Божий Храм-проектно-исследовательская работа
учебно-методический материал по краеведению (6 класс) на тему

Коренева Надежда Николаевна

В работе рассказывается о том, как , когда и на какие средства строилась церковь в селе Гостомля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Божий Храм175.82 КБ

Предварительный просмотр:

Божий Храм

(История храма Архангела Михаила в селе Гостомля)

Автор (ы): Коренева  Надежда Николаевна,

учитель МОКУ «Гостомлянская

средняя общеобразовательная школа»

             

                 

                                                                                                            Утвержден

приказом МКУ «Управление по вопросам

образования Медвенского района»

от 18.01.2018 г. № 18

Вхожу я в старый Божий Храм в моем родном селе-Гостомле.

О, сколько шрамов в нем и ран! Ни куполов, ни колокольни.

На обнаженных кирпичах  мелькают солнечные блики,

Но на обшарпанных стенах святые сохранились лики!

А вот- Архангел Михаил, что Храм нарек своим престолом.

Народ когда-то пригласил сюда он колокольным звоном.

А Божией Матери глаза добры ,как прежде ,и суровы.

И все старается она нас уберечь своим Покровом.

Прости же, Господи, всех нас, что довели Храм до разрухи,

Но собран в нем Иконостас, стоят и молятся старухи.

Держа в руках молитвослов, усердно батюшка читает,

А хор дрожащих голосов старушек тихо подпевает.

Сегодня будем поминать усопших всех родных и близких.

Священник стал уже читать те имена, что на записках…

Березы ветви и чабрец, устлала пол трава густая,

А из цветов сплетем венец- ведь завтра Троица Святая!

                                                  Любовь Гладких- Бледнова

                         Церковь Архангела Михаила в селе Гостомля        

    Церковь, о которой идет речь  в стихотворении Любови Степановны Гладких- Бледновой , находится в селе Гостомля. [Приложение 1.Фото 1,2]Согласно «Справочной книги о церквах, приходах и причтах Курской Епархии за 1908 год»[5,с.12,13.] построена она в 1875 году. Называется  Михаило-Архангельской  в честь Святого Архангела Михаила. Церковь однопрестольная, каменная, находится в сорока верстах от губернии и в сорока- от уезда. Ближайшие  к ней станция- Александровское, а железная дорога-Рышково.

Служат : священник - Михаил Клевенский, дьякон - Александр Соколов, псаломщик - Григорий Грицай.

   Первое упоминание о церкви Михаила Архангела в селе Гостомля встречается в документах 4-й ревизии ( переписи податного населения) за 1782 год, в это время село значилось в Суджанской округе Курского наместничества.[6,л.438.] В рапорте священника сообщалось, что Архангельская церковь села Гостомли однопрестольная, деревянная, построена в 1688 году.

   Согласно «Топографическому описанию Курской губернии за 1784 год , селение находилось в Обоянском уезде, вдоль дороги  из Суджи в Курск, церковь в селе деревянная   во   имя   Архистратига  Михаила, при  которой  церковно

и священнослужительских дворов три.[7,л.36. ]

   Итак , церковь в селе Гостомля названа в честь Архистратига Михаила. Кто же этот Святой? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры?

   Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Ангел в переводе с греческого означает «вестник».Священное Писание так именует их потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем таинства Господня» и  изображается, как главный борец против дьявола и беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т.е.старший воин, вождь.

   Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают  с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим дьявола.  В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т.е. совокупности)  святых  ангелов  во  главе  с Архангелом Михаилом  8 ноября

 ( 21 ноября по новому стилю).

   Жители села Гостомля почитают Святого Архангела Михаила  и 21 ноября празднуют Михайлов день.

                                       Покорнейшее прошение

   Итак, первая церковь в селе Гостомля, построенная в 1688 году, была деревянная. Вторая церковь, каменная, построена в 1875 году. Почему у жителей села возникла необходимость строить каменную церковь? Обратимся к архивным документам, а именно к «Переписке с Спасским Волостным правлением, Курским губернским правлением и инженером и архитектором о постройке новой церкви в селе Гостомля». В этом деле находятся рапорта благочинных, прошения, мирские приговоры.

