Социально значимый педагогический проект "Родина моя - Зауралье"
проект по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Королева Татьяна Владимировна

Социально значимый педагогический проект "Родина моя - Зауралье" расчитан на 3 года работы. Направление: Краеведение. В проекте выстроена система работы школы по изучению родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Родина моя - Зауралье"61 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Варгашинская средняя школа №1»

Филиал Лихачёвская ООШ

Социально значимый  проект

Направление работы: Краеведение.

Тема: Родина моя – Зауралье.

Руководитель проекта: Королёва Татьяна Владимировна

с. Лихачи Варгашинского района

Курганской области.

Лихачи 2017

Обоснование необходимости проекта.

Нынешним подросткам 10-17 лет приходится жить в новых общественно – политических условиях, при социальной нестабильности, утрате обществом духовных ориентиров. Социально – экономическое положение страны привело к ухудшению материального состояния семьи. Особенно заметно это в маленьких населённых пунктах: посёлках, сёлах, деревнях. В семьях одна проблема: как выжить? Поэтому во многих семьях родители ослабили свой контроль за детьми. Сокращение часов кружковой работы и частичное сокращение часов по основным общеобразовательным программам привело к сокращению рабочей недели учащихся и, следовательно, к увеличению свободного времени подростков. В государстве нет идеи, в умах людей разброд и шатания. У подрастающего поколения нет идеалов, на которые они могли бы ровняться. Дети оказались в вакууме. Именно этот вакуум заполняется отрицательным воздействием средств массовой информации: боевиками, фильмами ужасов, эротическими печатными изданиями с яркими иллюстрациями. Национальными героями стали «новые русские» авторитеты, разбогатевшие в результате криминального бизнеса, воры, наёмные убийцы, проститутки, наркоманы. Многие новые отечественные фильмы содержат в сюжете именно этих героев. Из «Новостей» слышно о террористах, катастрофах, заказных убийствах. Всё это несёт негативный заряд и, конечно же, отражается на воспитании подрастающего поколения.  Эти причины побудили составить данный проект и начать работу в нашей школе по его  реализации. Хотелось бы видеть в современных подростках, молодёжи такие качества, как: гордость за свою страну, свой народ, честность, порядочность, трудолюбие, доброта, сострадание, уважение к людям. Хотелось бы, чтобы молодое поколение было жизнерадостным, коммуникабельным, ответственным за те решения, которые придётся принимать им в жизни, за те поступки, которые они совершат.

    Идея проекта заключается в том, что через проведённую системную работу ребята получат знания, которые в свою очередь  будут способствовать развитию лучших черт характера, формированию и воспитанию нравственных качеств личности.  

   Цели: 

  • Воспитание  человека знающего и любящего свою малую родину.
  • Укрепление личностных связей подростка со сверстниками,  учителями, родителями, людьми старшего возраста.
  • Повышение культуры общения, снижения конфликтности между поколениями.

    Задачи:

  • Изучить исторические, географические, биологические, экологические, этнографические особенности родного края.
  • Научить детей чтить и ценить историю родного края, людей, живущих рядом, воспитать в детях чувства гордости за свой народ, за свою малую родину.
  • Изучить народные традиции, обряды.
  • Воспитание милосердия, трудолюбия, честности, мужества, доблести, коллективизма.
  • Привить детям любовь к родной природе, к родной земле.
  • Воспитание в ребёнке личности самостоятельно мыслящей, способной решать сложные житейские задачи и брать на себя ответственность за принятые решения.

Реализовать проект   возможно за 3 года.

1 год – Детальное изучение истории своего села, школы. Знакомство с людьми, непосредственно влиявшими на ход истории развития села или с родственниками тех людей.

2 год – изучение района. История района. Люди и судьбы.

3 год – изучение области. Изучение родного края, его исторических, географических, биологических, этнографических особенностей.

Содержание деятельности проекта.

    Проект направлен на формирование и развитие личности: приобщение к народному творчеству, возрождение и сохранение народной культуры через изучение истории родного края,  традиций, обрядов, местной национальной кухни, домашних ремёсел.

