Школа "Отечестоведения"
опыты и эксперименты по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

В материале раскрывается содержание программы "Отечествоведение", разработанной В.С.Мартышиным и преподаваемой на протяжении 27 лет в Ивановской на Лехте школе в 1 - 10 классах. Кратко раскрывается содержание программ "История Борисоглебского края в лицах", "Ростовский уезд",  "История Ярославской области", "Народный календарь", "Мир русской деревни", "Сеятели хранители", "Русский народ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_otechestvovedeniya.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

. Школа Отечествоведения

Итак, к  1994 году сложилась полная концепция Школы целостного развития. Весной на районной педагогической научной конференции мною был сделан доклад, в котором  заявлялось о переходе школы на новую траекторию движения и развития. Были представлены основные компоненты концепции, а также были обозначены  названия новых предметов, о которых мы говорили выше,  нацеленных на компенсацию белых пятен в системе целостности. В общей сложности нам предстояло разработать и ввести в расписание 1734 новых  урока. Как сенсация наше заявление было  подано районной газетой «Новое время» в публикации «Сельская школа-гимназия не плод мечтаний, а реальность». В ней перечислялись шаги, которые нам предстояло сделать до первого сентября.  Можно себе представить эмоциональную реакцию наших коллег из других школ в отношении нас, «выскочек». Позже с таким же настроем я столкнусь и в областном управлении образования и в педагогической науке (в некоторых кабинетах оно по-прежнему такое же и до сих пор). Впрочем, такое отношение понятно. Специальные институты и группы ученых разрабатывают подобные программы на протяжении нескольких лет. Но вместе с тем, опережая события,  скажу, что ни один из названных предметов не оказался в нашей концепции лишним и, спустя  четверть века,  все  они  успешно преподаются.

И так вновь возвращаюсь к  программе «Отечествоведение», которому мы уже уделили немалое внимание выше.

"Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания   от нашего состоит ... в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более ближе знаком со своим отечеством ... а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и с тем, что к ней относится." [14] Это замечание великого русского педагога К.Д. Ушинского, сделанное почти 140 лет назад, не только справедливо и по сей день, но, пожалуй, кажется довольно мягким для нашего времени, если учесть, что большинство наук за это время проделали колоссальный путь вперед и лишь знания наши о своей малой родине едва ли сделали и полшага. Если же учесть, что  к знаниям по  краеведению относится все, что нас окружает, все то, что жители прежней деревни, села, города не только знали (традиции быта, культуры, промыслов, храмового действа, земледелия, общения с природой), но и жили этими традициями, этими знаниями,  то выясняется, что мы в знаниях о своем крае по сравнению с соотечественниками  XIX  века откинуты  далеко назад.  

Замечание 1. Отдельные уроки в курсе "История Отечества" по краеведению не только не способны воспитать любовь к отчему краю, но и не способны дать даже самые малые сведения по краеведению.
       Не решает всех проблем и отдельный курс в том или ином классе по краеведению, так как
«краеведение -  это  комплексное знание: и историко-культурное, и в сфере естественных наук,  т.е. не только собственно-местная история; и потому это - школа  (особенно для молодежи) и воспитание истории, и экологической культуры, и первичных представлений о взаимосвязях наук"  [15]       Именно таким нам представляется подход к краеведению как составной части Отечествоведения. Не отходя от школы, можно получить обширные знания по природоведению, экологии, этнографии, ботанике... И отнюдь не учебники будут источниками этих знаний.
И в этом отношении и в дореволюционной, и в советской школе на это была  направлена работа опытных участков. Сегодня не доказывать нужно, что знания по краеведению необходимы, сегодня необходимо ставить вопрос - каким наилучшим способом дать детям эти знания, что должно стать содержанием краеведения на первом и последующих этапах.
   Предлагаемая программа - один из возможных вариантов преподавания Отечествоведения в сельской средней школе. В основе программы лежат  теоретические принципы, разработанные швейцарским педагогом И.-Г. Песталоцци и внедренные еще в середине прошлого столетия во многих школах Европы, а также принципы выдающихся русских краеведов Й.М. Гревса и А.А. Золотарева. Первая часть курса представляет  собою традиционные предметы краеведения:
           Моя семья, село,  деревня.                                  - 2 класс
           Борисоглебский край в прошлом, настоящем     - 3 класс.
           История Борисоглебского края в лицах             - 4 класс
           История Ростовского уезда                                - 5 класс
           Ярославская губерния. История, природа, культура- 6 класс
     
