Программа кружка "Школа экскурсоводов"
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс) на тему

Губина Елена Витальевна

ПРограмма расчитана на 2 года. 1-й год - изучение Невских земель и крепостей, второй - изучение основания Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_ekskursovodov.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа

  «Всеволожский центр образования»

 

                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»:                                                                  

                                                      ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ДО                                                          

 ____________Цветков А.Г.

                                                           «_28_»___августа_ 2017 г.

                                                       РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ  

                                                         МО учителей Дополнительного образования

                                                           «_25_»__августа___ 2017 г.

                                                                      ЗАСЕДАНИЕ № __

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДОВ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ:  ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

УЧИТЕЛЬ ГУБИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

Г. ВСЕВОЛОЖСК, 2017 ГОД

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..

стр. 3

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………...……

стр. 9

3. Содержание программы 1-го года обучения…………………….

стр. 10

4. Предполагаемый результат 1 –го года обучения……………….

стр. 12

5. Учебно-тематический план  2-го года обучения………………..

стр. 13

6. Содержание программы 2-го года обучения…………………….

стр. 14

7.  Предполагаемый результат 2 –го года обучения……………….

стр. 15

8. Методическое обеспечение программы…………………………

стр. 16

9. Материально-техническое обеспечение программы……………

стр. 16

10. Список использованной литературы……………………  

стр.17


Пояснительная записка

«Любовь к родному краю,

  знание его истории – основа, на которой

  только и может осуществляться рост

  духовной культуры всего общества»

                                                                      Д.С. Лихачев

    Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Программа курса «Школа экскурсоводов» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего города, района, области и развития страны. А возможность самим выступить в роли экскурсоводов помогает учащимся осознать свою значимость и применить полученные знания на практике. Развитие речи, увеличение словарного запаса и возможность выступать перед слушателями с интересным рассказом мотивирует на дальнейшую работу по профессиональной   ориентации учащихся.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с разносторонней жизнью России, Ленинградской области, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Краеведение тесно связано с туризмом и экскурсиями по родному краю и соседним областям – Новгородской, Псковской, поэтому в программах каждого года обучения предусмотрены экскурсионно- исследовательские поездки в Великий Новгород Псков, Выборг, Крепости Северо-Запада – Старую Ладогу, Орешек, Ивангород, Копорье, Карелу. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории культуры народов, населявших  Ингерманландию, Новгородщину и Псковщину.

Данная программа многоплановая, реализуется в ВЦО с 2017 года. Она включает в себя разработку и подготовку «Живых уроков» и тематических экскурсий для учащихся ВЦО, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.

Направленность программы туристско-краеведческая. Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

Новизна и оригинальность программы заключается в создании «Живых уроков» для учащихся начальной школы ВЦО и разработке экскурсионных маршрутов по Ленинградской и Новгородской области, помощи в  проведении экскурсий для учащихся среднего звена и участии в проектной деятельности по темам «Невские земли и крепости их защищавшие» и «Города воинской славы ленинградской области».

Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по Всеволожскому району, Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу. От других подобных программ ее отличает адаптация по возрасту, участие в экскурсионных маршрутах учащихся разных возрастов и прикладной характер. Учащиеся не только изучают теорию, но и делают своими руками макеты крепостей, выжигают карты и гербы городов, самостоятельно звонят в музеи-заповедники, общаются с научными сотрудниками, заказывают экскурсии и составляют тексты для младших школьников.

Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения  единства целей и принципов;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты; 

-  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

в организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения –  лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и исследовательские поездки.

Цель программы - воспитание гражданина России, патриота своей родины, знающего и любящего свой край и город,   желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

        Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
  2. Ознакомление с историей и культурной жизнью Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
  3. Освоение основ северной русской культуры и быта.

