Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8 класс)

Кордон Галина Анатольевна

Пояснительная записка

 

Нормативная база

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012
  2. Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-р
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам»

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

В связи с этим содержание  данной дополнительной общеобразовательной  программы, соответствует: российским традициям, культурно – национальным особенностям региона.

  Данная программа ориентирована на:

-создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни;

- обеспечение духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания.

Данная программа является разноуровневой, что дает всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что  в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из  основных  источников  обогащения  обучащихся  знаниями  о  родном  крае,  воспитания  любви  к нему,  формирования  гражданских  позиций  и  навыков.  Оно  играет  существенную  роль  в нравственном,  эстетическом,  трудовом    воспитании,  является    интегрирующим  звеном  между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Основные цели и задачи:

  • дать знания, умения и навыки по основам туристско – краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);
  • сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;
  • привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
  • развивать исследовательские и проектные компетенции;
  • формировать эстетический взгляд, гуманное отношения к природе и культуре своего края, желания жить в единстве с природой;
  • воспитывать экологическую культуру личности;
  • способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;
  • развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.

       «Юный краевед» - общеобразовательная общеразвивающая  программа для учащихся 5-8 классов средней школы, рассчитана на 3 года обучения, по 2 занятия в неделю и 1 поход или занятие на местности в месяц, включая в себя лекционно-семинарские,  практические занятия, а так же обязательным является исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Программа интегрирована по содержанию и включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию, истории и др.

Содержание курса строится на основе краеведческого материала, что способствует глубине и прочности усвоения учебного материала вследствие осуществления краеведческого подхода в обучении.

Планируемые результаты освоения программы

 

Обучающийся научится:

  • адаптироваться в стремительно изменяющемся мире;
  • использовать жизненно-важные двигательные умения и навыки в повседневной жизни;
  • быть активным и заинтересованно познавать мир;
  • владеть системой знаний об основах здорового, безопасного образа жизни;
  • действовать самостоятельно и верно при преодолении препятствий.

Обучающийся получит возможность:

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • комплексно развивать все физические качества;
  • собирать информацию окружающего мира, осмыслить её и использовать её для выполнения проекта;
  • повышать уровень физического развития и физической подготовленности через занятия спортивным туризмом;
  • получит навык сотрудничества, общения с другими людьми;
  • получит начальные туристические навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraeved_4.docx358.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Computer\Desktop\Титул.jpg

Пояснительная записка

Нормативная база

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012
  2. Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-р
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам»

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

В связи с этим содержание  данной дополнительной общеобразовательной  программы, соответствует: российским традициям, культурно – национальным особенностям региона.

  Данная программа ориентирована на:

-создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни;

- обеспечение духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания.

Данная программа является разноуровневой, что дает всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

 

Модернизация системы образования предполагает обновление содержания и результативности обучения и воспитания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности и формировании у нее гражданских, социальных и профессиональных компетенций. Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интеграционный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала обучающегося, уровня знаний, умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации. 

Актуальность данной программы заключается в том, что  в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из  основных  источников  обогащения  обучащихся  знаниями  о  родном  крае,  воспитания  любви  к нему,  формирования  гражданских  позиций  и  навыков.  Оно  играет  существенную  роль  в нравственном,  эстетическом,  трудовом    воспитании,  является    интегрирующим  звеном  между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Основные цели и задачи:

  • дать знания, умения и навыки по основам туристско – краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);
  • сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;
  • привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
  • развивать исследовательские и проектные компетенции;
  • формировать эстетический взгляд, гуманное отношения к природе и культуре своего края, желания жить в единстве с природой;
  • воспитывать экологическую культуру личности;
  • способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;
  • развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.

       «Юный краевед» - общеобразовательная общеразвивающая  программа для учащихся 5-8 классов средней школы, рассчитана на 3 года обучения, по 2 занятия в неделю и 1 поход или занятие на местности в месяц, включая в себя лекционно-семинарские,  практические занятия, а так же обязательным является исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Программа интегрирована по содержанию и включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию, истории и др.

