кавказских гор, господство тропический растительности. Неогеновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Черного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суши холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих. Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые

эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного и растительного мира. Формирование современных природных зон. Эволюция Черного и Азовского морей. История развития акватории от Тетиса до современного состояния.

Тема 4.

 Живой мир Кубани в

настоящее время.

Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространенные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения.

Тема 5.

Изменение природных

комплексов на территории

Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих Кубани. процессов. Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани и до настоящего времени: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др. Изменение численности и видового состава

организмов, обитающих в Азовском и Черном морях. Ученые, исследователи, краеведы XIX- начала XX в об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани.

Тема 6.

Эпохи камня и бронзы

на территории Кубани.

Стоянки людей древнекаменного века (поселки за Родину, Ильский).Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н.И.Веселовский. Дольменная. Катакомбная, северокавказская, срубная культуры. Периодизация. Ареал.

Характерные черты.

Тема 7.

Меоты и кочевники.

Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Меоты. Территория расселения. Занятия. Общественный строй. Роль меотов в этногенезе адыгов: точки зрения ученых. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской этнической общности (1 в до н.э.). Аланы- предки осетин.Античные авторы о племенах Северо-Западный Кавказа.

Тема 8.

 Боспорское царство.

Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикопее (80 г до н.э.). Борьба правителей Боспора за присоединение синдского государства. Горгиппия- крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства. Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтийскому царству. Митриад  и его войны с Римом.

Утверждение династии Аспуругов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов(IVв). Упадок Боспорского царства.

Тема 9.

Тмутараканское

княжество. Горцы степняки.

Установление господства гунно- болгарского союза племен в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и ее распад. Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата(VIIв). Приход в степи Северного

Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослва (964-964 гг).

Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича(988-1036гг). Подчинение касогов. Тмутаракань- крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге. Многонациональный состав

Тмутараканского княжества. Тмутараканскийкамень.Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061-1074гг).Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова»). Половецкие изваяния.

Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа. Татаро-монгольское нашествие(13 в). Сопротивление адыгских племен.

Тема 10.

Колонизация

итальянцами Черноморского

побережья Кавказа(XIII-XVвв).

Соперничество Генуи и Венеции за господство на Черном море. Основание Генуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа(Кафа, Матрега, Мапа, Копа, Бальзамиха, Мавролако и др). Миссионерская деятельность римско-католической церкви. Торгово- экономические связи гнуэзских колоний и их устав. Торговое сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности. Захват итальянских колоний на Черном и Азовском морях

турками(XVв).

Тема 11.

 Ногайцы и адыги

Кубани XVI-XVIIвв

Появление ногайских кочевий на Кубани. Распад Ногайской Орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых

связей с русским государством. Усиление имущественного социального неравенства у адыгов. Народности «демократические»(шапшуги, абадзехи, натухайцы ) и «аристократические»(бжедухи,хатукаевцы, бесленеевцы).

Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность.

Тема 12.

Кубань в политике

соседних держав XVI-XVII вв

Укрепление позиций в Турции и на Кубани. Походы османов и крымских татар в земли адыгов. Рот авторитета Русского государства в регионе. Посольство западных адыгов и кабардинцев в Москву(1552,1557).Объединенный русско-

адыгский поход против крымско- турецких войск(1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией.

Тема 13.

 Освоение Кубани

русскими переселенцами.

Некрасовы. Отголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки. Переселение казаков- раскольников во главе с Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове

своеобразной казачьей общины- «войска Кубанского». Некрасовы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царизма против некрасовских казаков. Переселение

некрасовцев в Турцию.

Тема 14.

 Обострение

соперничества между Россией

и Турцией в 60-х-80-х

года XVIII в

Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье. Русско-турецкая война 1768-1774 и Кубань. Кучук-Кайнарджийский мирный договор 1774 год и его роль в разрешении «черноморской проблеме» для

России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии 1777г. А.В.Суворов во главе Кубанского корпуса. А.В.Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская кордонная линия и ее стратегическое значение. Военные

провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин- Гирея (1782). Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные

военные и дипломатические шаги Турции.

Тема 15.

Присоединение

Прикубанья к России.

Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и Правобережья Кубани к России (8 апреля 1783г). Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховьях Кубани. План переселения ногайцев

в другие регионы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление. Признание Оттоманской Портой «подданство Крыма и Кубани Всероссийскому престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и

Прикубанье.

Тема 16.

