"Ценности бурятской семьи" урок ОДНКНР в 5 классе
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)

Спиричева Светлана Николаевна

На уроке ОДНКНР изучаются ценности воспитания детей в бурятских семьях. Важным является аспект ненасилия ко всему живому (влияние буддизма). Кроме этого, почитание старших - непреложное правило отношения к людям. Знание своих предков до 7 колена позволяет ребенку ощутить себя частью большой семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti_buryatskoy_semi.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ценности бурятской семьи

Урок ОДНКНР в 9 классе

1. Вводно-организационный этап

В конце XX – начале XXI веков, на стыке двух тысячелетий, большинство народов мира возвращаются к своим корням – духовным, эпическим, обрядовым, чтобы обогатившись глубинными и сакральными ценностями, изначально хранившими этнос, войти в культуру XXI века, пронизанную новейшими технологиями, где истинно человеческому оставлено мало места.

Духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших свое воплощение в народной культуре. Решение этой проблемы невозможно без знаний о культурном наследии народа. В традициях и обычаях каждого народа, будь то русский или бурят, зафиксировано то, что когда-то было достигнуто его предками.

2. Операционно-содержательный этап  НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Своеобразен менталитет бурятского этноса. Основами нравственного воспитания служили 6 заповедей буддизма: не воровать; не предаваться распутству; не лгать; не пить спиртных, т.е. опьяняющих напитков; не рвать растения, не убивать живые существа, ибо это тяжкий грех. Минимальное причинение вреда живому было устоем их жизни и поведения. 

Будучи по типу хозяйствования, образу жизни скотоводами, буряты больше «дети природы», чем европейцы. Множество обычаев, обрядов и культов бурят связано с обожествлением земли всего живущего на ней. Человек по их убеждению, лишь частица великой природы, он находится в неразрывной связи со всем живущим на земле, потому он должен заботиться и оберегать все живое, как своих меньших братьев.

Отношение к природе

Из поколения в поколение предавались наставления и наказы запрещающие осквернять водные источники. Нельзя было допускать, чтобы в воду попало молоко, кровь или другое загрязняющее ее, черпать воду из реки или озера грязным ведром, стирать белье, мыть тело, так как этим можно вызвать гнев хозяина водоемов. Строго запрещалось громко разговаривать, смеяться, кричать на берегу водоемов. Так шум может спугнуть рыб и других обитателей водоемов во время нереста или размножения, что привело бы к уменьшению их численности.

Если бросаешь в огонь коробки, упаковки от лекарств, считают буряты – это способствует еще большему разгоранию болезни, поэтому этого делать нельзя.

Огонь нельзя было осквернять: затопив печь нечистыми дровами или не помыв рук, ворошить огонь острыми предметами или ногой, тушить искры, наступая на угли и пепел.

Так считалось греховным осквернять огонь. Огонь был существом священным.

Нельзя было бросать в огонь:

• мусор, грязные повязки от ран, плевать в него, так как этим можно было вызвать гнев хозяина огня.

Несведущие люди выбрасывают в огонь разные пластмассовые предметы, целлофановые пакеты, которые при горении выделяют ядовитые вещества в атмосферу.

Накануне наступления Нового года – Сагаалгана в дацанах проводится обряд, где в ритуальном костре уничтожаются все людские прегрешения, болезни за минувший год.

Молоко у бурят было ритуальным напитком – символом плодородия, небесного благоволения, пожелания светлого и доброго.

Буряты каждое утро приносят в качестве подношения чай с молоком, молоко своей малой родине, хозяевам гор и равнин, что подчеркивает любовь к родным местам.

Трудовое воспитание

Привлечение детей к труду начиналось с 7-8 лет. Это обуславливалось не только нормами народной педагогики, но хозяйственными потребностями. педагоги и опытные родители рекомендовали детям тяжелое не поднимать, особенно девочкам. Давались задания и поручения детям с учетом физических возможностей. Мальчикам давались задания более трудные, чем девушкам.

Опытные родители умели работать с детьми вместе с тем, чтобы выработать у детей привычку к труду. Родители сначала показывали ту или иную работу, чтобы затем дети сами начинали выполнять без каких-либо напоминаний.

Вообще в воспитании детей у бурят существовали выработанные в течение столетий свои традиции, сложившаяся система нравственного воспитания, определенные этические принципы и нормы. Важным в воспитании было привитие детям послушания и почтительного отношения к родителям. В присутствии старших, особенно посторонних, считалось неприлично громко разговаривать, кричать, прерывать и вмешиваться в разговор. В присутствии гостей дети обычно не только не шумели, но старались не показываться. Ослушаться, выказать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени недостойным и непозволительным.

Уважение и почитание старших у агинских бурят выражалось в том, что младшие не называли старших по именам, к старшим они обращались строго на «вы», и пользовались принятой в быту терминологией родства: аба, эжы, ахай, абгай …

Родословная в формирование личности ребенка

До сих пор жива традиция передачи в семьях бурят родословного дерева по восходящей линии. Дети должны знать, кем были его предки, чем они занимались, какими талантами и способностями отличались. Это является главной составной духовности. С момента своего рождения ребенок знакомится со своей родословной. Дети должны знать родственников до 7 колена.

Каждый ребенок должен знать наизусть минимум 7  поколений своих предков. Родители, особенно старики (дедушки, бабушки), всячески старались привить детям любовь к старине, заставляли их запоминать родословное древо, рассказывали об именитых людях рода, улуса и т.д. Знание всего этого считалось обязательным для каждого бурята. Неосведомленных или мало знающих историю и фольклор народа презрительно называли «некто без имени, жук без разума».

Это нужно, чтобы человек  не ощущал себя одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом.

Это необходимо и для того, чтобы ближайшие  родственники не переженились между собой, потому что в результате род может вымереть из-за кровосмешения. Ощущая себя частицей огромного сообщества, человек проникается идеей сопричастности к общей ответственности и общей карме-судьбе.

Семейная иерархия

В случае, когда сыновей не было, родители оставались с младшей дочерью, которая становилась наследницей отцовского хозяйства и брала в дом мужа – примака. В бурятском быту одинокие, без семьи, бездетные вдовы или вдовцы не оставались без присмотра и приюта, а жили с близкими или даже дальними родственниками.

Обществом не допускалось, чтобы престарелые, калеки, сироты были бездомными и безнадзорными.

Взаимоотношения членов семьи определялись так: Отец считался хозяином всего состояния, это определяло и его положение в семье.

Он – патриарх имел право распоряжаться судьбой своих дочерей до их замужества, и держать в повиновении сыновей до их «полной зрелости». Воля, желания отца для всей семьи были законом.

Все хозяйственные дела могли решаться сообща, однако последнее слово принадлежало отцу. Спорить со старшими, пререкаться, ослушиваться, тем более, грубить было недопустимо.

Этим определялись и отношения между остальными членами семьи: младшие подчинялись старшим.

Женщина – мать пользовалась большим авторитетом  и уважением со стороны детей. Непослушание, грубое отношение к ней считалось совершенно недопустимым. Дети подростки становились первыми ее помощниками.

Отношение к детям

 Для бурят понятие «Быть счастливым» связано прежде всего с детьми, потомством. В представлениях бурятского народа, мужчина должен быть богат не только скотом, но и детьми, особенно сыновьями, что дети – главное счастье человека, продолжатели его рода, его трудов, можно найти во всех жанрах устного народного творчества.

Чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители.  Буряты очень заботились о своих детях. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Поскольку многодетность всегда почиталась за счастье, родителям, имеющим много детей, оказывалось почтение и уважение.

Буряты не наказывали своих детей и не били. Ни криков, ни брани. Дети были абсолютно свободны - играли и веселились, где только могли. 

Новорожденным мальчикам радовались больше, чем девочкам.  Это наследник, будущий хозяин и продолжатель  рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки- барана. Мальчику отдавали лучший кусок еды.После рождения проводилось много обрядов  для очищения и защиты.

Таким образом, он признавался важным членом рода.   Если бы ты жил 100-200 лет назад, с 2-3 лет он бы уже держался в седле. Лет с 5-6 начал бы пасти на лошади овец и коров, затем совершать дальние поездки за табунами лошадей и верблюдов. А в 7-9 лет он бы участвовал  в конных состязаниях наравне с взрослыми!

Рождение девочки встречалось в семье менее радостно. Однако традиции воспитания способствовали тому, что девочки  с 12 лет были уже умелыми мастерицами и вовсю помогали по хозяйству. Они к этому возрасту постигали все премудрости под руководством мамы, тетушек и бабушек. Привлечение детей к труду начиналось у бурят довольно рано. Это обуславливалось нормами народной педагогики. 

Большая любовь к детям, стремление сохранить их жизнь порождали и поддерживали у бурят веру в различного рода обереги и магические действия. 

Наши предки знали, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость. Наречение имени является одним из важных актов, связанных с рождением ребенка. Имя дает чаще всего отец,  либо кто-нибудь из родных или друзей. Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребенка. Ребенка, чтобы не сглазить, вне семьи следовало называть страшненьким, безобразным, плохим, глупым и так далее. Было запрещено  хвалить ребенка  при чужих людях, даже если он это заслужил.

Роженицу и новорожденного в семье окружают вниманием и заботой. После родов в домашних уровнях за роженицей ухаживает кто-нибудь из родственниц или из старших женщин-соседок. До сих пор еще живет старая традиция, по которой считалось грехом до рождения ребенка приготовлять все необходимые для него предметы. И теперь до родов готовят минимум вещей, остальное же приобретается или готовится после рождения ребенка. Даже ткань, купленная заранее, разрезается на пеленки после родов.

