Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Акмарова Марина Леонидовна

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:

Нормативными правовыми документами федерального уровня:

• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).

Нормативными правовыми документами локального уровня:

• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;

• Основной образовательной программой, реализующей ФГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;

• Программой «Анай кылзэс ляб тодись пиналъесты удмурт кыллы но литературалы дышетон программаос». Программа является авторской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы

Рабочая   программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для  5 класса составлена в соответствии с:  

Нормативными правовыми документами федерального уровня:

  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России 2004 г.

Нормативными правовыми документами локального уровня:

•        Уставом МБОУ  Девятовская ООШ;

•        Основной образовательной программой, реализующей ФГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;

  • Программой  «Анай кылзэс ляб тодись пиналъесты удмурт кыллы но литературалы дышетон программаос».  Программа является авторской.

 На изучение предмета отводится 0,5 часа  в неделю, итого 17 часов за учебный год.

Краеведческое образование в современной школе имеет многоаспектный характер. Оно включает в себя историческое, этнографическое, географическое, биологическое,  экономическое             экологическое и литературное краеведение. На практике в школах Удмуртии эти направления редко бывают представлены отдельно. Обычно они изучаются на занятиях под общим названием «краеведение» или входят в содержание регионального компонента отдельных предметов.

             В эстетическом и нравственном воспитании учащихся особую роль играет литературное краеведение, предметом изучения которого является фольклорное и литературное наследие той или иной местности (региона, города, района). Важнейшей задачей литературного краеведения является формирование у учащегося способности чувствовать и ценить красоту и неповторимость национальной культуры. Занятия литературным краеведением углубляют и расширяют представления школьников об исторических и культурных связях малой родины с жизнью края, республики, страны, раскрывают богатство, разнообразие и многообразие художественной литературы в аспекте национальной самобытности.

               Базовым предметом литературного краеведения является литература. Литературное краеведение имеет межпредметный характер содержания, это дисциплина, находящаяся на стыке литературы и краеведения, она обогащает исторические, географические, природоведческие и другие знания учащихся.

              В школьном курсе литературного краеведения возможны различные формы, методы и приёмы работы. Оно может развиваться по двум направлениям: учебное (программное) и внеурочное (внеклассная работа, дополнительное образование). В первом случае обучение носит характер использования некоторых элементов краеведения на уроках литературы при изучении биографии писателя и художественного произведения.

             Литературное краеведение в Удмуртии развивается по трём направлениям:

  1. Изучение связей писателей общероссийского уровня с удмуртским краем и отражение его в их творчестве.
  2. Включение многонационального литературного наследия Удмуртии (удмуртские, русские, татарские, марийские писатели) в программу по литературе в рамках регионального компонента.
  3. Изучение творчества писателей-земляков.

              Данная рабочая программа факультатива «Литературное краеведение»  разработана для учащихся 5 класса общеобразовательных школ на основе Государственной программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и является дополнением к учебно-методическому пособию «Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы», вышедшему в издательстве ИПК и ПРО Удмуртии в 2013 году.  Пособие представляет собой обобщение опыта работы по использованию регионального компонента на уроках литературы.

                В 5 классе предусматривается знакомство учащихся с эпическими жанрами фольклорных произведений и литературными произведениями удмуртских писателей и книгами  сарапульских авторов, связанных с историей и культурой г. Сарапула. Особое место занимают произведения, вошедшие в сборники из серии «Сарапульское детство» и  «Память Сарапула». Дети должны освоить теоретические понятия «сказка», «миф», «легенда». Работа с текстом является главной. На первой стадии происходит восприятие произведения, на второй- общение ребенка с фольклорным миром, и в заключении вырабатывается личностное отношение к нравственным проблемам. Такой подход отражает эстетический аспект анализа произведения. Программа придерживается принципа разноуровневого чтения текстов: 1) усваивается сюжет, и ученик может его пересказать, 2) ученик не только усвоил сюжет, но и понял созданный народом мир в фольклорных произведениях. Программа  5 класса рассчитана на 17 часа (из расчёта 0,5 часа в неделю)  за год. Занятия проводятся по книге Н. Кралиной «Мифы, легенды и  сказки удмуртского народа».

Цель: знакомство с фольклорными и литературными произведениями авторов Удмуртии  об истории и культуре Удмуртского края.

Задачи обучения литературе:

-знакомить учащихся с истоками возникновения и развития фольклорных жанров Удмуртии,

-раскрывать тесную связь устного народного творчества с природой,

-прививать чувство любви к родному краю, к родному народу,

-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,

-совершенствовать устную и письменную речь.

Виды и формы контроля:

-сочинение (домашнее),

-ответы на вопросы,

-тестирование,

-синквейн,

-викторина.

               В программе факультатива представлено календарно-тематическое планирование, приводится список использованной литературы по региональному компоненту.

Программа предполагает дальнейшее знакомство с литературным наследием родного края и города учащимися 7-9 классов.  

2. Планируемые результаты изучения факультативного курса.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению текстов;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

              Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные УУД:

Ученик научится:

  • определять главных персонажей, мотивы их поступков, роль художественно-изобразительных средств в произведении;
  • использовать в речи начальное понятие о мифе, легенде, предании;
  • видеть черты национального характера в героях произведений;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • выразительно читать фольклорные произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать фольклорные произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения произведений; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Ученик получит возможность научиться:

  •      выразительно читать и пересказывать (кратко, полно, близко к тексту) о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
  •      выделять эпизоды, помогающие характеризовать героев произведения,
  •      давать характеристику герою,
  •      внимательно работать с текстом,
  •      грамотно и осмысленно читать, строить монологические высказывания,
  •      составлять простой план;
  • сочинять тексты и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения разных народов, определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

•      понимание ключевых проблем изученных произведений;

•      определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•      приобщение к духовно-нравственным ценностям удмуртской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•      формулирование собственного отношения к произведениям, их оценки;

•      умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные произведения;

•      понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•      восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•      умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств удмуртского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•      понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•      понимание удмуртского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании   произведений.

3. Содержание факультативного курса (17 часов).

Вводное занятие – 1 час.

Что такое литературное краеведение. Литературная карта Удмуртии.

 

Сарапул – мой год родной – 1 час.

Заочное путешествие по улицам Сарапула.

Т.Б. Пеганова.  «Город, в котором мы живём!»; «Город – дорог!»

 

УНТ – 1 час.

Удмуртский детский фольклор (песни, пословицы, потешки, считалки, дразнилки и т.д.).  

Сарапул в дореволюционное время – 1 час.

«Сарапульское детство» (кн. 1). Жизнь детей Сарапула в дореволюционное время. Приметы  быта, особенности ведения хозяйства, игры детей удмуртского края.

«Как Ивашка Балей стал и как в историю попал». Жизнь детей Сарапула в дореволюционное время.

Сказка как вид народного творчества – 3 часа.

Удмуртские народные волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Сказки сарапульских писателей.

Д. Зеленин.  «Про Елену Красоту, золотую косу»; «Кот и Соболёк», «Про ворона», «Солдат учит чертей». Нахождение в сказках волшебных помощников, сказочных  существ, присущих удмуртским сказкам.

Удмуртская сказка «Вумурт и человек с верёвкой». Сходство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» и особенности удмуртской сказки.

Кузебай Герд. Сказка «Медведи». Сходство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Басня как жанр литературы – 1 час.

Удмуртские басни.

Г. Петухов. «Воробей-самонадей», «Репертуар петуха». И. Гаврилов

«Кукушка и Ворона», «Филин в филармонии», «Сорока-хвастунья», А. Лужанин «Лиса»  

и др.

Сходство удмуртских басен и басен Крылова И.А. («Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух» и др.).

«Гусарская пуговица» – 1  час.

Детские годы Надежды Дуровой  (кн.2 из серии «Сарапульское детство»).

Приметы времени в книге о Н. Дуровой и балладе  М. Лермонтова «Бородино».

Жизнь детей России – 2 часа.

 Детские писатели о детях.

 «Дом с фамилией»,  «Рождественские картинки» («Сарапульское детство», кн. 3 и 4).

 Сопоставление жизни героев книг «Сарапульское детство» с героями книги В.Г.  

 Короленко «Дети подземелья».

 Аркадий Клабуков. «На крыше» (сб. «Дедушкин родник»).

Кузебай Герд – 1 час.

 «Косари». Сопоставление со стихами И. Бунина.

         

Олег Поскрёбышев – 2 часа.

Рассказ «Непорядок» (сб. «Среди людей»). Сопоставление с рассказами К.  Паустовского о животных. Проблема бережного отношения к природе.

«Про белку и про нас, людей» (сб. «Среди людей»). Сопоставление с рассказами В. Астафьева «Белогрудка» и «Зачем я убил коростеля?»