     Мы рекомендуем также изучение такого  курса, как "Местная экономика раньше и теперь". Необходимость изучения этого курса  очевидна. Ведь в начале XX века, например, в Борисоглебе и его окрестностях работало 36 заводов и производств. Сегодня едва наберется и пять. Где же резервы развития района, в каком направлении развивать его? К сожалению, этим никто не занимается, более того, об этом мало кто имеет представление. Данный курс на протяжении пяти лет изучался у нас в школе в одиннадцатом классе, но, к сожалению, затем ему не нашлось места в учебном плане.
      Вторая часть предлагаемого курса не традиционна. Она выглядит следующим образом:
      7 класс - Народный календарь. Фенология.
         8 класс - Мир русской деревни.
         9 класс - Сеятели и хранители
         10 класс - Русский народ.
      В нашем представлении данные предметы должны быть составной  частью сквозного курса Отечествоведения.  Причем,  каждую из программ вполне можно отнести к курсу Краеведение, так как все они за исключением курса "Сеятели и хранители" строятся на местном материале. А содержание  курса "Народный календарь" касается  не только родного края, но и всей страны.  
        Курс «Отечествоведения» в нашей школе - это  всего лишь часть инновационной программы  краеведческого воспитания. Кроме его на это направлена работа школьных музеев, научного школьного общества, клуба «Горница», сектора внеклассной работы «Лад» - «Истоки». Впрочем,  об этом речь впереди.

         Напомню, что программа Отечествоведение  начала складываться у нас с первых же дней  моей работы в школе. Написав  программы для второго и третьего классов, я понял, что это только начало.  На территории района в течение тысячи лет происходили такие события, которые имели всероссийский масштаб, а иногда были и ключевыми в истории государства. История  края оказалась столь глубокой и обширной, что появилась необходимость в курсе, который был бы исключительно историческим.  Оставалось только в деталях разработать программу и увязать   историю Борисоглебского края  с историей всей страны.

Нам показалось, что  лучше всего это сделать через исторические личности, связанные с борисоглебской землей и имеющие определенное значение для истории страны в целом.  Таким образом появился курс «История Борисоглебского края в лицах».

Материалом первых уроков послужили мифы и легенды, которыми богата наша  земля. Например,  то, что по соседству с нашим селом в Давыдове некогда проживал Святогор, а легендарный  Пересвет начинал свой иноческий путь в Борисоглебском монастыре. Или то, что в двух километрах от нашей школы в деревне Прокофьеве родился святитель Прохор, основатель Толгского монастыря, а Мстислав-ослепленный жил в деревне Глазково. Связь других исторических личностей с Борисоглебской землей засвидетельствована документально. Доподлинно известно, что монастырь основали новгородские монахи Федор и Павел и что Сергий Радонежский указал им место будущего монастыря. Широко известен также факт, что  игумен Борисо-Глебского монастыря Питирим был крестным отцом первого государя Руси Иоанна III. Кто же не знает, что в Кондаково родился  великий подвижник земли Русской Иринарх-затворник и что к нему в монастырь за благословением приходили Минин и Пожарский, Скопин-Шуйский, князь Лыков. Известны также факты, что в этих краях бывала Екатерина II, затем Александр II,. что монастырь строил архитектор Борисов. Всего в этот курс включено 32 личности.      Отечество жило жизнью каждого клочка русской земли  и чаще всего в любой местности находились  люди, имевшие отношения к тем или иным исторически значительным событиям всех эпох, а то  эти события происходили и непосредственно на территории малого отечества.

    Правило № 1. Необходимо учитывать, что история страны складывается из отдельных страниц, из отдельных наиболее значительных событий, которые происходили не только в столицах государства, но большей частью на периферии, следовательно,  каждый уголок нашей страны во все времена был составляющей частью истории нашего великого государства и  жил жизнью Отечества.

