Школа-музей
статья по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В статье "Школа-музей" автор В.С.Мартышин рассказывает о созданной системе музейного воспитания в Ивановской СОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola-muzey.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Школа-музей

Жизнь человека – это не перепрыгивание с кочки на кочку: мировоззренческое, духовное, экономическое, домостроительное,  а плавное шествие, гармоничное парение  по жизни.

Чтобы она была таковой, необходимы не подпоры,  не костыли, которыми и выступают часто отдельные кочки на болоте жизни, а надежный фундамент – усвоенный   жизненный опыт  предыдущих поколений. Опыт  во всех проявлениях. В том числе мы должны знать и опыт разногласий, опыт  непонимания между членами семьи, членами общества, сословиями, государствами. Откроется нам такой грустный  опыт лишь на фоне понимания и  гармонии. Ведь опыт понимания первичен, а непонимание – это вторично. Ну что может добавить к нашему пониманию неудачная жизнь вслед за первой, второй, пятой, десятой семьи, человека... А вот опыт созидания, опыт высоконравственного государства, опыт крепкой  семьи, счастливого человека - это поучительно и научительно. Впрочем, это касается всех  сфер жизни. И всякий созидательный опыт должен пользоваться спросом. И так оно, надеюсь,  и есть, и так оно и будет.

    Не раз будет звучать здесь прописная истина, что каждый штрих, каждая деталь в облике, в жизни школы обязана работать на идею школы, на цель школы, в них должна быть заложена ненавязчивая  идея добра, все должно иметь воспитательную функцию,  нравственно высокую функцию.

   Такую функцию мы делегируем, естественно, и на нашим музеям.  Нашему музею быта  - четверть века.

  Музей – это первое, на что мы из внеурочной работы обратили серьезное внимание.  Перед нами встал серьезный вопрос, создавать ли  музей? Вопрос не праздный. Ведь такой музей в школе в 70- годы был, причем музей высочайшего уровня. И все во второй половине 80-х оказалось разрушенным, растащенным: подсвечники, старинные книги, мебель, коллекция медалей и монет…  Но в отличие от разработки и внедрения  программ по новым предметам музею требовались еще и помещения, и оборудование,  и экспонаты,.. Все это требовало и  трудов, и времени.  Поэтому вопрос не такой и простой, как может показаться. Но, пожалуй, самым строгим  аргументом не в пользу музея было то, что неизвестна была судьба школы, устоит – не устоит она под напором реформ… Все ждали ее скорой кончины…

   И все же  было принято  решение – музей создавать. В пользу музея были концептуальные размышления о стержне, о центре внеурочной работы. Устроить его решили в бывшей лаборантской физического кабинета в деревянной школе, где сегодня находится наша дошкольная группа.

    Правило№1. Музей должен дополнять всю концептуальную составляющую школы и по возможности должен быть нацелен на созидание на традиционной основе …  

   И  так получилось, что мы попали в «десятку»:  первые несколько лет именно вокруг созданного музея развивались бурно новые образовательно-воспитательные события. Достаточно сказать, что именно на базе музея мы провели три первые районные конференции «Отечество», чем положили начало доброго, насыщенного дела не только для себя, но и в целом для района. Музей собрал вокруг себя ребят, которым нравилась научная работа. В музее оказалось огромное количество архивных документов, писем, фотографий, церковных книг. Дети готовили свои научные работы,  не выходя из музея. Добрых полтора десятка лет наша школа первенствовала в научной работе не только в районе, но и занимала  солидное   положение и в области, а три года подряд и в России. И все эти достижения были обязаны именно музею.

   У нас появилась реальная тема для краеведческих походов, в которых ребятишки собирали экспонаты для музея по деревням Борисоглебского и Угличского  районов. Но вскоре музею стало тесно в отведенном помещении,  и было принято решение деревянную школу превратить в школу-музей.  Это было, пожалуй, самое плодотворное с  педагогической точки зрения время  в музейной жизни.  Школа и музей слились воедино, да еще и ученики в кабинете истории сидели за старинными партами с крышками.

   Вернемся мысленно в то время. Вы заходите в старинное здание школы и оказываетесь в музее. Да-да, в самом настоящем музее. Вдоль стен в коридоре стоят льномялки, прялки, кадушки, ступы с пестами… На стенах серпы, фонари, донца прялок, корзинки…Коридор упирался в горницу, которая тоже была наполнена музейными экспонатами, которые когда-то были именно принадлежностью  всякой горницы, всякой избы. Справа во всю стену висела рукотворная  карата Борисоглебского района с краткой историей важнейших населенных пунктов.

