«Краевед-исследователь» - программа базового уровня.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Рогачевская Галина Викторовна

«Краевед-исследователь»   - программа  базового  уровня. В процессе реализации данной программы дети в общедоступной форме получают знания об истории своей страны и месте проживания, историко-культурном наследии, природных богатствах, традициях и обычаях. Стартовый уровень программы так же помогает углубить знания учащихся об окружающем их мире путем посещения различных музеев и других экскурсионных объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraeved-issledovatel_2.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Турист»

(МБУДО ДЮЦ «Турист»)

Рассмотрено на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

И.о директора МБУДО ДЮЦ «Турист»

от «_____»______________ 20___г.

________________Шалимова Е.И.

Протокол № __________________

« _____»________________ 20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Краевед-исследователь»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: педагог дополнительного  образования

г. Мытищи,

2017 г.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь»   имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования.

«Краевед-исследователь»   - программа  базового  уровня. В процессе реализации данной программы дети в общедоступной форме получают знания об истории своей страны и месте проживания, историко-культурном наследии, природных богатствах, традициях и обычаях. Стартовый уровень программы так же помогает углубить знания учащихся об окружающем их мире путем посещения различных музеев и других экскурсионных объектов.

К обучению по программе принимаются все обучающиеся без предъявления каких-либо специальных требований к  обучающимся. При поступлении в объединение ребенка  с ограниченными возможностями здоровья  или ребенка - инвалида прописывается индивидуальный образовательный маршрут.

Программа составлена на основе учебной программы Шильниковой Е.В. «Моя малая Родина: Программа по краеведению для младших школьников», материалов Информационно-методического журнала «Внешкольник», Методического сборника Костевой И.А. «Воспитание-98». Выпуск 1. Памятки для педагогов дополнительного образования», учебно-методического пособия Ш. Амонашвили.

Новизна программы заключается в интегрированном процессе обучения, включающем в себя как комплекс знаний, умений и навыков, дополняющих основную школьную программу, так и определенную краеведческую информацию о городском округе Мытищи и Московской области,  а также сопровождающей этот процесс экскурсионной составляющей, ориентированной на закрепление и углубление полученных знаний.

Актуальность программы обосновывается необходимостью начала процесса серьезного знакомства человека с родным краем с детских лет, с самого простого способа - познания личности самого ребенка и жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Чтобы учащиеся стали носителями, хранителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо знакомить их с традициями, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Эта программа в любом возрасте приводит ребенка к осознанию своей причастности к истории и культуре своей страны в понятных и доступных для него формах.

Педагогическая целесообразность программы заключается в разностороннем раскрытии индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид  деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся  в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа построена на принципе «от простого к сложному». Навыки краеведческой деятельности даются в каждом разделе программы и практические умения, приобретенные обучающимися на предыдущих занятиях, всегда используются на последующих с постепенным усложнением задачи.

 

         Цель программы: Формирование начальных краеведческих навыков для дальнейшего их применения в процессе  гражданско-патриотического воспитания.      

Задачи программы:

 

Обучающие:

  1. Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой.
  2. Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.
  3. Формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, конференции, и т. д.).

Воспитательные:

  1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  2. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.
  3. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового  образа  жизни.
  4. Воспитание   эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.

Развивающие:

  1. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, его творческих способностей.
  2. Формирование потребности в самопознании и познании окружающего мира.

Отличительной особенностью  программы является её практическое ориентирование и активное использование ближайшего природного окружения для достижения поставленной цели и задач.

Ожидаемый результат обучения: Активизация познавательной деятельности, развитие индивидуальных творческих способностей, речи, навыков самостоятельной работы, коллективного взаимодействия, инициативы и любознательности. Воспитание патриотизма, бережного отношения к природе, приобщение к культурно-историческому наследию страны, ее традициям и обычаям. Участие в районных конкурсах, мероприятиях объединения, экологических акциях, экскурсионных программах, посещение различных выставок и музеев.

Состав объединения: обучение по программе «Краевед-исследователь»   рассчитано на учащихся 6-11 лет. Рекомендуется набирать одновозрастные группы  или группы с  разницей в возрасте не более 2-х лет. Это обусловлено особенностями возрастной педагогики и  психологии и напрямую связано с ведущей деятельностью на определенном этапе развития. Набор в объединение производится на основании заявления от родителей (законных представителей) обучающихся. Для зачисления в объединение не предъявляется  специальных требований. При поступлении на обучение ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья для него прописывается индивидуальный образовательный маршрут.

Сроки реализации:  Данная программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся в течение 36 недель. Общее  количество учебных часов составляет -  216

Режим занятий: Проводятся еженедельно по 3 часа  дважды в неделю (теоретическое и практическое по 3 часа), с совершением  прогулок и экскурсий от 2 до 4 часов по календарному графику. Обязательный региональный компонент  изучения Правил дорожного движения включен в дополнительную общеразвивающую программу.