   Ответ на вопрос находится на первом же листе. Это прошение крестьян от 20 февраля 1868 года [ 4,л.1.]. Вот дословный его текст.

                                      Его Преосвященству

Преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому и Кавалеру

                                                     Уполномоченных обществом Курского уезда,

                                                                 села Гостомли  старателей Давыда Наумова

Евглевского, Сергея Алексеева Кузнецова и

Стефана Макарова Познякова

                               Покорнейшее прошение

   В селе нашем церковь во имя Архистратига Михаила обветшала и требует значительной поправки, притом же она для нашего прихода тесна; то мы  с прочими домохозяйствами, значащимися в двух засвидетельствованных волостным Начальством приговорах, по единодушному согласию изъявили желание  построить новую каменную церковь. Для каковой постройки домохозяйства села Гостомли предположили в сдачу в разных местах землю двести пятьдесят три десятины, которая земля может принести доходу в год 1265 рублей серебром, а такоже изъявили согласие участвовать в построении церкви Государственные крестьяне деревни Свидной в числе 30-ти домохозяйств и отдают 32 десятины пахатной земли, которая сможет принести  в год доходу 160  рублей серебром. Притом Вашему Преосвященству имеем честь доложить, что для постройки  предполагаемой нами новой каменной церкви состоит налицо капитальной суммы 1000 рублей серебром, да притом  приготовлено нами кирпича четыреста тысяч, да еще в следующем году его будет выжжено больше трехсот тысяч, о чем с рядчиком заключен уже нами контракт.

   Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благоволите  дозволить нам  устроить каменную церковь на новом месте, получить план на оную церковь и о сем учинить милостивейшую Архипастырскую резолюцию. Выданные нам приговоры для видимости Вашему Преосвященству при сем представляем.

1868 года февраля дня ко сему прошению старатели Государственные крестьяне  Давыд Евглевский, Сергей Кузнецов, Стефан Позняков, а вместо них неграмотных по их личному прошению Титулярный советник Илья Антонович Псарев руку приложил.

      Итак, желание крестьян построить новую церковь вполне понятно, ведь на момент написания данного прошения старой деревянной церкви было уже 180 лет. К тому же, она не вмещала всех прихожан, которых при сей церкви значилось мужского пола 1230, а женского 1280 душ.

      Написанию прошения Преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому предшествовали два сельских схода [4,л.5,6. ], состоявшиеся 11 и 17 января 1868 года . На одном сходе присутствовали государственные крестьяне   села Гостомля  в числе 300 домохозяйств , на другом- крестьяне деревни Свидной в числе 36 домохозяйств. Согласно двух приговоров, из общин села Гостомля и деревни Свидной были избраны старателями церкви крестьяне, от лица которых и было написано 20 февраля покорнейшее прошение. В обязанность старателей входило распоряжаться доходами, получаемыми от сдачи земли, для постройки церкви. Кроме этого, они должны были доставлять подводы и людей для привоза к церкви разных материалов, а также хлеб и провизию мастерам, работающим на строительстве.

        

                     История строительства новой каменной церкви

     О том, что прихожанами Михаило- Архангельской церкви составлено прошение Епископу Сергию, в марте 1868 года священнослужители церкви доложили Курскому уездному Благочинному Илье Зеленину. Из этого донесения [4,л.21,22 ] видно, что в 1868 году служителями церкви были: священник Михаил Четвериков, священник Василий Успенский, дьякон Иван Булгаков, дьячок Николай А .(фамилия неразборчива), пономарь Иоанн Булгаков.

    7 марта 1868 года Благочинный Илья Зеленин получил Указ Его Императорского Величества Самодержца   Всероссийского от  Курской Духовной Консистории [4,л.45. ].В документе указывается, что Курская Духовная Консистория  слушала прошение к Его Преосвященству уполномоченных обществом села Гостомля Курского уезда старателей. После рассмотрения прошения приказали : «С препровождением сего прошения и двух приговоров, предписать Вашему местному Благочинному по селу Гостомле, учинить по содержанию оных на основании 45 ст. Духовной Консистории дознание и таковое с возвращением приложений представить в Консисторию. Между тем старателям о построении в селе Гостомле  церкви объявить, чтобы они …план на означенную постройку представили в Духовную Консисторию.»