Правило № 2.   Курс краеведения непременно должен содержать в себе материал   всероссийского масштаба, который бы помог с одной стороны интегрировать, а с  другой,  соотнести историю малой родины  с историей Отечества в целом. На наш взгляд это могут сделать  курсы «История края в лицах» или «История края в событиях и личностях»

    Кроме названных имен, перечислю еще добрых три десятка  людей, связанных с нашим краем и  занимающих в истории России далеко не последнее место. На их примере можно изучать разные периоды истории или отдельные события: Алеша Попович, жена Андрея Боголюбского княгиня Улита, сподвижник князя Игоря князь Весель, Иван Калита, Василий II,  сподвижник Иосифа Волоцкого архиепископ Тихон Малышков, Василий III,  архитектор Борисов, Иоанн Грозный, опричник Иван Чоботов, первый патриарх Иов, Минин и Пожарский, князь Скопин-Шуйский, Авраамий Палицын, Михаил Федорович Романов, граф Шереметев, Параша Ковалева-Жемчугова, изограф Андрей Савин, художник-иконописец Аргунов, Салтыков-Щедрин, купцы Елисеевы, князья Уваровы, двенадцать Героев Советского Союза, архитекторы Барановский и Бениге, Федор Абрамов…  И это далеко неполный перечень известных истории личностей, так или иначе связанных с борисоглебской землей. Некоторые из них здесь родились, жили, творили, некоторые просто были проездом или  делали вклады в монастырь. Этот список можно пополнить личностями не столь известными, но рассказ о их деятельности поможет раскрыть целую страницу всероссийской истории на местном уровне. К примеру, назовем петербургских купцов Ивана Солнцева, Черепенникова, Жадимирова, Морозова, у которых в нашей округе были свои имения и каждый из них построил в конце XVIII века здесь по храму. Конечно, сведений об этих людях в наших руках и не так-то много, но вполне достаточно для того, чтобы провести даже не один урок  на тему «Благотворительность в России и на Борисоглебской земле в XVIII-XIX веках». На примере борисоглебских крестьян братьев Сапожниковых, известных в России иконописцев, мы проводим уроки по иконописи и росписи храмов в России. На примере борисоглебцев Героев Советского Союза  мы имеем возможность в подробностях изучить ход Великой Отечественной войны. А сколько таких, чьи подвиги не попали под приказ Главнокомандующего... Рассказывая о Федоре Абрамове, который  приезжал в деревню Опольнево и жил здесь летом, работая над  знаменитыми повестями  «Алька», «Пелагея», рассказом «Мамониха»,  мы соприкасаемся с литературным процессом XX века.

         Правило 3. В процессе изучения курса Отечествоведения и, в частности, курса «История Борисоглебского края в лицах» решаются не только образовательные проблемы, но и в самой значительной части  воспитательные.

     Задача педагога состоит в том, чтобы ученики почувствовали «дух, атмосферу родной земли». Простой перечень исторических личностей уже способен создать впечатление глубины истории края, сопричастность к истории, создать впечатление и чувство соземлячества - ученик должен чувствовать, что он и Сергий Радонежский земляки, что преподобный Иринарх ходил теми же самыми тропами, которым ходит сегодня и он.

        Правило 4.  Выработка у воспитанника чувства сопричастности к истории края одна из важнейших задач курса Краеведения. Максимальная задача всей деятельности воспитательной программы и учебных программ - воспитанник должен почувствовать, что он ходит по святой земле, что она бесценно велика и находится именно здесь, а не где-то за океаном.

       Познав историю ближнего края в радиусе 15 километров, нам показалось нелогичным завершать на этом ее изучение, тем более, что нынешний Борисоглебский район исторически был составляющей Ростовских земель. И именно так и был назван нами  следующий курс в программе  Отечествоведение:

«Ростовский уезд»

