История казачества Заиграевского района
занимательные факты по краеведению (5 класс) на тему

Автор изучаеь историю казачества через историю своей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachestvo_bahtin.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

Районная научно-практическая конференция школьников

«Школа поиска и открытий -2017»

         

Секция «Краеведение»

Тема: «Возрождение казачества на примере нашего района»

Выполнил:  Бахтин Петр ученик 5 класса

Руководитель: Спирина Наталья Владимировна

Новоильинск

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ          

Глава 1. Родословная Некипеловых

1.1. Моя семья в истории Забайкальского казачества                                        

1.2. Социологический опрос  в МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

  Глава 2. Казачество в истории России                                                      

 2.1.   Развитие казачества в России                                                                   5

 2.2.   История формирования и развития  Забайкальского казачества                 6

 Глава 3. Возрождение казачества в нашем регионе                            9-12

3.1. Возрождение казачества России                                                                 9

 3.2. Возрождение Забайкальского казачества                                                   11

 3.3. Возрождение казачества в Заиграевском районе                                       12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

 не хранит их в своем сердце,

тот позорит не только свой народ,

но прежде всего не уважает самого себя,

свой род, своих древних предков. 

Из казачьего Устава.

Казачество вписало в историю России немало славных страниц. Факты героического прошлого казаков, подвиги на войне, в революциях  всё это достойно исследования. Две революции и гражданская война разделили казаков на два непримиримых лагеря и в конечном итоге привели к ликвидации всего казачества.

Сегодня деятельность по возрождению казачества широко освещается в печатных и электронных СМИ.  Так, в эфире национальной телекомпании «Звезда» вышел цикл документальных фильмов «Русь казачья». Кроме того, на телеканале "Звезда" периодически выходит в эфир публицистическая телепрограмма «Казаки». Существуют различные сообщества: «Рыцарь Запорожский», «Казачье сообщество» и т.д. Издаются журналы «Казаки», «Родимый край» и мн.др.  История казачества привлекала внимание  многих исследователей. Особенно актуальной данная тема стала в последнее время. За последние годы появилось много статей посвященных истории и развитию Забайкальского казачества. Данную проблему  освещали:  Дугаров В.Д., Высотина Е.А., Евдокимова С.В.,  Бутусин М.Я., Медведева Е.С. [1], историю Заиграевского казачества освещали Леонов А.Ю., Петров В.Л.  [2].

Однако, необходимо заметить, что  практически нет работ посвященных возрождению Заиграевского казачества. В периодической печати Заиграевского района районной газете «Вперёд» публикуется информация о деятельности казачьего кадетского корпуса с. Новая Брянь «Казачок», о казачьем ансамбле «Сибиряки», но совершенно нет публикаций, посвящённых возрождению Заиграевского казачества.

Участвуя в конкурсе «Родовое древо» я выяснил, что мои предки были казаками. Оказалось, что мой прапрадед  Некипелов Александр Ефремович, был из реестровых казаков Ара-Киретской казачьей станицы, а службу нес недалеко от села Малый Куналей Бичурского района. Таким образом, определилась тема нашего исследования. Задав себе вопросы: Кто такие казаки? Какова история развития казачества? Есть ли казачество в нашем районе? Как оно возрождалось?  я тем самым поставил перед собой задачу исследовать эту проблему. После изучения теоретического материала, оказалось, что я совершенно не знаю о возрождении казачества в   Заиграевском районе.

Исходя из всего сказанного,  определилась главная цель нашего исследования -  изучить и проанализировать историю казачества и его возрождения в Заиграевском районе через призму истории моей семьи.  Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.        Изучить историю казачества в России, а также  Забайкальского и Заиграевского казачества.                

2.      Проанализировать статистические данные о развитии казачества за последние 100 лет.

3.        Взять интервью у атамана Заиграевского казачества и потомственного казака Бичурского казачества.

4.        Проследить историю своей семьи в истории казачества.

Объектом исследования являются казаки Заиграевского района

 Предметом исследования является  возрождение казачества в Заиграевском районе.  Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992-2011 гг.

Источниковой базой для написания данной работы послужили интервью с Заиграевым Сергеем Николаевичем – атаманом Заиграевского казачества, Морозовым И.Л. – помощником атамана Заиграевского района, Леоновым А.Ю. – историком, исследовавшим историю возникновения Забайкальского казачества, Григорьевым Ф. Р. потомственным казаком, жителем села  Малый Куналей.

Также социологические опросы в 3-11 классах Новоильинского агротехнического лицея, интервью с классными руководителями, родителями.

Кроме того, при написании работы были использованы статистические данные.

В работе были использованы материалы периодической печати «Традиция», «Вперёд»,  журналов «Казаки», «Родимый край», «Бичурский хлебороб».

 Научная новизна исследования  заключается в том, что в нем предпринята попытка рассмотреть возрождение казачества в Заиграевском районе через историю своейсемьи. Хотелось бы отметить, что наша исследовательская работа не закончена. Мы планируем в дальнейшем рассмотреть всю историю Заиграевского казачества и написать статьи о развитии казачества в Заиграевском районе.

Методологической основой исследования являлись методы наблюдения, анализа интервью, социологический опрос.

Глава 1. Родословная Некипеловых

1.1. Моя семья в истории Забайкальского казачества                                        

Недавно мы выполняли проект «Моя родословная». Мне казалось, что это очень скучно вписывать в древо имена своих родственников. И правда, что  интересного в  переписывании своих родственников, ведь  я  и так знаю своих родителей, бабушек и дедушек. Но согласился, подумал, что нужно составить родословную, ведь я это сделаю для себя и своих будущих детей. Когда началась работа по сбору информации, я просмотрел все фотографии дома, у бабушки. Стал расспрашивать всех родственников о своих предках. К моему великому удивлению, мои родственники с нескрываемой радостью и охотой отнеслись к моей затее. И так моя родословная была составлена. Благодаря проделанной работе я узнал много информации о своем прошлом.  Приведу информацию с сайта http://wiki-linki.ru/Page/432767.