Остаться без потомства - значило не продолжить рода, не сохранить домашнего (родового) очага, а этого больше всего страшился любой член общества. «Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве" - гласит народная мудрость. Отсутствие детей было самым большим несчастьем для бурят и рассматривалось как наказание свыше.

Если бурят умирал бездетным, говорили: "Очаг его потух!". Именно поэтому самая страшная клятва бурята заключалась в словах "Пусть потухнет мой очаг!".

Способность женщины к деторождению считалась самым важным ее достоинством.

Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода были настолько велики, что они породили обычай усыновления, ставший распространенным и повсеместным явлением у бурят. Каждая бездетная семья старалась усыновить детей, особенно мальчиков, чтобы они продолжили род. Брали на воспитание и девочек. Многодетные семьи охотно делились своими детьми с теми, у кого их не было. В знак благодарности новые родители дарили им шубы, рубашки, лошадь, корову. Большей частью усыновляли детей своих родственников в младенческом возрасте, но иногда и в возрасте 3-10 лет. Брали детей и у чужих людей, нередко у соседних русских крестьян-старожилов и переселенцев. Русский ребенок, по понятиям бурят, был огражден от козней злых духов, считался физически более крепким и поэтому имел больше шансов выжить.

У всех локальных групп бурят был известен праздник милаан, посвященный ребенку.

Милаан - древний обычай, посвящение, прием в члены родового коллектива нового человека. Для милаан- обязательного празднества - обряда в честь каждого ребенка - необходимо было приготовить столько мяса и угощений, чтобы их не только хватило на всех присутствующих, но и каждая семья непременно могла бы получить определенную долю домой. Каждый пришедший на милаан, обязательно приносил подарок, чаще деньги.

Воспитание детей

Детей с малых лет воспитывали, уважительно относится к родственникам и старшему поколению. Им внушалось придерживаться неписаных правил «Старшего приветствуй первым», «Пожилому, старшему всегда оказывай услуги», «Не вмешивайся в разговоры и дела взрослых» и т. д. быть послушаным, уметь вести себя тихо и незаметно в присутствии гостей, посторонних людей.

Одной из первоочередных обязанностей детей считалось почитание родителей. С малых лет детям внушалось, что они в последующем обязаны опекать своих родителей, создавать условия для их нормальной, спокойной и безбедной старости. Не признавать и оставлять своих родителей в старости считались самым большим людским грехом.

Также были установлены обязанности детей по отношению к родителям: «помогать родителям; исполнять обязанности, возложенные на них родителями; бодрствовать над их добром; быть достойными наследниками; чтить память родителей после их смерти».

Родители всячески содействуют получению детьми образования, не делая предпочтения мальчикам, что наблюдалось в прошлом. Они стараются обеспечить учащихся детей всем необходимым, удовлетворить их культурные запросы. Широко поощряется чтение художественной литературы и посещение кино. О детях, которые любят читать, они говорят с уважением и гордостью.

Для подготовки уроков детям отводится лучшая часть жилья. На такую заботу родителей дети отвечают уважением, послушанием, стараются помогать им в домашнем хозяйстве. Немаловажную роль в воспитании детей играют и члены семьи, имеющие образование. Именно они носят в семью новые моральные и культурные принципы, содействуя повышению культуры семейного быта.

3. Рефлексивно-оценочный этап ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В воспитании детей к труду большое значение имеет афористическая поэзия: поговорки, пословицы, загадки, крылатые выражения. Перефразируйте бурятские поговорки по-своему:

За золотом обнаруживается бронза;

Как хороша девица в отчем доме, также хорош товар на прилавке;

Сандалового дерева запах приятен, Наставника слово веско;

«Чем потерять свое имя (честь), лучше сломать себе кость»;

«Если не имеешь коня не готовь седло»;

«У потерявшего -10 грехов, у укравшего - один»;

Беда и горе приходят через шесть дней, счастье и радость - через сто;

Бестолкового учить всё равно, что в бездонную бочку воду лить;

Вырастет трава - украшение земли, соберутся старики - украшение свадьбы;

Думать - так хорошее, поднести - так лучшее;

Если тебя встретили, зарезав барана, ты встречай их, забив быка;

Знания, что приобрел стариком, - это письмена, выведенные на золе; знания, приобретенные молодым, - это письмена, высеченные на камне;

«Сваренное отведать, седого послушать».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: приготовить родословную своей семьи хотя бы до 4 колена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа   для изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по учебнику Виноградова Н.Ф. "Основы духовно-нравственной культуры народ...

Тесты по ОДНКНР 5 класс

Тесты по Основам Духовно Нравственной Культуры Народов России 5 класс...

Мое село – маленькая часть большой России Конспект урока по ОДНКНР 5 класс

Занятие адресованно для учащихся 5-х классов. Данный материал можно использовать как на уроках ОДНКНР так и на занятиях по краеведению. Учащиеся познакомятся с историей своего села и Параскево-Вознесе...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

календарно-тематическое планирование по ОДНКНР 5 класс

по всем требованиям Роспотребнадзора...