Воспитательные:

  1. Развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
  2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
  3. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, совместные экскурсионные поездки.
  4. Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
  5. Воспитание трудолюбия,  чувства коллективизма и взаимопомощи.
  6. Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические экскурсии, участие в проведении «Живых уроков».
  2. Развитие навыков общения, оформления творческих работ через разработку экскурсионных маршрутов, презентаций и дневников путешественников.
  3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
  4. Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  5. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Возраст детей 

Краеведческая программа рассчитана на учащихся 5 классов: 1 год обучения (10-11 лет), 2 год обучения – 6-7 классы (11-13 лет). Программа выполняется за 2 года.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 68 часов, 2 год – 68 часов, всего – 136 часов.

Режим занятий

Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Формы занятий

Занятия реализуются в следующих формах:

1. Для учащихся 5 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, экскурсии в крепости Старую Ладогу, Орешек, Ивангород, Копорье, Новгород.

2. Для учащихся 6-7 классов – беседы, тематические задания, конкурсы, викторины, исследовательские экскурсии, помощь в проведении экскурсионных маршрутов 5-х классов, защита творческой проектной работы.

Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

          Это предполагает:

          - освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;  материальной и духовной культуре родного края;

- освоение знаний о музейных экспозициях, музейной работе, умение проводить экскурсии;

- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах,  научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:

- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;

- владение культурой речи и умением общаться со сверстниками и взрослыми;

- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

Будут уметь:

- соотносить даты событий истории Невских земель с основными периодами отечественной истории;

- рассказывать о важнейших событиях истории Ленинградской области и  их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;

- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Санкт-Петербурга и ЛО;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Формы диагностики и подведения итогов реализации программы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение – при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста,  самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке экскурсий по родному краю, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).

4. Методы самооценки – заполнение листов рефлексии, оценка своей работы и работы товарищей.

5. Тестирование, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

8. Конкурсы, викторины («Я – гражданин России», научно-практическая конференция учащихся «Старт, Ломанская линия»).

9. Участие в проектной деятельности «Невские земли и крепости их защищавшие», «Города воинской славы Ленинградской области». 

10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Формирование Невских земель

2

2

4

3

Основные народности Ленинградской, Новгородской  и Псковской области  

4

2

6

4

Знакомство с элементами крепостного зодчества

2

2

4

5

Проведение игровых занятий

4

6

10

6

Исследовательская работа «Крепости Северо-Запада»

4

6

10

7

Разработка путевой информации.

8

8

16

8

Подготовка папки экскурсовода

8

8

    9

Составление текста к «Живым урокам» и наградных значков

2

4

6

   10

Итоговое занятие

2

2

Итого:

28

40

68

Содержание программы 1-го года обучения

1. Вводное занятие – 2ч.

Цели и задачи работы в учебном году, двухгодичная образовательная экскурсионно - краеведческая программа: содержание и формы учебной, исследовательской работы. Понятие о роли и месте экскурсовода. Для чего нужно знать историю своего  

2. Формирование Невских земель – 4 часа.

Теоретическое занятие "Невские земли. История от Ледникового периода

До появления Невы и людей, на ее берегах.

Практическая работа - рисуем карту Невских земель.

Практическая работа - рисуем карту Невских земель.

Река Нева. Исследовательская работа. Где берет начало,

место впадения". Какие реки впадают, какие вытекают.

Подготовка папки экскурсовода. Карты, картинки, рассказ о Неве.

3. Основные народности Ленинградской, Новгородской  и Псковской области  - 6 часов.

Пословицы и поговорки, загадки, легенды, сказки, связанные с названием народов, их места жительства. Отражение в них истории и быта народа.  Практическое занятие.  На интерактивной карте размещаем все народности и города с ними связанные. Рисуем жителей в народных костюмах.

4. Знакомство с элементами крепостного зодчества – 4 часа.

Что такое крепость, каковы ее функции? Элементы крепостных сооружений – башни, стены, захабы, бойницы – для каких целей использовались? Для чего в крепости находился храм?

Практическое  занятие - Составление кроссворда

5. Проведение игровых занятий – 10 часов.

Игра – экскурсовод – экскурсант. (Завершаем изучение темы виртуальной мини-экскурсией с ответами на вопросы слушателей).

