Номинация «Этнография» Тема работы: «Мой народ»
проект по краеведению (11 класс)

Даудова Олеся Александровна

                                                                             Номинация «Этнография»

Тема работы: «Мой народ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отечество-2019

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Управление образования Орловского района

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ, учащихся «Отечество»

                                                                             Номинация «Этнография»

Тема работы: «Мой народ»

                             Подготовил:

                             Нунаев Арби

                            Учащийся 11 класса

                            МБОУ Черкесская средняя общеобразовательная школа

                            Адрес: 347524 Ростовская область, Орловский район,

                                                      х. Черкесский, пер.Школьный,8

                            Домашний адрес: 347524 Ростовская обл. Орловский район,

                            х. Черкесский, пер. Центральный д.17

                            Контактный телефон8(86375) 45-6-46

                            Руководитель:

                            Даудова Олеся Александровна

                            Учитель истории

                            МБОУ Черкесская средняя общеобразовательная школа

                           Адрес: 347524 Ростовская область, Орловский район,

                                                      х. Черкесский, пер.Школьный,8

                            Контактный телефон8(86375) 45-6-46

х. Черкесский 2018 г

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………2 – 4
  2. Вместе, плечом к плечу……………………………………………5 – 7
  3. Чеченцы – герои России……………………………………………8 – 10
  4. Обычаи, традиции…………………………………………………. 11 – 16
  5. Культура чеченского народа………………………………… ……17 – 18
  6. Заключение ………………................................................................19
  7. Список литературы…………………………………………………20

ВВЕДЕНИЕ.

           Этнос (народ) - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующая общим языком, территорией особенностями культуры и быта, религией, экономикой, этническим самосознанием. Для того чтобы некая группа людей считалась этносом необязательно наличие всех указанных признаков. Это придает понятию «этнос» нечеткий размытый смысл. Фактически можно говорить о существование на Земле 3-4 тысяч этносов. Большая часть народов крайне малочисленна. К одним из таких народов относятся чеченцы.

Я хочу рассказать о чеченском народе,  представители которого проживают в нашем крошечном хуторе Черкесском.  В настоящее время на его территории проживает 26 чеченских семей. В нашей школе обучается 57 учащийся, из них  38 чеченцев. Первой чеченской семьей, поселившейся в хутор Черкесском, была семья Нунаев Ахмед, который приехал сюда в 1975 году. Он приехал с женой и маленьким сыном Хусейном. Нунаев Ахмед  работал во второй бригаде колхоза имени Ленина (хутор Черкесский входил в состав колхоза имени Ленина) и был передовиком труда. Он приехал из города Грозного, из Чечено-Ингушетии.  Мой отец Нунаев Хусейн, а Нунаев Ахмед, мой дедушка; и я с полной уверенностью, могу назвать хутор Черкесский - своей малой родиной. Мы живем дружно, сплоченно без конфликтов. В мире существует  множество религий. Чеченцы-мусульмане, мы исповедуем ислам.

Ислам – самая молодая религия из мировых. Ислам, как религия, возник в 622 году. Ислам в переводе с арабского означает «смирение» (перед Богом). Это производное от корневых букв: «слм», существительного «салам» (означающего «мир»),  и глагола «асалама» (означающего «покорился»). В VII веке на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – арабский халифат. Тогда же закладываются основы Ислама - одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом, распространившихся среди народов, покорённых власти халифов.  Люди, исповедующие Ислам, называют себя мусульманами (арабск. «муслим»- вручившие себя Богу). Главная священная книга мусульман - Коран («чтение вслух») – была создана в 7-8 веках. Она состоит из 114 глав - Сур, и содержит не только поучения и наставления, но и молитвы, прославляющие Аллаха. Кроме Корана, многие мусульмане чтут сборник изречений Мухаммеда и рассказов о его жизни - Сунну.

Актуальность темы исследования:

 Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к своему народу. Хотелось бы рассказать о своем народе.