Содержание курса строится на основе краеведческого материала, что способствует глубине и прочности усвоения учебного материала вследствие осуществления краеведческого подхода в обучении.

Планируемые результаты освоения программы

Обучающийся научится:

  • адаптироваться в стремительно изменяющемся мире;
  • использовать жизненно-важные двигательные умения и навыки в повседневной жизни;
  • быть активным и заинтересованно познавать мир;
  • владеть системой знаний об основах здорового, безопасного образа жизни;
  • действовать самостоятельно и верно при преодолении препятствий.

Обучающийся получит возможность:

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • комплексно развивать все физические качества;
  • собирать информацию окружающего мира, осмыслить её и использовать её для выполнения проекта;
  • повышать уровень физического развития и физической подготовленности через занятия спортивным туризмом;
  • получит навык сотрудничества, общения с другими людьми;
  • получит начальные туристические навыки.

Обучающийся должен:

Знать/понимать:

– виды туризма;

– терминологию спортивного туризма и основы знаний;

– форму организации и проведения соревнований по спортивному туризму;

– регламент проведения соревнований.

Уметь:

– проходить этапы КТМ и ЛКТМ в соответствии с регламентом;

- выполнять упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и общей физической подготовки;

– выполнять упражнения, направленные на повышение уровня специальной физической подготовки и на развитие специальных физических качеств;

- обустраивать туристический быт в условиях окружающей среды в любое время года;

- свободно ориентироваться в любых сложных условиях, преодолевать препятствия окружающей среды;

-  овладеть методикой проведения полевых исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действий с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Программа курса состоит из 5 разделов: «Азбука массового туризма», «Организация туристического похода», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Основы общественно-полезной, краеведческой деятельности туристов», «Туристические соревнования», включающие первоначальные сведения по туризму, экологии, базовые сведения по топографии и ориентированию на местности. Практическая часть курса предусматривает организацию 3 практических занятий на местности и 6 туристических походов, в том числе 2 с ночлегом в полевых условиях. Знания и практические умения, и навыки, приобретенные школьниками при изучении курса, носят прикладной характер и могут быть впоследствии использованы ими в будущей профессиональной деятельности, например туристско-краеведческой или педагогической. При выявлении уровня знаний данная программа не предполагает традиционное  выставление оценок.

К программе прилагается список рекомендуемой литературы, которая может быть использована преподавателем и детьми.

Для работы по данной программе преподаватель должен иметь педагогическое образование и опыт руководства туристическими походами.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

Раздел 1. Азбука массового туризма.

4

3

1

1

История развития туристического движения в стране.

1

1

2

Виды и формы туризма.

1

1

3

Туристические возможности России и стран СНГ.

2

1

1

Карта туристического маршрута

Раздел 2. Организация туристического похода.

17

5,5

11,5

4

Туристическая группа.

1

0,5

0,5

Комплектование туристической группы

5

Правила безопасности в туристическом походе.

2

1

1

Правила безопасности в походе

6

Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка.

1

1

1

7

Характерные заболевания в походе, их профилактика. Гигиена туриста.

2

1

1

Справочник заболеваний в походе и их профилактики

8

Личное снаряжение участника пешего похода.

1

1

Список личного снаряжения

9

Групповое снаряжение.

1

1

Список группового снаряжения

10

Организация питания в походе.

2

2

Меню для 1-2-х дневного похода

11

Укладка рюкзака.

1

1

Укладка рюкзака

12

Туристический бивак.

2

1

1

Памятка туристам

13

Техника преодоления естественных препятствий.

2

1

1

Советы туристам

14

Техническое описание маршрута похода.

1

1

Описание маршрута

15

Подведение итогов похода.

1

1

Раздел 3. Основы топографии и ориентирования на местности.

8

        2

6

16

Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт.

1

0,5

0,5

Знание топографических знаков

17

Компас, работа с ним.

2

0,5

1,5

Ориентирование по компасу

18

Ориентирование по карте. Азимут.

3

1

2

Ориентирование по карте

19

Маршрутная съемка.

2

2

Глазомерная съемка местности

Раздел 4. Основы общественно- полезной, краеведческой деятельности туристов.

4

4

20

Краеведческая деятельность.

