Трудовое воспитание учащихся в Симбирской чувашской учительской школе.
статья по краеведению (9 класс) на тему

Трудовое воспитание учащихся в Симбирской чувашской учительской школе.

         И. Я. Яковлев глубоко верил в трудолюбивый чувашский народ. Важнейшими истоками его педагогических идей явились народные трудовые традиции воспитания и обучения подрастающего поколения, учения Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Н. И. Ильминского. Большое значение имел также повседневный опыт педагогического коллектива Симбирской чувашской учительской школы

          Изучение педагогической системы И. Я. Яковлева показывает, что воспитание и обучение подрастающего поколения рассматривались им как продолжение народного воспитания. Иван Яковлевич считал, что труд должен стать непосредственным объектом изучения и освоения в школе. Основные пути творческого использования народных трудовых традиций в чувашской школе впервые наметил И. Я. Яковлев. Он умело сочетал народные трудовые традиции с достижениями педагогической науки России и Западной Европы, свои идеи трудового воспитания разрабатывал с учетом конкретных исторических и местных условий.

            В чувашской народной педагогике трудовое воспитание строится на включении детей в трудовой деятельности под контролем взрослых.  С детских лет дети были хорошо знакомы с народными чувашскими традициями, они воспитывались в трудовой обстановке, через труд формировался их этнопедагогический  духовный облик. Вся деятельность школы И. Я. Яковлева была направлена на то, чтобы воспитать «идеального чувашского учителя человеком, который умеет все: и петь, и плясать, и сказку рассказать, и косить косой, и цепом молотить, и лошадь запрячь, потому что деревня не любит пустых говорунов и требует показать на деле, что умеет человек».

             Интересен его взгляд на этот вопрос: «В деле приготовления народных учителей я не сторонник одних теоретических знаний и не стою за расширение программ в количественном отношении». Исходя из этих принципов, И.Я. Яковлев в состав предметов школы включал, прежде всего, те, без которых невозможна успешная деятельность педагога по просвещению родного народа.

          И.Я.Яковлев не включал в программу те дисциплины, которые не находили бы применения в практической деятельности учителя.

По вопросу трудового воспитания он изучал опыт учебных заведений России, в которых преподавалось сельское хозяйство. Яковлев прекрасно владел основами сельского хозяйства и в области растениеводства, и в области земледелия.

            Для теоретического изучения основ сельского хозяйства в программу учителей школы И.Я. Яковлев ввёл такие предметы, как ботаника, физиология и анатомия растений и человека, зоология, минералогия и др. Теоретические знания биологии позволяли учащимся проводить самые различные опыты на пришкольном участке.

        В учебных мастерских под руководством мастера воспитанники изготовляли предметы школьного оборудования, сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода (мебель, оконные рамы, ульи, сундуки, приборы для учебных кабинетов и др.). По мнению И. Я. Яковлева, труд в мастерских для учащихся очень полезен, потому что он способствует развитию у них ловкости, глазомера, чувства изящного, выработке умения пользоваться различными инструментами и станками.

      Большое значение для воспитанников имело использование в учебном процессе народных трудовых традиций, проведение праздников древонасаждения, урожая, весеннего сева, работа по разведению древесных пород и кустарников в питомниках, необходимые, по словам И. Я. Яковлева, для понимания значения окружающей среды в сохранении здоровья людей.

        Выпускник Симбирской чувашской учительской школы 1899 года В.Г. Егоров писал: « С каким, бывало, удовольствием, радостью мы занимались в саду или над прививкою дичков, или над окучиванием овощей, или над определением приблизительного возраста лошади или коровы…»

       Серьезное внимание уделял И. Я. Яковлев женскому образованию. В женщинах он видел могучую силу возрождения культуры чувашского народа. В учебный план женского училища наряду с общеобразовательными предметами были включены рукоделие, домоводство, правила ухода за ребенком, больными. И. Я. Яковлев считал, чтобы поднять культурный уровень чувашской семьи, нужно дать соответствующее образование и воспитание как отцу - главе семьи, так и матери, которая играет главную роль в воспитании детей.

         Можно бесконечно долго говорить о трудовом обучении в стенах Симбирской чувашской учительской школы, но главная задача учителей настоящего времени – не оборвать эту ниточку, сохранить связь поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Земляков, А. Е. Проблема связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики /

A. Е. Земляков. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет, 2004. - 290 с.

2. Госархив Ульяновской области. - Ф. 865. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 1.

B. Г. Скворцов // И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья. - Ульяновск ; Чебоксары, 1993. - С. 189-192.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание учащихся в Симбирской чувашской учительской школе.