Формы занятий:

 

  •  беседа,
  •  рассказ,
  •  экскурсия,
  •  конкурс,
  •  викторина,
  •  круглый стол,
  •  игра,
  •  мультимедийное занятие,
  •  комбинированное занятие,
  •  практическое занятие.

Критерии оценки знаний и умений обучающихся:

  •  общий объём знаний по изученному материалу,
  •  знание терминологии,
  •  самостоятельность суждений,
  •  умение применять знания и умения для решения практических задач,
  •  наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

        

Формы контроля:

  •  фронтальный устный опрос,
  •  индивидуальный устный опрос,
  •  комбинированный устный опрос,
  •  устная контрольная работа,
  •  тестирование,
  •  анкетирование,
  •  анализ результатов проведенных тестовых заданий,
  •  оценка результатов игры,
  •  поверка выполнения индивидуальных заданий,
  •  викторина,
  •  индивидуальное задание.

Формы текущей  аттестации:

  •  зачет
  •  опрос
  •  викторина
  • практическая работа
  • конкурс

Формы отслеживания и фиксации результатов:

  1. Журнал учета работы  педагога дополнительного образования
  2. Приказы на проведение выездных занятий (экскурсий).
  3. Мониторинг качества реализации дополнительных общеразвивающих программ.
  4. Портфолио объединения и обучающихся с копиями грамот, свидетельств, отзывов и прочих документов о достижениях детей.
  5. Фото и видео материалы с занятий и экскурсий.

Материально-техническое обеспечение:

  • учебное помещение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для общеобразовательных учреждений;
  • раздаточные и расходные материалы для проведения занятий;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер;
  • видеопроектор, монитор или телеэкран для групповых просмотров;
  • интерактивная доска;
  • оборудование для обеспечения доступа в интернет;
  • звуковые колонки.

Информационное обеспечение:

  • презентации,
  • фотографии,
  • видеофильмы,
  • видеоролики,
  • аудиофайлы,
  • информационные стенды.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учащихся 11-13 лет. 1 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

в помещ.

на местн.

Раздел 1:Безопасность на занятиях объединения

фронтальный устный опрос

1.1

Вводное занятие. Вводный инструктаж, правила поведения  на занятиях.

1

1

фронтальный устный опрос

1.2

ПДД.

7

3

4

фронтальный устный опрос

Раздел 2. Историческое краеведение.

Зачет

2.1

Мытищинские краеведы.

6

2

4

Устный опрос, тематическая викторина

2.2

Роль краеведческих и историко-художественных музеев в  формировании знаний о родном крае

12

4

4

4

Устный фронтальный опрос

2.3

Основные события  истории Мытищ 14-19 веков.  

12

4

4

4

Устный опрос, выполнение практических  и творческих заданий индивидуально и в составе группы

2.4

«Отчизны верные сыны…». Изучение биографий знаменитых земляков

12

4

4

4

Устный опрос, выполнение практических заданий индивидуально и в составе группы

2.5

Мини-исследовательские работы по историческому краеведению городского округа Мытищи на примере событий ХХ – начала ХХI века.

10

4

4

2

выполнение практических заданий индивидуально и в составе группы

Раздел 3. Родословие как источник краеведческой информации

Выполнение индивидуальных  практических заданий

3.1

История развития родословия: от древности до наших дней. Источники родословия.

8

4

4

фронтальный устный опрос, выполнение практических заданий

3.2

Виды родословий. Родство и свойство

12

4

4

4

устный опрос, выполнение практических заданий

3.3

Моя родословная.

16

8

8

Выполнение индивидуальных  практических заданий

3.4

Исследовательские  работы по родословию в рамках движения  учащихся «Отечество»

12

4

4

4

Выполнение индивидуальных  практических заданий

Раздел 4. Этнография и культурное наследие  

зачет

4.1

Область изучения   этнографии

8

4

4

Фронтальный устный опрос

4.2

Традиционные народные промыслы городского округа Мытищи.

12

4

4

4

Викторина, устный опрос

4.3

Причины смены образа жизни  жителей городского округа Мытищи на протяжении ХХ- начала ХХI века

12

4

4

4

Выполнение практических заданий, устный опрос

4.4

Культурное наследие городского округа Мытищи

12

4

8

Выполнение индивидуальных практических заданий

Раздел 5.Экологическое краеведение

Зачет

5.1

Направления развития экологического краеведения в городском округе Мытищи

12

4

8

Индивидуальный устный опрос

5.2

Участие кружковцев в популяризаторской работе и социально значимых акциях городского округа Мытищи и Московской области

12

2

4

6

Выполнение творческих и практических заданий. Составление портфолио обучающихся.