    11 марта Благочинный Илья Зеленин в присутствии старшины Спасского Волостного правления Федора Найденова проверил информацию, указанную в прошении и в рапорте в Духовную Консисторию подтвердил необходимость постройки новой каменной церкви на вновь избранном месте.[4,л.44. ] В частности , в рапорте указывается, что место, на котором прихожане собираются построить новую каменную церковь «прилично и удобно, а именно на ровной, выгонной площади и, можно сказать, в центральном расположении прихода». Здесь же Благочинный перечислил средства, на которые  прихожане собираются строить новое каменное здание церкви  и указал, что у них «выжжено кирпича более трехсот тысяч и еще будет выжжено летом сего года триста тысяч, как видно из заключенного ими с мастером сего дела Савчуковым, форменного контракта».

    19 марта последовала резолюция Его Преосвященства[4,л.16. ] со словами: «Построение в селе Гостомле Курского уезда вместо ветхой деревянной Архангельской вновь каменным зданием церкви разрешить на собственный  счет прихожан по плану, рассмотренному и утвержденному Строительным Отделением Курского Губернского Правления, с тем, чтобы постройка сия произведена была под надзором архитектора или вольно практикующего техника, имеющего к познаниям своим в строительном искусстве узаконенное свидетельство, и местного Благочинного, и чтоб, кто будет приглашен для надзора за постройкою, доложено было Консистории пред заложением церкви».

    Заложение церкви прихожане назначили на Петров день, 29 июня по старому стилю. Об этом свидетельствует покорнейшее прошение старателя Сергея Алексеева Кузнецова Епископу Сергию [4,л.19. ], в котором он указывает, что к заложению храма все готово и покорнейше просит от лица всего общества села разрешить заложение. Данное прошение написано 21 мая 1868 года, а 24 мая Благочинный Илья Зеленин в своем рапорте [4,л.20.] в Курскую Духовную Консисторию указывает, что священно церковнослужители уведомили его о том, что построить в селе Гостомля новую каменную церковь предложил суджанский купец Иван Стефанович Воюев, имеющий в строительном искусстве узаконенное свидетельство, и, что купец Воюев уже заключил условие со старателями новостроящейся церкви.

    Курская Духовная Консистория в своем указе от 28 июня за № 5385 поручила заложение церкви совершить Благочинному священнику Илье Зеленину. Об этом он упоминает в покорнейшем рапорте [4,л.30.] и докладывает: «порученное мне  заложение в селе Гостомле на вновь избранном месте  новой каменным зданием церкви, вместо существующей ветхой деревянной во имя Архистратига Михаила , мною, 30 числа того же июня месяца по правилам Святой Апостольской Церкви учинено».

    Вот так началось  строительство каменной церкви . До сих пор в селе из уст в уста передается рассказ о том, как строили церковь.  Скурлатова Екатерина Павловна, местная жительница, ныне покойная, рассказывала : «Строили церковь всем миром, с великим желанием и рвением. Всё старались делать добротно и качественно. Для этой цели рядом со стройкой был вырыт котлован, в котором мешали раствор для кладки кирпичей, здесь же стояли печи для обжига. Раствор был необычный, в него входили глина, песок, известь, а для особой крепости, говорят, туда добавляли куриные яйца. Не знаю, помогли они или нет, но церковь пережила две мировые войны, гражданскую, период разрушения и  до сих пор стоит прочная, крепкая, красивая, радуя жителей села».

    Летом 1875 года, когда строительство церкви близилось к завершению, священником Михаилом Четвериковым на благоусмотрение Его Преосвященства Епископа Сергия  были представлены планы , составленные купцом Воюевым для иконостаса и ограды для строящейся церкви[4,л.37.]. В архивных документах нет планов, о которых идет речь, но в более поздних документах можно прочесть опись имущества, из которой видно, что иконостас в церкви был деревянный с разными вырезными украшениями четырех ярусов. «Иконы на иконостасе все на железе разных красок». Царские врата деревянные с разными вырезными украшениями. На них две малых иконы с изображением Спасителя и Божией Матери в посеребренных ризах. [8,л.3-5.]Об ограде вокруг церкви известно, что была она кованая, невысокая, примерно 1 метр высотой. Об этом рассказывала Скурлатова Екатерина Павловна.

    4 октября 1875 года Курского уезда села Гостомля священник Михаил Четвериков и один из попечителей по построению нового храма Глеб Горельский подали прошение Его Преосвященству , в котором говорилось о том, что постройка нового храма кончена и храм во всем приготовлен к освящению. В этом же прошении была высказана просьба дозволить освятить новый храм 13 октября и дело освящения поручить Щигровскому уездному Благочинному священнику Лаврентию Попову. К прошению прилагалось архитекторское свидетельство[4,л.39.] о вновь построенном храме. Вот его текст:

Курского губернского                                      Свидетельство

Инженера                                   Каменная церковь в селе Гостомля Курского

Строительного                         уезда постройкою окончена правильно и прочно,

Архитектора                             почему в строительном отношении к освящению

Октябрь  «5» 1875 г                 Храма препятствий не имеется.

                                                   Строитель- Архитектор

                                                   Подпись: Еремеев

      В ответ на прошение Курская Духовная Консистория  Указом № 7043 от 6 октября 1875 года[4,л.40.] разрешила освящение церкви. Об этом указал в  рапорте Благочинный Щигровского уезда священник Лаврентий Попов, который по церковному чиноположению освящал новопостроенную каменную церковь Архангела Михаила в селе Гостомля.  Произошло это событие, как и намечалось, 13 октября 1875 года. Вместе с Лаврентием Поповым храм освящали  священники : местного прихода Михаил Четвериков, Спасской церкви с.Спасского Петр Сахаров, с.Высокого Архангельской церкви Николай Дьяконов, с.Каменева Петр Недригайлов и заштатный Алексей Недригайлов; Суджанского уезда с.Белый Колодезь Николаевской церкви Федор Соколов, дьяконы: приходской  Иоанн  Булгаков и с.Спасского Спасской церкви Михаил  Вишневский [ 4,л.40.].В этом же рапорте Лаврентий Попов пишет, что после совершения им Литургии прихожане просили его довести до сведения епархиального начальства о  ревностном действе, беспрерывном и неутомимом старании и содействии приходского священника Михаила Четверикова во время построения новоосвященного храма.

     В архивном деле о строительстве церкви есть документы[4,л.34,35],свидетельствующие о том, что в хранилище старой деревянной церкви находились деньги, 784 рубля серебром, собранные прихожанами на строительство новой каменной церкви. 21 января 1870 года старатель Давыд Наумов Евглевский покорнейше просил  Его Преосвященство Епископа Сергия повелеть священнику отцу Михаилу выдать старателям эти деньги, чтобы рассчитаться за строительство. Желание старателя было удовлетворено. Разрешено было эту сумму вынуть из церковного хранилища и , согласно намерению просителей, выдать ее строителю храма купцу Воюеву. В рапорте Благочинного Ильи Зеленина в Курскую духовную Консисторию от 20 февраля 1871 года говорится, что «сумма 784 руб серебром вынута из церковного хранилища и, согласно намерения просителей , выдана под расписку строителю храма купцу Воюеву».

    На этом и заканчивается дело о строительстве церкви.

                               

                             Михаило- Архангельская церковь  до 1930 года

       С 1875 по 1917 год церковь в селе Гостомля функционировала, как во всех местах Российского государства. Священники совершали церковные службы и требы. С течением времени в ней менялись церковнослужители. В 1893 году на службу поступил священник Михаил Афанасьевич Клевенский. С 1890 года дьяконом служил Александр Федорович Соколов, а с 1908 года псаломщиком- Григорий Стефанович Грицай.

    В 1884 году император Александр III издал указ: открыть при церквях школы, а духовенству поручил быть руководителем образования русского народа. Были открыты церковно-приходские школы и на Медвенской земле. Дети получали в них двухклассное образование. Учителями были, в основном, духовные лица. В приходе Михаило- Архангельской церкви села Гостомля действовали две земские школы.

   В церкви велись записи рождений, бракосочетаний, смертей.

   После выхода в свет декрета СНК  РСФСР от 23.01.1918 г. Михаило-Архангельский храм продолжал действовать в соответствии с договором, составленным в 1920 году. К договору прилагалась опись имущества: «Храм каменный, при храме сторожка каменная, колоколов 4, крестов 6: медных – 4, серебряных- 1, евангелие большое в бархате- 4, евангелие малое- 3. Икон на цинковых листах, расписанных красками-50…»[9,л.106.]

    Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г  из Михаило- Архангельской церкви села Гостомля Курского уезда было изъято 8 предметов общим весом 1ф.68 зол., в том числе риза с 1 иконы, углы и середина с евангелия- 5 шт.[10,л.170,171.]В архивных документах имеется протокол изъятия, из которого понятно, что ценности изымались на предмет их реализации с целью оказания помощи голодающим Поволжья. Члены подкомиссии в присутствии группы верующих проверив церковную опись, составленную до 1917 года, нашли, что по сравнению ее с описью инвентаря и различных церковных ценностей, составленной после 1917 г , оказалось все в наличии. Из ценностей, указанных в описи, решили изъять вышеуказанные предметы. Протокол подписан председателем волисполкома И. Ворсиным.

    С 1929 года церковь в селе Гостомля не действовала . В 1930-31 годах она занята была под ссыпку хлеба. По словам бывшего парторга колхоза 1 Мая  Вытовтова Ивана Антоновича ,« в 1930 году общее собрание (сход)  с. Гостомли постановил закрыть церковь Михаила Архангела, находящуюся на территории колхоза имени Крупской как бездействующую и пришедшую по ветхости в негодность для службы».Эти слова Иван Антонович, а вместе с ним Мицкий Николай Кузьмич, Еников Иван Дмитриевич подтвердили своими подписями, когда позже, в 1951 году вновь  стоял вопрос о закрытии церкви. Татаренков Федор Иванович, подтверждая тот же факт, пишет, что здание церкви было продано Медвенским РАЙФО Гостомлянскому сельпо, а Гостомлянское сельпо перепродало здание колхозу имени

1 Мая. Колхоз,  после покупки,  использовал здание церкви под ссыпку колхозного зерна и производил в нем ремонт, в результате которого был настелен пол, установлены окна, устроены перегородки. На ремонт колхозом 1 Мая было израсходовано 8000 рублей. Кроме этого, Федор Иванович подтвердил, что колхоз перечислял за купленное здание церкви Медвенскому РАЙФО 9000 рублей и отдал Гостомлянскому сельпо одну лошадь. Подтверждения колхозников заверены подписями председателя сельского совета и секретаря.[11,л.1.]

    Ввиду того, что церковь в селе Гостомля с 1929 года не действовала в течение нескольких лет, по сведениям облисполкома, на основании постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года, она была закрыта 25 июля 1940 года[12,л.17]. Здание было передано исполкому райсовета под культурные цели.[13,л.57.]Скурлатова Е.П. рассказывала, что в церкви сделали сельский клуб. По вечерам в этом клубе играла гармошка, но никто туда идти не хотел.

     

Военный и послевоенный период работы церкви Архангела Михаила        

    Вновь функционировать церковная община в селе Гостомля начала в марте 1942 года.[11.л.1.] Это был период фашистской оккупации. По словам Скурлатовой Екатерины Павловны, церковь нужна была людям. Женщины день и ночь молились за своих мужей, братьев, отцов, сыновей, которые были на войне. Бывало, во время службы в церковь заходили немцы. «Постоят, посмотрят и ,молча, уходят.»

   В 1946 году  церковная  община Михаило-Архангельской церкви подала заявление [Приложение 2.Копия 2.] в Совет по делам Русской Православной церкви на имя уполномоченного Совета  товарища Ефремова  с просьбой зарегистрировать общину и выдать документы ввиду того, что церковная община функционирует с марта 1942 года и не имеет регистрационных документов. Заявление подписано священником Василием Мухиным, псаломщиком М. Поповым, председателем церковного совета Мицкой Марфой Егоровной, церковным старостой Гладковой Ульяной Леонтьевной и многими жителями села Гостомля и деревни Свидного . В архивном документе [Приложение 2.Копия 6] имеется список учредителей двадцатки общины Михаило-Архангельской церкви села Гостомля Медвенского района Курской области:

  1. Гладкова У.Л.
  2. Поздняков Я.П.
  3. Поздняков Т.М.
  4. Бледнова М.Н.
  5. Евглевская М.С.
  6. Петров Т.И.
  7. Мицкий М.И.
  8. Подпоров М.Е.
  9. Коновалова З.Т.
  10. Мицкая М.Е.
  11. Евглевский И.А.
  12. Ворсин Е.Б.
  13. Пинаев С.П.
  14. Сазонов П.П.
  15. Силакова А.А.
  16. Лаптев Ф.Ф.
  17. Канунников А.Л
  18. Кузнецова Е.П.
  19. Бобкова Н.Н.
  20. Алтухова Н.А.

    Договор граждан  села Гостомля Медвенского района о передаче в бессрочное пользование здания церкви и имущества  был составлен 21 июля 1946 года.[11.л.1.] В договоре прописаны обязательства членов общины. Говорится, что они обязаны беречь церковное имущество, не допускать, чтобы совершало религиозные обряды лицо, не имеющее справки  от Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Курском Облисполкоме. Кроме этого, члены общины обязаны за счет прихода оплачивать все расходы на содержание церкви, сторожки, земельного участка  по ремонту, отоплению, страхованию, по охране, оплате долгов, налогов, местных обложений и др., а также беспрепятственно допускать во внеслужебное время представителей исполкома. В деле имеются регистрационные анкеты на членов церковного совета и членов ревизионной комиссии. Заполнены  эти  анкеты  красивым  каллиграфическим  почерком. [Приложение 2.Копия 1]

      Как видно из вышеуказанного заявления, в 1946 году в Михаило- Архангельской церкви служил священник Василий  Мухин. Прослужил он до сентября 1946 года. Об этом свидетельствует следующий архивный документ, «Акт о сдаче и приемке здания храма и находящегося в нем имущества»  от 3 сентября 1946 года. В акте указано, что священник о. Василий Александрович Мухин сдал ,согласно договора Медвенского РАЙФО ,перечисленное имущество, а настоятель храма о. Николай Константинович Переверзев это имущество принял. Передача состоялась по причине того, что Василий Мухин был переведен на службу в город Курск.

    Священник Николай Переверзев прослужил в церкви села Гостомля с 1 августа 1946 года по 4 июня 1958 года, затем был переведен в Николаевскую  церковь села Белый Колодезь. По словам Скурлатовой Е.П., жил он в селе Спасское и каждый день ходил на службу сначала в Гостомлю, а позже в Белый Колодезь. С

 4 июня 1958 года по 9 февраля 1960 года  отец Николай служил в церкви Архангела Михаила по совместительству.

                                              Закрытие церкви

    10 июня 1950 года  в селе Гостомля , согласно выписке из протокола [11,л.23.] состоялось общее собрание колхозников (сход), которое единогласно постановило вернуть здание церкви колхозу или вернуть за него 9500 рублей ( 500 рублей за лошадь). К протоколу приложены подтверждения граждан . Об одном  из таких подтверждений уже говорилось в предыдущей главе. О том, что здание церкви было продано колхозу, подтвердили многие колхозники, а также старший налоговый инспектор Медвенского РАЙФО Спиридов Семен Тихонович и Черников Николай Афанасьевич- старший инспектор госстраха.

    В мае 1951 года исполком райсовета депутатов трудящихся направил в Курский облсовет депутатов трудящихся  ходатайство собрания о закрытии церкви. [11,л.25.]  К ходатайству были приложены подтверждения граждан на 11 листах, а также заключение технического состояния церкви в селе Гостомля. [11,л.26-37.]   В заключении  написано, что при осмотре технического состояния церкви села Гостомля 04.08.1951 г было установлено, что церковь длительное время «действует без капитального ремонта, не имеет никакого архитектурного оформления. Наружные стены  заросли травою, посредине помещения имеется трещина в стене, что грозит обвалу стен и крыши. Кровли на куполе нет, а потому под действием дождя крыша протекает и внутри разрушается штукатурка и имеются по всему своду перекрытия черные пятна от сырости, в результате чего внутренний вид помещения угрожает нахождению людей в церкви. Наружные и внутренние двери сделаны примитивные, из тонкой доски и имеют трещины. У входной  двери крыльцо и ступени подверглись разрушению.»  Далее, вывод:  для проведения службы помещение церкви не приспособлено.

    1 октября 1951 года заместитель председателя Исполкома Облсовета депутатов трудящихся Е.Калиничева   направила   председателю  Медвенского райисполкома Селиванову М.И. письмо, в котором говорится, что ходатайство райисполкома об изъятии у религиозной общины села здания действующей церкви и о возвращении его колхозу Крупской ( после укрупнения колхозов название сменилось) Советом по делам русской Православной церкви при Совете Министров СССР отклонено. [11,л.40.]   Таким образом, церковь Архангела Михаила продолжила свою работу.

    Следующий период в жизни церкви начался в 1960 году. В феврале месяце председатель колхоза имени Крупской Каменев направил председателю Исполкома Курского Облсовета депутатов трудящихся Черепухину С.И. ходатайство, в котором вновь указано, что здание церкви было продано колхозу. [Приложение 2.Копия 4]  Заметны расхождения в том, в каком году совершалась купля- продажа и за какую цену. Председатель указывает, что служба в церкви не проводится, т.к. образовалась  большая трещина сводов ( на самом деле никакой трещины нет до сих пор) и что церковь стоит в полуразрушенном состоянии. В конце ходатайства говорится, что колхоз испытывает недостаток в складских помещениях, тем самым выражена просьба , отдать здание церкви колхозу.

    В ответ на указанное ходатайство 5 марта 1960 года секретарь Исполкома Облсовета депутатов трудящихся В.Морозов  направил письмо в Медвенский Райисполком, где просил Карачевцева А.Ф. и Черникова Г.Т. лично разъяснить председателю колхоза Каменеву, что здания церквей, как государственное имущество не могут передаваться колхозам, тем более, что указанная церковь действующая и зарегистрирована установленным порядком. [Приложение 2.Копия 3]  

В этом же письме указано, что вопрос снятия этой церкви с учета действующих изучается и приказано проследить, чтобы в церкви не велись службы.

    Следующее в архивном деле письмо заместителя Председателя Исполкома Облсовета  И.Свиридова,  адресовано оно Председателю Медвенского Райисполкома Гудкову А.П. . И.Свиридов говорит в нем, что необходимо проследить, чтобы в указанной церкви не проводилось богослужение со стороны и в частности, священником Переверзевым, имея ввиду, что прихожане из села Гостомля постоянно обращаются к епископу с просьбой вернуть его на службу в Михаило- Архангельскую церковь. [Приложение 2.Копия 7]  

     Как видно из следующего документа, приказы высшего начальства были выполнены.  7 апреля 1960 года общее собрание колхозников колхоза имени Крупской вынесло решение о закрытии церкви в селе Гостомля. [Приложение 2.Копия 5]  Одним из поводов для закрытия является то, что « церковь превратилась в рассадник инфекционных заболеваний» Исполком райсовета депутатов трудящихся данное решение общего собрания колхозников одобрил, но решил, что здание следует передать колхозу под культпросветучреждение.