  1. Исследовательская работа «Крепости Северо-Запада» – 10 часов.

Фонды музеев и их экспозиции – один из источников изучения родного края. Основной, научно-вспомогательный, интерактивный и обменный фонды. Учет фондов и научное описание музейных экспонатов. Книга поступлений экспонатов в музей. Книга регистрации экскурсий, бесед и консультаций. Книга отзывов о работе музея. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «музейный предмет», «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант», «экскурсия – как одна из форм работы музея». Экскурсии в музейный комплекс «Старая Ладога», «Крепость Орешек».

7. Разработка путевой информации – 16 часов.

Что такое путевая информация? Работа с картами и маршрутными листами. Поиск информации и составление текста.  Маршрутные Экскурсии. Составление вопросов по маршруту. Расчет времени в пути и на остнановках.

8. Подготовка папки экскурсовода – 8 часов.

Поиск и распечатка интересных фотографий: планов, схем крепостей и городов, редких экспонатов музеев. Портреты исторических личностей, связанных с данной темой.

9. Составление текста к «Живым урокам» - 6 часов.

Составление адаптированного текста по образованию рельефа местности, основных водных ресурсов Невских земель для учащихся младшей школы. Придумываем вопросы, загадки, кроссворды. Изготавливаем наградные жетоны.

10. Итоговое занятие – 2ч.

Зачет по теоретическому материалу (проверка теоретических знаний – викторина.) Награждение самых активных участников.

Предполагаемый результат 1-го года обучения

Иметь представление:

- о планах и задачах на новый учебный год;

- о роли экскурсовода на маршруте;

- о значении истории родного края для каждого человека.

Должны знать:

- историю формирования Невских земель;

- историю основных народов Ингерманландии;

- призвание на Русь Рюриковичей и места их первоначального правления;

- деятельность В.Даля, А.Афанасьева, П.Киреевского;

- историю создания крепостей Северо-Запада (Старая Ладога, Орешек,       Копорье, Иваногород, Ям, Корела, Изборск).

- историю возникновения городов – Новгород, Псков, Выборг и их влияние на развитие и историю Невских земель.

- основы поведения в музее, функции музея;

- как заказать экскурсию в музее

- каак составлять путевую информацию маршрута

Должны уметь:

- собирать материал по необходимым темам;

- оформить папку экскурсовода;

- составлять мини-экскурсии по теме.

Должны иметь навыки:

- участия в проведении практических занятий;

- участия в проведении игровых занятий;

- общения с учащимися разных возрастов.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика  

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

История основания Санкт-Петербурга и основные постройки Петровского города.

14

10

24

3

Экскурсия – одна из форм работы музея. Основные музеи Петровского времени.

5

10

15

4

Разработка и создание экскурсионного маршрута «Здесь будет город заложен».

4

6

10

5

Создание путевой информации к Петропавловской крепости.

4

4

6

Создание путевой информации в Петергоф.

4

2

6

7

Игровые мероприятия (создаем виртуальную экскурсию, викторину и игру «Верю не верю»

2

3

5

8

Итоговое занятие

2

2

Итого:

31

37

68

Содержание программы 2-го года обучения

1. Вводное занятие – 2ч.

Этнография как наука, ее материальные и духовные составляющие. Техника безопасности при работе в музее и полевых условиях. Правила поведения в музее.

  1. История основания Санкт-Петербурга и основные постройки Петровского города – 24часа.

Первый план города Санкт-Петербург. Петровские ворота – первые триумфальные ворота Петербурга. Петропавловская крепость – ее строение и назначение. План крепости. Создаем мини-экскурсию по территории крепости. Игра «Экскурсовод – экскурсант». Домик Петра I – первая жилая постройка и сохраненная до наших дней. Создаем кроссворд по внутреннему устройству домика.  Владения генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова в городе и в пригородах (Меншиковский дворец на Васильевском острове, Меншиковский дворец в Ораниенбауме и Кронштадте).

