Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
учебно-методический материал по краеведению

Чесноков Дмитрий Владимирович

Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Практика показывает, что здесь могут быть успешно реализованы все основные принципы воспитания. Туристско-краеведческая деятельность позволяет избежать однобокости, перекоса и осуществить комплексный, целостный подход к воспитанию и развитию личности ребенка, в том числе и способствовать выявлению одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Практика показывает, что здесь могут быть успешно реализованы все основные принципы воспитания. Туристско-краеведческая деятельность позволяет избежать однобокости, перекоса и осуществить комплексный, целостный подход к воспитанию и развитию личности ребенка, в том числе и способствовать выявлению одаренных детей.

Место формирования духовно-нравственной личности учащихся в современных условиях социально-экономического развития находится в ряде общественных предпосылок деформации межличностных отношений. Поведение детей и подростков в современном обществе вызывает потребность в исследованиях данного направления. Угроза возникновения безнравственного поколения, не обладающего принципами гуманного общения, приводит к необходимости переоценки взглядов на систему воспитания с позиций нового общественного устройства.

Современная модель формирования личности включает разработку ведущих положений и понятий, которые охарактеризованы и сформулированы теоретическим развитием педагогики. Она должна учитывать новую концепцию развития и выполнять задачу воспитания подрастающего поколения и использовать возможности туризма и краеведения. Поэтому целью воспитания подростков должно стать формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе духовно-нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.

 В данном виде деятельности накоплен и отработан многолетний, практический, конструктивный опыт, выработана система познавательной деятельности подростков в туристских походах и других формах. Работа с подростками приучает не только наблюдать, смотреть, или знать, но и видеть и понимать происходящие явления и события.

Анализ современного состояния процесса формирования нравственной личности, позволил сделать заключение по целесообразности использования туристско-краеведческой деятельности в образовательном процессе. Её применение вызвано следующими причинами:

- слабостью методических и методологических оснований проектирования дидактических и воспитательных процессов в образовании;

- недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и средств обучения и воспитания;

- недостаточным развитием личностных характеристик учащихся в традиционном образовательном процессе;

- недостаточным развитием и реализацией творческого потенциала учащихся в традиционном процессе обучения и воспитания.

Таким образом, в целях совершенствования процесса формирования духовно-нравственной личности возникла необходимость использования модели туристско-краеведческой деятельности в образовательном и воспитательном процессе.

Данная модель показывает духовно-нравственно-личностное развитие учащихся средствами использования туристско-краеведческой деятельности.

Системная модель формирования

духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

При этом преобразование качеств личности, представлены в виде развивающейся «спирали», имеющей цикличный характер, исходящий из особенностей социального ввода учащихся в окружающую среду. Здесь следует подчеркнуть, выраженную в полной мере, гносеологическую спираль освоения окружающего мира, углубляющейся от созерцания к изучению, изучению с элементами исследования, исследованию, научному исследованию в многолетнем процессе непрерывного образовательного процесса средствами туристско-краеведческой деятельности. Активное включение каждого воспитанника в туристско-краеведческую деятельность, как ее субъекта, через систему усложняющихся, меняющихся туристско-краеведческих должностей, ставящих ребенка в различные позиции (исполнителя, творца, организатора, инициатора, наблюдателя, исследователя), позволяющих каждому освоить жизненно важные знания, умения, навыки, формирующих ценные качества личности, раскрывающих и развивающих индивидуальные способности, опыт коллективизма, содружества, сотрудничества.

Многолетний опыт работы в области туризма показал, что при использовании принципа расширяющей спирали в цикличности модели, происходит очень значительное эмоциональное, сознательное воспитание живого материала, чтобы воспитанники прочувствовали его, чтобы они ощутимо вошли в их сознание, вызвали практический отклик в форме общественного труда или подражания в жизни, в характере, в учебе.

Также туристско-краеведческая деятельность имеет интегративный характер,где воспитательная, социальная, природная, творческо-преобразующая функции нравственного формирования личности подростков реализуется в своей целостной совокупности.

Удовлетворяя естественную потребность человека в перемещении с целью познания окружающей действительности, смене сферы труда и среды, туристско-краеведческая деятельность является важным средством активного отдыха, оздоровления и воспитания. Духовно -нравственное воспитание затрагивает все возрастные группы и требует учета возрастных особенностей. В модели туристско-краеведческой деятельности учитывается возрастная психологическая специфика, исходящая из критерия бережного отношения и уважения к личности. Ключевым и исходным моментом является принцип не нанесения вреда формирующейся личности. В выборе инструментария и методов воспитания используется принцип уважения к действиям подростка, возможности положительного влияния, но не давления на его выбор, уважения к выбору модели поведения. Однако, оставляется право воспитательного воздействия на процессы, имеющие негативное проявление, и отрицательное воздействие других подростков.

Туристско-краеведческая деятельность представляет возможности перехода от репродуктивного вида деятельности к активно-познавательной деятельности и осуществлению сознательного выбора призвания. Туризм, как никакая другая форма воспитательной работы, позволяет эффективно решать все эти задачи через подлинное самоуправление и самообслуживание детей. Именно в походах создаются уникальные условия почти полной обособленности детей от опеки школы, семьи и общественности – полной автономности жизнедеятельности коллектива детей-туристов, которые ставят коллектив и его отдельных членов перед неизбежностью самостоятельно оценивать, принимать решения и самостоятельно действовать. Причем эти оценки, решения и действия охватывают самый широчайший диапазон явлений.

В походе, экспедиции, на соревнованиях объективные условия действительности создают реальные возможности для формирования сознательного поведения чувства ответственности  и долга. Объективные условия позволяют формировать нравственные убеждения в их высшем проявлении – единстве интеллекта, эмоций, чувств, поведения и деятельности.

Когда детская походная группа удаляется от цивилизации. К участникам похода очень быстро приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и помощь товарищей, и их  детскую беззаботность как рукой снимает. Каждый из ребят понимает, что от действий каждого из них зависит благополучие всей группы, и каждого в отдельности. В автономных условиях сотрудничество становится необходимым средством выживания. Дисциплина в походе – это не слепое послушание, а сознательное, активное стремление каждого участника к  выполнению своего  долга перед коллективом. Общественная значимость, единые цели и задачи коллектива цементируют отношения в группе. Туристско-краеведческая деятельность служит основой для закрепления нравственных отношений в поступках. В походе раскрывается основной нравственный аспект подрастающего человека – сочетание личного и коллективного. Здесь проходят испытание такие морально-волевые качества, как честность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, принципиальность, доброта, отзывчивость и товарищество.

Изучение родного края, краеведческие наблюдения и исследования,   воспитывают любовь к Родине. Не потому ли,  многие наши соотечественники стремятся покинуть Родину, что они ее не знают. Правильно организованный туризм, позволяет развивать эстетические вкусы школьников, их ощущение и понимание прекрасного, способствует формированию патриотизма, высокого чувства гражданственности.

Таким образом работа по модели-матрице туристско-краеведческого цикла дает возможность составить совместно с учащимися реально действующую программу по духовно- нравственному формированию личности средствами туристско-краеведческой деятельности.          

Литература:

1. Ивлева Н.В. -Учебное пособие «Туристско-краеведческая работа в школе» Алматы 2010

2. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития творческой личности ребенка Казурова О. А., Россия, Владимир, 2010

3. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М: «Просвещение», 2011

4. Ананьева М.С., Баранова Ю.С., Губаненков С.М., Ниренбург Т.Л. Модель оценивания уровня развития навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия обучающихся – участников активных форм туристско-краеведческой деятельности // Балтийский берег: методическое сопровождение развития образовательной системы. Выпуск II: Сборник научно-методических статей и материалов./ Под научн. ред. А. О. Кравцова – СПб.: НОУ «Экспресс», 2013, стр. 77-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...