Кубань в Русско-

турецкой войне 1787-1791гг

Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры Ф.Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790г.) разгром турецкой армии Батал- паши русскими войсками генерала И.И. Германа (30 сент. 1790г). Взятие Анапы войсками генерала Гудовича (26 июня 1791г). Ясский

мирный договор (29 декабря 1791г). Упрочение позиций России на Северном Кавказе.

Тема 17.

Черноморцы и

линейцы. Заселение

Прикубанья.

Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней Г. А. Потёмкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, Захарий Чепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова

и острова Березань. Переименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г.). Переселение казаков на Кубань (1792-1793).

Основание Екатеринодара (1793). «Порядок общей пользы» - документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка (1796).

Тема 18.

Социальные

выступления адыгов и казаков

Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне, тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II. Бзикжская битва (29 июня 1796 г.), роль в её исходе казачьей артиллерии.

Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796- 1797). Его бесславный итог. Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями.

Тема 19.

 Освоение кубанских

степей

Народная и военно-казачья колонизация Черномории. Состав переселенцев (беглые крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне, представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838), станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской, Урупской и др., города-порта Ейска (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой линии). Организация Кавказского линейного войска (1832).

Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и

казаков.

Тема 20.

Начало Кавказской

войны

Превращение турецкой крепости Анапы в центр антирусской деятельности в регионе. Нападения горцев на Черноморскую оборонительную линию. Борьба за Анапу. Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания Черноморской береговой линии и его реализация. А. А. Вельяминов. Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русско- черкесских торговых связей. Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг за-щитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение линейцами

Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно-религиозного государства.

Тема 21.

Декабристы на

Кубани

Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинского.

Тема 22. Присоединение

Закубанья к России и

окончание Кавказской войны

Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в

ответ на действия англо-французской эскадры (1854—1855). Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом- Амином в борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857). Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча Александра II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы. Соединение русских войск в урочище Кбаада (Ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864). Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Значение присоединения Закубанья к России.

Тема 23.

 Кубанцы в боях за

Отечество

Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Казачьи формирования,участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской доблести черноморцев. А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский, А. Ф. и П. Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий. Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны (1853-1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1854-1855). Картина В. Серова «Пластуны под Севастополем».

Тема 24. Преобразования на

Кубани в пореформенный

период (1860-1890-е годы)

Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских земель. Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование Кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896). Судебная и военная реформы.

Тема 25.

Народная

колонизация и становление

транспортной системы.

Земельные отношения

Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и их положение. Развитие водного и железнодорожного транспорта.

Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р. В. Штейн- гель и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъёма края. Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов

Штейнгелей как образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазасвы, Николенко и др.

Тема 26.

 Развитие

сельского хозяйства и

торговли

Переход к трёхпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880-е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы. Развитие виноградарства. Имение Абрау-Дюрсо. Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии Сельского хозяйства и рыночных отношений. Рост товарности кубанской пшеницы.

Тема 27.

Становление

кубанской промышленности

Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики Я. В. Попов, И. П. Баев, И. А. и С. А. Аведовы. Екатеринодар - центр промышленного производства.

Кубань - родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А. Н. Новосильцев - пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы. Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и

«Черноморский». Первый металлообрабатывающий завод К. Гусника (1886).

Изменение общественно-сословного и архитектурного облика кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедро-совы, Дицманы,

Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений

Тема 28.

 Участие кубанцев в

освобождении южнославянских народов .

Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских

народов против османского владычества (1877—1878).

Казачьи формирования в

политической жизни составе Кавказской дивизии генерала М. Д. Скобелева и

Дунайской армии. Участие кубанских казаков в защите

Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной.

Рост социальной напряжённости, связанной с проведением

реформ в городах, станицах и аулах.

Распространение революционных идей на Кубани. Кружок

«землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии

Екатеринодара во главе с Н. И. Вороновым. Революционная

пропаганда на Кубани (Г. А. Попко, П. И. Андреюшкин).

Марксистские кружки.

Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало

общественной деятельности Ф. А. Щербины. Община

«Криница» в Черноморском округе.

Тема 29.

Народная культура

казачества

Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор.

Тема 30.

Культурное наследие

горских народов

Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты» - выдающееся

достижение горских народов Закубанья. Материальная культура.

Тема31. Профессиональная

культура Кубани

Народное просвещение

Деятельность К. В. Российского (1775-1825), его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одаренной молодёжи. Наука. Создание полковых историй в Черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый

исследователь истории и быта черноморских казаков Я. Г. Кухаренко (1799-1862). Труды И. Д. Попко (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П. П. Короленко (1834-1913) и его наследие. Развитие адыгской

национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808- 1863),Подвижническая деятельность Е.Д. Фелицина, статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад Ф. А. Щербины (1849-1903) в организацию научных исследований в

крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области (1897).

