Мои родители
статья по краеведению на тему

Очирова Надежда Михайловна

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Очень важно своим детям рассказывать семейные истории, биографии предков своего рода. Истории прошлого объединяют семью!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_roditeli.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Газета «Буряад Унэн» от 6 мая 2010 г.

Буряад Унэн ДУХЭРИГ №17                 рубрика ПОДРОБНОСТИ

К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Предоставляем слово одному из авторов «Бизнес Олзо» - учителю Гильбиринской средней школы Надежде Михайловне Очировой. В канун юбилея Великой победы она расскажет о своих родителях. 9 мая в родительском доме все сестры со своими семьями и встретят святой для всех поколений праздник.

Надежда Очирова учитель Гильбиринской школы

Мои родители

        Мой отец Очиров Михаил Цыренович родился 15 сентября 1921 года в селе Хурамша Иволгинского района. В октябре 1939 года пошел служить матросом Тихоокеанского флота. Он был физически сильным, выносливым, поэтому его зачислили в первую отдельную лыжную бригаду разведчиком морского батальона. На службе учили ведению разведки, стрельбе, метанию гранат, штыковому бою, совершали учебные атаки и маршброски.

В августе 1941 года его отправили на Брянский фронт в составе 1-ой отдельной лыжной бригады. Формирование её проходило за г. Горьким,  в Гороховецких лагерях. В январе 1943 года их отправили на линию фронта Курско-Орловской дуги. Вместе с войсками 1-го Украинского фронта осуществлял одну из блестящих операций Великой Отечественной войны – создание стратегического Киевского плацдарма Советской Армии. Позже из остатков 1-ой бригады был создан штаб 18-го стрелкового корпуса. Моего отца как наиболее смелого и сообразительного назначили телохранителем командующего корпусом генерал-майора Нечаева. Затем его как опытного водителя командировали в Москву за новой машиной, на которой возил начальника политотдела корпуса полковника Карпова. Много раз приходилось им попадать под бомбежки, когда над ними пролетали немецкие самолеты, сбрасывая бомбы, но он всегда находил правильное решение для спасения своего командира. С ним он и закончил войну. Мой папа часто вспоминал его как хорошего человека, который заботился о своем водителе. Например, делился своим офицерским пайком, позволял отдохнуть ему во время длительного пребывания его на совещании, в то время как другие водители должны были не отводить глаз от двери, в которую вошел начальник, для того чтобы сразу подать машину к выходу его из здания. После войны он хотел найти его самого или его детей, чтобы поблагодарить, но так и не решился. Когда весной 1981 года ему предложили отдых на курорте Моршин Львовской области, он с удовольствием поехал и с волнением прошелся по улицам Львова.

Был участником освобождения Западной Украины, Польши, Чехословакии. День Победы встретил в Праге. Награжден орденами «Отечественной войны II степени» и «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Праги» и юбилейными медалями. Таков вкратце боевой путь моего отца.

В нашей деревне помнят его как трудолюбивого и ответственного человека. У него были хорошие организаторские способности и «золотые» руки, работал заведующим гаражом, МТМ. Хотя он был механизатором, в 1974 году руководство совхоза назначило его прорабом, так как нужно было в короткие сроки отремонтировать ферму, построить стригальный пункт. Он помог многим молодым людям стать настоящими тружениками, многие из них рассказывали мне о том, каким он был хорошим примером отношения к труду, требовательным к себе и своим подчиненным. В то же время он умел выслушать, подсказать и помочь. Но особенно всем он запомнился его способностью интересно рассказывать, шутить, во время коротких передышек в работе. Где бы он не находился его всегда окружали люди, готовые с большим вниманием слушать. Когда он был на пенсии, любил ходить в магазин за хлебом, соберутся люди на крыльце магазина и с удовольствием слушают его. Выступал на митингах в честь Дня Победы и на школьных мероприятиях. И что интересно, мог найти общий язык, тему для беседы и с простым работником, и с писателем, и с министром (были у него и среди них друзья). В апреле 1995 года наш земляк А.Д. Бадаев, народный поэт Бурятии сделал о моем отце большую передачу в программе «Степные огни».

Некоторые его рассказы я хочу поведать вам.

Во время учебы в Загустайской школе, его научили проигрывать на пианино мелодию одной бурятской песни. И вот при освобождении города Краков в костеле на органе набрал ту же мелодию. Через некоторое время, в этот костел вбежал радостный капитан, бурят по национальности и попросил сыграть еще что-нибудь. Но других мелодий он не знал, поэтому капитан, расстроенный быстро ушел. После он очень пожалел, что не узнал его имя, откуда родом и т.д.

Во время службы в армии ему сделали наколку на руке, не предплечье «ТОФ», т.е. Тихоокеанский флот и якорь. Затем на войне, моего отца узнал по наколке его армейский сослуживец. В блиндаже, во время бомбежки было темно, поэтому он не видел его лица, но случайный свет высветил только руку. Положив свою руку на наколку, он спросил» «Очиров?». Звали его Иван Дарханов, родом из Кабанского района, села Хандала. После войны они часто встречались. Также после войны он поддерживал дружеские семейные отношения с армейским другом Гавриловым Иваном Карповичем. Он работал водителем скорой помощи в Республиканской больнице г. Улан-Удэ.

     

Моя мама Очирова Цыпилма Абидуевна, родилась в 1929 году в селе Барун-Хасурта Хоринского района.  Во время войны ей было 12-14 лет, в таком юном возрасте она была удостоена медали «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». Природная грамотность, тактичность и интеллигентность позволили ей большую часть трудовой жизни работать секретарем сельского совета и избираться её депутатом. В нашей семье чаще главенствующая роль отводилась папе, в этом заслуга нашей мамы. Такое дальновидное поведение настоящей восточной женщины лишний раз обязывает мужчину быть во всем примером своим детям.    

Мои родители прожили долгую счастливую жизнь. Вырастили 4 дочерей, дали хорошее образование. Благодаря их правильным наставлениям и требовательности мы все стали заслуженными людьми. По примеру своих родителей воспитываем своих детей и внуков. Они ушли из жизни в возрасте 75 лет (папа) и 73 года (мама).

Мой отец единственный сын в семье пошел на войну и вернулся живым и невредимым. Возможно, в этом есть и заслуга бабушки, матери моего отца. Моя бабушка была всегда доброй, щедрой и хлебосольной женщиной, в трудные военные годы не жалела еды односельчанам, которые заходили к ним по дороге из села Хурамша в село Гильбира. Она подсознательно верила в то, что ее добродетель будет охранять ее сына на войне. Ведь согласно буддийскому закону кармы каждый поступок имеет этическую ценность, и действия, совершённые человеком в отношении других существ возвращаются к нему обратно в виде удачи и счастья твоих детей. Поэтому в буддизме забота о будущих поколениях считается очень мудрым и дальновидным поведением.

В1969 году мой отец сломал ключицу и такой грамотный и энергичный человек не мог сидеть, сложа руки. Он увлекся историей села, историей родов и генеалогией, составил «Домог гильбиринских бурят», где имеются сведения о родословных всех жителей села Хурамша. За составление родословных может взяться не любой человек, моему отцу в этом также помогли его способность общаться, беседовать с людьми и отличная память. Старейшины села Бато-ахай Гунтупов, Даши-ахай Доржиев были его основными информаторами.

Очень важно все, что узнал написать, передать будущим поколениям. В этом велика роль печатного слова. И поэтому я решила написать данную статью о моих родителях, в первую очередь, для того, чтобы наши же внуки и правнуки знали о них и гордились ими.

        

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...