Визитная карточка проекта "Предками названо"
проект по русскому языку (5 класс) по теме

Ирина Сергеевна Афанасьева

Проект разработан в рамках внеурочной деятельности учащихся 5 класса.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся  со знакомыми и незнакомыми названиями улиц, деревень, оврагов, рек, озёр  и чаще всего не задумываемся, почему они так названы. А ведь это и есть те носители информации, которые прошли сквозь время и могут нам многое рассказать о том, какая была природа, кто жил на этих землях, чем они занимались.

Изучение географических названий открывает большие возможности по  изучению своего края, его географии, истории, русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitnaya_kartochka_proekta.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Визитная карточка» проекта

«Предками названо»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Афанасьева Ирина Сергеевна

Город, область

Псковская обл., Гдовский район

Номер, название школы

МБОУ «Чернёвская СОШ»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Предками названо»

Краткое содержание проекта

Проект разработан в рамках внеурочной деятельности учащихся 5 класса

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся  со знакомыми и незнакомыми названиями улиц, деревень, оврагов, рек, озёр  и чаще всего не задумываемся, почему они так названы. А ведь это и есть те носители информации, которые прошли сквозь время и могут нам многое рассказать о том, какая была природа, кто жил на этих землях, чем они занимались.

Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глубокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным местам.                                                                                                                                                      

Изучение географических названий открывает большие возможности по  изучению своего края, его географии, истории, русского языка.

В результате проектно-исследовательской деятельности ее участники:

приобретут навыки в исследовательской работе.

Проект направлен  на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах  родного края.

Задания, выполняемые учениками во время работы над созданием проекта, развивают у учащихся интерес как к истории своей малой родины, так и всей России. Этот проект, как и любой другой, параллельно помогает формированию качеств, необходимых человеку, живущему в среде информационных технологий, а именно таких как: коммуникативные умения, умения межличностного взаимодействия и сотрудничества; умение творчески подходить к решению стоящих перед ребятами задач; умения работать с информацией из разных источников.

Предмет(ы)

Межпредметные связи : русский язык, история, краеведение, география.

Класс(-ы)

5 класс

Приблизительная продолжительность проекта

2 месяца

Основа проекта

Образовательные стандарты

 В новом стандарте второго поколения указаны различные виды внеурочной деятельности, среди которых отдельно выделены познавательная и краеведческая.

Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению. Краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. По той простой причине, что краеведение – всегда "краелюбие". Уникальность краеведения в том, что оно является не просто совокупностью сведений о какой-либо конкретной территории, но и является школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования.  

В условиях перехода образовательных учреждений к стандарту второго поколения роль краеведения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности не только не ослабевает, а наоборот усиливается.

Мы знаем, что новый стандарт делает акцент на самообразовании учащихся. Учитель же выступает в роли скорее наставника. Как раз в краеведческой деятельности подобный подход наиболее ярко выражен.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

воспитание патриотических чувств, развитие чувства сопричастности к своей истории, культуре, народу;

освоение доступных способов изучения материала(интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных и музейных архивов, из Интернета;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

Метапредметные:

регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

научатся работать по предложенному учителем плану

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации: изучить специальную литературу о родном крае

действия постановки и решения проблем.

добывать новые знания:  перерабатывать, систематизировать, обобщать информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

коммуникативные УУД:

умение задавать вопросы;

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

навыки интервьюирования, устного опроса.

Предметные: 

способность применять понятийный аппарат филологического  знания и приемы лингво-исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее  познавательную ценность.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чем проявляется информативность топонима как исторического объекта?

Проблемные вопросы учебной темы

Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта

1. Как науки русский язык и география помогут при изучении истории родного края?

2.Может ли топоним рассказать о занятиях людей, местах их проживания, влияниях языков других народностей?

Учебные вопросы

1.Что такое топоним?

2.Какие знания из изучаемого учебного предмета «русский язык» помогут узнать о причинах наименования поселения?