Литература. Литературное творчество Я. Г. Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны» и др.), В. С. Вареника («Слово о ружье», «Страстная пятница»), Султана Казы-Гирея («Долина Ажитугай»).

Искусство. Творчество П. С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского Третьякова» Ф. А. Коваленко (1866- 1919). Архитектура кубанских городов. И. К. Мальгерб, А. П. Косякин, А. А. Козлов, В. А. Филиппов и их вклад в создание

архитектурного облика населённых пунктов края. Периодическая печать. «Кубанские областные ведомости» - первый печатный орган на Кубани.

11 класс. История Кубани(XX - начало XXI века).

Введение

 Связь исторического прошлого и настоящего Кубани. Регион как единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край среди российских регионов: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального

социума. Кубань в XXI веке: дорогой межнационального мира и согласия.

Тема 1.

Регион в период войн и революций (1900-е -1920 годы)  

 Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг.Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн.

Революция и Гражданская война (1917-1922). Особенности развития регионального политического процесса. Многовластие. Первые преобразования советской власти весной—летом 1918 г. Противоречия между Деникиным и Законодательной радой. Кубанское казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и красный

террор. «Малая» гражданская война.

Тема 2.

 Кубань в 1920-1930-х

годах

Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и её последствия. Героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети XX в

Тема 3.

 Годы военных

испытаний. Краснодарский

край в период Великой

Отечественной войны 1941-

1945 гг.

Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование

добровольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество в период военных испытаний. Битва за Кавказ летом 1942 - зимой 1943 г. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага.Освобождение. Трудовой героизм кубанцев.

Тема 4.

Возрождение.

Восстановление и развитие

народного хо-зяйства Кубани в

1945-1953 гг.

Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объёмов промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно- государственного контроля. Идеология и культура в послевоенное десятилетие.

Тема 5.

Кубань во второй

половине XX столетия:

оттепель, застой

Реформы в политике и экономике (1953-1964): реальные успехи и несбывшиеся надежды. Кубань - житница и здравница России.

Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской экономики. «Миллион тонн» кубанского риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата.

Тема 6.

Годы перестройки 80-х

и реформ 90-х годов

Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950- 1990-х годах.

Тема 7.

Регион как эколого-

экономическая система

Диверсифицированный характер экономики края, основные

отрасли и макроэкономические показатели.

Тема 8.

Краевой бюджет

Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона.

Тема 9.

Финансовые институты

и банковская система региона

Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешне- экономических отношений.

Тема 10.

Социальная

стратификация и мобильность

в региональном социуме

Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, меж поколенная, внутри поколенная мобильность.

Тема 12.

Межнациональные

отношения

Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты.

Тема 13.

 Семья и брак в

кубанском обществе

Основные тенденции в развитии семейных отношений.

Семейная политика Краснодарского края.

Тема 14.

Молодёжь

Краснодарского края как

социальная группа

Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодёжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодёжи Краснодарского края. Молодёжные субкультуры.

Тема 15.

 Государственная

власть и местное

самоуправление в регионе

Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава

администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ.

Тема 16.

Становление

гражданского общества

Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодёжные организации, движение волонтёров.

Тема 17.

Региональная

политическая культура

населения

Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами.

Тема 18.

Геополитическое

положение Краснодарского

края

Межрегиональные и международные отношения региона. Проведение Олимпиады -2014 в Сочи.

Тема 19.

Правовой статус края

как субъекта Российской

Федерации

Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края.

Тема 20.

Законотворческий процесс в Краснодарском крае

Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае.

Тема 21.

Избирательный

процесс в крае

Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани.

Тема 22.

Правоохранительные

органы: структура и функции

Полномочия, порядок действий.

Тема 23.

Духовная жизнь

Кубани

Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани.

Тема 24.

Система образования

Краснодарского края

Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани.

Тема 25.

Религиозное и

конфессиональное

многообразие региона

Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань - центр православия на Юге России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края.

Тема 26.

Культурное

достояние Краснодарского

края

Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае.

Раздел  «Духовные истоки  Кубани»

Духовно- нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные

семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая.

Заключение.

Уроки прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции развития региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной жизненной позиции молодого гражданина - жителя Краснодарского края.

                         

                     

                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

      Таблица  тематического распределения количества часов  по кубановедению 10-11 классы

№ п/п

Разделы, темы

Рабочая  программа по классам

10 класс

11 класс

Введение

1

1

Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные

комплексы  и их изменение.

6

История Кубани в далёком прошлом.

3

Кубань в XI – XVII в.

4

Кубань в конце XVII – XVIII в.

6

Кубань в XIX столетии.

10

Культура Кубани.

3

Основные этапы истории Кубани XX столетия.

7

Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.

5

Социальные отношения в кубанском обществе.

4

Краснодарский край сегодня: политический ракурс.

4

Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.

4

Кубань – новый культурный центр Юга России.

4

Духовные истоки Кубани

4

Заключение .Проектная деятельность

1

             1

Итого

34

                34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей общественных наук

от « 28 » августа  2016  года № 1

___________                Швед  Л.Н

подпись руководителя МО         Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Марченко - Майстер Л.Н.

        подпись                                                  Ф.И.О.

« 28 » августа        2016 года

 Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по кубановедению

Класс    10

Учитель: Чиганаева Н.А.

  Количество часов: всего 34  часов; в неделю 1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя кубановедения  Чиганаевой Н.А.., утвержденной решением педсовета от 31.08.2016, протокол №1

В соответствии с авторской программой  В.В.Латкин И.А.Терская, О.А.Хамцова и др. программы курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2013 г.

В соответствии с ФКГОС -  2004 среднего общего образования

    Учебник: В.Н. Ратушняк, О.В.Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа.      КУБАНОВЕДЕНИЕ для 10 класса общеобразовательных учреждений   Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2013 г

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты

проведения

Оборудование урока

план

факт

1

Введение. Земля отцов – моя земля.

Я гражданин своей страны.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

Раздел I.Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы  и их изменение. (6 часов)

2

Тема 1.Исследования природы Кубани в XVIII  - начале XX в.

1

Диск. География Кубани. интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

3

Тема 2.Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

4

Тема 3.Северо-Западный Кавказ в четвертичное время

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

5

Тема 4.Живой мир Кубани в настоящее время

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани, таблица «Животный мир Кубани»

6

Тема 5.Изменение природных комплексов на территории Кубани

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

7

Итоговое повторение

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

Раздел II История Кубани в далеком прошлом ( 3 часа)

8

Тема 6.Эпоха камня и бронзы на территории края

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани., таблица «Люди каменного века»., «Племена Прикубанья эпохи бронзы».

9

Тема 7.Меоты и кочевники

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани, таблица «Скифы и меоты. Сарматы»

10

Тема 8.Боспорское царство

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани, таблица « Греки. Боспорское царство»

Раздел III. Кубань в XI – XVII в. ( 4 часа)

11

Тема 9.Тмутараканское княжество. Горцы и степняки

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани, таблица «Византийцы и славяне».

12

Тема 10.Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII – XV вв.)

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

13

Тема 11.Ногайцы и адыги Кубани в XVI – XVII вв.

1

Диск. История Кубани. интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

14

Тема 12.Кубань в политике соседних держав в XVI – XVII вв.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

Раздел IV.Кубань в конце XVII – XVIII в.( 6 часов)

15

Тема 13.Освоение Кубани русскими переселенцами

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

16

Тема 14. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVII в.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

17

Тема 15.Присоединение Прикубанья к России

1

Диск. История Кубани. интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

18

Тема 16. Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

19

Тема 17.Черноморцы  и линейцы. Заселение Прикубанья

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

20

Тема 18.Социальные выступления адыгов и казаков

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

Раздел V. Кубань в XIX столетии. (10 часов)

21

Тема 19.Освоение кубанских степей.

Этническая история Кубани.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани, стенд кабинета кубановедения «История Кубани»

22

Тема 20.Начало Кавказской войны

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

23

Тема 21.Декабристы на Кубани

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,  

атлас по истории Кубани.

24

Тема 22.Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

25

Тема 23.Кубанцы в боях за Отечество

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

26

Тема 24.Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860 – 1890-е годы)

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

27

Тема 26.Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.

28

Тема 26.Развитие сельского хозяйства и торговли

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани. Диск. История Кубани.

29

Тема 27.Становление кубанской промышленности

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани. Диск. История Кубани.

30

Тема 28.Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани.  

Раздел VI. Культура Кубани. ( 3 часа)

31

Тема 29.Народная культура казачества

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани, стенды кабинета кубановедения «Казачье подворье. Джигитовка. Кубанские праздники. Кубанская ярмарка».

32

Тема 30.Культурное наследие горских народов

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани, стенды кабинета кубановедения «Казачье подворье. Джигитовка. Кубанские праздники. Кубанская ярмарка».

33

Тема 31.Профессиональная культура Кубани

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

34

Заключение.

Итоговое повторение по курсу.

Диалог культур. Дети разных народов, мы мечтою о мире живём

1

Итого

34

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Марченко - Майстер Л.Н.

        подпись                                                  Ф.И.О.

« 28 » августа        2015 года

 Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по кубановедению

Класс    11

Учитель: Чиганаева Н.А.

  Количество часов: всего 34  часов; в неделю 1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя кубановедения  Чиганаевой Н.А.., утвержденной решением педсовета от 31.08.2015, протокол №1

В соответствии с авторской программой  В.В.Латкин И.А.Терская, О.А.Хамцова и др. программы курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2013 г.

В соответствии с ФКГОС -  2004 среднего общего образования

Учебник: В.Н. Ратушняк, О.В.Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа.      КУБАНОВЕДЕНИЕ для 11  класса общеобразовательных учреждений   Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2014 г

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты

проведения

Оборудование урока

план

факт

1

Введение.  Земля отцов – моя земля.

Национальный идеал и ценности.

Мы – россияне.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани, физическая карта России.

Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии. ( 7 часов)

2

Тема 1Регион в период войн и революций (1900-е- 1920 годы)

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

3

Тема 2.Кубань в 1920 – 1930-х годах

1

Диск. История Кубани. интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

4

Тема 3.Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

5

Тема 4.Возрождение. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945 – 1953 гг.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

6

Тема 5.Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

7

Тема 6.Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

8

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края,   атлас по истории Кубани

Раздел II . Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития

( 5 часов)

9

Тема 7.Регион как эколого-экономическая система

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края.

10

Тема 8.Краевой бюджет

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края.

11

Тема 9.Финансовые институты и банковская система региона

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края.

12

Краснодарский край в системе внешне – экономических отношений

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России, политическая карта мира.

13

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России, политическая карта мира.

Раздел  III.Социальные отношения в кубанском обществе.  ( 4 часов)

14

Тема 11. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России.

15

Тема 12.Межнациональные отношения.

Многообразие культуры как фактор единства народов.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России, карта народов России.

16

Тема 13.Семья и брак в кубанском обществе.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

17

Тема 14.Молодёжь Краснодарского края как социальная группа

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс ( 4 часов)

18

Тема 15.Государственная власть и местное самоуправление в регионе

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

19

Тема 16.Становление гражданского общества

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

20

Тема 17.Региональная политическая культура населения

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

21

Тема 18.Геополитическое положение Краснодарского края

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации ( 4 часов)

22

Тема 19.Правовой статус края как субъекта Российской Федерации

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

23

Тема 20. Законотворческий процесс  в Краснодарском крае

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

24

Тема 21. Избирательный процесс в Краснодарском крае

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

25

Тема 22. Правоохранительные органы: структура и функции

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

Раздел. VI. Кубань- новый культурный центр Юга России ( 4 часов)

26

Тема 23. Духовная жизнь Кубани.

1

интерактивная доска,

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, , стенд кабинета кубановедения «Кубань православная»

27

Тема 24. Система образования Краснодарского края

1

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края,

28

Тема 25. Религиозное и конфессиональное многообразие региона

1

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

29

Тема 26. Культурное достояние Краснодарского края

1

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края,

                                       Раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа)

30-31

Православные ценности в

современном мире

2

интерактивная доска,

таблицы «Храмы Кубани»,   атлас по истории Кубани

32

Духовно-нравственные

основы культуры

современного казачества

1

интерактивная доска,

таблицы «Храмы Кубани»,   атлас по истории Кубани

33

Особенности духовной

жизни современной Кубани

1

интерактивная доска,

таблицы «Храмы Кубани»,   атлас по истории Кубани

34

Заключение. Итоговое повторение.

Культура межнационального общения.

1

физическая  карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8  класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края.  Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...

Рабочая программа по кубановедению, 6 класс

Рабочая программа по кубановедению  разработана на основе авторской программы по кубановедению для основного общего образования ,6 класс/ под ред. Галутво Л.М., Басий В.Н., Болдырева Ю.А. –...

Рабочая программа по кубановедению, 5 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...

Рабочая программа по кубановедению, 8 класс

Рабочая программа по кубановедению разработана на основе программы по кубановедению для 8-х  классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко А.Г., Бенку И.В. и др. -Кра...

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы на 2012-2013 уч.год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Кубановедение" для 5-9 классов, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур и др, 2012 г....

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс

рабочая программа по кубановедению 5-9 класс Л.Н.Галутво...

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...