Воспитание толерантной личности на уркоах географии и краеведения
статья по краеведению (8 класс) на тему

Терентьева Ираида Алексеевна
На мой взгляд, толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитание толерантной личности32.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Введение    

        Эта тема актуальна, потому что базовая гражданская ценность – это толерантность. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Проблемы этнонациональной толерантности чрезвычайно актуальны для развития многонационального российского государства. Глубинные процессы политических, экономических и социальных преобразований сопровождаются пробуждением национального самосознания народов, населяющих нашу страну. К сожалению, результаты этого важного явления часто носят опасный, нецивилизованный характер, приводят к кровопролитиям и войнам. Низкий уровень развития национального самосознания, его искаженное понимание используется различными силами в их политических баталиях.           Появление интереса людей к проблемам признания, принятия, понимания ими представителей других культурных сообществ исторически связано с переворотом в европейском мировоззрении, который получил название "антропологической революции". Ее предвестником можно считать эпоху великих географических открытий - эпоху "открытия" иных культур, самобытных, уникальных и непохожих на европейские образцы.

      Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности.

Толерантность как социально педагогическое понятие
            Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
         В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
          Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах, рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности.
Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.  Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.
       Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).
      Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. «Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни». Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.  А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение. В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность — трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом

      Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
      Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.
В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость—к другой вере.  Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного

       На мой взгляд, толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
      Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.  В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
       Если невозможно однозначно оценить, что лучше, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. Таким образом,
 в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

  Воспитание толерантной личности на уроках географии и  краеведения.                 

              «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди», – так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в середине прошлого XX века. И действительно, за это время люди многого для себя добились. Прогресс, развитие экономики, новые информационные технологии – все поставлено на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее, увереннее, радостнее. Однако в обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении. Поэтому в наши дни важной становится проблема того, как нам оценивать самих себя и как научиться уважать не только себя, но и тех, кто рядом. В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошло понятие «толерантности».

         У нас в школе ребята многих национальностей: татары, мордва, чуваши, армяне и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому в  воспитательном процессе нужно обратить внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи. Проводим такие классные часы «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы - команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма. Большую роль в системе работы школы, в том числе и по воспитанию толерантности, играет школьный музей. В рамках деятельности музея проходят доверительные беседы, которые помогают ребятам вырабатывать умение общаться с людьми другой национальности, оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение к культуре разных народов. В наши дни это очень важно, так как объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений. Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому сотрудничаем со школьным психологом. Психологические знания, которые будут получены ребятами на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Но следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ученик может искать комфортную для себя группу. Чтобы этого не произошло, надо стараться увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольном мероприятия. Результативными будут классные часы на тему «Наши отношения», «Учимся договариваться», «Улыбка и смех приятны для всех», «Шесть шагов разрешения конфликта», «О правах и обязанностях ребенка», а также в работе поможет психологическая игра «Необитаемый остров», «От простых проступков до угроз», «Детская шалость и нравственная ответственность», а также «Час общения» в форме познавательной игры.

              Мы живем в стремительно меняющимся и развивающемся мире. Каждый день перед нами проходит калейдоскоп событий, происшествий, военных и национальных конфликтов, политических и военных переворотов. Огромный поток информации обрушивается на нас (в том числе на детей) ежедневно, ежечасно. Даже взрослому человеку не всегда понятна суть этих событий и явлений, не говоря уже о подростках, чье представление о добре и зле, о своем месте в обществе и участии в жизни этого общества еще не сформировано.  Терроризм, экстремизм, крайние проявления национализма, ксенофобии, преступность, алкоголизм, наркомания, насилие – вот основные угрозы, с которыми мы сталкиваемся в начале XXI века, с которыми сталкиваются наши дети. Я хочу, чтобы молодое поколение убедилось в том, что насилие, экстремизм, ксенофобия - это путь в никуда, это горе, страдания близких людей, смерть. Я хочу, чтобы они выбрали мир, решение всех конфликтов мирным путем, без насилия. А для этого они должны уметь строить отношения друг с другом, с окружающими людьми, с представителями других культур на основе, в первую очередь, толерантности.

       Я не случайно выбрала эту тему своей воспитательной деятельности «Воспитывая толерантную личность – воспитываем гражданина», т.к. нетерпимость через СМИ, через агрессивно-настроенное социальное окружение проникают в детскую среду, находя в ней живой отклик. Деятельность учителя направлена в первую очередь на воспитание личности, обладающей толерантными качествами. Именно толерантная личность может успешно реализовать себя в школьной деятельности а, впоследствии, стать личностью с активной гражданской позицией, гражданином в высоком понимании этого слова.

