Музей - вчера, сегодня, завтра (опыт работы музея имени А.Е. Сыроежина)
методическая разработка по краеведению

Башилова Ксения Олеговна

Предварительный просмотр:

«Стратегия развития системы образования Тутаевского муниципального района на 2016-2020 гг: промежуточные результаты и перспективы реализации»

  (1слайд) Музей нашего лицея один из самых первых музеев в нашем городе. Он прошел несколько этапов в своем развитии: от уголка Боевой Славы (1960 г.) до статуса школьного музея (2003 г.) и имеет богатую историю.

За этот период было все: менялись экспозиции, руководители, обновлялись стенды, изменились фонды, вместе со школой музей переезжал из одного здания в другое. Но всегда в своей деятельности придерживался традиций, заложенных еще его основателем А.Е. Сыроежиным: работа по патриотическому воспитанию, увековечивание памяти наших земляков-ветеранов войны. В нем собраны многими поколениями учителей и учеников интереснейшие экспонаты, которые могут быть использованы в воспитании подрастающего поколения.

   Прошли годы, но дело, начатое Андреем Ефимовичем живет, как живет и память о нем: музей лицея носит его имя, постоянно обновляется стенд посвященный ему.Было изготовлено оборудование: стенды, витрины.

( 2 слайд) Создание музея относится к периоду, когда школа находилась в другом здании, где музей находился в кабинете истории.

(3 слайд) За большой период времени фонды музея пополнились очень интересными документами и материалами 20-40 годов: ученическими тетрадями, продовольственными карточками, паспортами, фотодокументами, свидетельствами и аттестатами об образовании. А так же детскими книгами, выпущенными в годы ВОВ, грамотами, наградами, письмами, военными билетами участников Великой Отечественной войны, находками из экспедиции «Долина». 

(4-5 слайд) С основанием музея, благодаря активной деятельности, которую начал Андрей Ефимович, и дальнейшие руководители школьного музея: Берсенев Юрий Валерианович, Манерова Надежда Анатольевна, Пелевин Евгений Юрьевич и другие, была проделана огромная работа, по патриотическому воспитанию учеников школы, а именно:

- Проводилась обширная работа по пополнению фонда музея, связанная с историей школы, ее учителями и учениками.

        -Организовывались   экскурсии по городам- героям, музеям; встречи с ветеранами ВОВ, учителями, работавшими в школе.

  • Научная деятельность проводилась регулярно, полученные сведения и материалы анализировались и представлялись на конференциях. Ребята принимали участие в конкурсе « Активисты школьных музеев»

(6-7 слайд) Наш музей в данном здании располагался  на 2 этаже, в кабинете около актового зала, но в связи с тем, что кабинетов для преподавания не хватало, нам нужно было перенести музейные фонды, и оформить экспозиции в другом уголке школы. Мы выбрали актовый зал, для создания мини- музей, что  практикуется в России.

  • Я работаю в школе пятый год. За это время музей прошел очередное лицензирование. В свое время в кабинете, где находился музей, занимался класс. Поэтому экспозиция была разобрана. Вместе с учениками мы воссоздавали ее, знакомились с материалами, отбирали самое главное. Было подготовлено несколько экспозиций, которые активно использовались в воспитательной работе. Совет музея много сделал для того, чтобы страницы истории школы и страны  зримо проходили перед глазами детей.
  • Поскольку школа росла, кабинет стал вновь использоваться как учебный класс. Но очень не хотелось потерять музей. Поэтому было принято решение разместить музей в актовом зале школы. Эта большая работа была проделана к юбилею школы.

 В актовом зале мы решили разместить самые главные экспозиции, нашего фонда:

1. «Учитель, гражданин, патриот» (О А.Е. Сыроежине)
2. Группа «Поиск»
3. «Огненный выпуск»
4. История школы в 20-30-х годах
5. «Город и школа во время ВОВ».
6. «Учителя-фронтовики» 

(8 слайд)Я хотела бы остановиться на современном этапе развития музея. Каждое поколение по-своему осмысливает его роль. Одно остается неизменным – потенциал музея.

А теперь хотелось бы более подробно остановиться на направлениях воспитательной работы, которые можно развивать с использованием потенциала музея:

  • Создание новых экспозиций силами учеников и учителей
  • Проведение экскурсий по истории школы для младших школьников
  • Разработка и реализация детско-взрослых социально-значимых проектов
  • Использование материалов на уроках истории
  • Краеведческие исследования
  • Продолжение создания летописи событий в истории школы
  • Развивать связи с музеями школ и города, профессиональными музеями
  • Создание интерактивных программ, экскурсий
  • Разработать вместе со школьным информационно-библиотечным центром викторину по истории школ города
  • Оцифровка фонда музея
  • Работа с сайтом школы, создание странички школьного музея

         Таким образом, в современных условиях работа школьного музея должна способствовать формированию молодого поколения, неравнодушного к истории своей страны и своего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Самостоятельная работа по английскому языку по теме "Вчера.Сегодня. Завтра"

Самостоятельная работа по английскому языку составлена по используемому УМК Spotlight-6....

Конкурс «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» Тема работы: «Влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского района»

Эта конкурсная работа раскрывает основные источники загрязнения природы  и влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского райо...

Проектная работа по литературе на тему: «Книга: вчера, сегодня, завтра»

Цель данной работы – показать процесс взаимодействия современного прогресса и традиционных источников информации, определить роль книги в современном обществе.Для того, чтобы достигнуть цели, не...