    Таким образом, 22 сентября 1960 года договор Медвенского Райисполкома с общиной Русской Православной Церкви в селе Гостомля было решено расторгнуть, здание изъять, а товарища А.Ф. Гудкова обязать  объявить это решение общине верующих и установить наблюдение, чтобы не было попыток восстановить службу в церкви . [Приложение 2.Копия 7]  

    На основании решения Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся было произведено изъятие культового и другого имущества, находящегося в здании церкви, и передача его церковному совету Николаевской православной церкви села Белый Колодезь согласно описи от 15.11.1960 г. [11,л.74-80.]

    Вот так церковь из Храма Божьего превратилась в клуб. Житель села Гостомля, Вытовтов Вячеслав Иванович, которому в 1960 году  было 10 лет, рассказал, что при попытке демонстрировать в этом клубе кино, ничего не вышло, акустика не позволила. И снова церковь стала складом.

                                   Новая жизнь старой церкви        

          В соответствии  с   Законом  РСФСР  «О  свободе  вероисповедания»

от 25.10.1990 г. [2] зарегистрирован храм Архангела Михаила (Михайло- Архангельский) Курской епархии Русской Православной церкви ( Московский патриархат) в селе Гостомля Медвенского района ( 03 августа 1992 года №158).

         В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года [1] возобновлена регистрация религиозной организации - православный Михаило- Архангельский приход Курской епархии Русской Православной Церкви ( Московский патриархат) в селе Гостомля Медвенского района ( 21.01.2000 года № 238р).

        В настоящее время в храме ведутся службы.[Приложение 1.Фото 5,6,7] Служит священник о. Максим Кананыхин .[Приложение 1. Фото3,4,5] До него служил иерей Сергей Орлов. Еще раньше – о. Дмитрий Насыров, а первым священником  в 1990 г был о. Андрей Кисилев .

       Храм реставрируется, подведено газовое отопление, электричество.  Осенью 2017 года установлен центральный купол,  [Приложение 1. Фото8]  отремонтирована колокольня. С восточной алтарной стороны посажен яблоневый сад.

       Прихожане выражают надежду, что закрытие храма в 1960 году было последним в его истории.

                                  …Прости же, Господи,Ты, эти поколения

                                      За слепость нашу- дай нам шанс спасения.

                                      Настало время и покаянный час-

                                      Восстановить, что рушили до нас.

                                                                 

                                                             Любовь Гладких- Бледнова

                           Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 №123-ф3
  2. Закон РСФСР от 25.10.1990.№267-1 «О свободе вероисповеданий»
  3. Ф.20.оп.2,д.230//ГАКО
  4. Ф.20.оп.2,д.344//ГАКО
  5. Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской Епархии за 1908 г.Курск.1909.
  6. Ф.184.оп.2,д171.//ГАКО
  7. Ф.Р-30.оп.1,д.183.//ГАКО
  8. Ф.Р-750.оп.1,д.425//ГАКО
  9. Ф.Р-323.оп.1.д339.//ГАКО
  10. Ф.Р-323.оп.1.д.683.//ГАКО
  11. Ф.Р-5027.оп.4.д.48.//ГАКО
  12. Ф.Р-323.оп.4.д.10.//ГАКО
  13. Ф.Р-323.оп.4.д.47.//ГАКО

                                                                                                        Приложение 1

D:\Черная флэшка\храмы\ФОТО ЦЕРКВИ\74LI0CAK6SAQ6CASCGSPJCADV6MQ4CA3ATZXQCAR5BRZPCA4VY6RDCA1MDWPTCAB78ZQQCAGR97Y9CAHFR4WZCATOJWEECAI3MTF7CABIAN3TCATVSAIKCAQLUJVKCARM9C0CCA007W40CA7DF65JCAE8RYRR.jpg

Фото 1.Церковь Архангела Михаила в селе Гостомля.

D:\Черная флэшка\храмы\ФОТО ЦЕРКВИ\GHHJ8CA506CNTCA41P43DCADVBI14CA3PMEFSCAEME424CATND74BCA5W3JVSCAD9XIW1CAQGWBRWCAE9CQVGCAX77KAQCA2V63TJCAT9YY2ZCAAMB26KCAHOZIG3CAU7G900CA9TAT43CA3YW3L1CAG9KHDG.jpg

Фото 2.Церковь Архангела Михаила в селе Гостомля.