5.3

Экологическое проектирование

12

4

4

4

Выполнение практических заданий в группе

Раздел 6. Подготовка итогового учебного исследования.

защита индивидуального проекта

6.1

Подготовка итогового  исследования

24

4

16

4

защита исследования

6.2

Защита итоговых  исследовательских работ

4

4

Составление портфолио обучающихся

Итого:

216

72

100

44

Раздел 1

Безопасность на занятиях объединения

  1. Вводное занятие. Вводный инструктаж, правила поведения  на занятиях.

Теория: Вводный инструктаж «Программа охраны труда обучающихся». Правила поведения на занятиях. Правила дорожного движения: пешеходный переход. Выборы актива объединения. Определение способов получения обучающимися и их родителями информации о работе объединения (использование современных средств коммуникации). Способы оповещения педагога в случае неявки обучающегося на занятия по уважительным причинам

Форма контроля и текущей аттестации: Фронтальный устный опрос по «Программе охраны труда воспитанников»

  1. ПДД.

Теория: Город, в котором мы живём и возможные опасные ситуации на дорогах. Для чего нужно знать и соблюдать Правила Дорожного Движения. Организация дорожного движения: светофорное регулирование. Скрытая опасность на дорогах – дорожные «ловушки». Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Запрещающие знаки, предписывающие знаки. Дорожная разметка и её характеристики: вертикальная, горизонтальная (продольная и поперечная), разметка для пешеходов на проезжей части, временная дорожная разметка.

Практика: решение ситуационных задач по правилам дорожного движения, составление маршрута «Безопасная дорога домой». Нанесение на карту местности наиболее опасных участков городского движения

Форма контроля и текущей аттестации: фронтальный устный опрос.

Раздел 2

Историческое краеведение

 2.1 Мытищинские краеведы

 Теория: Изучение биографий и  основных фактов краеведения. собранных и проанализированных мытищинскими  краеведами на протяжении ХХ- начала ХХI века. Обозначение основных краеведческих тем, разрабатываемых сегодня.

Практика: Подготовка реферативных работ о жизни и работах мытищинских краеведов. Встречи с краеведами- мытищинцами,  установление контакта на форумах и личных страничках краеведов в сети интернет.

Форма контроля и текущей аттестации:  Устный опрос, тематическая викторина

2.2 Роль краеведческих и историко-художественных музеев в формировании знаний о родном крае

Теория: Знакомство с историей создания и работой Мытищинского историко-художественного музея, его залами и экспозициями. Ознакомление с планом проведения  музеем различных мероприятий краеведческой и исторической тематики.

Практика в помещении: Подготовка реферативных работ о истории создания, развитии и экспозициях Мытищинского историко –художественного музея, об интересных экспонатах и экспозициях краеведческих и историко-художественных музеев ближайших городов Подмосковья, исторически связанных и городским округом Мытищи. Составление «рекламных» проспектов для младших школьников на тему: «Интересные экспонаты и экспозиции Мытищинского историко-художественного музея»

Практика на местности:  Посещение мытищинского историко-художественного музея и  краеведческих и историко- художественных музеев ближайших городов.

Форма контроля и текущей аттестации:  Устный  фронтальный опрос

  1.  Основные события истории Мытищ XIV-XIX веков

Теория: Изучение  основных    событий, значимых для  истории  развития городского округа Мытищи:  первое упоминание о Тайнинском;  мытищинский волок; часть княжеских и царских владений; история возникновения путевых дворцов в Тайнинском; события смутного времени; царствование Алексея Михайловиче Романова и постройка Благовещенского храма; упадок в связи с переносом столицы в Санкт-Петербург; Мытищи и события войны 1812 года; постройка Мытищинского водопровода. Методика описания исторических краеведческих объектов.

Практика в помещении: Подготовка реферативных работ об основных событиях истории городского округа Мытищи. Разработка игр и викторин для младших школьников по истории городского округа Мытищи. Описание исторических краеведческих объектов городского округа Мытищи.

Практика на местности : Посещение исторических мест городского округа Мытищи

Форма контроля и текущей аттестации:  Устный опрос, выполнение практических и творческих заданий индивидуально и в составе группы.

2.4 «Отчизны верные сыны…» Изучение биографий знаменитых  земляков

Теория: Изучение биографий и  основных фактов жизни знаменитых земляков. Метод сбора краеведческой информации – картотека.

Практика в помещении: Составление картотеки знаменитых земляков и  исторических личностей , чья жизнь была связана с историей городского округа Мытищи.

Практика на местности : Посещение исторических мест городского округа Мытищи, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых земляков и исторических личностей.

Форма контроля и текущей аттестации:  Устный опрос, выполнение практических и творческих заданий индивидуально и в составе группы.

2.5 Мини-исследовательские  работы по историческому краеведению городского округа Мытищи на примере событий ХХ – начала

Теория: Выбор темы мини –исследования. Предмет, объект, гипотеза исследования. Подбор участников исследовательской группы и распределение обязанностей. Определение источников исследования. Методика краеведческого исследования. Правила   оформления мини –исследования.

Практика:  Обсуждение выбранных тем. Сбор и систематизация материалов для подготовки мини-исследования, оформление исследовательских работ. Защита мини –исследования.

Практика на местности : Участие в конкурсах исследовательских краеведческих работ муниципального уровня.

Форма контроля и текущей аттестации:  Выполнение практических заданий индивидуально и в составе группы. Результаты конкурсов. Портфолио обучающегося.

Раздел 3

Родословие как источник краеведческой информации

3.1История развития родословия с древности до наших дней

Теория:  Предмет и задачи генеалогии, ее место в системе специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Из истории генеалогии. Генеалогические сказания и легенды. Первые сословные книги. «Золотой век» Генеалогии. Генеалогия становится наукой. Начало изучения родословий в России. «Бархатная книга» и «Государев родословец». Русская генеалогия в XVI— XVII вв. Развитие генеалогии в XVIII—XIX вв. Генеалогия в сии в конце XIX — начале XX вв. Генеалогия в советское время. Историко-родословные общества   России   конца   XIX   —   начала   XX   вв.   Современное родословие.

Практика :Подготовка реферативных работ по истории родословия. Викторина по истории родословия. Составление вопросника для младших школьников по теме «Что ты знаешь про родословие?»

Форма контроля и текущей аттестации: Фронтальный устный опрос, выполнение практических и творческих заданий индивидуально и в составе группы.

  1. Виды родословий. Родство и свойство

Теория:  Виды родословий: восходящее и нисходящее; смешанное, мужское и женское. Легенда или сказание о происхождении рода. Графическое оформление родословных, генеалогическое досье и картотека. Поколенная роспись. Нумерация в родословных. Понятия «родство», «свойство» («сватовство»), «кумовство». Родственно-свойские отношения между людьми. Терминология родственных и свойских отношений. Родство законное (кровное) и незаконное (побочное). Кумовство.

Практика в помещении: Составление генеалогических таблиц, поколенных росписей, карточек (по родословным сборникам или мемуарам). Составление генеалогического досье на себя. Составление схем по родственным и свойским отношениям.

Форма контроля и текущей аттестации:  Устный опрос, выполнение практических и творческих заданий индивидуально и в составе группы.

  1. Моя родословная

Теория:  Организация работы по составлению своей родословной. Поиск материалов о своих родственниках. Составление летописи (истории) своего рода. Генеалогические источники: официальные и неофициальные, прямые и косвенные. Письменные, вещественные и изобразительные источники. Особенности работы с генеалогическими источниками.

Практика : Составление восходящей родословной (от себя); составление нисходящих родословных (от предков).

Форма контроля и текущей аттестации: Выполнение практических заданий индивидуально.

  1. Исследовательские работы по родословию в рамках движения учащихся «Отечество»

Теория: Определение целей и постановка задач исследования по родословию. Список использованной литературы и  источников.  Этапы проведения исследования. Требования к подготовке презентации  краеведческого исследования. Аннотация.

Практика:  Обсуждение выбранных тем. Сбор и систематизация материалов для подготовки мини-исследования, оформление исследовательских работ. Защита исследования.

Практика на местности : Участие в конкурсах исследовательских краеведческих работ муниципального уровня.

Форма контроля и текущей аттестации:  Выполнение практических заданий индивидуально и в составе группы. Результаты конкурсов. Портфолио обучающегося.

Раздел 4

Этнография и культурное наследие городского округа Мытищи

  1. Область изучения этнографии

Теория: Этнография – описание народов. Изучение закономерностей формирования и развития этносов, их культуры, быта. Взаимодействие народов друг с другом. История развития этнографии в России. Обоснование необходимости изучения культуры и быта разных народов в современном обществе. Современное состояние и тенденции развития этнографии в России.

      Практические занятия: Подготовка реферативных работ об  известных российских и русских ученых, внесших вклад в становление и развитие этнографии.  Подбор тем для мини - исследований по этнографии, связанных с Мытищинской землей.  

Форма контроля и текущей аттестации:  Фронтальный  устный опрос.

  1. Традиционные народные промыслы городского округа Мытищи

Теория: История возникновения и развития народных промыслов на территории городского округа Мытищи. Особенности и отличительные черты жостовских подносов и федоскинской  лаковой миниатюры.

      Практические занятия в помещении:

Сбор сведений о мастерах мытищинских промыслов. Составление описаний различных видов изделий промыслов.

 Практические занятия на местности:        

Посещение народных промыслов. Интервью с мастерами и местными жителями.

Форма контроля и текущей аттестации:  Викторина, устный опрос.

  1. Причины изменения жизненного уклада  жителей городского округа Мытищи в ХХ - начале ХХI века
  2. Культурное наследие городского округа Мытищи

Теория: Культура родного края: литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, театр.  Объекты культурного наследия  и памятные места  на территории городского округа.         

Архитектурные особенности городского округа Мытищи. Усадьбы и усадебные парки на территории городского округа. Городская скульптура и памятники.

      Практические занятия в помещении:

Обработка краеведческого материала. Работа с информационными источниками.

Изготовление фотоальбомов, рисунков, макетов памятников, стендов, видеофильмов, создание экспозиций для школьных музеев и выставок. Создание картотеки объектов культурного наследия. Подготовка к участию в краеведческих конкурсах.

Практические занятия на местности:        

Проведение экскурсий в музеи, на выставки,  к памятникам и в памятные места. Участие в краеведческих конкурсах.

Форма контроля и текущей аттестации:  Выполнение практических заданий индивидуально. Результаты конкурсов. Портфолио обучающегося.

Раздел 5

Экологическое краеведение

5.1 Направления развития экологического краеведения школьников в городском округе Мытищи

Теория: Формирование системы личностно-значимых экологических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность городского округа Мытищи . Формирование ценностного отношения к своему окружению и человеку как части природы. Формирование  опыта принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне. Популяризация эколого-краеведческого образования посредством проведения мероприятий экологической направленности.

      Практические занятия в помещении: Планирование  и разработка  эколого-краеведческих мероприятий для дошкольников и  младших школьников. Проведение массовых мероприятий экологической направленности  для дошкольников и младших школьников по актуальным направлениям экологического краеведения..

Форма контроля и текущей аттестации:  Устный опрос.

5.2 Участие кружковцев в популяризаторской работе и социально-значимых экологических акциях городского округа и региона

Теория: Программа и план работы детских и юношеских  экологических движений «Эколята», «Гринпис»,»Зеленая волна» , «Зеленая Молния», молодежное отделение экологической партии «Кедр», «Зеленая планета» и других.

   Практические занятия в помещении: Подготовка к участию в социально-значимых  экологических акциях города и региона.

  Практические занятия на местности:        Участие в посадке леса, охране и подкормке птиц, сохранении видового разнообразия  флоры и фауны, селективном сборе бытовых отходов.

Форма контроля и текущей аттестации:  Выполнение творческих и практических заданий.

5.3 Экологическое проектирование

Теория: Требования к тематике, структуре  и оформлению экологических краеведческих проектов. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии. Методы исследования своего края; причины, проявление, последствия, пути решения экологических проблем; исторические этапы формирования экологической ситуации на территории городского округа  и возможности ее оптимизации и решения.

   Практические занятия в помещении: Сбор и  анализ необходимых данных из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности; оценка  природно-ресурсного потенциала территории экологическое состояние отдельных компонентов, территорий и региона; применение  знаний в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности.

  Практические занятия на местности:         Взаимодействие со структурами городского округа и общественными оргшанизациями, занимающимися вопросами экологии.

Форма контроля и текущей аттестации:  Выполнение практических заданий.

Раздел 6

Подготовка итогового краеведческого учебного исследования

6.1 Подготовка итогового исследования

Теория: Требования к тематике, структуре  и оформлению исследовательских   работ.  Методы исследования своего края. Методы  статистической обработки краеведческой информации.

   Практические занятия в помещении: Сбор и  анализ необходимых данных из различных источников. Обработка данных и включение полученных результатов в работу. Подготовка текста, аннотации и мультимедийной презентации  для защиты исследования.

  Практические занятия на местности:         Сбор материала для работы, взаимодействие с краеведами городского округа.

Форма контроля и текущей аттестации:  Выполнение практических заданий.

6.2 Защита итоговых исследовательских работ

Практические занятия в помещении: Защита  исследовательских работ в объединении.

Форма контроля и итоговая аттестация:  Портфолио достижений обучающегося за учебный год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для учащихся 12-14 лет. 2 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

в помещ.

на местн.

Раздел 1: Безопасная работа объединения  

фронтальный устный опрос

1.1

Вводное занятие. Вводный инструктаж, правила поведения  на занятиях.

1

1

фронтальный устный опрос

1.2

ПДД.

7

3

4

фронтальный устный опрос

Раздел 2. Историческое краеведение.

Зачет

2.1

Специальная подготовка к участию в региональных конкурсах исследовательских краеведческих работ

12

4

4

4

Выполнение контрольных заданий индивидуально и в составе группы

2.2

Источники краеведческих знаний о далеком прошлом. Сбор, систематизация и хранение краеведческих данных.

6

2

4

Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий

2.3

Школьные музеи – база краеведческой деятельности в школе.

12

4

4

4

Выполнение индивидуальных заданий

2.4

Участие в региональных конкурсах исследовательских и краеведческих работ

12

2

10

Составление портфолио объединения и обучающихся

2.5

Исследовательские и проектные  работы по историческому краеведению городского округа Мытищи на примере событий ХХ – начала ХХI века.

14

6

4

4

Устный опрос, выполнение практических заданий индивидуально и в составе группы

Раздел 3. Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) в исследовательской деятельности школьников

Зачет, викторина

3.1

Общее понятие ВИД.

8

4

4

фронтальный устный опрос.

3.2

Сфрагистика. Геральдика. Символика.

12

4

8

выполнение практических заданий. Участие в конкурсе на лучшее знание госсимволики

3.3

Топонимика. Историческая ономастика.

16

6

6

4

Выполнение индивидуальных  практических заданий

3.4

Мини -исследовательские  работы с использованием данных ВИД  в рамках движения  учащихся «Отечество»

12

4

4

4

Выполнение индивидуальных  практических заданий

Раздел 4. Этнография и краеведение

Зачет

1

Основные методы этнографических исследований

8

4

4

Фронтальный устный опрос

2

Особенности изучения современного городского быта

12

4

4

4

индивидуальный устный опрос

3

Собирание и фиксация этнографического материала

12

4

4

4

Выполнение практических заданий

Раздел 5Экологическое краеведение

Зачет

1

Взаимодействие человека и окружающей среды.

12

4

4

4

Индивидуальный устный опрос

2

Основные методы подготовки исследовательской краеведческой работы экологической тематики

12

6

6

Выполнение практических заданий

3

Правила оформления исследовательских работ по экологии

12

6

6

Выполнение практических заданий индивидуально и в группе

4

Актуальные проблемы экологии городского округа Мытищи

12

4

4

4

Фронтальный устный опрос

Раздел 6. Подготовка итогового учебного исследования.

защита индивидуальной исследовательской работы

6.1

Подготовка итогового  исследования

20

6

8

6

Выполнение индивидуальных практических заданий

6.2

Защита итоговых  исследовательских работ

4

4

Составление портфолио обучающихся

Итого:

216

72

92

52

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1

Безопасность на занятиях объединения

1.1Вводное занятие. Вводный инструктаж, правила поведения  на занятиях.

Теория: Вводный инструктаж «Программа охраны труда обучающихся». Правила поведения на занятиях. Правила дорожного движения: пешеходный переход. Выборы актива объединения. Определение способов получения обучающимися и их родителями информации о работе объединения (использование современных средств коммуникации). Способы оповещения педагога в случае неявки обучающегося на занятия по уважительным причинам

Форма контроля и текущей аттестации: Фронтальный устный опрос по «Программе охраны труда воспитанников»

1.2ПДД.

Теория: Город, в котором мы живём и возможные опасные ситуации на дорогах. Для чего нужно знать и соблюдать Правила Дорожного Движения. Организация дорожного движения: светофорное регулирование. Скрытая опасность на дорогах – дорожные «ловушки». Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Запрещающие знаки, предписывающие знаки. Дорожная разметка и её характеристики: вертикальная, горизонтальная (продольная и поперечная), разметка для пешеходов на проезжей части, временная дорожная разметка.

Практика: решение ситуационных задач по правилам дорожного движения, составление маршрута «Безопасная дорога домой». Нанесение на карту местности наиболее опасных участков городского движения

Форма контроля и текущей аттестации: фронтальный устный опрос.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы организации учебно-воспитательного процесса:


Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, дискуссионный.

Наиболее часто используемые методы – это словесный, практический и игровой, они присутствуют в каждом разделе. Реже применяется частично-поисковый  и исследовательский.  

Методы воспитания: убеждение, упражнение, поощрение, приучение, личный пример, самовоспитание.

Основная форма организации образовательного процесса: фронтальная.

Форма организации учебного процесса: беседа, лекция (развивают творческую мыслительную деятельность), экскурсия (обогащает чувственное восприятие и наглядные представления), викторина, игра, практическое занятие (прививают навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности) и т.д.

Педагогические технологии: развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, игровой деятельности, коммуникативная, на основе личностной ориентации педагогического процесса.

Алгоритм учебного занятия:

Структурно занятие состоит из нескольких этапов:

1. Организационный этап (предварительная организация класса, сообщение темы, плана, цели и задач урока, проверка имеющихся знаний, мотивация учащихся).

2. Актуализация знаний (проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы).

3. Усвоение новых знаний (сообщение нового материала).

4. Проверка понимания (устный фронтальный опрос и другие формы контроля).

5. Закрепление знаний (упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, их применение в схожих ситуациях, использование упражнений творческого характера).

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия, формулирование выводов).