      Правило№2. Музей - ненавязчивый воспитатель в жизни или в том или ином профиле. Его присутствие не должно быть заметным, но он должен в первую очередь исполнять функцию напоминателя,  что не мы первые…

    Но сам коридор-музей с сотней экспонатов  был  лишь предтечей нашего известного на всю область музея. В него можно было попасть, пройдя   через мастерские. Музей имел разделы: “История школы”, “Летопись сел и деревень Ивановской волости”, “Древняя книга”, “Народный быт и ремесла”, “Духовные традиции русской семьи”, “Достопамятные люди Ивановской волости”. Особый интерес представлял собою последний раздел, являющийся мемориальным. Целый уголок был посвящен    попечителям  школы и храма крестьянам Поварухиным, Тумориным, Каточиговым.  Экспонаты всех этих фамилий являются неизбежной проекцией и на историю школы, все они  так или иначе были связаны с нею. Центральной выставочной  экспозицией является  стол и целый красный угол семьи отца Николая Розова, отработавшего в Ивановской земской школе все свои годы настоятельства Ивановского Ильинского храма, почти сорок лет. На столе фотографии в рамках, посуда конца 19-начала 20 века, личные вещи, дневники, книги, одежда, настольные лампы, предметы богослужения. Здесь же и личные вещи его дочерей-учительниц школы Фаины и Варвары: платья, юбки, шляпки, альбомчики, шкатулки, письменные принадлежности.  В результате посещения такого музея и знакомства с, жизнью семей формируется целостное представление о русской семье, о ее духовной составляющей, быте, образовании, культуре.  Такова уж наша судьба, что нам в истории гораздо легче найти образец целостной жизни, чем в настоящей жизни (это не значит, что рядом с нами нет людей целостного образа жизни, олицетворяющих полноту жизни).

Правило№3. Идеальный музей должен быть нацелен на формирование представления о целостной личности, являть собою иллюстрацию полноты жизни и наших предков и недавних наших современников.

    Причем,  эта жизнь может присутствовать и в противоречиях.   Вот экскурсия, посвященная  жизни учительницы Ивановской школы Фаины Николаевны Розовой. Ее детство прошло в Ивановском на Лехте в благочестивой семье отца Николая и матушки Варвары. Затем она училась в Епархиальном женском училище в Ярославле. В 1900 году закончила его. Целый альбом фотографий ее однокашниц. Книга по педагогике, по которой она готовилась к экзаменам. На последней странице книги сохранилась надпись: «Помоги, Господи, Фаине сдать успешно экзамен. 1900 год». Затем она работала в школе в Ивановском на Лиге. А с начала 30-х годов, когда появилось место в Ивановской на Лехте школе, перебралась и сюда. Конспекты ее уроков. И дореволюционные , и послереволюционные. Блокнот педагога. Альбом открыток, адресованных ей. Альбом девичьих стихотворений. Письма, носящие общественный характер. Духи. Ее шляпки, шапочки,  платья,  шуба. А вот документы конца сороковых. Заявление с просьбой освободить от налога за проулок, «в связи с ограниченными средствами, которых не достает и на пропитание». А вот письмо к ней начала пятидесятых от подруги  с рассказом о службе в храме на Пасху, который был набит и детьми старшего возраста. И за которых ее подруга радуется.

   Одинокая молодость. Одинокая старость. Судьба русской учительницы, отдавшей школе, детям сорок девять лет. Смыслом жизни ее  были дети, служение школе. На примере конкретного человека просматривается жизнь целого поколения, начиная с конца XIX века и заканчивая 60-ми годами 20-го века. Подобные разделы и рассказы могут быть посвящены и другим учителям, например, учительнице Е.И. Романовой,  директору школы Василию Ивановичу Крылову, учительнице Фаине Васильевне Коротиной, попечителю Ф.Е. Поварухину.

     Конечно, когда музей под «руками»  - это необыкновенное достоинство его. Но с открытием дошкольной группы в помещениях старой школы мы должны были «переселить» музей в деревенский дом посреди села. Появилась необходимость отдельного пестования музея: зимнего  его отопления, курирования, отдельного служащего. Теперь он перестал быть  центром исторической жизни  школы. И в такой ситуации он и посещается реже, да и  превратился постепенно  Музей народного быта, хотя в его фондах по-прежнему несколько сот экспонатов и тысяча листов уникальных документов,  связанных с историей края за последние 200 лет, в обыкновенный музей.

Правило №4. Главная цель функционирования  музея - сохранение памяти о прошлой жизни нашего родного края, его традициях. 

