Палаточный Лагерь Труда и Отдыха "Лесовик" методическая копилка
план-конспект занятия по краеведению (6, 7 класс)

Муртазина Светлана Аликовна

 Расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Праздники, традиции народов ханты и манси ».

Разработала

педагог дополнительного образования:

Муртазина С.А.

Программное содержание:                                                                                                     формирование  у детей познавательных действий об объектах окружающего мира:  о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Продолжать знакомить детей с культурой, обычаями, традициями  народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.

Обогащение словаря: коренные жители, малица, нарты, каюр, чум.

Предварительная работа: знакомство с традиционными праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Разучивание сценки: "Охота на медведя".

Материал: использование ИКТ (интерактивная доска, презентация о праздниках хантов  и манси), орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.

Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.

Участники: группа детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, как выдумаете, что это за карта.

Дети: Карта нашего округа.

Воспитатель: Кто знает, в каком городе мы с вами живем?

Дети: В городе Нижневартовске.

Воспитатель: Кто коренные жители нашего округа?

Дети: Ханты, манси.

Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?

Слайд 2. Дети: "Медвежий праздник".

Воспитатель: В какое время года его празднуют?

Дети: Зимой.

Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?

Дети: После охоты на медведя.

Воспитатель: Где устраивают праздник?

Дети: В доме  (чуме)  того охотника, который убил медведя.

Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?

Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

В-ль: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

В-ль: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.

Сценка: "Охота на медведя".

Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.

Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.

Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.

Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.

Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?

Хозяин: Пойдем, даже не спорь.

Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.

Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.

Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.

Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Слайд 3.Дети: Ворона.

Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?

Дети: "Вороний день".

Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?

Дети: У сосны.

Воспитатель: Для чего они там собирались?

Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.

Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?

Дети: Пели и плясали.

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

Динамическая пауза: П/и "Хейро".

Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?    

Слайд 4. Дети: "День оленевода".                                                                                 Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.                 Воспитатель: А как они это определяют?                                                            

Дети: Они устраивают соревнования.                                                                Воспитатель: Какие?                                                                                                     Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.                          Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями.                    Дети: Каюр.                                                                                                         Воспитатель: Какой приз получает победитель?                                                          Дети: Буран.                                                                                                        Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?              Дети: Прыжки через нарты.

Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.

"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?                                            

Слайд 5.  Дети: Малица.                                                                                                                  

 Как называется женская одежда коренных народов?  

 Дети: Сах.

Воспитатель: Чем отличается малица от саха?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а сах с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель: Чем украшали одежду?        

Дети: Орнаментом.

Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам.

Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.А пока вы будете раскрашивать орнамент послушайте музыку хантов и манси.(музыка заячий остров)

Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П раздники народов ханты и манси. Презентацию подготовила педагог дополнительного образования: Муртазина С.А.

Слайд 2

Национальные праздники народов ханты и манси. Цель: Продолжать знакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни народов. Развивать интерес к народным праздникам, желание использовать элементы в самостоятельной педагогической деятельности . Помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к представителям народов ханты и манси.

Слайд 3

М едвежий праздник. По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума . Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму . Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник. который устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у манси и ханты зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня. Шкура , часть морды, губы, череп - считаются священными и хранятся отдельно.

Слайд 4

"ВОРОНИЙ ДЕНЬ " " Вороний день", национальный праздник, посвященный встрече весны ханты и манси, проводится 7 апреля. Этот день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни. Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на "Вороний день". Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то "сорок утренников пройдет до тепла", т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к "большой воде". По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет. Данный праздник не столько религиозен, сколько ритуален.

Слайд 5

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник народов с евера. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги , разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д . На День оленевода готовится национальные угощения (оленье мясо, струганина ). День оленевода

Слайд 6

Для презентации использовались материалы : Миловский А.С. //Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.–М.: Дет. лит., 1987. Интернет ресурсы6 http://national-travel.ru/ http://www.86ugra.ru/ site-for-girls.ru › … i - mansi - obycha i - i - prazdniki /

Слайд 7

Орнаменты на одежде . Лапа лисы Заячьи уши крест солнце охотник Человек на лошади



Предварительный просмотр:

"Путешествие в Югру"

 (Ханты и Манси, кто они?)

Цель: 

  • познакомить воспитанников с укладом жизни народов коренных национальностей.
  • коррекция на основе упражнений.

Словарные слова: нарты, каюр, малица, чум, обласка.

Оборудование: магнитофон, кассета – «Голоса природы», иллюстрации с изображением представителей народов ханты, манси, макет чума, модель нарты, национальная одежда северного народа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А) Коррекционное упражнение: «Шифровальщик»

Цель: упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.

Задание:  Расшифровать и запомнить, не записывая. Время выполнения – 2 минуты.

Раздаточный материал: карточки с заданием и ключом к шифру.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ключ к шифру

П

У

Т

Е

Ш

С

В

И

Ю

Г

Р

 

 

0

1

2

3

4

3

5

2

6

7

3

 

6

 

8

9

10

1

К

а

р

т

о

ч

к

а

 

с

з

а

д

а

н

и

е

м

(Такой  коррекционный приём помогает выяснить степень понимания данного материала).

Б) Объяснение темы и цели воспитательного часа

II. Основная часть

А) Вступительная беседа

начинается на фоне тихой музыки «Голоса природы».

– Сегодня, ребята. Мы отправимся с вами в путешествие в ЮГРУ, где познакомимся с укладом жизни народов ханты и манси и с историей Ханты-мансийским автономным округом, который расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины.

III.  Работа по теме

С севера на юг Западно-Сибирская равнина, простирается на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озёр. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш.

Историческое название края – Югра. Первое письменное упоминание о народе, который жил на этой древней земле, мы находим в самом раннем летописном сказании – «Повести временных лет». Летописец Нестор поведал о неизвестном народе – югре, жившем в XI веке за Уралом. Юграми он называл хантов и манси  – коренных народов этого сурового края.

ХМАО играет большую роль в жизни современной России. Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями хантов и манси были рыбный и охотничий промыслы.

В XX веке геологи обнаружили здесь большие запасы золота, кварца, открыли месторождения для железной руды, меди и других полезных ископаемых. Но главное богатство края – это нефть, которая была найдена здесь в 1960 году. Её добыча постоянно росла, и сегодня она составляет более половины всей добываемой нефти в России.

А) Демонстрация иллюстраций, изображающие представителей народов ханты и манси.

Б) Жизнь и быт хантов:

На обласке (выдолбленной из дерева лодке), ханты ловят рыбу (сырок, щуку, язя, окуней). Посуда в быту берестяная, четырёхугольной формы, это универсальная посуда северного народа. В ней хранят рыбу, мясо, хлеб соль, а также и употребляют пищу. Хантыйские женщины потрошат рыбу, отбросы отдают собакам, выбирая из внутренностей рыбий жир, который топят, затем вываренный жир разливают в бутылки и оставляют на зиму. В последствии лечат, больных в суровую зиму натирая больного.

Очищенную  рыбу вялят без соли, делают заготовки и оставляют на хранение  на всю зиму. Едят рыбу сырую без соли, это давняя традиция северного народа. А также ханты едят и сырое мясо, занимаются сбором ягод, орехов.

Вывод: ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод и орехов.

В) Манси – народ родственный хантам. Они очень близки по культуре, порой их трудно различить. Манси, пожалуй, больше охотники, чем рыбаки. Это происходит, потому что в их крае протекают в основном мелкие речки, в которых водится мало ценной рыбы. Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу. Но главное направление их промысла – пушное.

Г) Демонстрация модели нарты и чума

Ручная нарта – это своеобразные санки, маленькие лёгкие, длиной до двух метров. Сделана она из ели и берёзы с помощью одного ножа, без гвоздей. Все детали скреплены вязками из кедрового корня. настил из прутьев. К планке, скрепляющей полозья. Привязан ремень, которым к нарте подпрягают собаку или оленя. Управляемый оленями человека называют каюр. Одежду северный  народ также шьёт, из оленьего меха называется такая одежда малица (шуба), унты (зимние сапоги) и.т.д. Чум - это жилище, покрытое шкурой оленя. Мансийские селения живописны благодаря хозяйственным постройкам. Кроме того, их характерная особенность – дымокуры около жилья весной и летом. Это костры, в которых тлеют гнилые деревья, мох. Дым костров отпугивает комаров от дома. Часто дымокур разводят в ведре или тазу и ставят на пороге. И хотя в помещении от этого дымно, зато комаров меньше.

IV. Физминутка

А) «Ветер»

Цель: Упражнение на расслабление и концентрацию.

Задание:

а) левая рука напряжена, правая расслаблена,           3 раза
правая напряжена, левая расслаблена;
б) то же проделать ногами.                                        3 раза

Б)  «Рисуем глазами»

Цель: Упражнение для профилактики нарушения зрения.

Задание: Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

 http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590084/img1.gif

 (Такой коррекционный приём способствует развитию пространственной ориентации,  координации движений кисти рук, ног и профилактики нарушений зрения).

V. Заключительная часть

Проведение заключительной части в форме коррекционного направления.

А) Коррекционное упражнение

Цель: Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Задание: Детям предлагаются карточки со словами, нужно соотнести слова между собой по смыслу.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590084/img2.gif

(Такой коррекционный приём побуждает детей к активной мозговой деятельности).

Б) Итог поощрение

Звучит тихая музыка «Голоса природы».

«Легенда», рассказанная когда-то древними греками:

Будто в стране северного ветра живут счастливые люди.
Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз.
И одежды у них из звериных шкур, и едят они звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий.
Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…



Предварительный просмотр:

"Население Ханты-Мансийского автономного округа"

Цели урока: 

  • выявление особенностей населения, демографической ситуации, расселения ХМАО;
  • продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации,
  • воспитание любви и уважения к родной стране.

Оборудование:

  • политико-административная карта Тюменской области,
  • политико-административная карта России,
  • карта народов России,
  • фотографии с изображением коренного населения и жилищ.

Ход урока

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами завершили прохождение раздела географии “Населения ХМАО”. И прежде чем приступить к изучению “Экономики Ханты-Мансийского округа”, мы вспомним основные характеристики населения нашего края. Урок обобщающего повторения мы проведем в форме интеллектуальной игры.

Учитель объясняет структуру проведения урока.

Класс делится на 3 команды по 5 человек. Выбирается жюри из 3 человек. Выбирается ведущий из числа консультантов. Выбираются групповоды в командах. Ведущий предварительно знакомится с ходом проведения урока-игры. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неточный в 1 балл, отсутствие ответа 0 баллов.

1 гейм. “Разминка”.

Ведущий задаёт команде по одному вопросу.

Вопросы для 1-й команды: 

  • назовите, какие народы сформировались на территории ХМАО? (ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы (самоеды));
  • к каким языковым группам относятся ханты и манси, ненцы? /финно-угорской и самодийской/;
  • чем отличаются коренные народы от коренного населения ХМАО?
  • Что из себя представляет одежда из оленьих шкур – малица, парка, совик или гусь?
  • Назовите традиционные виды деятельности угорских пародов.

Вопросы для 2-й команды: 

  • Что обозначает слово “Юрга”?
    (“Егра” – коми-зыряне зовут хантов и манси.)
  • Когда русские промышленники и торговые люди узнали о существовании северных народов под названием “югра”?
    (“Повести временных лет” за 1096 г., т.е. в XI в.)
  • Чем отличаются женская шуба “Сах” и мужская куртка “Колек” от другой одежды из оленьих шкур?
  • Где расселяли ханты в X веке н.э.?
    (На огромной территории всей Западной Сибири.)
  • Когда началось быстрое экономическое развитие округа и что послужило толчком к этому?

Вопросы для 3-ей команды: 

  • Где обитали манси в X в. н.э.?
    (На Урале и его западных склонах.)
  • Какое государство образовал хан Батый в XIII в. на территории Обь-Иртышского междуречья?
    (Золотоордынское.)
  • Какой современный город стоит на месте монголо-татарского центра Чимга-Тура?
    (г. Тюмень.)
  • Когда была проведена первая перепись коренных народов?
    (Манифест Екатерины II в 1763г.)
  • Когда были открыты первые месторождения нефти и газа в ХМАО?
    (21 сентября 1953 г. – газовое месторождение в п. Березово, июнь 1960 г. – нефти Шаимское.)

Жюри объявляет результаты, количество набранных баллов командам.

Второй гейм. “Заморочки из бочки”.

Участники команд достают из бочки билетики-вопросы и отвечают па них, посовещавшись (1–2 минуты).

  • Что включает в себя материальная культура ханты и манси? Чем она обусловлена?
    (Включает предметы быта, охотничьего промысла, одежду, игрушки, украшения, музыкальные инструменты, жилища.)
  • Жильё-чум предназначен для кочующих оленеводов. Как он устроен? Какие виды жилища вы знаете? Что у них общее?
    (Чум, юрта, земляная, берестяное, бревенчатое жильё. Пет окоп в сторону реки.)
  • Назовите орудие рыбной ловли, охоты и другие изделия традиционных промыслов.
    (Облас, острога, удочка, запоры; нарты, лыжи, лук, пальму, слопцы, плашки, кулемы, туеса, коробы, набирки, посуда из капа.)

Третий гейм: “Физкультминутка”.

Групповодам предлагается посовещавшись с участниками своих команд, придумать пантомиму-танец “оленья упряжка”. Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы-“рога”, под музыку

“Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся прямо
В снежную зарю
Ты увидишь, что напрасно называют
Север крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я
Тебе его дарю!

  • Для охотников любимой игрой является борьба.

Борьба, сидя, упёршись ступнями друг о друга. Оба игрока держаться за палку, кто кого перетянет на свою сторону.

  • Очень почитается у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг неё разные кушанья, а сами пускались в пляс. (Группа детей исполняет хантыйский танец.)

Жюри оценивает в баллах оригинальность физкультминутки, умение организовать участников игры.

Четвертый гейм: “Домашнее задание”.

Команды, используя дополнительную литературу, предлагают соперникам кроссворды по населению ХМАО.

Жюри подводят итоги.

Пятый гейм: “Ты мне я тебе”.

Групповоды всех команд на основе иллюстративного материала задают по одному вопросу групповодам команд соперников.

Жюри подводят итоги.

Шестой гейм: “Блиц-турнир”.

Ведущие задают вопросы всем командам одновременно. Баллы получает тот, кто быстрее даст правильный ответ. Баллы суммируются.

Вопросы: 

  • с целью укрепления своих позиций русская администрация последовательно возводила опорные пункты (крепости и остроги). В каком году возникли:
  • Тюмень (1586 г.)
  • Тобольск (1587 г.)
  • Пелым (1593 г.)
  • Берёзов (1593 г.)
  • Сургут (1594 г.)
  • Сколько лет Сургуту? (402 г.)
  • Кто написал трехтомный труд “Тобольский север”? (А.А.Дунин-Горкавич.)
  • Когда образовалась Тюменская область? (Август 1944 г.)
  • Когда коренные народы получили свою письменность? (Ханты – 1930 г., манси – 1931 г.)
  • Когда была образованна Тюменская нефтеразведочная экспедиция? (1948 г.)
  • Когда Истру I были доставлены образцы Югорской нефти? (В 1703 г.)
  • Как называется “этнозкологические резерваты”? (Родовые угодья.)
  • Как называются три вида родовых угодьев? (Угодья отдельных граждан, семейные угодья, общинные угодья.)
  • Назовите численность населения ХМАО. (1330,8 тыс. человек.)
  • Знаете ли вы сколько коренных народов проживает в округе? (Хантов – 12222, манси – 6684, ненцы – 940, всего – 19846 человек.)
  • Каков средний возраст жителей ХМАО? (29 лет.)
  • Кого больше детей или пенсионеров в ХМАО? (Детей – 29%, пенсионеров – 6%.)
  • Сколько людей разных национальностей проживает в ХМАО? (100.)
  • Какие народы преобладают в ХМАО? (Русские, украинцы, татары.)
  • Как переводятся слова ханты, манси? (Человек.)
  • Назовите известных писателей ханты. (Е.Айпин, Р.Рупии, ненец Ю.Велла.)
  • Чему равна рождаемость ХМАО? (10,9 человека на 1000 жителей.)
  • Чему равна смертность в ХМАО? (7,5 человек на 1000 жителей.)
  • Чему равен ежемесячный прирост населения? (3,4 человека на 1000 жителей.)
  • Чему равно трудоспособное население? (65%.)
  • Кого больше мужчин или женщин проживает в ХМАО? (Мужчин – 51%.)
  • Какие факторы способствуют формированию “молодежной” структуры в округе?
  • Назовите среднюю плотность населения ХМАО? (2,5 чел. на 1 км2.)
  • Назовите долю городского населения в округе. (91,4%.)
  • Назовите количество городов в ХМАО. (15.)
  • Назовите долю занятых в промышленности, строительстве, транспорте? (58%.)
  • Долю занятых в непроизводственной сфере? (22%.)
  • Уровень безработицы В ХМАО? (0,4% от трудоспособного населения.)
  • Когда образован г. Ханты-Мансийск? (10 декабря 1930 г.)
  • Число административно-территориальных единиц в ХМАО? (22.)
  • Число районов? (9.)
  • Городов окружного подчинения? (13.)
  • Городов районного подчинения? (2.)
  • Когда был совершен первый поход новгородцев на Югорскую землю? (В 1446г. 3 тыс. человек предприняли поход на Югру.)
  • Когда Югорская земля была присоединена к Московскому государству? (1501 г.)
  • Когда и кем из государей была запрещена покупка и вывоз в рабство ханты и манси? (Петром I в 1791 г.)
  • Когда на территории округа было открыто движение первых
    пароходов? (В 1844 г.)
  • Когда округ вошел в состав Тюменской области? (14 августа 1944 г.)
  • Кто из советских ученых впервые предсказал наличие на территории нефти и газа? (Академик Губкин.)
  • Назовите первый русский город в Сибири. (Тюмень 1586 г.)
  • Какой город 200 лет главенствовал в “дальней заочной государевой вотчине”? (Тобольск.)
  • Какой древний город был центром сибирского соболиного царства? Где он находился? (Мангазея. Он расположен на высоком правоберегу р.Таз, в 300 км от её устья.)
  • Когда в г. Тюмень пришла железная дорога? (1885 г.)
  • В каком городе создан первый музей памяти декабристов? (Ялуторовск.)
  • Объясните происхождение названия г. Лянтор? (Лёнт-снежный, тор-озеро.)

Заключение.

Подведение итогов.

Рефлексия:

  • Что понравилось?
  • Что не понравилось в уроке?

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Стр. 126–128.

Построить круговую диаграмму “отраслевая структура промышленности ХМАО”.

Проанализировать диаграмму стр.127 учебника.

Литература 

  1. 1. Орлова Т.К. “География ХМАО”.
  2. 2. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1997 г. Т. 3.
  3. 3. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1998 г. Т. 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика "временной" семьи в этнографическом исследование в условиях палаточного лагеря.

Выступление на педагогических чтениях, удастоенное первой премии. Представлена на ярмарке педагогических инноваций в Центре образовательных инициатив Омского ГПУ....

Сценарий палаточного лагеря на 7 дней

Представлены материалы разработки мероприятия для шахматистов 7-ми дневного палаточного лагеря на берегу моря....

отчет по палаточному лагерю

Проведение палаточеого лагеря на базе средней общеоразовательной школы....

Программа военно-патриотического палаточного лагеря «Растим патриотов» Мензелинского муниципального района РТ

Цель программы:•      Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.•      Подготовка ...

Пилотный проект по созданию летнего республиканского патриотического палаточного лагеря «Растим патриотов».

Летом 2010 года Общественно-государственное объединение РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Военнымкомиссариатом Рес...

Ширямова Т.Н. Программа летнего палаточного лагеря "Родониана"

Данный проект реализован в  рамках долгосрочного проекта "Зов Чулыма"....

Проект палаточный лагерь для детей СОП и ТЖС "Школа выживания"

Проект направлен на организацию досуга в дни школьных каникул детей и подростков, находящихся в трудной жизненой ситуации, и социально опасном положении п. Абан. И вовлечении их в активную жизнь нашег...