История происхождения. «Ну, во-первых, все наши однофамильцы, которые жили до 1800 года за Уралом все родом из Кич-Городецкого района, а более точно из окрестностей с. Сараево. Теперь объясняю, почему в связи с распадом монголо-татарского ханства на несколько ханств на севере образовалось самое слабое ханство во главе с Кучумом. Во времена Ивана Грозного русские начали активно продвигаться за Урал. Наш Вологодский земляк Ермак разгромил Кучума, что позволило нам построить перевалочную базу которая называлась "страна Мангазея" (прим. так называется озеро в районе села Новоильинск)  это низовье полуострова Ямал. Учитывая, что раньше дорог в Сибири не было, то и продвижение русских землепроходцев шло по притокам Оби, Енисея, Лены и других рек. Следующим перевалочным пунктом стал" Якутский острог" Из Якутска наши земляки начали осваивать Дальний восток: Хабаров - район реки Амур, Перфильев-Забайкалье, Атласов-Камчатку, Дежнев-побережье Аляски и Чукотки, Усков -Америку. В виду того, что все вышеперечисленные великие землепроходцы родились и жили на реках Юг, Сухона, Северная Двина, Печера, то, естественно, они набирали людей в свои ватаги из местных в т.ч. и Некипеловы,  которые в дальнейшем оседали в освоенных ими землях так и образовались деревни с большим количеством фамилий     "Некипеловы" "Хабаровы" "Дежневы" и т.д. Кстати я для себя открыл интересную историческую вещь, когда изучал происхождение своей фамилии. Как рассказывали мои родственники, в Сараево было принято называть людей объединенных родственными связями по имени деда или прадеда ну например,  деда звали Еграф то вся родня звалась Еграшата. Этому есть простое историческое объяснение. Сараево было глухой деревней, где не было обмена между людьми и поэтому деревня состояла всего из нескольких фамилий ну, например, "Некипеловы" "Маклаковы" и чтобы хоть как кто отделить (обозначить) какую то группу людей их стали называть по имени основателя рода».

        Оказалось, что я из казацкого рода. Мой прапрадедушка со стороны матери, Некипелов Александр Ефремович, был из реестровых казаков Ара-Киретской станицы, а службу нес недалеко от села Малый Куналей Бичурского района Республики Бурятия. Перечитывая воспоминания и просматривая архивные данные,  я узнал, что село Малый Куналей до 1934 года относилось к Читинской области (ныне Забайкальский край).  «На левом берегу Хилка в 1689 г. в долине реки основаны пограничные заставы: – Топка, Елань, Куналей, Буй» - пишет Истомин И.Ф. Основа слова «куналей» может происходит от тюркского слова кун – солнце или от бурятского– хани – друг, спутник, так как буряты это село называют Хуни и с давних пор считают куналейцев друзьями бурят.

Из интервью с Ф.Р. Григорьевым: «Старики говорили, что пришли казаки с Урала, их родина была там, где теперь город Гурьев. Мне приходилось там бывать, там много наших однофамильцев. А в Бичуру их поселили, для охраны семейских, которые тут обосновались и терпели притеснения от бурятского населения. Говорили, что семейские писали челобитную в Иркутск, и там была встреча атамана с главами бурятских родов, и договорились жить мирно. Но я путем об этом не знаю. А казаки остались тут жить. Казачья станица была в Ара-Кирети».

   Слушая рассказ деда,   я понял очень важную вещь: по истории моего рода можно проследить историю нашей страны. Прапрадедушка, Некипелов Александр Ефремович принимал участие ещё в Первой Мировой войне, а после революции во время гражданской войны  участвовал  в партизанском движении Забайкалья. В годы ВОВ был призван в армию его сын Некипелов Степан Александрович. Он попал в так называемую, Сибирскую дивизию.  Прошел всю войну, дошел до Берлина, а после войны вернулся на родину. Многие вокруг были демобилизованными военными,  поэтому семью прадеда, а также еще несколько семей, среди которых: Игумновы, Трушины, Григорьевы отравили в поселение Карымка (ныне село Новоильинск, в котором я проживаю) для охраны пленных японцев, литовцев, молдаван и мн. других народностей и национальностей, содержавшихся в лагере (просторечное «зона»). Недалеко от лагеря охранникам выделили жилье барачного типа. В 1949 году родился мой дед – Некипелов Анатолий Степанович, который впоследствии служил в Краснознаменном Тихоокеанском пограничном округе в Военном ансамбле песни и пляски им. А.В. Александрова. В 1952 году колония была перенесена в Южлаг, поселок Южный (нынешнее название), а люди остались проживать на прежнем месте. И хотя мой был казаком только по крови, у него генетически заложена любовь к песне.

Работая над родословной, расспрашивая и записывая «свидетельства» мамы, отца, дедушки и бабушки, я убедился: моя жизнь, жизнь моей семьи, жизнь моих предков связана с историей моей страны незримыми нитями. И поэтому мы не имеем права забывать свои корни, свою родословную, дабы не превратиться в Манкуртов.

Написав проект о своей родословной (Приложение 1) я задался вопросом: существует ли сегодня казачество? Моя работа будет посвящена именно этой теме Возрождение казачества в нашем регионе и Заиграевском районе.

1.2. Социологический опрос  в МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

На начальной стадии нашей работы мы изучили статистические данные о численности казачества в конце XIX века и XX века (Приложение 2) . Проанализировав, данные мы поняли, что возрождение казачества на сегодняшний день - важная проблема современного общества, так как с советским временем началась утрата русских традиций.

Нами был использован социологический опрос, который проводили в Новоильинском агротехническом лицее. Учащимся была предложена анкета, включающая 6 вопросов (Приложение 3).  В исследовании принимали участие 115 учащихся. В ходе анализа ответов мы выяснили, что  27 % совершенно не знает о существовании Заиграевского казачества, 46  % знает о казачестве, в общем. На вопрос: «Проводят ли с вами беседы родители на данную тематику?» 29 % ответили отказом. На заданный вопрос кто знает свою родословную до 5 колена 87 % ответили, что не знают.  На основании ответов мы видим, что  молодёжь совершенно не  информирована о состоянии общественных организаций в районе. Именно поэтому исследование данной проблемы и привлекло нас.

Далее мы взяли интервью у классных руководителей 3-11 классов. Результаты интервью показали, что  учителя уделяют большое внимание нравственному воспитанию, часто проводятся классные часы на тему толерантности, сохранение культурных ценностей, патриотизма к Отечеству. Тема становления казачества изучается только на уроках истории. Таким образом, можно сказать, что педагоги старших классов  проводят большую работу по воспитанию патриотизма, сознательности гражданской ответственности, возрождению культурных ценностей. Но главное воспитание ребёнка идёт от семьи. По результатам анкеты с учащимися, мы выяснил, что 37% семей  беседуют с детьми на тему сохранение традиций, 23% совершенно не говорят на эту тему, 8% самим безразлична данная проблема (Приложение 4). Таким образом, мы поняли, что проблему поднятия патриотизма и нравственности у молодого поколения нужно решать совместно, проводя беседы первоначально с родителями.

Для раскрытия поднятой нами проблемы мы использовали метод интервьюирования с атаманом Заиграевского района Заиграевым Александром Николаевичем. Благодаря атаману мы узнали об истоках возрождения Заиграевского казачества, о целях возрождения, о будущих планах казачества и мн.др. (Приложение 5).  Также было взято интервью у Морозова Ивана Лукича, в ходе которого были дополнения по поводу  возрождения Заиграевского казачества.

Исходя из этого, мы сделали вывод, что проблема возрождения традиций является важной составляющей современного общества, и казачества возрождается именно с этой целью, чтобы донести до каждого гражданина частичку истории, её сохранения.

Глава 2. Казачество в истории России

2.1. Развитие казачества в России

Казаки (козаки) - субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее - и Украины. Само слово «казак» тюрского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек». Точное происхождение казаков неизвестно: существует много теорий [3].

К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. Таким образом, к началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством начали систематическую колонизацию окраин России, заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.
Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь, стали вассалом Речи Посполитой. Но политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к провозглашению Гетманщины и массовому восстанию Богдана Хмельницкого, которое в корне изменило геополитический баланс Восточной Европы. Впоследствии казаки повернулись к России, и Переяславская Рада объединила Украину с ней.

В ходе XVIII века растущая Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых – С.Разина, К.Булавина и Е.Пугачёва. Это вызвало крупные карательные меры со стороны российских властей и в крайних случаях целые войска могли быть расформированы, как случилось с Запорожским в 1775 году.

К началу XIX века казаки образовались в отдельное сословие, имели свою отличительную форму. Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек (Приложение 6). Сторожили государственные и внутренние этнические границы постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри [4].  

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления», и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова. Лишь в недавнее время Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества» жертвы массового террора были реабилитированы [5]. 

2.2 История формирования и развития Забайкальского казачества.

Забайкальское казачье войско было учреждено Указом Государя Императора Николая I 17 марта (по ст. ст.) 1851 года. Но фактически казаки-первопроходцы на забайкальской земле появились гораздо раньше — еще за два века до этой даты. Освоение Востока России и было в значительной степени осуществлено казаками, как наиболее способной к этому частью русского народа. Первые организованные казачьи отряды, отправлявшиеся из Якутска и Верхоленского острога, появились в Забайкалье в 40-х годах XVII века, тогда началось строительство острогов на забайкальских реках, вдоль которых, как правило, двигались первопроходцы: Иван Галкин, Василий Колесников, Пётр Иванович Бекетов и др.

Фактически это и было началом формирования Забайкальского казачьего войска. Неслучайно отсчет своего старшинства ЗКВ ведет с 1655 года, когда Царской грамотой Государя Алексея Михайловича от 20 августа велено было бывшему енисейскому воеводе «Афанасию Пашкову с сыном Еремеем быть на Государевой службе в новой Даурской земле». Через три года Пашков стал первым Нерчинским воеводой.

В 1689 году, после неоднократных военных столкновений с Китаем, потери Албазинского острога и других неудач, в Нерчинске был заключен первый русско-китайский договор о границе. К концу века определилась и граница с Монголией. От освоения новых земель казаки переходят к охране государственной границы. Одновременно им приходилось заниматься сельскохозяйственным освоением забайкальской земли. Таким образом, начал складываться особый казачий уклад жизни казаков, ставших воинами и землепашцами одновременно.

Интересно отметить, что забайкальское казачество изначально формировалось многонациональным: кроме русских были бурятские, тунгусские и якутский полк, а с конца XVIII века из сосланных под Нерчинск поляков, участвовавших в беспорядках и мятеже против императорской власти, сформировались родовые забайкальские казаки с необычными польскими фамилиями.

В начале XVIII века в Забайкалье появляются первые пограничные караулы, в которых казаки несли службу по охране границы Российской Империи. Первоначально было создано 25 караулов. В 1731 году специальным указом был определен порядок службы казаков на границе. А с середины столетия началось формирование строевых полков и обучение казаков военному делу в соответствии с воинским уставом [9].

Особенностью, затруднявшей несение службы казаками Забайкалья, было то, что с конца XVIII века казачьи формирования подчинялись не военным, а гражданским властям. Казаки в целом не рассматривались как военная сила, а использовались для внутренней полицейской службы и охраны границы. И только в 1842 году Император Николай I переподчинил их военному ведомству. 30 декабря 1849 года Н.Н. Муравьев отправил императору составленный им проект образования Забайкальского казачьего войска. В состав Забайкальского казачьего войска предлагалось включить пограничных казаков, забайкальский казачий городовой полк, всех станичных казаков Забайкальского края, а также все бурятские и тунгусские полки. Также предлагалось перевести в казачье сословие крестьян Нерчинского заводского округа. Предусматривалось поднятие экономики и прежде всего сельского хозяйства Восточной Сибири и Забайкалья как базы для снабжения русских отрядов и переселенцев, отправляющихся по великому водному пути Дальнего Востока. Реальный и смелый проект понравился Николаю I. После внесенных поправок 17 марта 1851 года проект был утвержден Императором.

К моменту образования ЗКВ были разработаны штаты войска, по которым полагалось иметь всех служащих (офицеров, чиновников, конных и пеших казаков) 18044 человека. Без чиновников 15960 офицеров и казаков.

В то время в Забайкалье состоящих в казачьем звании имелось 10115 человек мужского пола всех категорий (служащих, отставных, детей), но этого было недостаточно. Таким образом состав ЗКВ в 1851 г. был таков: русские коренные казаки 19,6% (10115 человек), бурятские и эвенкские казаки — 22,4% (11531 человек), из крестьян 58 % (29815 человек) [9].

На службе по штатам строевых частей из лиц мужского пола казачьего сословия должно было состоять: в 4 русских (вместе с тунгусами) полках — 3504 человека; в 2 бурятских — 1726 человек; итого конных — 5230 человек. В 12 пеших русских батальонах — 12486 человек. Всего в войске — 17716 человек. Забайкальский городовой казачий полк и Верхнеудинские станичные казаки образовали 1-й полк; пограничные русские казаки вошли во 2-й и 3-й полки; тунгусский полк стал именоваться 4-м полком, а 5-й и 6-й полки были сформированы из 4 бурятских полков [9].

Делами ЗКВ ведало особое казачье отделение при Главном управлении Восточной Сибири в г. Иркутске. Общее руководство принадлежало Восточно-Сибирскому генерал-губернатору, подчинявшемуся военному министру. 11 июля 1851 года была учреждена Забайкальская область. Первым губернатором ее стал генерал-майор Запольский, бывший бригадный командир 24-й пехотной дивизии. 23 октября 1851 года он вступил в исполнение должности наказного Атамана Забайкальского казачьего войска.

Положениями от 17 марта 1851 года, 21 июня 1851 года, 8 августа 1858 года в Забайкальском казачьем войске было введено следующее административное устройство. Все войско делилось на пешее и конное, каждое из которых состояло из 3 бригадных округов, а бригадный округ разделялся в пешем — на 4 батальона, а в конном — на 12 сотенных округов; местное высшее управление, подчиненное наказному атаману, состояло из войскового правления, войскового дежурства и особой канцелярии при наказном атамане; среднюю инстанцию представляли 6 бригадных управлений, состоящие из бригадного управления и бригадной канцелярии.

Низшее звено в конном войске состояло из 36 сотенных, а в пешем — из 12 батальонных управлений. Три пешие бригады были расположены по долинам рек Газимур, Унда, Онон и Ингода, а три конные бригады размешались в основном вдоль китайской и монгольской границ. Штабы батальонов были сильно разбросаны по занимаемым бригадами территориям. Например, штаб второй пешей бригады находился в Шелопугино, а штабы ее четырех батальонов находились по всей Унде — в станицах Шелопугинской, Жидкинской, Ундинской и Ново-Троицкой. Штаб первой пешей бригады находился в Газимурском Заводе, а третьей — в Бянкино.

В военное время каждый округ выставлял соответствующую строевую часть: 6 конных полков и 12 пеших батальонов, составлявших три конные и три пешие бригады [9].

Глава 3. Возрождение казачества в нашем регионе.

3.1.  Возрождение казачества в России.

Казачество - исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные форму одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством.

По результатам анализа социологических исследований, проведённых федеральными и местными службами в начале 90-х годов, получалось, что почти половина населения Ростовской области поддерживало идею возрождения казачества. По данным информационно-аналитического центра Ростовского обкома КПСС в начале 1991 года положительную оценку идеи возрождения казачества дали 65% опрошенных (исследования проводились в 5 городах и 11 районных центрах области). Почти 80% респондентов в той или иной мере проявили интерес к социальным, культурным, историческим и другим аспектам связанным с возрождением донского казачества. Что удивительно наибольшей поддержкой идея возрождения казачества пользовалась среди молодёжи (76%). Практически каждый второй житель области (47%) считал себя связанным с казачеством, как по происхождению, так и по мировоззрению. Наибольший процент отмечен в Багаевском районе (71%), Константиновском (70%), Аксайском (65%), Цимлянском (58%). Наименьший в Кагальницком (23%) и в Шахтах (31%). В разрезе социальных групп, связь с казачеством была отмечена у 58% представителей интеллектуальной элиты области: здравоохранение, наука, культура и образование, в то время как среди работников торговли, сферы обслуживания и общественного питания таковых оказалось) только 28%. Почти 25% населения области относилось к казачьему движению как к чисто политическому. Помимо этого 33% респондентов выделяли в нём ещё и историко-культурный аспект [6].  Как видим, в начале 90-х годов идея возрождения казачества имела просто-таки огромный потенциал. Главным образом в силу, традиционных качеств, присущих казачеству, таких как организованность, сплочённость, патриотизм, отвага и т.д. На фоне разваливающегося СССР в глазах простого народа казачество выглядело, чуть ли не идеальной структурой, способной защитить и сохранить Россию в преддверии неминуемой смуты, т.е. смены общественно-политической формации, как это ни раз бывало прежде.

После распада Советского Союза началось систематическое восстановление казачества. Многие казаки воевали во множестве постсоветских конфликтов. В настоящий момент казаки формируют личный состав некоторых частей Российской армии. В своих регионах казаки имеют параллельную администрацию и являются полноценной частью российского общества. Существуют также множество казачьих обществ в Казахстане, на Украине и в других странах. Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уделяют внимание реабилитации репрессированного российского казачества, подвергшегося массовому террору в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания. Хотя надо признать, что принятые меры явно недостаточны. Еще Декларацией Верховного Совета СССР было закреплено право российского казачества на реабилитацию. В дальнейшем было принято множество законодательных актов, деклараций, указов и т.д. [7].  Существует  Законодательство по казачьим обществам (Приложение 7).

3 июля 2008 года Президентом РФ Д.Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти. Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции» [7].  

Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия. На сегодняшний день существует  Союз казаков России. Он был образован 28-30 июня 1990 на учредительном Большом казачьем круге в Москве. В 2000 году на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России». Подразделениями Союза, включающими территориально близкие казачьи войска и округа, являются Союз сибирских казаков, Союза казаков Восточной Сибири и Дальнего Востока. Постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года, для поощрения членов «Союза Казаков» за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, Веры Православной, воспитании подрастающего поколения, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности, за иные заслуги перед Союзом Казаков, были учреждены  награды (Приложение 8). Созданы также структуры, не вошедшие в Союз казаков России: в ноябре 1991 в Новочеркасске - Союз казачеств Юга России (в основном - Донское казачье войско), в июле 1993 в Москве - Союз казачьих войск России и зарубежья [8]. В Российской Федерации официально образованы казачьи общества и казачьи республики (Приложение 9).

2.2 Возрождение Забайкальского казачества.

Конец 80-х годов прошлого века был временем возрождения многих национальных культурных и исторических традиций. У людей просыпался интерес к истории своего народа, появлялось стремление восстановить то, что было утрачено или запрещено во время строительства «нового общества», и особенно ясно и конкретно эти тенденции проявились в среде потомственных казаков. Казачество в новейшей истории Забайкалья начало возрождаться в конце 80-х - начале 90-х годов, а наибольший размах этот процесс получил с принятием в 1991 году Закона РФ “О реабилитации репрессированных народов” [10]. В этот период бурятские казаки вспомнили о своих корнях и приступили к формированию собственных структур.

Первоначально идея практической организации казачьего общества возникла среди членов военно-исторического клуба «Отечество», который еженедельно заседал в библиотеке Дома офицеров Забайкальского военного округа, еще в 1989 году. Руководил клубом подполковник пограничных войск Геннадий Викторович Кочетов, который стал первым Атаманом общественной организации казаков «Забайкальское казачье войско». В ноябре 1990 года прошел учредительный Большой Круг ЗКВ, а в марте следующего года уже состоялся первый парад Забайкальского казачьего войска на центральной площади Читы. Так началось возрождение организованного забайкальского казачества Новый импульс к развитию казачество получило в середине 90-х годов, когда была утверждена концепция государственной политики по отношению к казачеству и издан Указ президента страны “О государственном реестре казачьих обществ в РФ”. Тогда и началось вхождение войсковых казачьих обществ в государственный реестр и их формирование как самостоятельных структур. Кроме того, сегодня разработано сразу несколько законопроектов, направленных на финансирование деятельности казачества. Среди них - проект постановления правительства РФ “О концепции государственной политики РФ в отношении казачества на 2006-2010 годы”. Согласно еще одному документу - “Целевой программе становления и развития государственной службы российского казачества в 2007 году”, предполагается выделение небольших сумм из госбюджета на содержание кадетских казачьих корпусов и развитие казачьей культуры  [11].  

За эти 20 лет сделано немало. Создана организация, объединяющая тех, кто считает себя казаком и носителем казачьих традиций и культуры, написаны сотни статей, изданы десятки брошюр и книг о забайкальском казачестве, наработаны методические материалы, делаются попытки наладить обучение школьников и студентов в кадетских классах. Изучается история забайкальского казачества, пропагандируются казачьи традиции, возрождается казачий фольклор. Казачество вошло в ткань окружающей действительности, стало фактом нашей общественной жизни.

Радикальное отличие того, что совершилось 160 лет назад, от того, что делали казачьи активисты 20 лет назад, состоит в том, что 160 лет назад государство создавало казачью организацию для выполнения государственных задач, при этом казачий образ жизни был условием выполнения задачи, а не самоцелью, а 20 лет назад сами казаки, часто преодолевая сопротивление пессимистов и чиновников, пытались вспомнить и воссоздать то, чем привыкли жить их предки из поколения в поколение, видя свою цель как раз в возрождении казачьего образа жизни. Забайкальское казачество ставит своей целью историческое и духовное возрождение казачества, как народа, социальную защиту трудящегося  казачества, поощрение предприимчивости и инициативы в производственной деятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры.

2.3 Возрождение Заиграевского казачества

В последние годы работа по созданию условий для возрождения казачества, для сохранения национально-культурной самобытности казачьего сословия ведется достаточно активно. «Наследие забайкальского казачества используется в патриотическом воспитании детей, в обогащении репертуара самодеятельных и профессиональных артистов. Обращение к корням и традициям предков – необходимый элемент в возрождении национального самосознания. Заиграевский район яркий тому пример!»

Интервью с атаманом Заиграевского района Заиграевым Александром Николаевичем  помогло нам в написании нашей работы (Приложение 5).

Возрождение Заиграевского казачества началось послеперестроечное время, а именно в марте 1992 года. Основателем возрождения казачества в Заиграевском районе можно считать Антонова Владимира Спиридоновича и Сорокина Александра Сергеевича. На сегодняшний день Станичное казачье общество «Заиграевская станица» имеет свой Устав, принятый 10 июня  2009 г. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Станица Заиграевская является некоммерческой организацией, добровольно выразившие свое желание и принявшие на себя обязательство по несению государственной и иной службы. Основными целями СКО является:

- возрождение казачества, обеспечение его единства, защита гражданских прав и свобод, чести и достоинства казаков, сохранение исторических, культурных и духовных традиций казачества;

- развитие в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и форм хозяйствования, реализация и защита гражданских прав и свобод казаков;

- объединение граждан РФ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

- повышение престижа военной службы, проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Членами Станичного казачьего общества «Заиграевская станица» могут быть граждане от 18 лет, соблюдающие Устав. При вступлении в казачество существует 2 категории казаков: потомственные и поверстанные. Для них устанавливается испытательный срок, который устанавливается Кругом (не более 3 месяцев). Обычно Казачий круг собирается 1 раз в год в день покровителя Святого Алексея 27 марта.

Высшим руководящим органом СКО является Общее собрание (Круг). Общее собрание созывается не реже 2-х раз в год Атаманом станицы. Правление СКО также вправе объявить сход казаков. Общее собрание проводит дежурный есаулец, избираемый большинством голосов из числа присутствующих. Протокол Общего собрания подписывается Атаманом, дежурным есаулцем, писарем и заверяется печатью.

Атамана СКО избирает Круг на 4 года. Кандидат должен состоять в СКО, пользоваться доверием, уважением казаков. Также Атаман СКО согласовывается и утверждается Атаманом Забайкальского войскового казачьего общества. Постоянно действующим исполнительным органом СКО является Правление, которое избирается Кругом на 4 года. Работой Правления руководит Председатель Правления. Суд чести СКО избирается Кругом на 4 года. Количественный состав определяется Кругом. Членами Суда могут быть казаки не моложе 40 лет, обладающие авторитетом. Председатель Совета Стариков избирается на 4 года Кругом. Совет Стариков может осуществлять надзор за деятельностью СКО. Членами Совета Стариков избирают казаков после 50 лет.

На сегодняшний день Станичное казачье общество «Заиграевская станица» включает в себя 24 человека. Атаманом является Заиграев Александр Николаевич, директор ЖКХ с. Татарский Ключ. Состав Станицы Заиграевская включает в себя людей разных профессий. Потомственный казак – Гармаев Сергей Цыбикович, внук казака Гармаева, которого единственного среди Станицы Заиграевская наградили именной шашкой.  Антонов Владимир Спиридонович, проживающий в г.Улан-Удэ, Морозов Иван Лукич – проживающий в с.Новая Брянь и мн.др.

На сегодняшний день Станичное казачье общество «Заиграевская станица» работает по  2 направлениям:

1. создание военно-патриотического клуба «Казачок» на основе Новобрянской общеобразовательной школы;

2. помощь церкви в с.Новая Брянь.

В Новобрянской общеобразовательной школе существует военно-патриотический клуб «Казачок», который подразделятся на 3 взвода по возрастным категориям. Организатором данного направления является Гармаев Сергей Цыбикович. Руководители Кравец Вячеслав Анатольевич, Агамерян Елена.  Данные классы отличаются от всех остальных классов тем, что ребята изучают историю казачества, культуры казачества, истоки православия и т.д.

Огромную помощь Заиграевское казачество оказывает  церкви, в основном по хозяйственной части. Например, 19 января (на Крещение) были изготовлены лавки, установка крестов и т.д.

На сегодняшний день у Заиграевского казачества есть планы расширить свою деятельность в виде оказания помощи правоохранительным органам, военному комиссариату, уголовно-исполнительной инспекции. 8 казаков уже получили удостоверение внештатного сотрудника, которые будут оказывать помощь в охране общественного порядка.

Заключение

Итак,  в нашей работе мы постарались отразить проблему возрождения казачества, ведь именно  казаки играли большую роль в освоении, защите и развитии Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Также  мы исследовали ранее неизученную, мало исследованную тему -  возрождение Заиграевского казачества. В последние годы работа по созданию условий для возрождения казачества, для сохранения национально-культурной самобытности казачьего сословия ведется достаточно активно. Обращение к корням и традициям предков – необходимый элемент в возрождении национального самосознания.

На сегодняшний день большой проблемой государства стало то, что у молодого поколения наблюдается тенденция утрачивания духовных ценностей, чувства патриотизма за своё Отечество.

Цель возрождения казачества - создание единого информационно-культурного пространства российского казачества, сохранение самобытной казачьей культуры и традиций, а также образование и воспитание молодого поколения казаков.

Отрадно то, что и в Заиграевском  районе произошло  возрождение казачества, которое оказывает посильную помощь в поддержке духовно-нравственных ценностей молодого поколения.  Ведь казачеству свойственны такие качества как  организованность, сплочённость, патриотизм, отвага и т.д.   На сегодняшний день существует много проблем у Заиграевского казачества. Но все они решаемы.

Мы уверены, что нравственные и патриотические идеалы нужно прививать с раннего детства, научить юных людей гордиться историей прошлого, уметь достойно жить настоящим можно только систематической работой родителей, школы и государства.

Государство оказывает всяческую поддержку возрождению казачества, ведь приоритетная задача государства – это  формирование статуса  сознательного гражданина, от которого будет зависеть дальнейшее развитие нашего общества.  В заключении ещё раз подчеркнем, что залогом успешной профилактической работы по сохранению традиций и духовных ценностей  у молодого поколения, являются общие усилия государства и всех взрослых. Ведь подрастающее поколение – это наше будущее!

Список литературы

1.        Арелтуев П.А. 1917-й год в судьбе забайкальского казачества [Текст] / П. А. Арелтуев, А. С. Синицина // Казачество в истории России и пограничья : материалы межрегион. науч.-практ. конф., (г. Улан-Удэ, 4 декабря 2009 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т, Истор. фак., Каф. истории отечества, Администрация президента и правительства Респ. Бурятия, Забайкал. казачье войско. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2010.

2.        Балабанов В.Ф. «История земли Даурской» — Чита, 2003.

3.        Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем. [текст] / Е.А Высотина - Улан-Удэ .:Изд-во БГУ,2007 .-С.12-18.

