Проведение районного методического объединения «Краеведение» на базе МКОУ Верх-Мильтюшинской СОШ
методическая разработка по краеведению на тему

Колесникова Нина Александровна

Тема районного методического объединения «Современные методы работы школьных музеев. Экскурсионно-выставочная деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.49 МБ
Файл ekskursiya.docx189.75 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экскурсия – (от лат. excursio – поездка, вылазка) коллективное или индивидуальное посещение  музея, выставки, достопримечательного места   и т.п. - с научной, образовательной, спортивной  или увеселительной целью.

Экскурсии классифицируются

  • по содержанию:

                      - обзорные (многоплановые)

                      - тематические.

  • по составу:

                     - для местного населения    

                           - для приезжих туристов.

  • количеству участников:

                                          - индивидуальные

                       -групповые  для взрослых и детей

  • по месту проведения:

                      - городские

                       - загородные  

                       - производственные  

                       -музейные

  • по способу передвижения:

                      - пешеходные

                      - с использованием различных видов транспорта

  • по продолжительности: 

                     - от 1 академического  часа (45 мин) до суток.

                                           - краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней)

                                           - маршрут выходного дня

  • по форме проведения: 

                                      - экскурсия - прогулка      

                                          - экскурсия-лекция        

                                          - экскурсия - концерт

Значение экскурсии в воспитании личности.

  • -воспитание патриотизма, высокой морали;
  • -расширение культурного кругозора детей и подростков; 
  • -воспитание уважения  и любви к труду, «погружение в профессию»;
  • -расширение словарного запаса, умение слушать , правильно задавать вопросы и

высказывать свое мнение;

Значение долговременных экскурсий в воспитании личности.

  • Физическое развитие;
  • - Развитие коммуникабельности, умение строить межличностные отношения, находить компромисс ;  
  • - Воспитание самостоятельности, организованности, самоконтроля;  
  • - Умение преодолевать трудности в быту (гигиенические навыки, культура питания);
  • - Умение пользоваться  деньгами , личными и общественными вещами;

РЕКОМИНДАЦИИ:

  • -Тема экскурсия должна быть интересна в первую очередь лично Вам! Любой учитель может подготовить и провести тематическую экскурсию, стоит этого только захотеть!
  • -Перед посещением (проведением) экскурсии ознакомьтесь  с темой будущей экскурсии, местом ее проведения.
  • -Для длительных экскурсий (поездок) позаботьтесь о запасе провианта( документы, оборудование, аптечка, еда , одежда, деньги, телефон).
  • -Будьте готовы к тому, что не всем  будет интересно мероприятие и нельзя насильно заставить экскурсантов слушать  и смотреть экскурсию. Не стоит по этому поводу нервничать, надо принять как долж

Программа работы

районного методического объединения «Краеведение».

Тема: Современные методы работы школьных музеев. Экскурсионно-выставочная деятельность.

15 00.             Встреча гостей

15.00 -15.30  Экскурсия «В гостях у Самовар Самоварыча»

15.30-15.45  Кофе-брейк

15.45-16.30  Работа круглого стола .

                      Тема: «Экскурсия, ее роль в работе школьного музея».

16.30-17.00  Представление творческих работ педагогов на

                        областной  интермузейный  

                        проект  «МУЗЕЙ ON-LINE»

17.00 -17.10   Отъезд гостей.

14.04.2016 год.

Добро пожаловать на выставку « В гостях у Самовар Самоварыча»!

Самовар – главный герой, хозяин русского застолья, но речь пойдет не только о самоварах, а в целом о посуде, ее истории и традициях.

Посуда была придумана в глубокой древности — 6-7 тысяч лет назад. Само слово «посуда» на Руси  появилось примерно в семнадцатом веке, до этого  оно заменялось другим словом - «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. 

Глиняную посуду на Руси делали  ручным способом. Заготовленную глину  раскатывали в тонкие жгуты и укладывали по спирали. Получался горшок. Позже в глину стали добавлять   кварцевый песок  и посуда стала более прочной. Готовый горшок разглаживали, рисовали палочкой орнамент, и обжигали в огне. Украшали посуду резьбой, узорами, росписью. Такая посуда подавалась на праздники, свадьбы и другие торжества. Часть орнаментов носила защитный и оберегающий характер. Надо отметить, что горшки, созданные мастерами на ранних этапах развития гончарного дела, имели более богатый орнамент, чем их поздние собратья.

На нашей выставке показаны орнаменты древней посуды. По предположениям историков  это могла быть посуда XV-XII вв. до н.э.

В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Ну а уж если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. О таком горшке народ даже сложил загадку: "Был ребенок, не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал".

Глиняная посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.

На нашей выставке представлены разные виды глиняной посуды: крынки, горшок, кубышка, кондюшка, кашник, черепушка. Каждая из посудин выполняла свою задачу и использовалась хозяйкой по назначению.

В крынках держали молоко, квас. В горшках готовили кашу, тушили овощи . Кубышка предназначалась для  жидкости, но из-за  ее узкого горлышка  ее могли использовать и как капилку, отсюда и выражение «прятать деньги в кубышку». К кашнике могли топить масло или держать сливки. Посуду из глины была разнообразной и приспособленной для готовки в печи.

Так же делали посуду   из липы, рябины, березы. Из дерева делали абсолютно все: и ложки, и миски, и солонки и кувшины, и многую другую посуду.  До наших дней люди используют посуду и кухонную утварь из дерева.

 Пример этого вы можете увидеть на нашей выставке. Корытце для рубки мяса, сито, маслобойка, разделочные доски – все эта утварь использовалась хозяйками с начала и до конца 20 века.

Первым столовым прибором который стал пользоваться человек был нож. Сначала это был кусок заостренного камня или кости, а уже позже стали ковать железо. На нашей выставке вы можете увидеть ножи которые были выкованы мастерами 100-150 лет назад.

Как только человек научился выплавлять метал он стал делать и посуду из железа. В нижней части витрины показана посуда кочевников – чайник который подвешивали над пламенем  и сковорода на ножках, чтобы можно было готовить пищу на открытом огне.

Вторым столовым прибором который появился  у людей стала ложка. Она состоит из черпало и держало. Сначала ложка была без ручки, но в 18 веке , когда в высших слоях общества появилась мода на широкие рукава держать такую ложку стало неудобно. Придумали  удлиненную ручку.

На выставке показаны ложки для  разного использования. Здесь есть столовые ложки, десертные, бульонные, чайные , кофейные. У столовых приборов тоже есть своя мода и поэтому ложки отличаются глубиной и формой  черпало, узором на ручке.

Следующим столовым прибором которым стал пользоваться человек – вилка. Сначала они были двузубые, а позже стали и трехзубые и даже четырехзубые.  Двухзубыми остались только вилки для фруктов. У нас на выставке показаны столовые, десертные, икорная фруктовые вилки разного времени.  

 По клейму на столовом приборе можно определить завод изготовитель .

На нашей выставке представлены столовые приборы  различных завоов изготовителей.

Следующая витрина рассказывает о традиции русского чаепития. Русское чаепитие отличалось своим гостеприимством. Было принято собираться за чайным столом  большой семьей. На стол ставился самовар и  заварник. Подавались на стол мед и варенье, пироги, блины, шанежки, оладьи, пряники и баранки. Поскольку сахара вдоволь не было, хозяйка откусывала  щипцами от сахарной головы  каждому по кусочку и чай пили «в прикуску», «вприглядку» или «вприпивку». Особой традицией у русских было пить чай «из подстаканников». Это специальные держатели для стаканов. Иметь подстаканники дома считалось особым шиком. И эта традиция сохранялась очень долго.

На витрине показана коллекция подстаканников советского периода.

 Следующая часть выставки посвящена керамической посуде. Здесь показаны тарелки, блюдца, чашки  разных фарфоровых заводов. Во время Советского Союза в государстве насчитывалось порядка 70 фабрик изготавливающих керамическую посуду. Каждый завод выпускающий посуду на донце тарелки ставил клеймо. На клейме можно увидеть аббревиатуру фабрики, или символы того места где была создана она произведена. По цвету клейма можно определить качество посуды. 1 сорт- красное клеймо, 2 сорт- синее, 3 сорт- зеленое клеймо.

Первый фарфоровый завод в России был основан Екатериной  II в 1744г.  в Санкт-Петербурге, позже он стал называться Ленинградский фарфоровый завод.

   Фарфоровые заводы были довольно распространены, построены везде ,где была пригодная  для этого глина. Поэтому география представленной посуды разнообразна от Санкт-Петербурга до Владивостока и Находки.

На нашей выставке показаны  два экспоната, которые являются уникальными, это тарелка с клеймом Мальцевского фарфорового завода  и тарелка завода "Каменный Брод»

Фабрика была основана Сергеем Ивановичем Мальцовым в 1851г. В 1875 году С.Мальцев организует товарищество под названием "Мальцевское промышленно-торговое товарищество». Оно занималось разнообразным  производством, в том числе и стекольным, фарфоровым. В1918 году  все предприятия Мальцева были национализированы и после уже клеймо Мальцева на посуде не ставили. Таким образом получается. Что данной тарелке почти 100 лет, а то может и больше.

Вторая тарелка  была изготовлена на фабрике «Каменный брод» в Украине. На клейме изображены  два льва держащих  герб,  такое клеймо существовало с 1876 по 1882 год. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что этой тарелки порядка 135 лет.

В нижней части витрины мы можем увидеть посуду  времен Советского Союза. Она была распространена повсеместно.  Здесь мы можем тоже наблюдать веянья моды того времени. Подобные салатники, селедочницы стали популярны в 60-80 годах. Стаканы, стопки, фужеры имелись   в каждом доме. Одним из символов  стеклянной посуды 70-80 годов были стеклянные бутылки для молочных продуктов. По этикетке можно было определить молоко, кефир, ряженку.

Еще одним интересным экспонатом выставки является уксусная бутылка. Мода на бутылки такой формы  пришла в Советский Союз после ВОВ. Именно в бутылках такой формы для безопасности  продавали уксус за рубежом

Следующая часть нашей выставки рассказывает о современной посуде стран зарубежья. Здесь представлены пиалы стран Средней Азиатских, посуду и столовые приборы (палочки) стран Востока и  Юго-Востока. Мы видим, что они  отличаются и по форме и по дизайну от европейской посуды.  

А в следующей витрине показана сувенирная продукция. Это тарелки, ложки, стаканы с логотипами стран –соседей России. Мода на сувенирные тарелки появилась еще в 90х годах прошлого века. Сейчас приезжая из путешествий мы привозим магниты, открытки, брелоки, а иногда и иногда и декоративные  тарелки на память о приятном приключении.

Мы говорили о изготовлении посуды из глины начиная с древних времен. Глина, а позже керамика стали нашим постоянным спутником в хозяйстве. И мы говорили, что глиняное производство было повсеместным, в том числе и у нас в Черепановском районе. В Дорогино до сих пор существует завод  который в 90 2000 годах  выпускал керамическую посуду. И до сих пор в наших домах можно встретить супницы, кувшины, кружки ,салатники выпущенные на этом заводе.  

Благодарим вас за внимание. Рады ответить на ваши вопросы.

Завод был пущен 25 марта 1971 года. Тигр на обороте тарелки - символ Владивостокского производства. Клеймо с тигром просуществовало всего десять лет, с 1971-1981 гг. Своего пика фарфоровое производство достигло на излете советских времен, в 1991 году. В начале 2000-х годов завод был    закрыт, но после реорганизации в 2003 году возобновил свою работу.

                         Артемовский

опытно – экспериментальный фарфоровый завод

Первенец фарфоровой промышленности Приморья. В послевоенные годы фарфоровых заводов на Дальнем Востоке не было. В 50-е годы в Артеме кроме шахт работать было негде, на шахте работали в основном мужчины. По решению краевых властей Приморского края в поселе Угловое решено было построить фарфоровый завод, чтобы устроить женщин.