Цель исследования:

Изучить:

  • русско–чеченские отношения с древних времён;
  • культуру, обычаи и традиции чеченского народа;
  • взаимоотношение культур. Вклад чеченцев в культуру России.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.
  2. Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

Гипотеза исследования:

Изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития малой родины несет большой теоретический и практический вклад в изучение истории страны.  При  изучении данной темы нами были использованы различные  методы исследования:  изучение литературы по краеведению; работа по изучению печатного материала, основанного  на   архивных данных; описание полученных результатов исследования.

Предмет исследования: Информация, полученная во время встреч и бесед с дедушкой Нунаевым Ахмедом; семейные архивы .

Объекты исследования: моя семья, мой народ  личный пример, вклад в Отечество.

ВМЕСТЕ  ПЛЕЧОМ  К  ПЛЕЧУ.

Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока.

Прославлению и утверждению силы человеческой воли, его разума посвящены произведениям известнейших восточных мыслителей и поэтов: Авиценны, Абулькасима Фирдоуси, Алишера Навои, Саади, Омара Хайяма.

В замечательном произведении восточной литературы поэме « Шахнаме» Фирдоуси называет разум и знания самыми большими богатствами человека:

Тот мощи достигнет, кто знания достиг;

От знания душой молодеет старик.

Повсеместно создаются общественные библиотеки, переводятся произведения античных учёных и философов, начинается переработка прославленных сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Средневековая культура мусульманских стран (Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана, государств, Средней Азии и Северной Африки, Турции и Южной Испании) занимает одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций.

Тысячелетняя история, взаимосвязей русского и чеченского народов многослойна, состоит из цветовых гамм и оттенков. В ней наблюдаются, как затяжные полосы обсуждения, так и светлые времена, когда формировались чувства привязки, осознание необходимости единства перед лицом, угрожавший национальному существованию внешней опасности. Такие наслоения, образовавшиеся в истории веков, живущих рядом двух народов естественны, ибо даже в большой и дружной семье, парой наступают моменты омрачения во взаимоотношениях, между её членами, а затем в ней восстанавливается атмосфера доверия, дружбы и умиротворения. Сложный и этнический и религиозный состав населения является предпосылкой для возникновения конфликтов между народами многонациональных стран. Такие конфликты неоднократно возникали и на территории России. В основном это происходило на территории Северного Кавказа. Обострение отношений между людьми разной национальности, разных вероисповеданий не является неизбежным следствием многонационального и многорелигиозного состава населения. В течение длительного времени народы России дружно жили на общей территории. В годы тяжелых военных испытаний они вмести отстаивали независимость страны, не думая о национальной или религиозной принадлежности. Обострен6ие межнациональных отношений во многом связано с ухудшением экономической ситуации. Лишь на фоне экономических кризисов и связанной с ними массовой безработицы усиливается межэтническое противостояние. Когда люди живут в достатке, имеют счастливую семью, надежный дом и хорошую работу, они не ищут «противников» жизни. А вот в противоположном случае им хочется найти виновника, который изменил к худшему социальные и экономические условия жизни. Психология людей устроена таким образом, что им проще всего свалить вину на «чужих», на представителей других народов. Поэтому преодоление конфликтов в сфере этнических и религиозных отношений не возможно, без решения экономических проблем, которые и привели к ухудшению условий жизни. Успешное развитие экономики страны улучшит качество жизни, поставит в зависимость уровень получения материальных благ то меры участие в их создании. Тогда исчезнут причины для поиска «врагов», снизится острота межнациональных конфликтов. Чеченский язык вместе с родственными ингушским и бацбийским языками составляет нахскую (вайнахскую) группу языков, которая входит в северо - кавказскую семью языков. Чеченцы и ингуши свободно понимают друг друга без переводчика, байбийский же язык подвергся сильному влиянию грузинского языка и стал почти непонятен чеченцами и ингушам. Сами бабийцы живут на территории Грузии.

          Собственно чеченский язык по числу говорящих на нем является наиболее распространенным среди вайнахских народов. В настоящее время число говорящих на нем превосходит миллион человек.

Чеченский язык подразделяет на ряд близких друг к другу диалектов: чеченский плоскостной, аккинский, чеберлоевский, майстинский, а также на говоры: шатоевский, шаройский, надтеречный, ичкеренский, нажайюртовский и др. Носители этих диалектов и говоров проживают на территории Чечни, за исключением акинцев, или ауховцев, которые проживают в Дагестане.

В основу современного чеченского литературного языка лег плоскостной диалект, на котором говорят жители районов, расположенных вокруг города Грозного, культурно-промышленного и административного центра Чеченской Республики.

До 1925 года чеченская письменность строилась на основе арабской графики. С 1925 года по 1938 год развивалась на основе латинской графики и с 1938 года по 1992 год – на основе кириллицы, в 1992 году вновь перешла на латиницу.

Многовековое соседство русского и чеченского народов, обозначено путями познания, сближения их друг с другом. Труды ученых последних лет свидетельствует, например, о тесных взаимодействиях русских и чеченцев, еще в период борьбы русских князей с половцами, а позже- с татаро-монгольским нашествием. Эти связи логически завершились их боевым содружеством в XIX-XX вв. когда Россия вела оборонительные войны.

ЧЕЧЕНЦЫ  –  ГЕРОИ  РОССИИ.

Конечно, в эпоху наступления Российской империи на Кавказ в XVI -XIX вв. произошла ожесточенное сопротивление империи многих народов Северного Кавказа. Особой непреклонностью в этой борьбе отличалась Чечня и Дагестан: они десятилетиями боролась против царской экспансии на Северном Кавказе.

Разорительная опустошительная Кавказская война продолжалась до 1864г. И все же в ходе её со всей очевидностью в создании большей части чеченского общества нарастало нежелание воевать с Россией, формировались чувства причастности к делам Российской государственности. В талантливой книге доктора исторических наук, профессора Л.Н. Колосова «Славный Бейбулат» (историка - биографический очерк) еще при жизни этого руководителя национально – освободительного движения в Чечне, читаем обращение чеченцев к генералу Ивану Федоровичу Паскевичу: «Вышеназванные начальники российские арестовывали, и ссылали в Сибирь и в другие места, многие из тех, которые, будучи покорны, служили, великому государю… от тех начальников удалялись мы, а не с намерением противится Государю Императору». По происшествию, всего каких-то 13 лет, после окончания Кавказкой войны чеченцы со всей определенностью продемонстрировали свое отношение к России. Чеченский конно-иррегулярный полк показал чудеса храбрости и преданности России на войне 1877-1878 годы, продолжив тем самым, славные традиции чеченских генералов Александра Чеченского и Валериана Чеченского, защищавших российскую государственность на полях сражений Отечественной войны 1812 года и последующих войн.

Верность российской государственности и российскому оружию в 70-е годы XIX века - начале XX века (до 1918годы) продемонстрировали также генералы Касим Курумов, Арцу Чермоев, Эрисхан Амиев, прошедшие со своими чеченскими полками по полям сражений русско-турецкой, русско-японской и Первой мировой войн отмеченные высшими боевыми наградами императоров России. Это славная страница содружества русских и чеченских воинов дооктябрьской поры являются логическим итогом векового познания и сближение русских и чеченских народов. Совместно пройденные этапы героического пути разрушают до основания инсинуации некоторых современных отечественных «историков», журналистов и публицистов, а также зарубежных «спецов» русско-чеченским взаимоотношениям и доморощенных национал – радикалов об извечном противостоянии русского и чеченского народов.

В связи с драматическими событиями в Чеченской республике, в 90-е годы

ХХ в. в средствах массовой информации спутаны и во многих публикациях недобросовестных авторов на тему участия чеченцев в ВОВ на чеченский народ вновь обрушился поток лжи и клеветы. Безусловно, и во время ВОВ, и в период военных действий в Чеченской республике были антинародные силы, с которыми, необходима была борьба. Но когда в пылу усердия авторы таких публикаций обвиняют весь чеченский народ в измене советскому строю и российскому государству, это искажает историческую правду и глубоко задевает национальные чувства и достоинство чеченского народа.

Вошедшим в раздел книги «Вставай, страна огромная!» исследования, документы, отрывки из документальных повестей, посвященный командиром кавалерийского и авиаполков, танкового батальона, персонажами Героев Советского Союза и России, дают достаточно полное представление о самоотверженности и героизма чеченского народа в защите от гитлеровских захватчиков нашего общего Отечества.

Эту правду открыл в своем выступлении экс - президент России В.В. Путин, ныне премьер-министр. Во время встречи с участниками форума «Россия на рубеже веков» он сказал: «Вы знаете, наверное, многие из присутствующих здесь, специализирующиеся на вопросах России и Советского союза, знают о героической защите Брестской крепости во время второй мировой войны. В 1941 году фронт ушел далеко-далеко уже на Восток, а Брестская крепость, которая находилась на западной границе Советского Союза, не имела никаких шансов выжить и победить. Защитники Брестской крепости сражались до последнего патрона и до последней капли крови. Это удивительный пример героизма. Но не многие знают, что примерно одна треть защитников крепости состояла из чеченцев. И вообще, если посчитать на душу населения чеченцев, Героев Советского Союза там, наверное, больше всех!»

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ.

Отношение к женщине... У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя".
          Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся - это действовало как запрет на междоусобицу.
          По традиции, мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи - с грабителем, диким зверем… Мужчина шел впереди своей женщины, и был готов в любую минуту защитить ее.

Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым.
  Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай.

           Адат в современной Чечне.  Адат (от арабского "обычай") - обычные (неписанные) законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения.
          Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"). С-М. Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. "У меня отобрали младенца", - ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно. Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину.

           Честь семьи. У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать".
  Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех".

           Родственные обязанности. Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. Вот каковы они в общем виде.

           В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина.

           Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание.

           Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.

           На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.

           Отношение к старшим.  Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.

           Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.

           Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют "большой отец", а бабушку чаще всего - "мама". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
          Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
          Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

           Гостеприимство. Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа - символом воинской доблести - в одной руке и с куском сыра - символом гостеприимства - в другой. "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме - радость"... Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.
          Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется "комната гостя", она всегда наготове - чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.

           Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

           Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям.

           Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

           Взаимопомощь, взаимовыручка. При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы, здоровы?» При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?»
          Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца.

           Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.
          Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования.

           «Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа - несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость.

           Мужской этикет. Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие «нохчалла». Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец…

           Немногословие – «Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов».
  Неторопливость – «Быстрая речушка до моря не дошла».
          Осторожность в высказываниях и в оценках людей – «Рана от шашки заживет, рана от языка – нет».

           Выдержанность – «Несдержанность - глупость, терпение – воспитанность».
          Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».

            Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.

   

КУЛЬТУРА  ЧЕЧЕНСКОГО  НАРОДА.

 Слова В.В.Путина не только нацеливают на объективный анализ участия чеченцев в защите страны от гитлеровских захватчиков, но имеют для нас так же огромное моральное значение: они впервые из уст ЭКС - президента страны услышали объективную оценку, в истории нашего общего Отечества - России.

           Богата и очень самобытна культура чеченцев. Чеченский музыкальный фольклор своей яркостью и самобытностью уже давно привлекал внимание русских и советских композиторов.

Первые записи чеченского музыкального фольклора сделаны в середине ХIХ века русским ссыльным на Кавказ декабристом, который сделал нотные записи нескольких народных произведений.

В 1925 году в работе научно-художественной экспедиции участвовал композитор А.А. Давиденко. Выезжая в чеченские аулы, он записывал народные мелодии. Результатом этой поездки явился выпущенный в следующим 1926 году Музыкальным сектором Государственного издательства в Москве сборник «30 обработок чеченских народных мелодий для фортепиано в 2 руки и 30 чеченских мелодий, записанных А.А. Давиденко». В этот сборник вошли исторические, обрядовые, любовные и танцевальные чеченские народные песни.

В 30-е годы много сделал в области изучения народной музыки композитор Г.Х. Мепурнов, собиравший и обрабатывавший чеченские народные мелодии.

Кроме музыки чеченский народ славится своими танцами.   Одни из таких танцов является танец «вайнахов». В этом танце выражается точность, выразительность, яркость и характер танцора. Всему миру известно имя великого танцовщика нашего времени Махмуда Эсамбаева, обогативщего российское хореографическое искусство нравственно-этническим содержанием танцев народов нашей планеты. Махмуд Алимсултанович, истинный артист, служит не правительству - людям. Его бог-красота, масштаб-Вселенная. Чеченец по национальности, он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые - в сознании. Его великое искусство соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни. Несло любовь, красоту, добро. Иначе, как «королем танца», его не называли. Махмуд ушел... Он ушел той звездной дорогой, по которой не возвращаются...  Но в  наших сердцах он будет жить вечно.

Заключение

         Подводя итог работы, можно сказать, что каждый народ, независимо от его численности и места обитания, представляет собой неповторимую самоценность и уже этим заслуживает всяческого внимания. Поэтому люди разных национальностей хотят больше узнать друг друга. Планета наша, хотя на ней живут носители нескольких тысяч языков, очень мала. Это заставляет каждый из народов находить свою нишу в лоне человеческой цивилизации, делиться своим национальным опытом жизни, культурой, обычаями, традициями с близкими и дальними соседями по планете, и постоянно обогащаться за счет опыта этих же соседей, ибо любая изоляция от развивающегося мира подобна смерти. Одно из таких самоценностей является чеченский народ.  

Как я уже говорил наш хутор многонациональный. В нем проживают  очень много народов, такие как: русские, украинцы, чеченцы, удмурты, татары, дагестанцы, чуваши. Но, несмотря на разные культуры, языки,  религии - мы живем дружно, уважая быт, нравы и культуру друг друга. Мы все граждане одного отечества! У нас у всех общий дом - Россия и мы все за нее в ответе!

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Айдаева Ю. АК. «Чеченцы: история и современность». М.-1996г.
  2.  Ахмадов Я. З.. «Русско-чеченские взаимоотношения в XVI – XVIII веках.
  3. Багаев М. Х.  «Истоки связей Юго – Восточной Европы и Чечни до XVI века…»
  4. Гешаев М. Б. «Махмут Эсамбаев в Российской и мировой культуре».
  5. Туркаев Х. В. «Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России».
  6. Встречи со старожилами.

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Е. Евсевьев - выдающийся ученый, историк, этнограф, просве-титель мордовского народа

Исследовательская работа, посвящённая жизни и деятельности выдающегося мордовского учёного и просветителя М. Е. Евсевьева....

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»...

Областная конференция исследовательских краеведческих работ Обучающихся «Отечество». Номинация «Земляки. Исторический некрополь России». Тема работы «Герои рядом с нами»

Я –Носова Екатерина, ученица 9 А класса Травниковской средней школы. Я представляю работу, посвященную моим землякам, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной элект...

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...

Раздел: «Этнография» Тема занятия: «Традиционные верования, обряды и ритуалы в картине мира ямальских ненцев»

ü  Познакомить  учащихся с обрядами, ритуалами и верованиями ямальских ненцев,ü  Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различныхü  религиозных культур.Развивать у у...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ» Номинация: « Археология» Тема работы: « Наши находки »

Работа содержит исследование школьного  музейного экспоната. Автор в своем исследовании опирается на книги известных смоленских авторов на тему археологии Е.А. Шмидта,Ю.Г. Иванова, Е.Н.Агинской и...