         И. Я. Яковлев глубоко верил в трудолюбивый чувашский народ. Важнейшими истоками его педагогических идей явились народные трудовые традиции воспитания и обучения подрастающего поколения, учения Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Н. И. Ильминского. Большое значение имел также повседневный опыт педагогического коллектива Симбирской чувашской учительской школы

          Изучение педагогической системы И. Я. Яковлева показывает, что воспитание и обучение подрастающего поколения рассматривались им как продолжение народного воспитания. Иван Яковлевич считал, что труд должен стать непосредственным объектом изучения и освоения в школе. Основные пути творческого использования народных трудовых традиций в чувашской школе впервые наметил И. Я. Яковлев. Он умело сочетал народные трудовые традиции с достижениями педагогической науки России и Западной Европы, свои идеи трудового воспитания разрабатывал с учетом конкретных исторических и местных условий.

            В чувашской народной педагогике трудовое воспитание строится на включении детей в трудовой деятельности под контролем взрослых.  С детских лет дети были хорошо знакомы с народными чувашскими традициями, они воспитывались в трудовой обстановке, через труд формировался их этнопедагогический  духовный облик. Вся деятельность школы И. Я. Яковлева была направлена на то, чтобы воспитать «идеального чувашского учителя человеком, который умеет все: и петь, и плясать, и сказку рассказать, и косить косой, и цепом молотить, и лошадь запрячь, потому что деревня не любит пустых говорунов и требует показать на деле, что умеет человек».

             Интересен его взгляд на этот вопрос: «В деле приготовления народных учителей я не сторонник одних теоретических знаний и не стою за расширение программ в количественном отношении». Исходя из этих принципов, И.Я. Яковлев в состав предметов школы включал, прежде всего, те, без которых невозможна успешная деятельность педагога по просвещению родного народа.

          И.Я.Яковлев не включал в программу те дисциплины, которые не находили бы применения в практической деятельности учителя.

По вопросу трудового воспитания он изучал опыт учебных заведений России, в которых преподавалось сельское хозяйство. Яковлев прекрасно владел основами сельского хозяйства и в области растениеводства, и в области земледелия.

            Для теоретического изучения основ сельского хозяйства в программу учителей школы И.Я. Яковлев ввёл такие предметы, как ботаника, физиология и анатомия растений и человека, зоология, минералогия и др. Теоретические знания биологии позволяли учащимся проводить самые различные опыты на пришкольном участке. 

        В учебных мастерских под руководством мастера воспитанники изготовляли предметы школьного оборудования, сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода (мебель, оконные рамы, ульи, сундуки, приборы для учебных кабинетов и др.). По мнению И. Я. Яковлева, труд в мастерских для учащихся очень полезен, потому что он способствует развитию у них ловкости, глазомера, чувства изящного, выработке умения пользоваться различными инструментами и станками.

      Большое значение для воспитанников имело использование в учебном процессе народных трудовых традиций, проведение праздников древонасаждения, урожая, весеннего сева, работа по разведению древесных пород и кустарников в питомниках, необходимые, по словам И. Я. Яковлева, для понимания значения окружающей среды в сохранении здоровья людей.

        Выпускник Симбирской чувашской учительской школы 1899 года В.Г. Егоров писал: « С каким, бывало, удовольствием, радостью мы занимались в саду или над прививкою дичков, или над окучиванием овощей, или над определением приблизительного возраста лошади или коровы…»

       Серьезное внимание уделял И. Я. Яковлев женскому образованию. В женщинах он видел могучую силу возрождения культуры чувашского народа. В учебный план женского училища наряду с общеобразовательными предметами были включены рукоделие, домоводство, правила ухода за ребенком, больными. И. Я. Яковлев считал, чтобы поднять культурный уровень чувашской семьи, нужно дать соответствующее образование и воспитание как отцу - главе семьи, так и матери, которая играет главную роль в воспитании детей.

         Можно бесконечно долго говорить о трудовом обучении в стенах Симбирской чувашской учительской школы, но главная задача учителей настоящего времени – не оборвать эту ниточку, сохранить связь поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Земляков, А. Е. Проблема связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики /

A. Е. Земляков. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет, 2004. - 290 с.

2. Госархив Ульяновской области. - Ф. 865. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 1.

B. Г. Скворцов // И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья. - Ульяновск ; Чебоксары, 1993. - С. 189-192.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы трудового воспитания учащихся специальных коррекционных школ»

Основной задачей вспомогательной школы является подготовка   детей с ОВЗ к трудовой  деятельности.  Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобрет...

Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»

Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...

Организация трудового коллектива учащихся на учебно-опытном участке школы

Тема труда, трудовое воспитание, обучение и приумножение трудовых традиций,  складывавшиеся веками, передавались из поколения в поколение и приобщали детей к труду с самого раннего детства. Воспи...

Из опыта работы «Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом»

Из опыта работы "Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом"...

Статья «Патриотическое воспитание учащихся в отделении дополнительного образования школы»

В статье приводятся примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию учащихся....

Организация работы по трудовому воспитанию учащихся 6 класса.

Заметки из опыта работы классного руководителя. Организации работы по трудовому воспитанинию учащихся 6 класса....