Экскурсии в Петропавловскую крепость, Меншиковский дворец и Домик Петра I.

  1. Экскурсия – одна из форм работы музея. Основные музеи Петровского времени – 15часов.

Обзорная и тематическая экскурсии. Выбор темы для последующей подготовки. Изучение различных источников информации, в т.ч. музейных предметов. Составление текста экскурсии. Прослушивание и обсуждение экскурсии. Разработка и создание экскурсионного маршрута Логическое построение материала. Четкое и правильное произношение текста экскурсии. Разговорный, художественный, научный и деловой стиль речи. Школьный сленг. Экскурсии в Петропавловскую крепость, Меншиковский дворец и Кунсткамеру, Домик Петра I.

  1. Разработка и создание экскурсионного маршрута «Здесь будет город заложен» – 10ч.

Создаем адаптированный текст обзорной экскурсии Петровского Петербурга для учащихся начальной и средней школы. Васильевский остров, Заячий остров, Троицкая площадь, Петровская набережная. Готовим кроссворд, викторину и игру «Может быть не может быть».

  1. Создание путевой информации к Петропавловской крепости– 4часа.

Путевая информация от Всеволожска в центр Петербурга несколькими путями.

  1. Создание путевой информации в Петергоф – 6 часов.

Почему Петр решил создать парк с фонтанами именно в Петергофе? Принцип действия Петергофских фонтанов. Лес, парк, сад – в чем отличие? Сколько парков в Петергофе? Практическая работа – готовим папку экскурсовода. Создаем викторину на обратный путь.

  1. Игровые мероприятия – 5 часов.

Создание Виртуальной экскурсии по Верхнему парку Петергофа,  викторины об истории Петергофских фонтанов, игры «Верю не верю» - по главным музеям Петровского времени.

8 Итоговое занятие – 2ч.

Зачет по теоретическому материалу «Я – юный экскурсовод», награждение самых активных участников кружка грамотами и памятными значками.

Предполагаемый результат 2-го года обучения

Иметь представление:

- о планах и задачах на новый учебный год;

- об основных музеях Петровского времени в Петербурге.

Должны знать:

- методику составления экскурсионного маршрута;

- историю Петропавловской крепости;

- разницу между мебелью современного жилища и  утварью прошлого;

- дворцы и имения, принадлежавшие Меншикову;

- историю основания Кунсткамеры;

- принцип работы Петергофских фонтанов;

- историю и план Летнего сада;

- основные каскады Нижнего Петергофского парка;

- план Верхнего сада Петергофа;

Должны уметь:

- подготовить экскурсию по Верхнему саду Петергофа;

- разрабатывать экскурсионные маршруты и путевую информацию к Петропавловской крепости и Меншиковскому дворцу;

- собрать материал для папки экскурсовода.

Должны иметь навыки:

- зарисовать, по возможности, описать предметы быта, элементы

   внутреннего убранства дома, жилища;

- подготовить материал для экскурсии и путевой информации;

- организации викторины для учащихся разного возраста

- проведения мини-экскурсий и виртуальных экскурсий по музеям и паркам

Методическое обеспечение программы

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, экскурсии в музей Истории Петербурга в Петропавловской крепости, Меншиковский дворец, Летний сад, Кунсткамеру, викторины, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются:

  • раздаточный материал;
  • наглядные пособия;
  • краеведческая литература для чтения;
  • сведения из интернета (музейных и краеведческих сайтов Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
  • книги, брошюры, газетные материалы;
  • картографические пособия по родному краю;
  • фотографии, схемы и карты города;
  • тесты, кроссворды по темам;
  • компьютерные презентации по темам;

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и компьютерное оборудование.

Список литературы

Крепости Северо-Запада России  (путеводитель) Санкт-Петербург 2012г.

   Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право   феодальной республики. М.: АСТ, 2005. 384 с.

Митяев А.В. Героические страницы истории Родины IX - XVIII вв. М.: Проспект, 2005. 448 с.