        На первое место в условиях реализации своей программы я поставила работу с родителями, т.к. именно семья оказывает огромное воспитательное воздействие на детей. Воспитание толерантной личности начинается в семье. Ребенок воспринимается взрослыми как неравный субъект, которому не достает понимания и уважения со стороны взрослых. Родители считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети – главная страдающая сторона, лишенная прав, собственности, признания. Откуда берется конфронтационное мышление, которое потом выплескивается в кровавые межнациональные столкновения, политический экстремизм, религиозную нетерпимость? Может быть именно из школы, отягощенной изначальной конфронтацией между родителями и детьми? Слишком часто родители нетерпимы к собственным детям, не умеют их понимать. Откуда же взяться терпимости у них? Отношения «отцов» и «детей» ожесточаются. Совместные встречи детей и родителей имеют большое значение в воспитании толерантной личности. Дети начинают вести себя иначе и проявляют те положительные черты характера, которые в учебном процессе раскрыться не могут.

            Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Ведь ребенка воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится, семья, любые взрослые и кухонные разговоры, и отношения между родителями. Порой ребенок сталкивается с тем идеалом поведения человека, который мы пытаемся ему внушить, а наша действительность этот идеал разрушает. Поэтому большое значение имеет социальная среда обитания, в том числе и в школе, которая должна противостоять каким-то образом тому негативу, который есть в окружающем мире. Наша задача – донести до воспитанников, что мир, окружающий нас, разнообразен.

          Одним из направлений моей воспитательной работы с классом является воспитание школьников через экскурсионную деятельность. Реализуя программу воспитания толерантности у школьников через экскурсионную деятельность нельзя не использовать огромный потенциал, который несет в себе  и наш родной город. Посещаем музеи: Ульяновский краеведческий музей, краеведческий музей в Ундорах, Усадьба на Московской, Столярная мастерская, Метеорологическая станция, Симбирская фотография, С родителями путешествуем  по городам Поволжья: Казань, Самара, Саранск, Чебоксары, с. Арское, Ундоры, Болгары. Национальный музей в г. Чебоксары, Музей изобразительного искусства имени Эрьзя.

        Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..

        В настоящее время на территории Ульяновской области на татарском языке говорит 12,2% населения, на чувашском - 8,05 %, на мордовском - 3,63%. Кроме того, в регионе используются немецкий язык и иврит; эти этнические группы составляют 0,06 % и 0,2 % от общего количества населения Ульяновской области соответственно. В области выходит шесть газет на языках национальных меньшинств.

        В целях создания благоприятных условия для развития национальных культур в Ульяновской области начиная с 1980-годов последовательно и целенаправленно ведется работа по решению вопросов, которые возникают в среде этнических меньшинств. Для этого еще в начале 1990-х годов органами власти региона было поддержано создание татарской, чувашской и мордовской областных общественных советов (прообразы будущих национально-культурных автономий), которые взяли на себя функции аккумулирования культурно-образовательных потребностей граждан своего этноса и решение их проблем с помощью органов власти. Именно тогда был открыт Центр по возрождению и развитию национальных культур Ульяновской области.

В Ульяновской области поддержат национально-культурные автономии

Соответствующий закон подписал Губернатор Сергей Морозов. Новый Закон регулирует полномочия, формы и вопросы финансирования национально-культурных автономий. Основными целями государственной поддержки национально-культурных автономий, согласно вновь принятому законодательному акту, являются:

- Сохранение национальной самобытности, изучение и развитие национальных (родных) языков и национальных культур;

- Реализация национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определённым этническим общностям;

- Утверждение и упрочение межнационального согласия, дружбы между народами как основы для равноправного развития и сотрудничества всех народов, проживающих в Ульяновской области;

- Создание условий для реализации прав граждан на объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей.

         По словам Помощника Губернатора Виктора Корнева, благодаря принятому региональному Закону, национально-культурные автономии получат новый импульс к развитию. «До сих пор в законодательстве Ульяновской области отсутствовали чётко прописанные основные формы оказания материально-технической и организационной поддержки национально-культурным автономиям. Теперь мы сможем в большей мере поддержать их развитие, - отметил Виктор Корнев. - Поскольку новый закон определяет не только меры финансовой помощи, но и стратегию развития национально-культурных автономий на долгосрочную перспективу».
           На сегодняшний момент завершен первый этап строительства культурного комплекса «Национальная деревня», проектируемого в парке «Победа» северной части Ленинского района города Ульяновска. Губернатор Сергей Морозов осмотрел  завершение капитального строительства чувашского подворья культурного комплекса «Национальная деревня» в районе улицы Юности,  а также выразил слова благодарности Общественной организации «Ульяновская областная чувашская национально-культурная автономия».

                 «Когда мы объявили о начале строительства культурного комплекса «Национальная деревня»,  у всех были очень большие сомнения, но наши страхи не оправдались. В ближайшее время здесь будет расположено настоящее чувашское подворье с истинным национальным духом. Это место для отдыха как детей, так и взрослых. Здесь царит особая атмосфера: всё пахнет стариной, традициями и обычаями, и это здорово. Мы хотим, чтобы ульяновцы могли гордиться своим языком, своими традициями и историей, а значит и своей страной», — высказался Губернатор.

       В 2016 году в Ульяновске планируется открыть культурный комплекс «Национальная деревня». Первый камень в строительство деревни заложили еще в 2013 году, а вот основное строительство началось лишь в 2014. Комплекс представляет собой музей под открытым небом, включающий в себя несколько объектов: конференц-зал, кафе на 150 посадочных мест, гостиница на 10 номеров, баня и музей. Проект призван привлечь внимание жителей Ульяновской области к ее истории, этнографии, фольклору и культуре местных народов. Комплекс станет отличным местом для проведения национальных праздников.

В рамках национальной политики области и регионального компонента преподавания географии мы изучаем культуру, быт, традиции национальностей региона, что нашло отражение в обобщении опыта  по теме «Этнокультурные аспекты развития социальной инфраструктуры Ульяновской области» (рецензия кандидата географических наук, доцента кафедры географии В.Н.Федорова, 2010).

Материал включает в себя информацию  о традициях, обычаях, обрядах народностей региона: русских, татар, чувашей, мордвы. По этой теме я создала презентации (компьютерная программа Power Point.), которые использую на уроках географии, географического краеведения как наглядный видеоряд, позволяющий дать представление о:

  • Роли семьи, школы в формировании и сохранении знаний национальной культуры;
  • Народной педагогике (Обычаи и традиции воспитания у русского народа. Обряды и традиции воспитания у татар.Трудовое воспитание в чувашских семьях.);
  • Общественном и семейном быте сельского населения Ульяновской области;

 Даны разработки  внеклассноых мероприятий.( музейные уроки «Тайны старинных узоров», развивающие игры с использованием краеведческого материала, внеклассные мероприятия: «Культура чувашского народа», « Кухня народов Поволжья», « Рукоделие народов Ульяновской области» и.т. д.)

Презентации можно применять при проведении вводных уроков; уроков углубления знаний, умений и навыков; закрепления умений и навыков; систематизации и обобщения знаний и т.д., в зависимости от методических целей, поставленных учителем с учетом уровня подготовки учащихся. Каждая презентация включает более 60 слайдов.

- Русские. Хозяйство и общественный и семейный быт. Традиции.

- Татары. Хозяйство и общественный и семейный быт. Обычаи.

- Чуваши. Хозяйство и общественный и семейный быт. Обычаи.

- Мордва. Хозяйство и общественный и семейный быт.

В становлении личности школьника важное место должна занять национальная культура, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Поэтому исключительную важность имеет комплексная работа по обучению и воспитанию у подрастающего поколения нравственных ценностей и идеалов, любви к Родине и своему краю, знание традиций своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание толерантной личности"

В статье речь идёт  о приёмах на уроке, которые способствуют развитию толерантности у учащихся....

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт проведения городского детского фестиваля "Мировой город" в Санкт-Петербурге....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт организации межрайонного Детского фестиваля "Мировой город" в 2013 году,...

Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"

Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"...

Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка

Единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности отвечает требованиям широко пропагандируемой «гуманитарной культуры». Система языковой подготовки должна быть ор...

УМК "Вокруг тебя - Мир..." в системе воспитания толерантной личности

Анализ произведений из УМК "Вокруг тебя - Мир..." с точки зрения использования для воспитания в обучающихся качеств толерантной личности....