     Именно с этой целью на базе музея работает у нас клуб “Горница”. Как отмечалось выше,  на основании материалов музея школьниками написаны  и подготовлены многие десятки научных работ, рефератов, докладов. Музей — это живое свидетельство всей нашей истории, духовно–нравственной жизни народа, его трудовой деятельности, его героизма, всей нашей культуры, этики, морали. И именно весь потенциал музея необходимо использовать в учебно-воспитательной работе. Что и стараемся мы сделать у себя в школе. Экспонаты нашего музея «подвижны». Их используют в своей работе учителя истории, краеведения, добротолюбия, живописи, технологий. Они используются на мероприятиях во  время погружений в исторические эпохи, на заседаниях клуба «Горница».

Правило №5.  Музей должен быть участником учебного процесса и внеурочных мероприятий, обязан быть  фактом жизни школы, иллюстрирующим предметы краеведение, истории, другие уроки…

   По нескольку месяцев в году  в периоды погружений в исторические эпохи школа представляет собою прототип музея. Не можем назвать все это музеем, так как витрины изобилуют копиями. Копиями документов, копиями фотографий,  в том числе и фотографий школьных и нашего села, картин, макетами оружия.  Все это  созидается для создания духа, атмосферы изучаемого периода.

  Материалы музея  являются иллюстрациями к  мемориальным доскам на главном здании школы, о которых мы уже говорили. Здесь можно найти документы, копии с документов, которые принадлежали тем, кому посвящены памятные доски.   Конечно, «намыливается»  глаз у школьников, у учителей и к мемориальным доскам и к тому, что присутствует в повседневной жизни,  поэтому здесь важно периодическими вспышками воскрешать в памяти подвиги, которые совершили бывшие ученики школы, ее учителя, имена которых запечатлены на мемориальных досках, на стендах. Может быть.  экспозиция музея, которую дети видят не так часто,  имеет более важное  значение для воспитания.  

Правило№6. Школьный  музей, находящийся в закрытом пространстве, должен  быть нацелен на удивление, а желательно и  на шокирующее воздействие на ребенка. Он должен занимать в педагогике сильного впечатления одно из важнейших мест.

  Вторая  часть музея посвящена советскому периоду жизни. Экспонатами являются и школьные стенды 70-х годов, посвященные колхозам «Вперед» и «Ударник»,  и Лехотьскому крахмальному заводу, учителям, погибшим на войне.

   Мной не раз замечалось, что активная работа музея способствует поиску новых документов, экспонатов, а значит,  и новым научным изысканиям, которые проводят школьники. Ведь  каждый экспонат может стать новой темой,  новым открытием для молодых поколений. Активности работы музея способствует и участие детей в краеведческих конференциях, чтениях.  

   Правило №7. Только при наличии и активной  работе музея в школе может вестись плодотворная научная работа со школьниками и поисковая работа по пополнению музея экспонатами. 

   Музей – это и, конечно же, те многочисленные увеличенные до больших стендов фотографии во всех трех зданиях школы.

    Целым учебником памяти и патриотизма  можно назвать открытый в школе  в 2008 году сквер Памяти павшим в войнах. Рядом со щитом -массивный крест. На голгофе и под щитом осколки снарядов, каски, колючая проволока, гильзы, саперные лопатки и другие атрибуты войны, привезенные нашим поисковым отрядом с экспедиций. На плитах начертаны имена жителей Ивановской волости, не вернувшихся с войн: русско-японской, первой мировой, Великой Отечественной. Это наш главный принцип подхода не только в изучении истории, но и самое главное  - настоятельная методика по  восприятию полотна  отечественной истории как единого непрерывного процесса.

Правило№7. История Отечества не может в сознании человека делиться на периоды и представлять собою лоскутное полотно, это единое неделимое пространство во времени, в котором растворена судьба каждого народа, каждой семьи, каждого человека.

  Хотелось бы высказать еще одну важную деталь,  необходимую для поддержания школьного музейного фонда. Ведь историей становятся  (и очень быстро)  и судьбы учеников, закончивших  школу, и учителей , посвятивших ей  свою жизнь. Историей становятся учебники, по которым учились, в том числе,  и в недавнем прошлом, и учебное оборудование. Музейной редкостью скоро станет пишущая машинка или первый компьютер, фотоаппараты… На мой взгляд мы должны для будущих поколений хотя бы отдельные такие экспонаты сохранять. И пусть они пока занимают еще не главное место в экспозиции музея, но, поверьте, их время тоже придет, когда они станут, может быть, самыми интересными на музейной витрине уже через два-три десятилетия.

  Правило №8.  В основание формирования музейного фонда желательно положить принцип — поставь себя на место потомков. Что тебе было бы интересно иметь от них в экспозиции?

    Школьный  музей — это музей не без идеи, это не случайное скопление вещей, но он, как и другие музеи,  носит в первую очередь функцию культурологическую, просвещенческую, патриотическую, нравственную, духовную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.

Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формировани...