Топонимика родного края

2

2

Составление опросников

21

Охрана памятников истории и культуры.

1

1

22

Экологическая подготовка туриста.

1

1

Раздел 5. Туристические соревнования.

2

2

23

Туристические соревнования.

2

2

Основное содержание программы

Раздел 1. (4 часа) «Азбука массового туризма»

Тема 1. (1 час) История развития туристического движения в стране.

Понятие туризма и туристско-краеведческой деятельности. Зарождение отечественного туризма и экскурсионного движения. Исследовательская деятельность. Современная организационная структура туризма (туристские союзы и общества, туристские базы, клубы туристов и т.п.).

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития туристско-экскурсионного движения в стране;
  • современную организационную структуру туристского движения.

Тема 2. (1 час) Виды и формы туризма

Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Походы массовые (1-4 дня) и многодневные. Туристские слеты, соревнования, лагеря, экскурсии, выставки.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, автомототуризм, спелеотуризм. Их специфика, состояние и перспективы развития. Комбинированные походы. Походы разной степени сложности. Учебно-исследовательская деятельность.

Учащиеся должны знать:

  • специфику самодеятельного, спортивного туризма;
  • особенности различных видов туризма.

Тема 3. (2 часа) Туристические возможности России и стран СНГ»

Географическое положение России. Понятие туристских регионов и туристских ресурсов. Обзор основных туристских регионов России и стран СНГ (Карпаты, Крым, Тянь-Шань, Урал, Кольский полуостров, и др.) Проект по теме краеведения Одинцовского района. Общая характеристика туристских возможностей родного края.

Принципы выбора маршрута относительно задач похода, сезонности, метеоусловий. Предварительное изучение маршрута, организация краеведческих наблюдений.

Учащиеся должны знать:

  • разнообразие туристских возможностей России и стран СНГ.
  • Характеристику туристских возможностей родного края;
  • Принципы выбора маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в полевых условиях.

Раздел 2. «Организация туристского похода»

Тема 4. (1 час) Туристская группа

Комплектование туристской группы. Подбор участников по состоянию здоровья, возрасту, физической и морально-волевой подготовке, туристскому опыту.

Обязанности постоянные и временные. Зависимость обязанностей, их перечня от целей и задач, стоящих перед группой.

Учащиеся должны знать:

  • принципы комплектования туристской группы;
  • особенности распределения обязанностей между участниками похода.

Тема 5. (2 часа) Правила безопасности в туристическом походе

Безопасность - основное требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности.

Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе:

  • слабая дисциплина участников;
  • слабая изученность района и условий предстоящего путешествия;
  • неграмотное построение маршрута;
  • неумелое преодоление препятствий;
  • недооценка сложности препятствий;
  • переоценка собственных сил и возможностей;
  • переутомление;
  • незнание приемов оказания доврачебной помощи;
  • ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся;
  • неумелое обращение согнем, колющими и режущими предметами, оружием;

Профилактическая работа по предупреждению травматизма и обеспечению безопасности похода. Соблюдение правил безопасности при выборе места для организации купания в походе.

Учащиеся должны знать:

  • основные причины возникновения опасных ситуаций в походе;
  • комплекс профилактических работ по обеспечению безопасности похода.

Тема 6. (1 час) Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка.

Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки. Закаливание. Различные физические упражнения. Систематичность тренировок. Маршевая подготовка, кроссы. Тесты физической готовности к туристическим путешествиям различной степени сложности.

Учащиеся должны знать:

  • специфику физической подготовки к туристским походам.

Тема 7. (2 часа) Характерные заболевания в походе, их профилактика. Гигиена  туриста.

Личная гигиена. Гигиенические требования к одежде, обуви, постели, посуде.

Купание в походе. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при охлаждениях, обморожениях, простудах, потертостях, ушибах, переломах, отравлениях, тепловых ударах во время похода. Транспортировка пострадавшего. Походная аптечка. Исследовательская работа «Лекарственные растения в МО».

Учащиеся должны знать:

  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях похода;
  • способы транспортировки пострадавшего;
  • специфику комплектования походной аптечки.

Тема 8. (1 час) Личное снаряжение участника пешего похода

Перечень снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения, требования к нему. Уход за снаряжением и ремонт.