«Рассказ про Топотку» (сб. «Милосердная ворона»). Обсуждение проблемы отношения человека и природы. Сравнение с рассказом К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Война и дети – 1 час.

А. Мерзляков. «Мальчишки» (сб. «Дедушкин родник»). Рассказы о жизни детей в военное время.

Т. Пеганова. «По реке плывёт завод» (сб. «Сарапульское детство»).

Рассказы детей о воспоминаниях их родных «Жизнь родной деревни во время войны».

Стихи удмуртских и сарапульских поэтов – 1 час.

Стихи удмуртских и сарапульских поэтов о Родине, родной природе и о себе.

Подведение итогов за год – 1 час.

Итоговая письменная работа «Что я узнал о родном крае из литературы?»

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы.

№  урока

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Четверть I (4 часа)     

1.

Вводное занятие

– 1 час

Что такое литературное краеведение. Литературная карта Удмуртии. 

Путешествие по книге Т.Б.Пегановой «Город – дорог!». Игра в рекламу. Составление загадок о Сарапуле. Чтение стихов о родном городе.

1

2.

Сарапул – мой город родной – 1 час

Заочное путешествие по улицам Сарапула. Просмотр презентации «Улицы Сарапула рассказывают».

1

 

Путешествие по книгам Т.Б.Пегановой  «Город, в котором мы живём!» и «Город – дорог!»

Составление загадок о Сарапуле.

Чтение стихов о родном городе.

3.

УНТ – 1 час

Удмуртский детский фольклор (песни, пословицы, потешки, считалки, дразнилки и т.д.).

Выразительное чтение стихов.

Оформление альбома – буклета по устному народному творчеству.

1

4.

Сарапул в дореволюционное время – 1 час

«Сарапульское детство» (кн.1).

«Как Ивашка Балей стал и как в историю попал». Жизнь детей Сарапула в дореволюционное время. «Издание» своей книги о Сарапуле с включением истории-рассказа «Если бы я жил во времена Ивашки Бали».

Работа с текстом: приметы быта, особенности ведения хозяйства, игры детей удмуртского края.

Просмотр презентации к книге.

Игра «Колесо истории».  

1

 

Всего:

4

Четверть  II (4 часа)

5.

Сказка как вид народного творчества – 3 часа

Удмуртские народные сказки.

Пересказ эпизодов прочитанных произведений.

1

6.

Сказки сарапульских писателей. Д.Зеленин «Про Елену Красоту, золотую косу», «Кот и Соболёк»,  «Про ворона», «Солдат учит чертей».

Сходство  и отличие сюжетов  сказок и сказок А.С. Пушкина.

Выразительное чтение  сказок.

Работа с текстом. Нахождение в сказках волшебных помощников, сказочных существ, присущих удмуртским сказкам. Записи в тетради. Понятие  «бродячие сюжеты».

1

7.

Удмуртская сказка «Вумурт и человек с верёвкой».

Комментированное чтение сказки.

Сходство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» и особенности удмуртской сказки.

Кузебай Герд. Сказка «Медведи».

Чтение сказки вслух.

Сходство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оформление сравнительного альбома-буклета по литературным сказкам.

1

8.

Басня как жанр литературы – 1 час

Удмуртские басни. Г.Петухов «Воробей-самонадей», «Репертуар петуха».

И.Гаврилов «Кукушка и Ворона», «Филин в филармонии», «Сорока-хвастунья».

А.Лужанин «Лиса» и др. 

Сходство удмуртских басен и басен Крылова И.А. («Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух» и др.).

Иллюстрации к басням.

Составление басни «наоборот». Комментированное чтение басен.

Чтение по ролям.

1

Всего:

4

Четверть  III (5 часов)   

9.

«Гусарская пуговица» – 1  час  

Детские годы Надежды Дуровой  (кн.2 из серии «Сарапульское детство»). Приметы времени в книге о Н. Дуровой и балладе  М. Лермонтова «Бородино».

Игра «Колесо истории».  

Записи в тетради.

Просмотр презентации к книге.

Чтение стихов о Надежде Дуровой. Изготовление альбома-буклета с кроссвордами о Надежде Дуровой.

Экскурсия к памятнику Н. Дуровой.

1

10.

Жизнь детей России

– 2 часа

«Дом с фамилией», «Рождественские картинки»  («Сарапульское детство», кн. 3 и 4).