     Ребёнку, живущему в современных условиях, будет полезно узнать: как жили его деды и прадеды? Что кушали? Какие праздники и как отмечали? Во что одевались? Всё это история страны, города, села, семьи может помочь ребёнку лучше ориентироваться в таких понятиях, как дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, сочувствие, сопереживание. Изучая мир не по книгам и телефильмам, а при общении с интересными людьми, живущими рядом или жившими когда-то, по рассказам близких людей об этих людях, ребёнок научится сам жить честно, открыто. Будет стараться жить так, чтоб о том, что он жил на свете помнили и его потомки. Человек, который проявляет неподдельный интерес к прошлому, сам становится интересен.

     Изучить историю своей семьи, своего села – это первый шаг в изучении истории Родины. Так или иначе, но все исторические события непосредственно связаны с людьми. Сами люди, участвуя в этих событиях прямо или косвенно, участвуют в самой истории. Общение с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, солдатскими вдовами, героями и ветеранами труда ценно сейчас хотя бы потому, что они являются живыми свидетелями истории 20 века. А время неумолимо. И с каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. Сейчас уже становятся реликвией письма с фронта, воспоминания фронтовиков о ходе войны, о боях, в которых им пришлось участвовать.

      Пройдет время, и будут цениться воспоминания об Афганистане, о Чечне тех людей, которые были там, в гуще событий, на чью долю выпала война в мирное время. Сейчас прошло ещё слишком мало времени, чтобы правильно оценить эти события, но история расставит всё по своим местам. А сейчас нужно использовать момент и собирать материал, который позже будет собрать гораздо труднее.

     Это же касается и мирной жизни. Кто сейчас может сказать: для чего была нужна нашим прадедам корчага? Кто может правильно приготовить взвар? Солод? Кто знает технологию изготовления льняного полотна? Кто знает: что такое куть?  Конечно же, это знают наши бабушки и прабабушки. Это элементы истории их жизни. Как ценен их жизненный опыт! Его, конечно же, необходимо передать подрастающему поколению, пока ещё есть возможность это сделать. А сделать это необходимо для того, чтобы не оборвалась связь между поколениями. Как мило и нежно звучат народные колыбельные песни из бабушкиных уст. Нельзя допустить, чтобы ушли в небытие различные фольклорные элементы: песни, запевы, припевки, страдания, небылицы, частушки и многое другое, чем владеет наш народ. Для того, чтобы этого не случилось, нужно привить детям интерес ко всему этому.

      Знание географических, биологических, этнографических особенностей нашего края дополнит исторические знания и добавит колорит в общую картину. Лишь только изучив, поняв до конца всю красоту и самобытность нашей малой родины – Зауралья, ребёнок сможет всерьёз задуматься над проблемой сохранения всего этого богатства. Тогда вопросы экологической направленности будут рассматриваться человеком, как серьёзные вопросы. Ведь большинство людей к вопросам экологии относятся не достаточно серьёзно, даже если эти люди занимают важные должности. Возможно, причина безразличия ко всему окружающему в том, что в детстве этот человек чего-то недопонял, недоучил.

       Для достижения поставленных задач можно использовать различные формы и методы.

Формы:

  • Акции и операции.
  • Поиск.
  • Беседы.
  • Консультации.
  • Экскурсии.
  • Творческие встречи.
  • Выставки.    
  • Сотрудничество с музеями, библиотеками.
  • Работа лекторской группы.
  • Конкурсы.
  • Игры.
  • Викторины.
  • Концерты.
  • Походы по родному краю.
  • Исследовательская работа.

 Методы:

  • Индивидуальная, коллективная, групповая работа.
  • Наблюдение, сравнение.
  • Объяснение, самообразование, самоанализ.

Перечисленные выше формы и методы позволят воплотить проект в жизнь, развить творческие способности  ребёнка, научить ребёнка общению с другими людьми и пониманию их, сформировать в нём положительную Я – концепцию, расширить кругозор, воспитать в ребёнке личность.

Основные принципы работы по данному проекту:

  • В процессе совместной деятельности выработать у ребёнка стремление самостоятельно достигнуть поставленных целей.
  • Приобщить детей к изучению и развитию традиций культуры и быта своего народа. А так же научить воспринимать, ценить и уважать культуру и традиции других народов.
  • Помочь детям понять и научить использовать накопленную тысячелетиями мудрость народа: каждый мальчик должен быть добрым хозяином, хорошим мужем, заботливым отцом, а каждая девочка должна быть прилежной хозяйкой, ласковой матерью.
  • Для организации творческой деятельности создать в коллективе обстановку добра, любви и взаимопонимания.
  • Научить детей трудиться сообща, помогать друг другу, сочетать личные интересы с интересами коллектива, научить общаться: слушать и слышать друг друга.
  • Работа по проекту должна быть систематичной, ключевые мероприятия должны стать традиционными.
  • В работе важно выявить особенности характера, определяющие поведение, каждого ребёнка. Узнать интересы, склонности, способности ребёнка, чтобы знать: кому какое дело поручить, чтобы результат работы был максимальным.
  • Работу по данному проекту  строить в рамках Конвенции ООН о правах ребёнка, не нарушая его права, не завышая обязанности.
  • Научить ребёнка правильно и адекватно оценивать проделанную им работу, не завышать и не занижать значимости работы ребёнка в данном проекте.

 

Кадровое обеспечение.

В работе по проекту непосредственное участие принимают:

  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Классные руководители
  • Старший вожатый
  • Президент детской организации
  • Министр по социальным вопросам
  • Министр культуры
  • Библиотекарь
  • Председатель совета ветеранов
  • Заведующий местным музеем «Боевой и трудовой» славы.
  • Родители, бабушки, дедушки.
  • Учителя истории, литературы, географии, биологии, экологии, начальных классов, учитель труда
  • Районный краевед.
  • Школьный психолог.

    -   Руководители кружков.

План и механизм реализации проекта.

1 год: К 110-летию открытия школы в селе.

- Объявляется операция «Поиск». В ходе этой операции дети занимаются сбором материала об истории села, школы: воспоминания, фотографии, вырезки из районной газеты «Колхозная правда», «Маяк».

  • Оформление стендов о школе.
  • Встречи с учениками 30-40-х годов, 50-60-х годов
  • Встречи с ветеранами педагогического труда.
  • Оформление стендов: из истории школы
  • Сбор материала и оформление стенда «Воины-интернационалисты – наши выпускники».
  • Сбор материала о солдатах Чечни.

Итоговое мероприятие: Юбилей школы 100 лет со дня открытия первой школы в селе.

 К 75-летию Курганской области.

  • История возникновения  г. Кургана и области.
  • Знакомство с памятными местами области (заочно): беседы, устные журналы.
  • Знакомство с памятниками  г. Кургана.
  • Знакомство с историей возникновения названий улиц г. Кургана.
  • Посещение музеев: краеведческого, декабристов, художественного.
  • Цикл бесед «Знаменитые люди Зауралья».
  • Экскурсия в с. Чимеево.
  • Проведение конкурсов, викторин по истории г. Кургана и области.
  • Участие в областных краеведческих конференциях.
  • Знакомство с действующими детскими, молодёжными организациями области.
  • Посещение областной филармонии, драмтеатра.
  • Экскурсии на заводы г. Кургана: Кургансельмаш, КЗКТ и другие по возможности.
  • Посещение учебных заведений области.
  • Организация и обучение лекторской группы 6 – 7 человек, для работы на базе местного музея «Боевой и трудовой славы», школьного музея «Русская изба» проведение экскурсий по разделам музеев среди школьников.
  • Организация в школе краеведческого кружка

Итог: накопление материала для докладов, бесед, творческих встреч, проведения мероприятий. Накопление опыта общения с людьми, расширение кругозора.

2 год: К 95-летию Варгашинского района.

  • Встреча с краеведом района Толстых Н. Ю.,  беседы на темы: «Первые школы района», «Побывальщины родимой стороны».
  • Заочные путешествия в прошлое района (по материалам районных газет).
  • Беседы «Люди и судьбы земли Варгашинской».
  • Конкурсы «Знай свой край».
  • Знакомство с основными предприятиями района: завод ППО, элеватор, птицефабрика «Солнечная» и др. Экскурсии на эти предприятия.
  • Творческие встречи «Литературные Варгаши». Встречи с поэтами района, журналистами газеты «Маяк»,
  • Участие в районных краеведческих конференциях.
  • Изучение географического, биологического, экологического состояния района.
  • Походы на природу с целью изучения и исследования окружающей среды.
  • Походы в соседние сёла Пичугино, Барашково, Попово с целью: изучение истории этих сёл.
  • Составление анкет, сбор материала о народном фольклоре села: песни, частушки, считалки, обряды, праздники.
  • Встреча с мастерами прикладного творчества: резьба по дереву, вышивка, выбивка, вязание крючком, ткачество.
  • Беседы, творческие встречи, посвященные изучению народных праздников: Покров, Рождество, Крещение, Масленица, Вербное воскресение, Пасха, Троица и т. д.
  •   Организация выставок прикладного творчества жителей села, в том числе и детских работ.
  • Мероприятия, посвящённые возрождению народных традиций празднования христианских праздников: посиделки,  вечера.
  • Заказники, памятники природы на территории района.

Итог: Создание методической копилки практических материалов  по организации воспитательной работы по краеведению в помощь классным руководителям, педагогам-организаторам, старшим вожатым, учителям.

3 год: К 75-летию Победы в ВОВ.

  • Встречи с ветераном войны и тружениками тыла.
  • Конкурс сочинений и рефератов «Расскажу о своём прадедушке, прабабушке».
  • Шефство над престарелыми людьми.
  • Сбор материала для рукописной книги «Детство опалённое войной».
  • Земляки – герои войны.
  • Изучение военной истории на местном краеведческом материале.
  • Уход за обелиском
  • Изучение истории села до ВОВ, во время её и после окончания по страницам районных газет «Колхозная правда», «Маяк».
  • Сбор материала для музея «Боевой и трудовой славы»: документы, вещи, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны и тружеников тыла).
  • Сбор материалов для музея «Русская горница»: предметы домашнего обихода, орудия труда жителей села.
  • Изучение исторических событий времён ВОВ
  • Изучение «Книги Памяти» и составление карты с указанием мест гибели наших земляков
  • Изучение книги «Солдаты Победы»

Итоговое мероприятие: Тематический праздник для села к 75-летию Победы «Славен во веки будет солдат!»

Итог 3-го года действия проекта: у детей появляется полное представление о красоте и ценности родного края.

По истечении 3 лет работы по данному проекту будет достаточно накоплено материала, появится интерес к дальнейшему самостоятельному изучению родного края. Главное, чтобы у детей был интерес выполнять эту работу, чтобы они сознавали значимость своей работы, чтобы инициатива шла от самих детей. Если это произойдёт, значит, данный проект принёс пользу, значит, он нужен и ценен. Если этого не будет, значит, работа была проделана на недостаточно высоком педагогическом, организаторском уровне. Это может случиться в том случае, если руководители проекта не вложили свою душу в начатое дело, если работа будет вестись для «галочки», либо для самой работы. С таким настроением лучше и вовсе не браться за работу. Чтобы получить наивысший коэффициент полезного действия нужно любить то дело, за которое берёшься.

Предполагаемые затраты и источники финансирования:

 

Для того, чтобы этот проект был воплощён в жизнь, необходима материальная поддержка.

1 год: 1500 – 2000 рублей

2 год: 2500 – 3000 рублей

3 год: 4000 – 5000 рублей

Итого затрат на реализацию проекта: 8000 – 10000 рублей.

 Источники финансирования:

  • Родители.

Все затраты на экскурсионные поездки в район, область, г. Курган возможно осуществить, полагаясь на материальную поддержку родителей детей, желающих участвовать в данных мероприятиях.

  • Спонсоры.

Все расходы по организации встреч с интересными людьми и проведение больших мероприятий финансируются спонсорами.

  • Собственные средства.

Рядовые мероприятия: конкурсы, викторины, акции, операции, оформление альбомов, стендов -  проводятся за счёт собственных средств организации. Собственные средства члены организации зарабатывают сами, участвуя в различных районных конкурсах.

Предполагаемый результат:

  • Возрождение интереса детей к своей малой родине, культуре, обычаям русского народа.
  • Накопление материала для участия в районных, областных краеведческих конференциях.
  • Знание знаменитых людей области, их судеб, их достижений, знакомство с их работами.
  • Знание географических, биологических, этнографических особенностей области, экологической обстановки.
  • Интерес детей ко всему пережитому и сейчас происходящему в области.
  • Воспитание гражданина, любящего свой край, свою малую родину, готового защищать её, придти на помощь нуждающимся в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...