4.  Высотина Е.А. Казаки - основатели Забайкальских городов [Текст] / Е. А. Высотина // Освоение Сибири в панораме столетий : опыт, стратегия, проблемы : материалы регион. науч. конф., посвящ. 80-летию док. истор. наук, проф. М. Н. Халбаева. : опыт, стратегия, проблемы : материалы регион. науч. конф. посвящ. 80-летию, 22 апр. 2009 г.

5. Высотина Е.А. Введение станичного самоуправление в Забайкальском казачьем войске [Текст] / Е. А. Высотина // Внутренняя Азия в геополитической и цивилизационной динамике : матер. IV междунар. науч.-практ. конф. "Егуновские чтения. - 2008.

6. Высотина Е.А. Образование Забайкальского казачьего войска [Текст] / Е. А. Высотина //Казачество в истории России и пограничья : материалы межрегион. науч.-практ. конф., (г. Улан-Удэ, 4 декабря 2009 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т, Истор. фак., Каф. истории отечества, Администрация президента и правительства Респ. Бурятия, Забайкал. казачье войско. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2010.

7. Галушко Ю. Казачьи Войска России. – М., 1993.

8. Гордеев А.А. История казаков. – М., 1991-1993

9. Дугаров В.Д. Забайкальское казачество в восточносибирской историографии на современном этапе [Текст] / В. Д. Дугаров // Казачество в истории России и пограничья : материалы межрегион. науч.-практ. конф., (г. Улан-Удэ, 4 декабря 2009 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т, Истор. фак., Каф. истории отечества, Администрация президента и правительства Респ. Бурятия, Забайкал. казачье войско. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2010.

10. Зуев А.С. «Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII — первой половине XIX в.» — Новосибирск, 1994.

11. Леонов А.Ю. Формирование и участие в боевых действиях русско-японской войны 1904-1905 гг. забайкальских казачьих полков / А. Ю. Леонов // Казачество: проблемы возрождения и сбережения культуры : материалы II респ. фестиваля казачьей культуры. - Улан-Удэ, 2010.

12. Лесков С.А. Власть и забайкальское казачество при атамане Семенове [Текст] / С. А. Лесков //Казачество в истории России и пограничья : материалы межрегион. науч.-практ. конф., (г. Улан-Удэ, 4 декабря 2009 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т, Истор. фак., Каф. истории отечества, Администрация президента и правительства Респ. Бурятия, Забайкал. казачье войско. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2010.

13. Смирнов Н.Н. «Забайкальское казачество» — Москва, 2008.

14. Харитонов В.Прошедшая через две войны: Казаки в Бурятии [Текст] / Харитонов В // Правда Бурятии. - 1998. - 28марта.-с.11. - С. 1998

15. Цыбиков Г.Ц .Забайкальское бурятское казачье войско. [текст] / Г.Ц Цыбиков.- Верхнеудинск //Жизнь Бурятии ,Вып .27,1925 .-С.4.

         

Сайт «Википедия» ru.wikipedia.org

Сайт «Фолк» («http://folkportal.3dn.ru/forum/21-640-1»)

 Сайты: «www.cossack.tv»

  kazak.neftekumsk.ru

  ria.ru›spravka

  voinanet.ucoz.ru

Директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»

Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г.   № 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества" .

 kazak.neftekumsk.ru

.

Приложение 1.

Родословная Некипеловых

Приложение 2.

Численность казачества в конце XIX века и XX века

Приложение 3.

Анкета для учащихся

  1. Знакомы ли вы  ли с понятием « казачество» и кто такие казаки?

               2. Знаете ли Вы когда возникло казачество?

               3. Что Вы знаете о Забайкальском казачестве?

               4. Известно ли Вам, что казачество существует в Заиграевском районе?

               5. В вашей семье поют казачьи песни? Знаете ли Вы песни о казаках?

                            6. В чём состоит важность возрождения казачества?

Приложение 4.

Проводите ли Вы беседы с детьми на тему: Возрождение казачества и духовных ценностей в обществе?

Приложение 5.

Интервью с атаманом Заиграевского района Заиграевым Александром Николаевичем

- Нужно ли восстанавливать казачество?

- Еще в царской России называли кольцо казачьих поселений вдоль Государственной границы. Именно казаки еще два столетия назад охраняли рубежи нашей Родины. Потому считались неприступными эти рубежи. 
Мы со своей стороны должны укреплять свое духовное начало и стоять на своих позициях. 
Просто Россия утратила духовный стержень, поэтому наша задача найти этот стержень и привить нашим потомкам. 

- Как вы считаете, стоит ли столь пристальное внимание обществу уделять именно работе с молодёжью?

- Воспитание патриотизма - приоритетная задача во всех цивилизованных государствах. Дети и молодёжь – это банк, что вложишь, то и получишь.  В основу обучения должно  быть заложено не только светское, но и духовное воспитание. Я уверен, что нравственные и патриотические идеалы нужно прививать с раннего детства, научить юных гордиться историей прошлого, уметь достойно жить настоящим можно только систематической работой и собственным примером.

- Какие цели у Заиграевского казачества?

- Главная цель – сохранение традиций, передача их молодому поколению. Воспитание патриотизма на сегодняшний наиглавнейшая задача государства и в одиночку правительству не справиться. Создание кадетских классов – яркий тому пример. В современной школе совершенно забыли о духовном развитии детей, кадетские классы для этого и рассчитаны. То есть дети помимо общеобразовательных предметов получают дополнительные знания о истории казачества о православии. Причём всё это преподаётся ненавязчиво, дети сами желают вступать в данные классы. К тому же нужно отметить, что это очень организует, подтягивает детей, они становятся уверенными в завтрашнем дне, знают, что такое Родина, долг, честь, достоинство.

Ещё одной немаловажной целью казачества является помощь православной церкви. На сегодняшний день в хозяйственных делах церкви намечаются большие трудности. По мере возможности мы стараемся помочь.

- Каковы Ваши дальнейшие планы?

- Мы планируем оказывать помощь сотрудникам полиции, военному комиссариату и т.д. На сегодняшний день уже 8 казаков получили удостоверение внештатного сотрудника, уже заключены договоры с различными государственными структурами. И конечно в планах развивать то, что мы с таким трудом возрождали.

- Спасибо за беседу! Желаем удачи!

Приложение 6.

Цвета казачьих войск


1. амурские казаки - темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
2. астраханские казаки - синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем
3. донские казаки - синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
4. енисейские казаки - мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем
5. забайкальские казаки - темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
6. кубанские казаки - чёрный мундир, алый кант, погон алый, фуражка чёрная с алым околышем
7. сибирские казаки - мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем
8. терские казаки - чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем
9. оренбургские казаки - темно-зеленые мундиры (чекмени), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки темно-зелёная со светло-синим кантом и околышем
10. уральские казаки - синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем
11. уссурийские казаки - темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем

Приложение 7.

Законодательство по казачьим обществам


- Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ:
 

Глава II. Формы некоммерческих организаций

Статья 6.2. Казачьи общества

1. Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
2. Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
3. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.
4. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.

Приложение 8.

Ордена и медали казачества


* Орден "За Веру, Волю и Отечество"
* Орден "За службу казачеству"
* Медаль "Защитник Отечества"
* Крест "За оборону Приднестровья"
* Медаль "Алексий - человек Божий"
* Медаль "Атаман Платов"
* Медаль "Пётр Бекетов"
* Медаль "Атаман Дутов Александр Ильич"
* Крест "За возрождение казачества" I и II степени
* Медаль "Товарищ Верховного Атамана СКР В. В. Наумов"
* Медаль "10 лет Союза Казаков"
* Памятный знак крест "Крым"
* Памятный знак крест "Дивеево"

Для присвоения очередного звания (чина) устанавливаются следующие сроки выслуги: 

- от младшего урядника до урядника - 6 месяцев;
- от урядника до старшего урядника - 6 месяцев;
- от старшего урядника до вахмистра - 6 месяцев;
- от вахмистра до подхорунжего - 3 года;
- от подхорунжего до хорунжего - 1 год 6 месяцев;
- от хорунжего до сотника - 2 года;
- от сотника до подъесаула - 2 года;
- от подъесаула до есаула - 3 года;
- от есаула до войскового старшины - 3 года;
- от войскового старшины до полковника - 4 года.

Заповеди казаков

Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ и НАРОДОПРАВСТВО.

ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!»

Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Соборе, – закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XIII веке выдумали враги русского народа для оскорбления наших Матерей и Веры. Будь примером в жизни своей, защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе кумира и подобия его!».

ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

Казак! Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.

ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, – поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай!». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ! КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ! КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!

Приложение 9.

Казачьи республики


Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих «государственных» образований:
* Донская Казачья Республика
* Терская Казачья Республика
* Армавирская Казачья Республика
* Верхне-Кубанская Казачья Республика, объединившая две другие республики:
-  Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика


Современные казачьи войска


* Амурское казачье войско (Амурская)
* Астраханское казачье войско (Астраханская)
* Всекубанское казачье войско (Краснодарский, Адыгея, Карачаево-Черкесия)
* Донское казачье войско (Ростовская, Волгоградская, Луганская Украины) - не входит в Союз казаков России
* Енисейское казачье войско (Красноярский)
*
Забайкальское казачье войско (Читинская, Бурятия)
* Иркутское казачье войско (Иркутская)
* Казачье войско Калмыкии (Калмыкия)
* Оренбургское казачье войско (Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Башкортостан)
* Семиреченское казачье войско (Алматинская, Чуйская Казахстана)
* Сибирское казачье войско (Омская,Кемеровская, Томская, Алтайский, Новосибирская,Ямало-Ненецкий АО)
* Терское казачье войско (Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
* Уральское казачье войско (Уральская, Гурьевская Казахстана) - фактически исчезло в 1918-1920 гг., сейчас представлено малочисленными группами
* Уссурийское казачье войско (Приморский)
* Хабаровское казачье войско (Хабаровский)
* Волжское казачье войско (Самарская,Пензенская,Саратовская, Ульяновская, Татарстан)
* Крымский Казачий Союз (Международного союза казаков Тавриды ) (Крым)
* Центральное казачье войско (области центральной России), в том числе
* Черноморское казачье войско (Крым и южная Украина)
* Украинское реестровое казачество (Украина и зарубежье)
* Казаческое войско имени гетмана Мазепы (Центральная часть Украины и Слобожанщина)
а также

* Ставропольский союз казаков (Ставропольский)
* Союз казаков Восточно-казахстанской области (северо-восточный Казахстан)
* Камчатский отдельный казачий округ (Камчатка)
* Сахалинский отдельный казачий округ (Сахалин)
* Северо-Западный отдельный казачий округ (Ленинградская и соседние)
* Курский казачий округ (Курская)
* Прикамский отдельный казачий округ (Пермский, Удмуртия)
* Северо-Донской казачий округ (Воронежская)
* Якутский казачий полк (Якутия)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История казачества"

Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны  в 1746 г. для защиты российски...

Образец оформления стенда "Страницы истории казачества Дона"

Данный материал подготовлен в рамках оформления для кабинета истории информационно-методического стенда "Страницы истории казачества Дона"...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Внеклассное мероприятие "История казачества"

Внеклассное мероприятие "История казачества"...

Образовательный проект «ЧЕМПИОНАТ ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ»

laquo;Чемпионат Заиграевского района по мини-футболу, среди любительских команд,  различных организаций и учреждений, включая команды футболистов ДЮСШ и их родителей.»  Данный т...

Литературная карта Заиграевского района

quot;Бурятии достойные сыны"...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА СЁЛ НОВЫЙ ЗАГАН И СТАРЫЙ ЗАГАН МУХОРШИБИРСКОГО РАЙОНА »

Элективный курс "история казачества и старообрядчества сёл Новый заган и Сарый Заган Мухоршибирского района"...