Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
учебно-методический материал по краеведению

Прохорова Анна Владимировна

Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Основы научно-исследовательской работы»

(на примере участия в городской конференции, посвященной 110 летию со Дня рождения Д.Ф.Устинова)

Прохорова А.В.

                  Не существует сколько-нибудь

                                                  достоверных тестов на одаренность,

                                             кроме тех, которые проявляются

                                                          в результате активного участия

                                        хотя бы в самой маленькой

                                                    поисковой исследовательской работе.

(А.Н. Колмогоров. – основатель научной школы, математик 20 века. Теория вероятности).

   Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь. на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.

   Например, некоторые мои коллеги, которые писали научно-исследовательскую работу совместно с учениками, сталкивались с такой проблемой: ваш  ученик  с вдохновением читает подготовленный доклад. Аудитория - ребята и педагоги, - внимательно слушает. Выступление, действительно, хорошее, увлекательное: сообщается масса эффектных фактов, по ходу рассказа демонстрируются иллюстрации. Но во время подведения итогов не прозвучала фамилия вашего ученика. Вы, конечно, расстроены и задаетесь  вопросом «Почему?».  Работа не соответствует общепринятым требованиям, традиционно предъявляемым к написанию исследовательских работ. Поэтому необходимо знакомство, прежде всего педагога, а затем и ученика, с основами исследовательской работы.

  1. Этапы работы над исследованием (презентация)

При подготовке к конференции нам с ученице 7 а класса Сыткиной Ариной, были предложены ряд тем: Вклад Устинова в развитие инфраструктуры г. Коврова, военная служба Устинова, биография Устинова, награды Устинова, вклад Устинова в формирование оборонного комплекса Коврова. Мы с Ариной, ориентируясь на ее интерес, выбрали тему   - «Вклад Устинова в формирование оборонного комплекса г.Коврова», обсудили наш план работы и оправились в историко – мемориальный музей с целью найти исторические источники и литературу по выбранной теме. – презентация

В основу нашего исследования были положены следующие документы: Приказы  Министра оборонной промышленности СССР 1955-1956 об образовании новых конструкторских бюро, институтов и заводов оборонных отраслей промышленности - «Ковровский электромеханический завод», АО «ВНИИ «Сигнал», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Конструкторское бюро «Арматура», ПАО «Ковровский механический завод», а также книги Сазыкина и Новоселова , представленными широким спектром документов. Особо ценным источником для нас стали мемуары Д.Ф. Устинова.

После того как мы подготовили и проанализировали документальную базу, мы принялись за написание исследовательской работы.

I. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1.1. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

   Качество работы учащегося определяется не только актуальностью проблемы, теоретическим и практическим значением полученных результатов, но и логикой изложения материала, структурой (композицией).

Структура научно- исследовательской работы:

  • Титульный лист
  • Содержание (оглавление)
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.

В верхней части листа с выравниванием по центру пишется:

- в 1-ой строчке: Министерство образования и науки Российской Федерации

- во 2-ой строчке Депатамент образования Владимирской области

В 3 – название конкурса или конфернции:

В правом углу  - номинация

В средней части листа дается заглавие работы (с большой буквы, без слова «тема» и кавычек).

Ниже указываются Ф.И. О учащегося, выполнившего работу, и Ф.И.О. руководителя.

В нижней части листа с выравниванием по центру указываются место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

Титульный лист является первой страницей работы, он не нумеруется.

Объем работы составляет около 20 страниц печатного текста.

После титульника располагается оглавление.

В оглавлении  приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение    (1 – 2 страницы)

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются цель, задачи, объект, предмет, методы, формулируется гипотеза (по возможиости),  практическая значимость (по возможности), пишется историография.

        Актуальность – почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала.

Актуальность: Трудовые дела и подвиги, развитие г.Коврова во многом связаны с тем, что его судьба переплелась с судьбой и деятельностью легендарного государственного деятеля Дмитрия Федоровича Устинова. Благодаря Дмитрию Фёдоровичу Устинову Ковров всегда был и остается крупным оборонным и промышленным центром

         Цель – ответ на вопрос о том, зачем ты проводил свое исследование. (Узнать, выяснить, определить и т.д.)

         Задачи – уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги.

Объект исследования - определяется та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Главный вопрос, который следует задавать себе при определении объекта исследования: «Что рассматривается?».

Предмет исследования - определяется конкретная часть объекта исследования или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который  исследуется.

Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект? Какие отношения ему присущи? Какие функции объекта надо изучить?» и т.д.

Метод  это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы исследования: сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический метод, сбор данных, обработка информации, работа с литературой, ресурсами Интернета, изучение мемуаров Д.Ф. Устинова, анализ, синтез, обобщение.

          Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, которую вы будете доказывать или опровергать своим исследованием. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

Практическая значимость

что результаты исследования могут быть использованы в  школьном курсе «История России», при изучении истории Родного края.  Работа может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по истории  в старших классах; материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам, а также, при поведении тематических экскурсий.

Историография отечественные историки и государственные деятели оценивают его личность и деятельность неоднозначно. Советская и современная  историография Стоит отметить, что Д.Ф. Устинов сам являлся автором многочисленных статей и воспоминаний о своей деятельности, что, безусловно, является для нас ценнейшим источником информации

Объем введения не должен превышать 2 стр.

Основная часть (научно - исследовательская)

Основная часть содержит главы, в которых отражаются основные материалы исследования . Рекомендуется написание 3-х  - 4 глав,  с разбивкой на параграфы.

Содержание основного текста работы должно полностью раскрывать тему исследования. Название главы по своему смысловому содержанию должно соответствовать смысловому содержанию входящих в нее параграфов

Качество исследования во многом зависит от логики изложения материала. В содержании каждого параграфа находит отражение решение той или иной задачи, поставленной в исследовании. Логические переходы осуществляются и между главами.

Глава 1. Народный комиссар вооружения СССР Д.Ф. Устинов не раз бывал в Коврове на заводе № 2 имени К.О. Киркижа. Он приезжал, чтобы на месте познакомиться с обстановкой на одном из крупнейших предприятий наркомата, решить конкретные вопросы по выполнению заданий Государственного Комитета Обороны и освоению производства новых образцов оружия. Первое знакомство Устинова с Ковровом и заводом №2 им. Киркижа

Глава 2. Роль Устинова в формирование оборонного комплекса Коврова, с разбитием на подглавы.

  1. – Самостоятельное предприятие КЭМЗ – благодаря Устинову
  2.  – Самостоятельное предприятие КМЗ – выпуск пехотно – пулеметного вооружения
  3.  – Всероссийский научно – исследовательский институт Сигнал – по выпуску стабилизаторов «Горизонт» - к танковым пушкам
  4.  -  Конструкторское бюро Арматура -  самостоятельное предприятие. Создание агрегатов электропневмоавтоматики для оснащения технологического оборудования стартовых и технических комплексов первых отечественных ракет

Будучи министром вооружения, а затем министром оборонной промышленности СССР, Д.Ф. Устинов стал организатором и создателем  новых конструкторских бюро, институтов и заводов оборонных отраслей промышленности. В период 1940-1950-е годы их было создано – 4! И приказ об организации каждого подписан министром Устиновым.

Глава 3 Развитие оборнно – промышленный предприятий города Коврова в настоящее время.(презентаци

Заключение

Заключение (подведение итогов работы, формулировка выводов об
изложенной проблеме, ее значение и перспективы решения; объем
заключения не должен превышать 1-2 страницы).

В заключении важно указать возможность прикладного использования полученных в работе результатов, отметить возможные перспективы дальнейшего углубления темы.

Список источников

Оформляется в соответствии с ГОСТом; содержит литературные источники, сведения из сети Интернет

   После заключения помещается библиографический список использованной литературы. Список использованных книг, статей из журналов и газет  записываются под номерами в алфавитном порядке с полным указанием библиографического описания.

Приложения

   Вспомогательные материалы, которые могут загромождать текст основной части, помещают в приложения. Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты вопросников, опросные листы, протоколы (собеседований, обследований), копии отчетных листов, графики, карты, таблицы, рисунки. и др.

Каждое приложение начинается с нового листа. В правом верхнем углу записывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ставится его номер (без знака №), если приложение не одно.

На приложения должны быть ссылки в основном тексте работы, например: «Результаты анализа анкет учащихся (см. Приложение I) позволяют говорить о …».

 Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

размещаются после библиографического списка;

в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

   Еще одна особая часть основного текста - это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

в круглых скобках;

построчно (оформляются как сноски);

после параграфов или глав.

Что может быть примечанием? Например:

определение терминов или устаревших слов;

справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

перевод иностранных слов и предложений;

пояснения основного текста.

примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

   Кроме формальных особенностей представления материала исследо- вателю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования - его защите, речь о котором более подробно пойдет в следующем разделе.

1.2. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА

   Текст научно-исследовательской работы должен быть распечатан с помощью компьютера через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односторонней бумаги формата А4. Используется шрифт 14, Times New Roman. Размер правого поля 10 мм, остальные поля по 20 мм, слева оставляют место для переплета (20 мм).

Сноски печатаются тем же шрифтом, но меньшим кеглем (10-м), на той странице, к которой относятся. От основного текста сноски отделяются сплошной короткой чертой, нумерация начинается на каждой странице сначала.

   Все страницы текста нумеруются с титульного листа по центру верхнего поля, на титульном листе номер не указывается.

   Каждая структурная часть работы (аннотация, содержание, введение, главы основной части, библиографический список, приложения) начинаются с новой страницы.

   Главы нумеруются римскими или арабскими цифрами, названия глав выполняются полужирным шрифтом прописными буквами (кегль 14), названия параграфов – также полужирным шрифтом прописными буквами, но меньшим кеглем (12) записываются через интервал после названия главы. Все заголовки выравниваются «по центру», точка в конце заголовка не ставится. Не допускается подчеркивание и перенос слов в заголовках.

   Абзацный отступ составляет 8 – 12 мм (5 печатных знаков).

  Общепринятые сокращения. В тексте допускаются общепринятые условные сокращения: то есть – т. е., и так далее – и т. д., и тому подобное – и т. п., и другие – и др. (во всех указанных случаях сокращения могут быть только в конце предложения), и прочие – и пр., смотри – см.,        век – в., века – в.в., год – г., годы – г.г. Не допускается сокращение слов так как (т. к.) и так называемый (т. н.).

Запись числительных. Однозначные количественные числительные записываются словами, многозначные – цифрами, например: «не более семи способов». Любое количественное числительное записывается цифрами, если при нем даются в сокращенном виде единицы измерения, например: 5 см, 23 кг. При перечислении однородных величин единица измерения ставится после последнего числа: 5, 8 и 15 км.

Записанные цифрами количественные числительные не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными, например: не более 7 вариантов (но не 7-ми).

Порядковые числительные пишутся словами: первый, девятый, двадцать второй. Порядковые числительные не имеют падежных окончаний, если они записаны римскими цифрами: XXI век, II вариант или арабскими цифрами и стоят после существительного: в главе 2, на рис. 5.

Порядковые числительные, стоящие перед существительными и записанные арабскими цифрами имеют падежные окончания: 8-й опыт. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз: результаты 8 и 9-го опытов.

Оформление цитат и ссылок.

    Качество научно-исследовательской работы является показателем способности учащегося к анализу теоретического и эмпирического материала, умения работать с текстом. При выполнении исследовательской работы учащийся, несомненно, опирается на результаты работ ученых, произведения печати. С целью подтверждения собственных взглядов в тексте приводятся цитаты.

   Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения.      Если цитата приводится с сокращениями, то вместо пропущенных слов ставится многоточие (в начале предложения, в середине, в конце). При этом не допускается искажение текста и мыслей автора. Каждая цитата сопровождается ссылками на первоисточник.

Основные способы включения в текст цитат

1. Прямое цитирование. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится дословно. Знаки препинания расставляются как в обычном предложении с прямой речью. После кавычек точка не ставится, а в круглых скобках указывается порядковый номер цитируемого источника (в соответствии с порядковым номером в списке литературы, приведенном в конце работы, но без знака №) и страница.

