Статья "Литературное краеведение-путь к истокам, эстафета памяти"
статья по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся средствами литературного краеведения, формы и методы данного направления в воспитании школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova_n.v._oosh_s.n.bykovka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное краеведение – путь к истокам, эстафета памяти

Татаренкова Наталья Викторовна (tatarenkova.natalja@yandex.ru)                                                           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная                   общеобразовательная школа с. Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский                                                           Самарской области  

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся средствами литературного краеведения, формы и методы данного направления в воспитании школьников.

Ключевые слова: система патриотического воспитания, литературное краеведение, духовность, формы работы, урочная и внеурочная деятельность.

Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать.
Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества, которая четко обозначена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»  В рамках Программы были определены новые, «живые» формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности.

Свой выбор я сделала в пользу литературного краеведения, так как именно оно является важной частью системы патриотического воспитания, призвано воспитывать у обучающихся причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм. К тому же специфика моих предметов (русский язык и литература) дает возможность привлекать краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности. При знакомстве с народным фольклором (пословицами, поговорками, скороговорками) обращаюсь к творчеству местного поэта И.Ф. Акулиничева. Живой язык произведений поэта-земляка понятен, доступен, интересен детям. Активизируя творческую деятельность учащихся, предлагаю им составить собственные скороговорки. Изучая разделы литературы «Родная природа в поэзии поэтов 19, 20 вв.»,  привлекаю внимание детей к творчеству «Певцов земли Кошкинской»: И. Акулиничева, А. Строкина, И. Кочнева, И. Гришина, Г. Сагирова, Т. Еремеевой, Д. Силантьева, И. Сидорова, А. Кузьмина, Н. Александрова, Л. Фролова. Выполняем сравнительный анализ стихотворений, выявляем общие темы, мотивы, особенности  пейзажной лирики. Задача таких уроков – дать возможность учащимся почувствовать поэзию разных исторических эпох, увидеть красоту неприхотливого сельского пейзажа.

Особый интерес в практике моей работы вызвало литературное творчество самобытного поэта-земляка, автора двенадцати поэтических сборников, члена Союза писателей и Союза литераторов России, чьи произведения переведены на украинский и болгарский языки, И.Ф. Акулиничева. По материалам его произведений созданы научно-исследовательские работы «С чего начинается родина?», «Поэта родного живое слово. Особенности языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», которые были представлены на окружном, региональном этапах НПК, конкурсе исследовательских проектов «Взлет». Творческий материал послужил базой для создания буклетов, «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», проведения  литературной гостиной «Певец земли Кошкинской»,  читательской конференции «Стихи живут рядом», поэтического ринга «Есть поэты в нашей глубинке с душою родниковой чистоты», урока русского языка в 9 классе по теме: «Авторская пунктуация». Литературная экспозиция, посвященная творчеству И.Ф. Акулиничева, также пополнила виртуальное пространство интерактивного музея Самарской лингвистической школы. В 2018 году принимали активное участие в районном творческом конкурсе стихотворений, рисунков, посвященном 85-летию поэта.

Работая в данном направлении, я разработала программу внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов «Слово о словах, или занимательная этимология». В основу программы входит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. Раздел «Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской» включает темы: «Почему Кошки?», «К истокам Кондурчи», «Семь чудес Кошкинского района», «Вот моя деревня… Что означает село Нижняя Быковка?», «Экскурсия в Кошкинский историко-краеведческий музей», «Презентация словаря топонимов Кошкинского района». За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела  итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности: мини-проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»; конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»; создание буклета «Семь чудес района»; выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»; составление словаря топонимов Кошкинского района. Собранный языковой материал служит основой для дальнейшего использования при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, филологической конференции «Первые шаги в науку» - путь к успеху!».

В Год театра для обучающихся школы была проведена театральная гостиная «Актер одного театра, или за кулисами русской души», организовано виртуальное знакомство с творчеством актера-земляка, уроженца Кошкинского района, заслуженного артиста РСФСР И.И. Морозова. Ожидаемый результат: повышение уровня духовной культуры, гражданско-патриотического потенциала обучающихся посредством интерактивного изучения творческой личности знаменитого соотечественника, актера театра и кино И.И.Морозова.

Опыт работы по литературному краеведению представлен мною на региональном конкурсе методических материалов по реализации воспитывающей деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов. Портфолио достижений размещено на сайте  https://nsportal.ru/natatarenkova.

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nou-gelios.ru/assets/files/dokumentyi/FGOS/koncepciya-duhovnaya.pdf 
  2. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf 
  3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.
  5. Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.
  6. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 5, 6.
  7. Владимир Путин о патриотизме // Культура здоровой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://ros-idea.ru/site/163.
  8. Калашникова О. М. Метод исследования  и интерпретирования  при работе с текстами на уроках литературного краеведения // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 4.
  9. Табарданова Т. Б.  Живое краеведение в школе:  методические рекомендации. Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153"

Книга памяти, в которой собраны материалы о родственниках воспитанников и педагогов МДОУ "Детский сад № 153" часть1...

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153"

Книга памяти , в которой собраны материалы о родстенниках воспитанников и педагогов МДОУ "Детский сад № 153". Часть2...

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153"

Книг памяти, в которой собраны материалы о родстенниках-участниках ВОВ воспитанников и педагогов МДОУ часть3...

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153" часть 4

Книга памяти, вкоторой собраны материалы об участниках ВОВ, родственниках воспитанников и педагогов МДОУ...

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153"

Книга памяти, в которой собраны материалы о родственниках-участниках ВОВ воспитанников и педагогов ДОУ. Часть 5...

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153"

Книга памяти, в которой собраны материалы о родственниках- участниках ВОВ воспитанников и педагогов МДОУ. Части 6-10...

"Эстафета памяти МДОУ "Детский сад № 153"

Книга памяти, в которой собраны материалы об участниках ВОВ, родственниках воспитанников и сотрудников МДОУ.Части 11-14...