Строительство завода началось в 1958 г. 16 марта 1965 г. первая продукция Артёмовского фарфорового завода поступила в торговые организации Приморья. Продукция местных мастеров пользовалась популярностью не только у жителей города и края, но и других регионов страны. Сегодня фабрика переживает не лучшие времена. Производство сокращено, некогда популярная продукция заменена на рынке валом импортного ширпотреба и дорогостоящими товарами.

http://static.ozone.ru/multimedia/soft_other/1012511423.jpg     

Хайтинский

фарфоровый завод

Хайтинский фарфоровый завод был основан в июне 1869года. Известный производитель посуды и других изделий из фарфора и фаянса. До 1990-х годов продукция завода ценилась очень высоко. В 2000-х предприятие было признано банкротом и фактически прекратило своё существование. Завод основали предприниматели братья Филипп и Данила Переваловы из деревни Узкий Луг Черемховского уезда. Переваловы наладили в устье реки Хайты гончарное производство из  уникальной белой глины, пригласили из Гжели специалистов по фарфору — гончаров, точильщиков и расписчиков. В 1898 году фабрика заработала в полную силу, фарфор имел небывалую белизну, прочность и светонепроницаемость. Производство фарфора развивалось быстро и стремительно. Переваловский фарфор стал широко известен в России. Изделия фабрики стали выставляться на сибирских ярмарках и заграничных выставках. Хайтинской посудой пользовались сибиряки всех сословий. Фарфоровые кружки возвели чаепитие в настоящий культ. На стол ставили двухведерный самовар, белоснежную фарфоровая посуда, душистое варенье. В годы советской власти фабрика была национализирована и получила название —фабрика "Сибфарфор". В двадцатые годы прекратилось производство фаянса. После перестройки, с началом инфляции, роста цен на сырье и с появлением дешевой посуды из Китая, завод стал испытывать серьезные экономические проблемы. В 2004 году завод купил ангарский предприниматель Владимир Шульц. Однако и его усилия по возобновлению производства фарфора оказались безрезультатными. В 2008 году завод купил новый владелец, 36-летний житель Мишелевки Андрей Баранов. При заводе работал музей. Позже коллекцию уникального переваловского фарфора, которая хранилась в заводском музее, вывезли. Сейчас она хранится в запасниках краеведческого музея. Рабочие завода попытались воссоздать музей собственными силами, но прибывшие на завод представители власти изъяли и вывезли коллекцию. Её нынешнее местонахождение неизвестно..

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/soft_other/1001698354.jpg             Ленинградский

                              фарфоровый завод

Был основан в 1744 г. и был первым фарфоровым заводом в России. Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ ),  наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод — завод просуществовал до 2005 года. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».
Императорский фарфоровый завод — явление уникальное. Его продукция — художественный фарфор оказал значительный вклад  в российскую и мировую культуру.

К 100-летию производства создали музей, где демонстрировались образцовые изделия.В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. её вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении по духовному краеведению Подмосковья по теме: "Роль семьи в православном восприятии мира школьника"

Духовно-нравственное развитие детей невозможно без участия семьи, т.к. именно в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. Православные родители стараются воспитывать своих детей чере...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Организация воспитательной работы объединения на базе сельской школы Сообщение на районном методическом объединении

В течении всего учебного года в объединении проводится не только обучение вязанию крючком,  но и большое внимание уделяется воспитательной работе. Это работа с родителями, экскурсии, выста...

Выступление на районном методическом объединении по Духовному краеведению Подмосковья.2015 г.

Тема выступления "Формирование духовно - нравственных ценностей через предметы "Краеведение" и "Духовное краеведение Подмосковья"Острой проблемой современного общества является нарастание из года в го...

Районное методическое объединение учителей на базе МКОУ "Шибаевская ООШ" 14.04.2023 ГОД

Открытый урок в 8 классе по теме "Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции", мастер – класс "Электронные образовательные платформы как средство повышения...