   Цитата начинается со строчной («маленькой») буквы, если вводится в середину предложения и в ней опущены первые слова. Ссылка на автора оформляется, как и в первом случае.

   Если цитата является частью предложения, независимо от того как она начиналась в литературном источнике, она также пишется со строчной буквы. Ссылка на автора дается указанным выше способом.

2. При непрямом цитировании (пересказе мыслей других авторов своими словами) необходимо быть предельно точным в изложении анализируемой позиции и давать ссылки на литературный источник. В конце предложения точка не ставится, в круглых скобках дается ссылка на библиографический номер (без знака номера и указания страницы).

Не допускается включение в текст цитат без ссылок на автора.

Оформление подстрочных ссылок

   В тех случаях, когда ссылки на литературный источник нужны по ходу чтения материала, а внутри текста их разместить невозможно, используются подстрочные ссылки. Знак сноски ставится там, где по смыслу заканчивается мысль другого автора. Сноска выполняется на той же странице, что и объяснение к ней.

   При повторных ссылках на один и тот же источник в пределах одной страницы исследовательской работы в сноске записываются слова «Там же» и указывается номер страницы (арабскими цифрами без знака №).

   Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылка начинается словами «Цит. по:…».

1.3. ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА

   Оформление таблиц. При систематизации теоретического и экспериментального материала накопленная информация может быть представлена в виде таблиц. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) располагают над правым верхним углом таблицы (выравнивание «по правому краю»). Название таблицы (тематический заголовок) записывают на следующей строке строчными буквами полужирным шрифтом          (кегль 12) без точки в конце. Тематический заголовок дает возможность ориентироваться в представленном в таблице материале без чтения текста, поэтому он должен быть лаконичным и содержательным. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Если таблица не может быть размещена на одной странице, то возможен ее перенос на следующую, на которой в правом верхнем углу над таблицей записывается: «Продолжение таблицы 5» или «Окончание таблицы 5», если таблица на этой страницы заканчивается. При этом вместо текста головки наследующую страницу переносятся только номера вертикальных граф, записанные арабскими цифрами.

   Если ширина таблицы намного превосходит ее высоту, то можно вынести ее на отдельную страницу и ориентировать лист в альбомном формате. В этом случае текст параграфа будет «разорван». Желательно, чтобы предложение было дописано до конца, а ссылка на таблицу (с указанием страницы) была максимально приближена к ней.

   Оформление иллюстрированного материала. Если возникает необходимость показать динамику протекания исследуемого процесса или продемонстрировать взаимосвязь каких-либо его характеристик, то вместо таблиц целесообразно использовать графики и диаграммы (иллюстрированный материал)

   Все представленные в тексте иллюстрации имеют сквозную нумерацию (таблицы и иллюстрации нумеруются отдельно), ссылки на графики и диаграммы в тексте обязательны, например: (см. рис.).

   Подрисуночная подпись включает элементы:

сокращение слова «рисунок» - «Рис.»;

порядковый номер иллюстрации без знака № записывается арабскими цифрами;

тематический заголовок;

пояснение: цифрами или буквами обозначаются элементы иллюстрации и дается их комментарий.

   График должен содержать оси координат, шкалу с масштабами и числовую сетку. По осям координат указываются условные обозначения, они не должны выходить за границы графика, на концах координатных осей ставятся стрелки. График содержит минимум надписей. Они могут быть заменены буквами (цифрами), значение которых объясняется в подрисуночной подписи.

   Диаграммы чаще используют линейные, столбиковые (гистограммы) и секторные.

   Линейные сходны с графиками: точки соединяются отрезками, образуя ломаную линию. На столбиковых диаграммах данные изображаются в виде равных по ширине прямоугольников, высота которых пропорциональна степени выраженности того или иного параметра.          Секторные диаграммы выполняются в виде круга, разделенного на части (секторы), площади которых пропорциональны значениям исследуемых величин. Все диаграммы содержат текстовые надписи (названия изучаемых параметров, количественные показатели и т. п.)

   Схема применяется для изображения структуры какого-либо явления, процесса, объекта. Эта иллюстрация выполняется без определенного масштаба, но к ней предъявляются все требования как к иллюстрированному материалу. В тексте на схему даются ссылки (см. рис. 5).

1.4. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ (ЛИТЕРАТУРЫ)

   Объем использованной литературы позволяет судить о глубине проработки и анализа проблемы исследования. При выполнении исследовательской работы необходимо проанализировать не менее 5 источников (с обязательной ссылкой на них в тексте), информация о которых – библиографический список – располагается после заключения. Этот список должен содержать библиографическое описание использованных в работе материалов.

   Библиографическое описание составляют непосредственно по источнику. Для исследовательской работы используется алфавитный способ группировки литературных источников, то есть запись по алфавиту авторов и заглавий. Иностранные источники размещаются в соответствии с латинским алфавитом после перечня литературы на русском языке                       

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПРАВЛЕНИЯМ

   Перепечатанный набело текст необходимо тщательно вычитать, на одной странице допускается не более пяти исправлений (но не в заголовках), которые выполняются от руки чернилами черного цвета.

II. ЗАЩИТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

2.1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЩИТЕ РАБОТЫ

   Защита работы должна быть простой и четкой. При защите должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Участник должен отметить прикладной характер работы и представлять направление дальнейшего исследования.

   Жюри учитывает следующие параметры:

·             актуальность рассматриваемой проблемы;

·             оригинальность и самостоятельность исследования;

·             степень обоснованности теоретических положений исследования и их экспериментальное подтверждение, аргументированность выводов;

·             логика изложения материала, четкая выдержанность структуры работы;

·             стиль изложения и качество оформления работы;

·             наиболее существенные результаты исследования, их теоретическое и практическое значение;

·             отзыв научного руководителя.

2.2. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

   Текст выступления учащегося должен быть рассчитан не более, чем на 10 минут. Учащийся должен тщательно отрепетировать выступление, научиться свободно оперировать теоретическим, практическим и иллюстративным материалом, а также укладываться в отведенное время – не более 10 минут.

   О качестве исследовательской работы судят по содержанию выступления, поэтому текст его должен быть хорошо продуман.

   Времени на выступление отводится мало, поэтому в целях его экономии необходимо избегать громоздких фраз. Сложные предложения надо заменить простыми, пространственных рассуждений, сравнений быть не должно.

   Одновременно с текстом выступления готовится наглядный (иллюстративный) материал (графики, схемы, таблицы), продумывается вариант их демонстрации: на бумаге, с помощью мультимедийных средств и т. д.

   Выступление начинается с обращения «Уважаемый председатель жюри! Уважаемые члены жюри! Уважаемые преподаватели, учащиеся!». Затем следует доклад, который условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.

   В начале выступления должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. Затем формулируется объект, предмет, цель и задачи исследования.

   В основной части доклада излагаются результаты исследования. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Речь необходимо сопровождать демонстрацией таблиц, схем, графиков и другого иллюстративного материала.

   В заключительной части выступления излагаются основные результаты, формулируются выводы, отмечается выполнение поставленных задач. Так же необходимо отметить прикладной характер работы и представить направление дальнейшего исследования.

   И в заключение: ученик , который пишет научно-исследовательскую работу, должен обладать определенными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы

разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.         Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3.         Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

 >                  Педагог должен сам быть творческой личностью

>                 Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

>                  Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

>                  Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

>                  Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог работ победителей I открытого областного конкурса фотографий «Фотостранствие - 2016», посвященного 240-летию со дня рождения русского мореплавателя Василия Михайловича Головнина (1776 - 1831)

Брошюра по итогам фотоконкурса. В ней представлены работы победителей и призеров фотоконкурса 2017года, проводимый министерством образования Рязанской области совместно с ОГБУДО "Рязанский ЦДЮТК"....

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...

Заявка на участие в городском конкурсе творческих работ по вопросам профилактики ПАВ среди обучающихся общеобразовательных организаций г.Смоленска

Заявка на участие в городском конкурсе творческих работ по вопросам профилактики ПАВ среди обучающихся общеобразовательных организаций г.Смоленска...