Историю, культуру, памятники архитектуры, иконопись  Ростова Великого знают во всем мире, и уж как же нам не знать этого наследия. Именно все это и является частью нашей программы, которая изучается в пятом классе. Несомненно, Ростов Великий, это такая глыба мировой культуры, что о ней знают за всеми океанами. Но Ростов Великий знают и изучают как бы с противоположной стороны, с точки зрения достижений мировой культуры, общероссийской, а  мы - как нечто близкое и нам, и нашим предкам, родное как часть расширенного горизонта на 36 верст от нашего села. Согласитесь,  что в  таких подходах разница есть, и существенная.  Естественно, рамки курса позволяют нам эту «жемчужину мировой культуры» изучать  досконально, подробно. Кроме истории на примере уезда мы смогли вложить в программу еще и географические особенности края: изучается  рельеф Борисоглебской возвышенности, озеро Неро,  реки Устье и  Которосль, геологические разломы.  В программу входят такие разделы, как  «Ростовская земля  с древнейших времен», «Город Ростов Великий: история, хозяйственная деятельность, культура», «Крупнейшие поселения Ростовской земли», «Борисоглебский район составная часть Ростовского уезда»


       Правило 5.
 Краеведение - это не только история, но и другие всеобъемлющие знания, касающиеся края.

      Подобные  же сведения, но в целом на территории Ярославской области, присовокупив к ним еще и особенности климата, особенности почв,  мы посчитали целесообразным включить в  курс, изучаемый в следующем,  шестом,  классе и который получил название

«История ярославского края»

 Это горизонты следующей ступеньки наших познаний  по краеведению. Здесь также изучаются святыни и страницы истории, культуры, хозяйственной деятельности  Ярославля, Переславля-Залесского, Углича, Рыбинска, Данилова в разделах «История Ярославской земли», «Природа и география», «Люди и культура Ярославской земли», «Экономика Ярославской области». Впрочем, здесь мы не оригинальны,  подобный курс изучается во многих школах нашей области.

        Ну, вот,  казалось бы,  и закончен курс краеведения, мы достигли горизонта. Теперь на протяжении шести лет можно было во всем многообразии изучать свой край. Но так ли это? Нам показалось, что мы еще не все, что можно рассказать о крае,  высказали своим ученикам и пришли к выводу, что:

       Правило № 6. На уроках краеведения отчий край должно  изучать с проблемной точки зрения. 

      Таким образом и выстроились следующие курсы нашей программы: «Народный календарь. Фенология», «Мир русской деревни» и «Сеятели и хранители». Конечно же, и этот довольно широкий спектр вопросов изучался именно на местном материале.      

"Народный календарь"

Этот предмет - наша бытовая история. При изучении этого курса детям становится ощутима  прямая связь с предками, они начинают чувствовать  себя наследниками крестьянской России, они видят нити, связывающие настоящее с прошлым.  «Народный календарь» дает прекрасную возможность увидеть и услышать, прочувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова.  Изучая календарь, дети как бы изучают свод правил и примет, тонких наблюдений, которые им, как нынешним земледельцам  ( а сельские дети почти с самого рождения так или иначе участвует в семейном сельскохозяйственном труде)  крайне необходимы.       Курс  в седьмом классе акцентирует  привязку жизни наших предков к обитанию  на земле, к временам года, к праздникам,  будням. А кроме того, дети получали еще и сведения по месяцеслову, которые чаще всего связаны с жизнью святых.

"Мир русской деревни"

 Это своего рода панорама деревенских традиций в труде, в отдыхе, в семейной жизни, во взаимоотношениях людей друг с другом, это и вопросы нравственности, взаимопомощи, словом, все то лучшее, что было когда-то в деревне и что сегодня украсило бы не только деревню, но и жизнь каждой семьи, проживающей в пределах нашего Отечества. Речь идет, конечно, не о том, чтобы пахать сохою или молотить цепом, речь о том, что какими бы орудиями земледелец ни пользовался, ему  нужно знать ритмы труда на земле, ритмы крестьянской жизни, в конце концов, он должен знать, что «весенний день год кормит». Но кроме этого при изучении предмета усваивается и такое знание, что земледельцу необходимо трудолюбие, он должен почитать старших. Все эти знания и должны получить учащиеся при изучении данного предмета. Вот, к примеру, какие разделы и темы включает  в себя  курс «Мир русской деревни», который изучается в восьмом классе.  В разделе « Родное гнездо»  изучаются темы:  «В семье и на миру»,   «Жизненный круг», «Вокруг дома», «Одежда. Пища. Утварь. Мебель»; в  разделе «Что знает пахарь» - темы «Круглый год»,  «Промыслы», « Женское рукоделие». В программу курса так же включен раздел  «Совесть», который раскрывается в  темах «По внутреннему закону», «Семейные нравы», «Взаимопомощь. Милосердие»,  «Достоинство и честь. Репутация». Раздел «Обряды и предания» включает такие темы, как  «Изо дня в день» (Крестины. Свадьба. Похороны. Проводы в армию. Помочи. Ярмарка. Сход. Гуляния. Святки. Масленица. Пасха. Троица. Братчина), «Застолье» (Ржаное. Житное. Скоромное. Рыбное. Огородное. Лесные дары). В разделе  «Отчество» изучаются темы «Патриоты», «Память», «Крестьянин и закон», «Социальный идеал», «Вера»,  «Храмы», «Мир крестьянина».

Таким образом жизнь человека в деревне рассматривается с этнографической, хозяйственной, профессиональной, экономической точек зрения, и опять же касательно именно наших деревень. Если мы изучали усадьбу, то за пример брали именно нашу ивановскую усадьбу, дом, амбар, наши ремесла, да и ремесла изучаются именно те, которые были характерны для Ивановской волости.

«Сеятели и хранители»

Этот курс,  изучаемый в девятом классе,  перешагнул границы района, губернии и устремил шаги на просторы России. В чем необходимость этого раздела в целостной программе краеведения? Здесь на протяжении тридцати четырех уроков девятиклассники убеждались, что лучшие российские люди возросли на почве. Здесь изучаются биографии и дела  людей, внесших наибольший вклад в развитие села, деревни, сельского хозяйства, лесоводства от  Андрея Болотова  и  А.Н. Энгельгарда  до  И.В. Мичурина. Назову еще несколько имен:  П.А. Столыпин - автор земельной реформы; К.А. Тимирязев - автор десяти томов научных, научно-популярных и публицистических трудов, всемирно известный ученый; В.В. Докучаев и П.А. Костичев - основоположники научного почвоведения; А,В. Чаянов - экономист-аграрник; Н.И.Вавилов- создатель бесценного семенного генофонда планеты, генетической теории. Курс "Сеятели и хранители" направлен не только на получение конкретных знаний о выдающихся земледельцах России, этот курс позволяет почувствовать величие сельскохозяйственного труда. И, если два предыдущих курса как бы возвращают нас к прошлому, то этот устремляет в будущее. Ведь репутации этих людей могли бы позавидовать и первые люди современной России.

«Русский народ»

           Но и после этого курса в девятом классе  еще не была поставлена последняя точка в пространном разговоре о краеведении, который является частью Отечествоведения.  Начав во втором классе изучение курса с семьи, мы решили, что завершиться он должен предметом «Русский народ». Это же вполне справедливо: живущие здесь люди – это  часть великого русского народа. За основу этого курса нами взято исследование Н.О. Лосского  «Русский характер». Данная программа логически завершает курс "Отечествоведения".

Изучение предмета началось во втором классе с семьи и завершается глобальной категорией - "народом". Ведь каждый житель нашей страны, каждой деревни - представитель великого русского народа. Природа, огромные просторы, климат сформировали наш характер. Характер народа, а он, безусловно, есть у каждого народа,  это и те видимые и невидимые черты, которыми обладаем все мы, из кого складывается народ. Курс имеет обобщающий характер. Учащиеся знакомятся с философскими категориями, используют при ответах терминологию. При анализах ситуаций совершают восхождение от отдельно взятого человека к народу, от семьи - к государству. Учащиеся должны при ответах использовать метод сравнительного анализа.   Да простт меня читатель за предстоящее длинные перечисления, но    чтобы иметь представление о том, что же мы с десятиклассниками изучаем, мы должны обозначить здесь хотя бы  некоторые темы: «Особенности характера русского народа», «Способность русского народа к высшим формам опыта», «О высших формах опыта»., «Религиозность - наиболее глубокая черта русского народа», «Искание абсолютного добра», «Иоанновский и прометеевский типы народов»,  «Стремление к абсолютному добру и атеизм», «Соборность», «Нравственный опыт», «Интерес народа к различению добра и зла», «Интерес к вопросу о смысле жизни»,  «Попытка выработать целостное мировоззрение», «Эстетический опыт как основа художественного творчества»,  «Чувство и воля», «Массовые проявления русской страстности в религиозной и политической жизни России»,  «Русский максимализм и экстремизм и его крайние формы», «Пассивность и леность», «Способность к преодолению недостатков»,  «Свободолюбие русского народа»,  «Учение К.С. Аксакова о государстве», «Презрение к мещанству и буржуазности», «Стремление к социальной справедливости»,  «Интеллигенция и народ», «Доброта русского народа», «Жестокость»,  «Отсутствие злопамятства», «Ценностное отношение к людям и предметам»,  «Даровитость русского народа»,  «Богатое развитие духа и обилие дарований»,    «Проявление даровитости в музыкальном творчестве,  живописи  и архитектуре», «Недостаток средней области культуры»,   «Невыработанность строгого содержания и формы в]характере», «Способность русского усваивать всевозможные черты любого национального типа»,  «Отсутствие резко выраженного национального обличья», «Нигилизм», «Хулиганство», «Консерватизм», «Русский мессианизм и миссионизм», «Зарубежные ученые о русском характере».

    Выше отмечалось, что методику расширения горизонта для изучения истории края предложил в XVIII  веке     знаменитый швейцарский педагог Песталоцци, однако я узнал об этом годами двумя позже после того, как мною была уже написана программа. Меня охватило чувство причастности к  великому делу. И чувство необыкновенного удовлетворения, которое возникает всегда, если вдруг встречаешь пусть даже простую мысль у кого-то из великих и думаешь: надо же, и я так же думал. А здесь целый метод изучения края и родного Отечества.

      Описание этой методики я обнаружил при изучении педагогического наследия  К.Д  Ушинского. Великий педагог, раскрывая суть программы, настоятельно призывает  русских учителей повторить ее. Константин Дмитриевич, восхищаясь немецкой школой, где по методике Песталоцци изучался предмет Отечествоведение (Heimats-Kunde) отмечал: «Я полагаю, что не недурно бы было, если б министерство просвещения, составив подробную, точную и ясную программу такого курса и распубликовав ее, назначило премии за лучше составленные курсы с точки зрения той школы, в которой преподает излагающий. Лучшие из этих курсов можно бы было напечатать и таким образом положить начало введения отечествоведения и в наши школы. [1][16]

Вот на этой оптимистичной ноте и хотелось бы завершить рассказ о введенном нами курсе Отечествоведение, о котором 150 лет назад мечтал патриарх отечественной педагогики и которая так и не была внедрена в наших школах ни тогда, ни сегодня…

Еще несколько правил, возникших при преподавании курса «Отечествоведение»:

Правило №7. Без знаний о своей малой родине, ее истории, культуры нет истинного и проникновенного знания всеобщей истории и любви к предмету истории.  

Правило №8. Методика расширения горизонта для изучения родного края является одной из самых естественных, а следовательно, и продуктивных.  При изучении родного края горизонт должен расширятся до границ государства и даже пересекать его рубежи.

Правило №9. Изучение истории должно начинаться даже не с истории края, а с истории рода, с истории собственной семьи, и тогда конечным пунктом расширения горизонта может быть народ, проживающий в границах Отечества.

Правило №10. Отечествоведение должно стать обязательным предметом школьной программы не только сельской школы, но и любой другой - поселковой, городской…

Правило №11.  Курс краеведения должен быть целостным, отдельный предмет исторического краеведения всего лишь в отдельном классе минимизирует и преуменьшает не только воспитательное значения курса, но и ущемляет его научные свойства, создавая впечатление ветхости, неосновательности, неправильно воспитывает чувство малой родины.

Правило №12 . Курс Отечествоведения - не вспомогательная историческая дисциплина, а отдельный значимый предмет,  имеющий более высокий воспитательный потенциал, чем любой другой школьный предмет.

Правило №13. Всякая русская школа должна стать и быть Отеческой. Для Отеческой школы предмет Отечествоведение является профилирующим.

       Правило №14. Изучение предмета Отечествоведение систематизирует восходящее патриотическое чувство и исключает  ограниченное местечковое мышление, превращает отрывочные представления в единое полотно знания и любви ко всему Отечеству.