3.Какие ресурсы (источники) мы можем использовать при изучении краеведения?

4.Как систематизировать полученную информацию о топонимах?

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, видеокамера,  проекционная система.

Технологии — программное обеспечение

Программы обработки изображений, текстовые редакторы,  мультимедийная система.

Материалы на печатной основе

Словари, исследовательские работы по теме.

Результат  - написание очерка о выбранном для анализа населенном пункте. Ниже представлены некоторые из них.

ЧЕРНЁВО

Здравствуйте, меня зовут Александра Самозвон (5 класс).

Цель моего проекта – проанализировать название населенного пункта, в котором мы с вами сейчас находимся, то есть  выяснить причины наименования села Чернёва.

Село Чернёво  является административным центром поселения «Чернёвская волость». Это единственный населенный пункт, дата основания которого известна. Краеведы считают, что поселение возникло в промышленной зоне землевладений князя Николая Ивановича Салтыкова рядом с открытой им спичечной фабрикой «Сфинкс» - а это конец 19 века, точнее 1884 год.

Существую три версии происхождения данного названия. Первая – по темному, практически черному цвету воды в реке Плюсса. Вторая – по наименованию ягоды черники, которая в большом количестве произрастает в наших лесах. Третья – по фамилии якобы жившего здесь когда-то графа Чернова.

Однако, чтобы выяснить причину наименования населенного пункта, необходимо произвести морфемный разбор, что я и сделала. Затем нужно просмотреть значение корня слова и однокоренных слов в различных словарях.

Таким образом, возможно, что  название село Чернёво получило  как производное от слова «черень»  -  «дубовый лес».  На территории нашей волости, действительно,  произрастает много дубов.

Еще возможен вариант наименования от слова «чернева» - что значит «чернь, толпа народа», близкое по звучанию и значении слову «черняк,чернячёк» -  «мужик, крестьянин, чернорабочий; кто ходит нечисто, грязно,всегда замаран».

Рассмотрев различные версии о происхождении названий села Чернёва, можно сделать вывод, что наиболее вероятной является версия, связанная со словом «черень» в значении «дубовый лес», так как очень часто деревни называли по особенностям месторасположения.

ГОРОНЧАРОВО

Здравствуйте, меня зовут Егор Исаев (5 класс).

В трех километрах от моей родной деревни Тупицино находится населенный пункт Горончарово. Что удивительно, местные жители не знают, почему так называется их деревня. Что еще более удивительно: зато это знает мой одноклассник Владислав Герасимов, который живет в Чернево. Он сказал, что Горончарово – от слова горончар, то есть гончар. Гончары – это люди, которые изготавливают различные изделия из глины.

В пользу развитого гончарного промысла и добычи глины в нашей местности свидетельствует тот факт, что в конце 19 века, когда решено было строить новую каменную церковь в деревне Новые Дубяги, все работы по созданию кирпича производились местными жителями.

Глины в нашей местности много: она есть по берегам реки Плюссы, ее много в почве. Особенно у деревень Гнилище и Гнильск. Корень в названиях – гниль-. Но это не значит, что деревни появились на месте, где что-то сгнило. В словаре Владимира Ивановича Даля слово  «Гнила» - это Глина».  И там же приведено слово « гнилища – то есть глинокопня, яма, из которой добывают глину».

Из-за большого содержания глины в почве дороги нашей волости в осенний и весенний периоды становятся труднопроходимыми. Но если д. Гнилище находится на трассе Гдов – Чернево, в силу этого факта дорога регулярно обслуживается, и пусть с трудом, но проехать можно, то в д. Гнильск весной и осенью добраться возможно только пешком.

ДУБЯГИ

Здравствуйте, меня зовут Ксения Алексеева (5 класс).

Я расскажу вам о деревне с названием Дубяги – там у нас есть дом, в котором жила мои бабушка, и мы иногда летом приезжаем туда как на дачу.

Деревня Дубяги известна с 16 века, их было даже три.

В деревне, которая сейчас называется Новые Дубяги, так же с 16 века существует храм Введения Богородицы.

Итак, вполне очевидно, что название деревни связано со словом дуб.

Существует несколько версий о причинах наименования населенного пункта.

Первая версия связана с тем, что в  жители деревни изготавливали деревянную посуду, клепки для этой посуды назывались – дубняк – дубняки – дубняги.

2 версия. Существует в псковских говорах слово – дубяга – означает «лодка, выдолбленная из дуба».  Известно, что по рекам и озерам нашей волости проходил водный путь, соединяющий Новгород с Чудским озером. Поэтому, местные жители вполне могли заниматься изготовлением таких лодок, тем более, что в нашей местности дубов было много.

И третья версия, самая на данный момент вероятная –  Дубяги от слова дубняки, то есть дубовые рощи. Очень часто населенные пункты называли по характеру местности, в частности по тому, что здесь растет. С корнем дуб в нашей округе несколько деревень –Дуброво, Дуброво, Дуброшкино.

ПРИБУЖ

Здравствуйте, меня зовут Софья Колесникова

 Я живу в деревне Прибуж, о ней и расскажу.

Деревня Прибуж являлась центром Прибужского погоста уже в 16 веке .

Я нашла несколько версий, объясняющих причины наименования деревни.

Местные жители  говорят следующее: «… по речке нашей пароходы шли раньше и здесь их задерживали для взимания платы за проезд: что-то вроде таможни здесь было. От слова «прибытие», «прибывшие» и возникло слово «Прибуж».

Еще некоторые жители считают, что причина названия в расположении деревни – при бугре.

Третья версия – наименование поселения произошло от некого имени Прибуд.

Однако с точки зрения русского языка эти три версии маловероятны. И вот почему!

Выделим корень в слове.  «При», скорее всего, является приставкой. Следовательно, корень – буж-. Буква ж – это результат изменений звука г, в русском языке существует историческое чередование г//з//ж, значит в словарях нужно было искать слово с корнем –буг -.

И такое слово существует:  «буга» означает «топкое место у реки, поросшее ивняком, осокорником и кустами на ширину поймы».

В словаре В.И. Даля поясняется, что «буга» -  это «лесная полоса, на сколько она потопляется яроводьем»; «…На всей полосе этой вода перебуравливает лес, образует овраги, водороины и наклоняет всякую поросль по течению».

Таким образом, причина названия деревни в том, что она расположена не на бугре и не при бугре, а при буге.

Река Плюсса в настоящее время имеет несколько другое русло, раньше она была более широкой и глубокой. Деревня Прибуж расположена на бугре,  внизу которого протекает наша речка, вдоль ее нового русла  образовались небольшие озера с илистым дном, которые  раньше были частью реки, а сейчас только иногда при разливе соединяются с ней – вот место разлива реки  и называлось «буга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка

                             Визитная карточка Ф.И.О.   Попсуевич Людмила АлексеевнаДата рождения                                    15 февраля 1960 годаОбразование, наименование учебного заведения, г...

Визитная карточка для конкурса "Учитель года"

в 2010 году я была участником коекурса "Учитель года " на муниципальном уровне. Там мной была предмтавлена следующая визитная карточка....

Создание визитных карточек в Paint

Урок может быть использован в качестве итогового при изучении программы Paint. В первой части урока рассказывается об истории создания и видах визитных карточек. Учащиеся создают эскизы карточек на бу...

Презентация "Визитная карточка ЦДТ"

В нашей презентации мы знакомим вас с нашими коллегами и деятельностью нашего Центра...

Визитная карточка для учителя математики

Творческое представление для учителя математики на профессиональных конкурсах...

Визитная карточка Японии

Интересные слайды по историческим местам...

Визитная карточка команды на турслёте

Разработка может быть использована для представления команды на туристическом слете, в походе. Сценарий в стихах, представление команды ФАНТ, представление завершается песней. Для учащихся 5-11 классо...