Аракчеев В.А.   «Власть прошлого» Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII-XIX вв. Областная Псковская типография 2012г.

Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. – Л.: Стройиздат, Ленингр. Отд-ние, 1988 http://www.kaponir.ru/2krep/lib/01/01.php

Рыкачев Н. А. Кронштадтская старина.
http://www.kronstadt.ru/books/history/kronstar.htm

Столпянский П.Н. Историко-общественный путеводитель по Кронштадту. - 1923.


http://www.kronstadt.ru/books/history/stolp.htm

Тимофеевский Ф.А. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. - Кронштадт, 1913.
http://www.kronstadt.ru/books/history/timofeevsky.htm

Шелов А.В. Исторический очерк крепости Кронштадт. - Кронштадт: 1904.
http://www.kronstadt.ru/books/history/shelov_0.htm
http://leb.nlr.ru/edoc/330707/

Путеводители, описания, история отдельных местностей

Абдуллина С.А. Выборг. Фортификация. - Европейский Дом, 2006
http://arch-grafika.ru/news/2010-04-19-652

Выборг. Путеводитель. - Л.: 1969.
http://mirknig.com/knigi/kultura/1181267766-vyborg-putevoditel.html

Выборг. Фортификация. - СПб.: "Европейский дом", 2006.
http://www.scribd.com/doc/20330176/Выборг-Фортификация-Vyborg-Fortification

Выборгские истории. Сборник исторических статей. - 2003.
http://www.bookshunt.ru/b2121_viborgskie_istorii._sbornik_istoricheskih_statej/download

Григорьев Л.И. Тихвин и его святыня. - СПб.: 1888.
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01002000000/rsl01002382000/rsl01002382971/rsl01002382971.pdf

Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. - Л.: Лениздат, 1971.
http://skitalets.ru/books/ozlenobl/about.htm

Нева: путеводитель. - Л.:, М.: Речиздат, 1940.
http://leb.nlr.ru/edoc/317904/

Описание Санктпетербургской губернии по уездам и станам. - СПб.: 1838.
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01003000000/rsl01003542000/rsl01003542886/rsl01003542886.pdf

Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга.
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1077

Фролов А.И. Старинные крепости Ленинградской области - СПб., 2007
http://arch-grafika.ru/news/2010-03-06-540

Балашов Е.А., Кишкурно Я.А. Линия Маннергейма и система долговременной фортификации Финляндии 1919-1940гг.
http://kannas.nm.ru/mannerheim-line.pdf

Анциферов Н.П. Пригороды Ленинграда: города Пушкин, Павловск, Петродворец. - М.: 1946. http://leb.nlr.ru/edoc/329326/

Гейрот А. Описание Петергофа. - СПб.: 1868.
http://books.google.com/books?id=zToEAAAAYAAJ

Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. - СПб.: 2003.
http://spbstarosti.ru/knizhnyj-shkaf/d-a-kyucharianc-a-g-raskin-sady-i-parki-dvorcovyx-ansamblej-sankt-peterburga-i-prigorodov.html

"Петрокрепость" П.Я. Канн, Ю.И. Кораблёв Лениздат 1961г.

"История Российская с самых древних времён" В.Н. Татищев Т.7 Л., 1968г.

Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга.
http://belolibrary.imwerden.de/books/Antsiferov/Anciferov_Byl_i_mif.rar

Анциферов Н.П. Душа Петербурга.
http://belolibrary.imwerden.de/books/Antsiferov/antsyferov_peterburg.rar

Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Путеводитель - Лениздат, 1989
http://arch-grafika.ru/news/2010-02-10-501


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Программа кружка "Юный экскурсовод"

Программа  «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...

Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»

Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушива...

Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций Программа «Юные экскурсоводы".

Программа «Юные экскурсоводы имеет туристско-краеведческую направленность. Стартовый уровень освоения.Актуальность программы исходит из наличия большой природной потребности детей школьного возр...

Программа дополнительного образования "Юный экскурсовод"

Реализация данной программы вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков в течение года средствами туристско-краеведческой деятел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизаци...