ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Эколого - краеведческий познавательный маршрут «По стране кумыса»
проект по краеведению (7 класс)

densema_5
Разработка, апробация и анализ эффективности модели эколого-краеведческого познавательного маршрута, способствующей расширению представлении учащихся о природе, истории и экологии родного края, воспитанию любви к малой Родине. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»

670013, г. Улан-Удэ, ул. Жердева 19а,

телефон: 436155, 436251, 434404,431946, e-mail:sch19@list.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Эколого - краеведческий познавательный маршрут

«По стране кумыса»

Авторы: Бадмаева М.Г., Намсараева Д.С.,  

                                              Цырендашиева Б.Р.

г. Улан-Удэ 2021

Паспорт проекта

Наименование

Эколого - краеведческий познавательный маршрут

«По стране кумыса »

Авторы проекта

Бадмаева М.Г., Намсараева Д.С., Цырендашиева Б.Р.

Цель проекта

Разработка, апробация и анализ эффективности модели эколого-краеведческого познавательного маршрута, способствующей расширению представлении учащихся о природе, истории и экологии родного края, воспитанию любви к малой Родине.

Задачи проекта

  1. Определить методологические основы составления экскурсионного маршрута
  2. Изучить психолого-педагогические подходы к процессу проектирования образовательной программы экскурсии
  3. Разработать и реализовать модель эколого-краеведческого познавательного маршрута
  4. Проанализировать эффективность реализации модели эколого-краеведческого познавательного маршрута

Сроки реализации

 

2021 – 2024гг (3 года)

Исполнители проекта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ» в лице директора Хамнуева Владимира Ивановича

Участники проекта

 Учащиеся 8-10 классов МАОУ СОШ № 19 г. Улан-Удэ

Ожидаемые результаты

Результаты-продукты:

  1. нормативно-правовое обеспечение проекта;
  2. разработка новых программ (программ модулей, содержащих тренинги, организационно-деятельностные экспедиции, проекты, погружения и т.д.),
  3. разработка и реализация образовательных экскурсии и проектов с участием родительского сообщества, специалистов разных сфер;

Результаты-эффекты:

  1. формирование ценностно-смысловой среды, характеризующейся, открытостью, индивидуальным подходом, широкими возможностями для коммуникации;
  2. развитие системы государственно-общественного управления (участие родителей в программе экскурсии);
  3. развитие способностей учащихся в процессе взаимодействия членов во время маршрута

Контроль за реализацией

  1. Ежегодные отчеты о реализации проекта;
  2. Размещение материалов о ходе реализации проекта на официальном сайте школы МАОУ СОШ 3 19
  3. Публикации в региональных СМИ о ходе реализации проекта

  1. Обоснование актуальности проблемы

        Новые цели образования невозможно достигнуть путём простого педагогического воздействия учителя на ученика, как невозможно передать прямым образом от учителя к ученику умение учиться. Ребёнка невозможно заставить саморазвиваться , самостоятельно добывать знания, самостоятельно совершенствовать свои навыки и т.д. Но в силах любого учителя создать специальные условия, в которых ребёнок может развиваться. Одним из эффективных механизмов для обеспечения соответствующих условий, по нашему мнению, выступает разработка туристских маршрутов, объекты которых краеведческой направленности.

        Недаром, в школах туристические маршруты были основным способом формирования настоящего человека, заполняя мировоззренческий «вакуум» в головах школьников знакомя с достопримечательностями и уникальными местами. Бурятия для этого богата различными достопримечательностями, разработаны разные маршруты по районам республики, озеру Байкалу.

В современном мире мы имеем возможность путешествовать по всем уголкам земного шара, но все ли мы знаем о своем родном крае. Есть ли у нас в Бурятии что посмотреть и показать другим? Наша проектная группа разработала новый маршрут, который позволит ознакомиться с менее известными местами нашей Бурятии, но не менее интересными и познавательными.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка, апробация и анализ эффективности модели эколого-краеведческого познавательного маршрута «По стране кумыса»

Задачи проекта:  

  1. знакомство с  природными и историческими памятниками малой родины;
  2. развитие научно-исследовательских навыков по экологии и биологии;
  3. формирование туристских умений и навыков в ходе походов;
  4. воспитание любви к Родине.

III.Сроки реализации проекта

Сроки реализации: 2022--2024гг (3 года)

IV.Проектные мероприятия

Сроки, этапы

Мероприятия

Продукт

2021г.

Подготовительный этап

Разработка проекта

Инновационный проект

Разработка локальных актов,  регламентирующих организацию  маршрута

Локальные акты, регламентирующие организацию маршрута

Определение методологических основ организации экскурсии

Статьи

Изучение различных  подходов к процессу проектирования маршрута

Пополнение методической базы, разработка разных вариантов маршрута

Обеспечение материально-технической базы, финансовое обеспечение

Инструменты длительного пользования, обеспечение организации маршрута

Разработка пилотного проекта маршрута

Проект программы маршрута

Заключение договоров с представителями общественности, специалистами разных областей, родителями, участвующими в совместных проектах. Обеспечение  материально –техническими , финансовыми ресурсами в течении учебного года.

Развитие системы ГОУ

Основной этап (практический)

Реализация пилотного проекта программы лагеря при помощи системно-деятельностный подход

Организация экскурсии, отчеты.

соствление карты маршрута (буклет)

приложение

Реализация программы экскурсии ( маршрут, остановки, методические и организационные указания)

Отчеты, публикации на сайте, в СМИ

Аналитический этап

Анализ эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта

                                V.Ожидаемые результаты

Результаты-продукты: проект программы маршрута «По стране кумыса»;

                                        Буклет маршрута «По стране кумыса»;

        Информационная вкладка на сайте школы

Результаты-эффекты:  повышение мотивации учащихся к изучению и сохранению природных и исторических ресурсов малой родины;

- создание мини - проектов по темам: «Целебный напиток и его свойства»,  

«С. Рагузинский - основатель г. Кяхта», «Эпоха неолита на территории Бурятии», «История буддийского дугана в с. Зурган - Дэбэ» и др. совместно  с учащимися сетевых школ;

- повышение количества учащихся, принявших участие в 1-2 дневных походах;

- положительная динамика количества участников, призеров и победителей конкурсов, олимпиад по краеведению, экологии на различных уровнях;

- повышение социального престижа школы.

                 

                               VI.Ресурсное обеспечение

Список туристского снаряжения

индивидуальное : одежда, обувь, рюкзак, спальный мешок, коврик, налобный фонарь, коврик, посуда, туалетные принадлежности.

групповое: палатки, средства ориентирования, посуду для костра, аптечку

ПАСПОРТ МАРШРУТА

Эколого - краеведческий познавательный маршрут

«По стране кумыса»

Время прохождения маршрута: с 10 июня по 10 сентября ежегодно

Расположение: Селенгинский район с. Ноехон

Вид: пеше-конный

Протяженность маршрута 15 км

Дата однодневного похода: 15 июня

Продолжительность 1 день (2 дня)

Подробная нитка маршрута с Зурган-Дэбэ – р Хилок

Достопримечательности в с. Зурган- Дэбэ: памятник «Жертвам политических репрессий 1920-1930гг», памятник ноехонцам, павшим в боях за Родину в 1941-1945гг, буддийский дуган, краеведческий музей при Ноехонской СОШ, памятник С. Рагузинскому, первопроходцу-казаку.

Природные памятники:  Находки: отщепы, микронуклеусы, заготовки (неолита) - бронзового века, местонахождение с. Зурган-Дэбэ.

  1. Экскурсия  в  центр кумыса - крестьянско-фермерское хозяйство Зоригто и Эржены Цырендондоповых «Кумыс - напиток, дарующий здоровье и силу»

Программа посещения:

  1. Знакомство с фермерским хозяйством  
  2. Ознакомление с процессом дойки кобылиц
  3. О целебных свойствах кобыльего молока и кумыса. Проба целебного молока и кумыса
  4. Посещение цеха по изготовлению кумыса.
  5. Мастер-класс «Три игры мужей»
  1. Пеше-конный поход к реке Хилок  и обратно (15км).
  1. Передвижение по местности Додо –Нуга (Нижний Луг)
  2. Привал на берегу р. Хилок. Установка хозяйственной палатки. Полдник.
  3. Интерактивная игра  «Туристик».
  4. Посещение местонахождения находок неолита.
  5. Эколого-биологический поход на о. Баганур (10км)
  6. Возвращение в Зурган-Дэбэ
  1. Посещение достопримечательностей села Зурган- Дэбэ
  1. Обзорное знакомство с памятниками села
  2. Посещение буддийского дугана

     3. Визит в краеведческий музей при Ноехонской СОШ

Кумыс - напиток, дарующий здоровье и силу

В Зурган-Дэбэ Селенгинского района расположена единственная в Республике Бурятия крестьянско-фермерское хозяйство по производству уникального кисломолочного напитка – Кумыса.

Кумыс – он же «Напиток тысячелетия» – очень ценный кисломолочный продукт из кобыльего молока, содержащий большое количество витаминов, микроэлементов.

О его полезных свойствах известно давно:
 Повышает выносливость, общий тонус организма.
 Повышает гемоглобин, предупреждает развитие анемии.
 Укрепляет иммунитет, активирует защитные силы организма в период обострения простудных заболеваний, инфекций и вирусов, что очень актуально в условиях пандемии коронавируса.

В Бурятии кумыс является традиционным целебным продуктом. Исторические летописи свидетельствуют о том, что с древнейших времен бурятский народ употреблял в пищу кумыс — освежающий напиток с целебными свойствами.

Высокие питательные и лечебные свойства кумыса обусловлены составом исходного продукта кобыльего молока, значительно отличающегося от коровьего.
А взяться за новое дело решили фермеры из малого села Зурган-Дэбэ Зоригто и Эржена Цырендондоповы. Их хозяйство создано еще в 2008 году, в 2010 году зарегистрировано. Основной вид деятельности – животноводство. Есть крупный рогатый скот (16 голов, включая 10 коров), более 4000 овец (овцематок почти 1900). Поголовье наращивали и с помощью известной программы «Социальные отары». В 2015 году фермеры приняли участие в конкурсе «Семейная молочная ферма» республиканского Минсельхоза, выиграв грант в 6 млн рублей. Общая сумма их проекта составляет 10 млн рублей, из них собственные средства – 4 млн рублей. Бизнес-план предусматривал приобретение молочного мини-цеха, сельскохозяйственной техники, кобылиц и производство кумыса.

В 2016 году заложили площадку под кумысный цех с подведением электро- и водоснабжения, в нынешнем году установили молочный цех, доильные аппараты, оборудование для закваски и бутилирования, начав производство кумыса. Продукт сертифицирован и соответствует ГОСТу. Сам цех имеет все необходимые сертификаты.

Сегодня в хозяйстве Цырендондоповых почти сто лошадей, из них половина - дойные кобылицы. В сутки фермеры предлагают покупателям около 70 – 80 литров кумыса, который поставляется в Гусиноозерск и даже в Улан-Удэ. Однако увидеть напиток на прилавках – редкая удача. Или, говоря честно, почти невозможно, как невозможно сейчас и определить объемы спроса, но он в разы превышает предложение. Зато фермеры уже могут оценить объемы производства, которые нужны для рентабельности – не менее 200 литров кумыса ежедневно. Кроме того, в их планах есть и строительство кумысолечебницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эколого-краеведческий путеводитель "Маршрутами скифов"

Настоящий путеводитель имеет своей целью подготовку юных туристов и  руководителей групп к проведению познавательных и безопасных путешествий. Степенной поход направлен на совершенствование физич...

Краеведческо- экскурсионный маршрут «Любимому Правдинску – Фридланду – 700 лет»

Природа щедро одарила наш край, где удивительно сочетаются безбрежные просторы моря и нескончаемая полоса золотистых пляжей, умеренно тёплое лето и преимущественно безморозная зима, обилие самой разно...

Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»

Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...

Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2).

Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2)....

Презентации к историко-краеведческим газетам "Маршрутами родного края": №1 (2019), №2 (2020)

Цель проекта:  посредством подготовки и издания  историко-краеведческой газеты пробудитьинтерес у учащихся лицея №4 к познанию истории своей малой Родины, а также к  поисково-исследоват...

Эколого - краеведческий познавательный маршрут «По стране кумыса »

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Туристический маршрут «По стране селенгинского кумыса»....