Дидактические материалы:

  1. натуральные (гербарии, образцы материалов и т.п.);
  2. объёмные (макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);
  3. схематические (оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты и т.п.);
  4. картинно-динамические (картины, иллюстрации, презентации, слайды, транспаранты, фотоматериалы и др.);
  5. звуковые (аудиозаписи);
  6. смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  7. дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
  8. учебники, учебные пособия, журналы, книги;
  9. тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, игр.

Формы контроля:

  •  фронтальный устный опрос,
  •  индивидуальный устный опрос,
  •  комбинированный устный опрос,
  •  устная контрольная работа,
  •  тестирование,
  •  анкетирование,
  •  анализ результатов проведенных тестовых заданий,
  •  оценка результатов игры,
  •  поверка выполнения индивидуальных заданий,
  •  викторина,
  •  индивидуальное задание.

Формы текущей  аттестации:

  •  зачет,
  •  открытое занятие,
  •  праздник.

Текущий контроль успеваемости учащихся поводится в течение всего учебного года. В процессе обучения при проведении текущего контроля учащихся применяется следующая система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено».

Оценка «отлично» ставится в том случае, когда обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допускает существенных неточностей.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки.

В соответствии с программой проводится промежуточная аттестация. Содержание контрольно-измерительного материала должно охватывать весь пройденный материал программы обучения.

Образовательные технологии, используемые на занятиях:

  •  Технология личностно-ориентированного обучения определяет личность ребёнка, культуру и творчество главной ценностью образовательного процесса. Данная технология важное значение отводит оказанию помощи в становлении субъектности и социальности ребенка, его культурной идентификации, творческой самореализации.
  •  Технология дифференцированного обучения подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку при формировании заданий в коллективе, с учетом его личностных качеств, особенностей, умений и творческих предпочтений. Данная технология предполагает создание наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ученика как индивидуальности в рамках творческого коллектива.
  •  Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
  •  Проектная технология нацелена на активное формирование детского мышления и восприятия. Дети учатся планированию собственной деятельности (постановка цели, определение необходимых задач для её достижения, поиск ресурсов, промежуточный анализ, итоговое определение соответствия цели и результата, выводы из проделанной работы).
  •  Технология коллективной творческой деятельности заключается в поэтапной организации коллективного взаимодействия, при котором учебная группа делится на подгруппы для решения определенных задач. В каждой подгруппе определяется лидер, который следит за выполнением задания. Состав подгрупп меняется в зависимости от задачи. В процессе обучения создаются ситуации, когда дети самостоятельно принимают решение о взаимопомощи. По итогам работы определяется не только общий результат,  но и вклад каждого участника в рабочий процесс.
  •  Информационно-компьютерные технологии используются для показа видеоматериалов, презентаций, изображений, доступа к сети Интернет.
  •  Игровая технология - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов с помощью сравнения и сопоставления; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учеников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку, воображение и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Мытищи/Составители: М. А. Клычникова, Г. Ф. Мелентьев. – Мытищи, ИП  
            Мелентьева И. В. , 2011 г. – 176 с.: ил. 

2. Мытищи. Путь к Победе / Составитель М.А. Клычникова. – Мытищи: ИП Мелентьев В.Г.,                                            

             2015. – 512 с.: ил. Б

3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. , М.: Просвещение, 2011

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.

5.Народы России: История и культура, обычаи и традиции/ Справочник школьника. -         СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. - 96с.: (Серия «Моя Родина - Россия»),

  1. Народы России: Города России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера».: (Серия «Моя Родина - Россия»),
  2. Народы России: Государственные праздники России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»: (Серия «Моя Родина - Россия»).
  3. Народы России: История России. XX век в именах и датах/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»: (Серия «Моя Родина - Россия»),
  4. Народы России: Государственное устройство России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»: (Серия «Моя Родина - Россия»),
  5. Народы России: Конституция основной закон России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»: (Серия «Моя Родина - Россия»),
  6. Народы России: Герб, Гимн, Флаг России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»: ил. - (Серия «Моя Родина - Россия»).
  7. Народы России: Реки, моря и озёра России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»: (Серия «Моя Родина - Россия»),
  8. Народы России: Великие Русские картины России/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»/ (Серия «Моя Родина - Россия»),
  9. Архитектурные памятники России: Рассказы о зодчих и их творениях/ Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера»  (Серия «Любимая Россия»),
  10. Ген Г.Я. Игра, творчество, развитие. Выпуск 1. Сказочные путешествия (сборник разработок развивающих занятий для дошкольников и младших школьников), Обнинск.,1997. - 60 с.
  11. Курило Л.В. Краеведение и туризм: Учебное пособие. М.: 1999.-72 с.
  12.    Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярный   этимологический словарь. - М.: Дет. лит, 1972.
  13.    Красная книга Московской области. Издание второе, переработанное, дополненное. Ред. Т.И. Валыгина, В.А. Зубакин, Н.А. Соболев-М.:Scientific Press Ltd.,2008
  14.  Кац Я.Г., Козлов В.В., Пелымский Г.А, Ушаков С.А.,  Шишкина Л.П. Природные памятники Москвы и её окрестностей.- М.:МГУ им. Ломоносова, Музей Землеведения, 1997
  15.   Комарова Л.С. История села Троицкое Шереметево на Клязьме.-Мытищи: УПЦ «Талант», 2007
  16.   Подмосковье из века в век. Сборник очерков. Отв. ред. Н.С. Ватник, В.Н. Захаров.- ГУ МО Издательский дом «Московия», 2006
  17.    Родник Жизни. Мытищи на рубеже двухтысячного года. А. Жуков, В. Ильин, А. Кожедуб, А. Тимофеев, А. Трофимов.- М.: Современный писатель, 2000
  18. Памятники природы Подмосковья.
  19. Достопримечательные места Мытищинского района. – М.: Моск. Рабочий, 1986.
  20. Память и памятники ( автор- составитель Г.В. Смирнов) – Мытищи: УТЦ «Талант» , 2005
  21. Попадейкин В.И., Струков В.В., Тарунов А.М.  Тропами Подмосковья: Путеводитель. – Изд.4-е, доп. И перераб. – М.: Моск. Рабочий, 1989.
  22. На труд и на подвиг: Страницы истории ордена Октябрьской Революции и ордена Отечественной войны 1 степени Мытищинского машиностроительного завода /Сост.А.А. Порошин, Н.И. Фельдман. – М.: Моск. Рабочий, 1976.
  23. Национальный парк «Лосиный остров». Верховья реки Яузы. /Сост. В. Герасимов. – М.: Express, 1998.
  24. Славен край людьми своими. Почётные граждане Мытищинского района( автор- составитель Клычникова М.А.- Мытищи: УТЦ «Талант», 2004
  25. Смирнов Г.В.  Мытищи. Былое: Очерки истории жизни, быта Мытищ и окрестностей на рубеже Х1Х – ХХ веков, в картинах художников и фотоматериалах. – Мытищи: УПЦ «Талант», 2003.
  26. Тайнинское небо и тропы: художественно- документальные очерки ( сост. В.М. Голубев, В.М. Согин, А.В. Тимофеев) – М: Советский писатель , 2004
  27. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. - М.: Народное образование, 1996.
  28. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 19..
  29. Жегалов С.К. русская народная живопись. – М., 1984.
  30. Жегалова С. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. – М., 1976.
  31. Забылин М. Русский народ: Обряды. Обычаи. Предания. Суеверия. – М., 1996.
  32. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. – М., 1987.
  33. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб.: Изд-во Акцидент, 1997.
  34. Лосинов  В., Смольский Ю. Эта звонкая сказка -Гжель. М .  Сварог. 1994.
  35. Русская лаковая миниатюра. Федоскино. Палех. Мстера. Холуй. /Сост. Л Пирогова, О. Серебряков, Е. Дорошенко, - М.: Издательство Аврора, 1989.
  36. Секреты мастерства. Икона /Сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин. - М.: Век России, 1992.
  37. Соловьева Л.Н. Русская матрешка. – М., 1993.
  38. Солонин П.Н. Здравствуй, Палех – Ярославль, 1979.
  39. Степанов В.И. Праздники святой Руси. – М., 1989.
  40. Харлицкий М.С., Хромов С.С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. – М.: Рос. ун-т Дружбы народов, 1996.
  41. Штюрмер Ю.А.  Туристу – об охране природы. – М.: Профиздат, 1975.
  42. Музей-заповедник «Абрамцево». Очерк-путеводитель. О.И. Арзуманова, А.Г. Кузнецова, Т.Н. Макарова, В.А. Невский- М.:Изобразительное искусство, 1988

Список литературы для детей и родителей

1. «Планета Земля» энциклопедия, Москва «Росмэн» 2013 г.

2. Связующая нить: Сб. документов, исследований и сочинений. /Сост. М.А. Клычков. – Мытищи: УПЦ «Талант», 2002 25.

3. Смирнов Г.В.  Мытищи. Былое: Очерки истории жизни, быта Мытищ и окрестностей на рубеже Х1Х – ХХ веков, в картинах художников и фотоматериалах. – Мытищи: УПЦ «Талант», 2003..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о работе школы интеллектуального и духовно-нравственного развития детей "Юный краевед-исследователь"

В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краевед-исследователь»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги доп...

Учитель. Краевед. Исследователь.

Чувство Родины нужно заботливо взращивать,  прививать духовную оседлость.  Если не будет корней в родной местности,  в родной стороне - будет много людей, похожих...