Сопоставление жизни героев книг «Сарапульское детство» с героями книги В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Просмотр презентации к книге «Дом с фамилией».

Написание рассказа о какой-либо улице Сарапула или доме «с фамилией» нашего земляка.

Викторина по тексту.

Выборочное комментированное чтение текста книги.

1

11.

Аркадий Клабуков «На крыше» (сб. «Дедушкин родник»).

Детские писатели о детях.

Пересказ прочитанных произведений.

Эссе «Что я узнал о жизни детей из прочитанных произведений писателей родного края». Чтение  написанных работ.

1

12.

Творчество Кузебая Герда – 1 час

Кузебай Герд. «Косари».

Выразительное чтение стихотворения.

Сопоставление со стихами И. Бунина.

1

13.

Творчество Олега Поскрёбышева

– 1 час

Олег Поскрёбышев. Рассказ «Непорядок» (сб. «Среди людей»).  

Сопоставление с рассказами К.  Паустовского о животных. «Про белку и про нас, людей» (сб. «Среди людей»).

Сопоставление с рассказами В. Астафьева «Белогрудка» и «Зачем я убил коростеля?»

1

Всего:

5

Четверть IV (4 часа)     

14.

Творчество Олега Поскрёбышева

– 1 час

«Рассказ про Топотку» (сб. «Милосердная ворона»).

Сравнение с рассказом К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Эссе «О чём меня заставил задуматься рассказ Олега Поскрёбышева?»

1

15.

Война и дети – 1 час

Война и дети. Рассказы о жизни детей в военное время (сб. «Дедушкин родник»).

А.Мерзляков. «Мальчишки».

Чтение рассказов учителем.

Работа с текстом по вопросам. Выразительное чтение стихотворения.

Т.Пеганова. «По реке плывёт завод» (сб. «Сарапульское детство»).

Просмотр презентации к книге.

Рассказы детей о воспоминаниях их родных «Жизнь родной деревни во время войны».

1

16.

Стихи удмуртских и сарапульских поэтов – 1 час

Стихи удмуртских и сарапульских поэтов о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение стихов (в том числе наизусть).

Чтение стихов собственного сочинения о городе, деревне.

1

17.

Экскурсия

по г. Сарапулу, деревне – 1 час

Итоговая письменная работа «Что я узнал о родном крае из литературы?»

1

Всего:

4

ВСЕГО:

34

5. Контрольно-измерительные материалы и разработки занятий.

         В начале учебного года, 1 занятие – Урок Знаний. «Сарапул мой город родной» - такова тема одного из уроков. Заочное   путешествие по старым улицам г. Сарапула. Для этого используются книги о г. Сарапуле: «Город, в котором я живу», «Дом с фамилией» из серии «Сарапульское детство», «Сарапульская старина» Л.Н. Федорченко-Шемякиной и книга Н.Л. Решетникова «Топография старого Сарапула» (после выхода в печать в 2008 г.). Начинается урок с чтения стихотворения Т.Б.Пегановой «Мы гуляем вместе с мамой» [С.14] Далее – заочная экскурсия с берегов красавицы-Камы. Легенда  «Как Кама в Волгу впадать стала». Затем – о рождении города Сарапула, о старом плане города, об историческом гербе Сарапула, чтение стихотворения Т. Пегановой «О чём рассказывает герб».

             Вторая половина урока посвящена непосредственно прогулке по улицам старого г. Сарапула: беседа о старых названиях современных улиц, обращаем внимание на старинные дома, стоящие на этих улицах, рассматриваем фотографии домов, которые можно назвать памятниками деревянного зодчества. Обращаем внимание детей на то, что книга «Дом с фамилией» посвящена Алексею Александровичу Бодалёву, находим на карте г. Сарапула улицу и дом, где Алёша жил в детстве. Заканчивается урок чтением стихотворения Олега Поскрёбышева «Резчики». вот уже несколько лет Сарапул является членом Союза исторических городов России.[Приложение №8]

                Следующая тема урока литературы в 5 классе: «Устное народное творчество. Детский фольклор».

                 На этом уроке используется книга «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал», потому что в ней очень много пословиц и поговорок, напечатанных прямо на страницах книги и  являющихся иллюстрациями к тем событиям из жизни мальчиков далёкого Сарапула, живших 400 лет назад, когда город ещё назывался селом Вознесенским. Вот, например, одна из них:

                     Вы послушайте, ребятки,

                     Байки бабушки – стерлядки,

                     Что по Камушке приплыли,

                     Что когда-то былью были…

                Из книги дети узнают о прозвищах людей, которые впоследствии становятся их фамилиями, о названиях многих вещей, уже исчезнувших из обихода, о том, что у каждого человека есть место, которое ему очень дорого. Книга заканчивается словами:

                     Рыбам – море,

                     Птицам – воздух,

                     А человеку – ОТЧИЗНА!

              В качестве домашнего задания предлагаю ребятам найти пословицы и поговорки о Родине, Отчизне, родном доме или самим сочинить стихи на эту тему.

               В разделе «Устное народное творчество» предусмотрено также изучение  темы «Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.». Программа по литературе за 5 класс  предлагает волшебные сказки «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», сказку о животных «Журавль и Цапля» и бытовую сказку «Солдатская шинель». Для сопоставления детям даётся задание прочитать  волшебные сказки «Про Елену Красоту, золотую косу», «Кот и соболёк» («Волшебное кольцо») и бытовую сказку «Про ворона» в обработке Д.К. Зеленина из сборника «В уездном городе «С». Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

  -  Почему первые две сказки относятся к волшебным?

  -  Какие волшебные события происходят в сказке «Про Елену Красоту»?

  -  Чем похожи главные героини в обеих волшебных сказках?

Сопоставление сказки Д. Зеленина «Про ворона» с русскими  бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Как старик домовничал». Что в них общего и чем они отличаются?  

             На уроке развития речи дети рассказывают эпизоды из прочитанных самостоятельно сказок и пишут сочинения по одной из тем: «Мой любимый герой народной сказки» или «Добро и зло в народных сказках», которые зачитывают на последующих уроках.

             Работа с книгой «В уездном городе «С» продолжается и на заключительном уроке по творчеству А.С. Пушкина, посвящённом художественному  миру его сказок.. Дети сравнивают «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина, удмуртскую народную сказку «Вумурт и человек с верёвкой» из сборника «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа» в обработке Н.П. Кралиной и сказку в обработке Д. Зеленина «Солдат учит чертей». Впервые дети знакомятся с понятием «бродячий сюжет», ищут сходство сюжетов предложенных сказок.

                 Изучение литературы XIX века предполагает знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Бородино».       

         На этом уроке я использую книгу из серии «Сарапульское детство» «Гусарская пуговица. Детские годы Надежды Дуровой». После знакомства с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова предлагаем обратиться к тексту книги, где рассказывается о детстве Надежды Дуровой, предварительно составив вопросы по содержанию:

- Чем любила заниматься Надя?

- Кто занимался её воспитанием?

- Как звали любимого коня Надежды Дуровой?

- Сколько лет было Наде, когда она сбежала из дома в армию?

- Что мы знаем о службе и подвигах Надежды Дуровой?

- О событиях какой войны идёт речь в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино» и в книге о Надежде Дуровой?

- В каком художественном фильме используется эпизод из жизни Надежды Дуровой? («Гусарская баллада»).

 - Кто ещё повторил подвиг Н. Дуровой и ушёл в армию? (Антонина Пальшина).

 - В Приложении к книге имеется «Книжка – раскраска», в которой есть рисунки костюмов казака, уланов и гусара. Найдите в стихотворении строки, где говорится об этих участниках военных событий. Раскрасьте их костюмы. (Учащиеся делятся на 3 группы, получают листы с копиями раскрасок  и раскрашивают костюмы. Затем защищают свой рисунок.). Эта работа обычно выполняется уже в конце урока, когда учащиеся устают и им нужно небольшое переключение внимания.

         На этом же уроке можно использовать книгу «Город, в котором мы живём» [С.57-58], где говорится о подвигах кавалерист – девицы и об её книге «Записки кавалерист-девицы». На уроке показывается рисунок художника А. Анисимова «Надежда Дурова спасает раненого офицера». Данный  материал может изложить на уроке и  подготовленный ученик.

           При изучении литературы XX века после знакомства с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья») провожу урок внеклассного чтения «Участь обездоленных детей России. Жизнь маленьких тружеников». Для проведения этого урока дети заранее (за месяц) получают задание  прочитать следующие произведения: Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; М. Горький «Дети Пармы» (из «Сказок об Италии»); А.И. Куприн «Чудесный доктор»;. Л. Андреев «Петька на даче»; А.П. Чехов «Ванька» и книги из серии «Сарапульское детство» («Как Ивашко Балей стал и как в историю попал» и  «Рождественские картинки»). Урок строится на художественном пересказе запомнившихся эпизодов из прочитанных произведений с привлечением текста. В конце урока в качестве домашнего задания предлагаю учащимся написать сочинение на тему: «Что я узнал о жизни детей России и  нашего г. Сарапула из прочитанных произведений?». Как итоговый этап – чтение сочинений на следующем уроке.

                 Завершается изучение произведений литературы XX века знакомством с поэзией. Тема урока: « Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе».

           Форма урока: урок – концерт.

              К этому уроку учащиеся должны выучить стихи русских поэтов, рекомендованные программой, или найти и приготовить стихи сарапульских поэтов на эту же тему. Огромный материал можно найти на страницах газеты «Красное Прикамье», где постоянно печатаются новые стихи. В школьной библиотеке при помощи заведующей Соловьёвой Н.Н. созданы подборки стихотворных текстов по темам подобных уроков.

         Тема урока «Ради жизни на земле. Война и дети» посвящена стихам советских поэтов о  Великой Отечественной войне

На уроке учащиеся знакомятся с произведениями К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» и А.Твардовского «Рассказ танкиста». Дети слушают рассказ учителя о создании этих стихов, сами читают выученные стихи наизусть, рассказывают о том, какая память о Великой Отечественной войне сохранилась в их семьях и получают задание найти стихи сарапульских поэтов на тему «Война и дети». В конце урока звучит в исполнении учителя стихотворение сарапульского поэта А. Мерзлякова «Мальчишки» (из альбома «Стихи сарапульских поэтов», имеющегося в кабинете) [Приложение №9]

                После этого ребята приходят к выводу: хорошо, что мальчишки нашего возраста только играют в войну, а не воюют по-настоящему. И мы должны быть благодарны тем мальчишкам, о которых писали К. Симонов и А. Твардовский за нашу мирную жизнь и за наше спокойное детство.

          Этим уроком заканчивается знакомство с муниципальной литературой, включенной в программу литературы 5 класса.

6. Учебно-методический комплекс.

          Для учащихся:

1.Кралина Н.Сказки, мифы, легенды удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия,1994

2.Яшин Д.Удмурт фольклор. – Ижевск: Удмуртия,1982.

Для учителя:

          Для  учителя:

  1. Кралина Н.Сказки, мифы, легенды удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия,1994
  2. Яшин Д.Удмурт фольклор. – Ижевск: Удмуртия,1982.
  3. Богаевский П.М. Очерки быта сарапульских вотяков./Сб. материалов по этнографии. Выпуск III ./ – М.- 1988. – 216 с.
  4. Осипова О.Г. Проведение уроков литературы и русского языка с использованием национально-регионального компонента.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс./ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Сафонова Т.В. Концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании. Дис. доктора пед наук. – Ижевск, 2005 г.
  7. Учитель года Удмуртии. Педагогические находки. Сб. методических материалов. Выпуск 1. Русский язык. Литература./ Сост. Галямова Х.Г. – Ижевск: ИУУ УР, 2000. – 124 с.
  8. Файззулина Г.З., Варламова Ю.В., Дягилева М.В. Мастерство педагога-новатора. – ИПК и ПРО УР, 2009. – 72 с.

  1. Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Сб. статей под ред. Т.Г.Владыкиной, Л.С.Христолюбовой. – Ижевск:1989. – 172 с.
  2. Хотинец В.Ю, О согласовании ценностей в многообразии культур. // Вестник Удмуртского университета. – 2004. - №11. – С.3-16.
  3. Христолюбова Л.С. Традиции трудового воспитания детей в удмуртской семье в XIX - начале XX в.в. Сб.статей. – Устинов:1985 г.
  4. Шаповалов В.К. Этнокультурная напарвленность российского образования. – М., 1997. – С.62-63.
  5. Этнополитическая и этносоциальная ситуация в УР./Министерство национальной политики УР. – Ижевск, 2001. – 25 с.
  6. Васильева Г.Н. Национально-региональный компонент в стандарте образования Удмуртской Республики: опыт и проблемы. //niino@udmnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Литературное краеведение"

              Край родной……  Отчая сторона……. Богата история нашего края. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее – это перекре...

Рабочая программа по факультативному курсу "Биология" 8 класс

Данная программа предназначена для углубления изучения предмета биологии для качественной подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, общая биолог...

Рабочая программа по факультативному курсу "Краеведение".

         В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Не...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...