Практическое занятие: составление списков личного снаряжения для пешего похода.

Учащиеся должны знать:

  • специфику подбора личного снаряжения;
  • составлять перечень личного снаряжения, необходимого для однодневного похода и 2-х дневного.

Тема 9. (1 час) Групповое снаряжение

Требования к снаряжению. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Специальное снаряжение. Медицинская аптечка. Фотонабор. Спорт-культ инвентарь.

Практическое  занятие: составление списка группового снаряжения для похода.

Учащиеся должны знать:

  • основные требования к подбору группового снаряжения.

Тема 10. (2 час) Организация питания в походе

Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Учет возможности пополнения продуктов в пути. Простейшие способы очистки воды. Знание ядовитых и съедобных грибов, ягод, растений.Учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Практическая работа: составление меню для 1-2-х дневного похода.

Учащиеся должны знать:

  • принципы отбора продуктов для похода;
  • простейшие способы очистки воды;
  • составлять меню для походов;
  • определять список необходимых продуктов.

Тема 11. (1 час) Укладка рюкзака

Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Практическое занятие: укладка рюкзака для похода.

Учащиеся должны уметь:

  • укладывать рюкзак.

Тема 12. (2 час) Туристский бивак 

Требования к месту бивака: питьевая вода, дрова, изолированность и безопасность. Организация бивачных работ. Место установки палаток. Правила поведения в палатках. Место для вещей в палатке. Место для костра, типы костров. Топливо и способы его заготовки. Техника безопасности при работе с пилой, топором. Поведение у костра. Раздача пищи. Ямы для отбросов. Свертывание бивака.

Учащиеся должны знать:

  • правила планирования бивака;
  • последовательность организации бивачных работ.

Тема 13. (2 час) Техника преодоления естественных препятствий

Понятие техники туризма. Естественные препятствия. Движения по мокрому грунту, песку, болотине, преодоление завалов, брода. Движения по густому подлеску, склонам, льду. Туристский строй.

Учащиеся должны знать:

  • основные способы преодоления естественных препятствий.

Тема 14. (1 час) Техническое описание маршрута похода. Проект.

Определение участков маршрута. Характер местности. Хронометраж маршрута. Описание основных ориентиров, мест для ночлега и т.п.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять простейшее описание маршрута.

Тема 15. (1 час) Подведение итогов похода

Письменный отчет о походе. Отзывы участников похода.

Раздел 3. «Основы топографии и ориентирования на местности»

Тема16. Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт. Исследование и проект.

Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Условные обозначения.

Учащиеся должны знать:

  • отличие карты от плана;
  • определение масштаба карты;
  • основные условные обозначения.

Тема 17. (2 час)    Компас, работа с ним. Исследование.

Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Ориентирование по солнцу, звездам, при помощи местных предметов.

Учащиеся должны знать:

  • правила пользования компасом;
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу и т.п.

Тема 18. (3 час) Ориентирование по карте. Азимут

Магнитные свойства Земли. Определение понятия  «азимут». Азимут прямой и обратный. Принципы прокладки азимута.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «азимут»;
  • ориентировать карту при помощи компаса;
  • определять азимуты на заданные ориентиры;
  • двигаться по азимуту.

Тема 19. (2 час) Маршрутная съемка

Маршрутная и площадная съемка местности. Способы проведения съемки. Оборудование и снаряжение.

Учащиеся должны знать:

  • осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;
  • измерять расстояния и высоты на местности.

Раздел 4. «Основы общественно-полезной, краеведческой деятельности туристов»

Тема 20. (2 час)

Краеведческая деятельность. Исследование и проект.

Краеведческое изучение маршрута. Методы краеведческой деятельности. Сбор материалов по истории, культуре края. Фиксация результатов. Сбор документов, реликвий. Музейная деятельность. Правила хранения и использования исторических документов. Групповой дневник. Фотографирование и зарисовки.

Учащиеся должны знать:

  • основные методы краеведческой деятельности в походе.

Тема 21. (1 час) Охрана памятников истории и культуры. Исследование и проект.

Закон об охране и использовании памятников культуры. Систематический уход за памятниками.

Тема 22. (1 час) Экологическая подготовка туриста. Исследование. Проект.

Законодательство по охране природы. Красная Книга природы Московской области. Экологические требования к выбору места бивака. Основные формы участия туристов в охране природы. Учебные экологические тропы.

Раздел 5. «Туристские соревнования»

Тема 23.  Туристские соревнования. (2 час)

Правила проведения соревнований. Цели и задачи соревнований, время и место проведения.

Обязанности членов туристско-краеведческого клуба

Член туристско-краеведческого клуба обязан:

  • принимать участие в охране окружающей природной среды;
  • соблюдать требование природоохранного законодательства;
  • знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
  • изучать и приумножать природные богатства Пушкинского заповедника;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе родного края, повышать уровень знаний и навыков по туризму;
  • вести просветительскую работу среди учащихся школы по туристско – краеведческому направлению;
  • принимать участие в работе клуба;
  • выполнять положения устава;
  • способствовать укреплению материальной базы школы.

Член туристско-краеведческого клуба имеет право:

  • принимать участие в школьных, районных, областных, Международных и Всероссийских конкурсах, акциях и мероприятиях;
  • вести исследовательскую и проектную работу по изучению  экологии родного края;
  • принимать участие в туристических слетах и соревнованиях;
  • излагать своё мнение на заседаниях клуба и в прессе;
  • защищать права и интересы учащихся школы развивать экологическую и краеведческую культуру;
  • оказывать всемерное содействие заповеднику «Оренбургский», Сергиевскому лесничеству;
  • посещать любое заседание клуба;
  • вносить свои предложения по проведению совместных мероприятий клуба;
  • избирать и быть избранным в руководящие органы клуба.

Учет и отчетность

В туристско-краеведческом клубе ведется следующая документация:

  • календарно-тематическое планирование туристско-краеведческих  массовых мероприятий  на учебный год; 
  • дневник учёта туристско-краеведческой работы;
  • книга рекордов членов клуба.

Использованная литература:

  1. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
  2. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2014.
  3. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М.: Издательство ЭКСМО, 2016.- 384 с.
  4. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. – М., 2015.
  5. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2012.
  6. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся.  - М., 2017.
  7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М., 2016.

Приложение

Правила безопасности в туристском походе

Соблюдение правил безопасности – первое и главное требование к каждому участнику похода. Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности:

  1. Точно исполнять все распоряжения руководителя.
  2. О всякой замеченной опасности немедленно сообщать руководителю.
  3. Во время следования по железной дороге:
  • выходить из вагона только с разрешения руководителя;
  • в тамбурах не стоять;
  • на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться;
  • входить в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.
  1. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.
  2. Строго соблюдать правила уличного движения:
  • при движении вдоль дороги из строя не выходить.
  • движение проводить по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту;
  • переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора, при отсутствии светофора по команде руководителя переходить дорогу одновременно шеренгой, обозначив края шеренги красными флажками; быть предельно внимательным, не мешать при этом движению членов группы.
  1. Перед выходом на маршрут проверить исправность  снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
  2. Соблюдать установленный интервал движения, разрывов строя не допускать. Движение участника вне строя запрещается.
  3. При движении без тропы по высокотравью, густому подлеску, глубокому снежному покрову соблюдать осторожность, так как не видны потенциальные опасности (острые сучья и коряги, корни деревьев, скользкие, мокрые и обледеневшие бревна, палки, бытовой мусор - битое стекло, банки, металлические прутья, колючая проволока и др.).
  4. В ветреную, холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.
  5. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. При передвижении находиться в составе группы.
  6. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
  7. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщать руководителю. Потертостей не допускать. О появлении потертостей немедленно информировать руководителя.
  8. Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.
  9. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.
  10. В лесу горящих спичек не бросать, костров без разрешения руководителе не разводить, горящих костров без присмотра не оставлять.
  11. Свечи и спички в палатках не зажигать.
  12. Порубок деревьев не проводить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Под наклоненными деревьями не проходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...

«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»

Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»

Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программатуристско-краеведческой направленности«Юные краеведы – лидеры школьного движения»...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед »

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохране...