Школьный музей "Славен внук, как славен дед"
материал по краеведению (11 класс)

Информация о школьном музее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_slaven_vnuk.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

"Славен внук, как славен дед..."

 

БЛАГОДАРНОСТЬ от Кисловодского городского совета ветеранов

ДИПЛОМ победителя 2-го этапа Всероссийского смотра-конкурса школьных музеев, посвященного 70-ой годовщине Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г.

 

   «Кто помнит о прошлом, тот думает о будущем. Спасибо педагогам, ученикам гимназии № 19 за любовь к Родине, к своему прекрасному городу, к своей гимназии, к своей  истории.  Удачи,  счастья  и мира  Вам» - эти строки написал С.М. Миронов, председатель Совета Федерации в книге отзывов музея, который находится в МОУ гимназии 19 города-курорта Кисловодска и поражает своей необычностью всех, кто сюда попадает.

 Музей трагедии и славы Отечества МОУ гимназии 19 открыт 5 мая 1995 года к 50-летию Великой Победы. Сегодня музею 25 лет. Музей паспортизирован.

Разделы паспорта:

  • Общие сведения
  • Отделы музея
  • Фонды музея
  • Наименование коллекций
  • Оборудование музея
  • Посещаемость
  • Персонал музея
  • Административно-управленческий персонал
  • Охранные и противопожарные средства

Площадь музея - 700 м2.

Всего экспонатов – 7218.

Экспонатов основного фонда – 5193.

Экспонатов научно-вспомогательного фонда – 2025.

     В результате поисковой работы в музей поступило 1400 единиц хранения.

-Ордена и медали – 25 единиц хранения

-Письма с фронта – 30 единиц хранения

Фронтовое имущество:

-Пусковая труба ручного противотанкового гранатомёта РПГ–22 «Муха»

-Перископический прибор наблюдения – 1

-Каски погибших солдат – 2

-Шлемофон танкиста – 2

-Солдатские фляжки – 5

-Солдатский ремень – 2

-Автоматные и пулемётные гильзы

-Фотоаппарат военного времени, принадлежавший сыну семьи Осиповых (ул. 40 лет Октября, 27), погибшему в Сталинграде.

-Телефонные аппараты военного времени – 2

На вечное хранение семьёй Майбороды С.П. переданы орден Отечественной войны I степени, медали «60 лет Вооружённых сил», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «70 лет Вооружённых сил»

Сохранность фондов и экспозиций обеспечивается учащимися, т. к. основная часть экспозиции расположена в классах, фойе, коридорах. Часть фондов спецхранения находится в фондохранилище

 

Направления работы школьного Музея трагедии и славы Отечества:

  • Историко-патриотическое
  • Духовно-нравственное
  • Историко-краеведческое
  • Героико-патриотическое
  • Гражданско-патриотическое
  • Социально-патриотическое

Собранный материал систематизирован и экспонируется в шести отделах.

Изображение

 Построена гимназия на склоне горы Ракетной, где около 180 лет назад стояла казачья вышка, 30-40 казаков несли караул. При появлении противника здесь зажигали сигнальный костёр, а позже запускали сигнальные ракеты, извещая редуты и крепости о движении неприятеля. Первыми сюда были переселены казаки 1-го Волжского полка. Они-то и основали станицу Кисловодскую. Переселенцы Поповы получили земельный надел, который позже стал называться Поповой «долей». Вот на этой «Поповой доле» была построена гимназия, а в ней 4 мая 1995 года к 50-летию Великой Победы под руководством директора Владимира Ивановича Пискунова открылся исторический Музей трагедии и славы Отечества.

      В его создании приняли участие  более 1000 учащихся гимназии, жители микрорайона и ветераны города. Город был разбит на квадраты, и детьми был осуществлён  обход практически всех его домов. По городу были развешены заказанные в типографии  обращения к жителям - с просьбой об оказании помощи в создании музея. В результате совместной работы в музее собрано, описано в соответствии с архивными требованиями 6529 экспонатов, из них 5180 экспонатов основного фонда. Сдача экспонатов в музей подтверждалась выдаваемыми детьми квитанциями. Работу по учёту и сохранности экспонатов ведёт сотрудник музея, хранитель фондов.   

      По своему масштабу и уровню работы музей не уступает городскому. Весь собранный материал систематизирован и экспонируется в шести отделах:  

       Под музей не отводили какого-то отдельного помещения. Да никакой самый просторный зал не смог бы вместить всё, что собрано энтузиастами за годы поиска. Классы, коридоры, фойе - везде в них выставлены экспонаты. Здесь проводятся встречи, экскурсии, тематические вечера, лекции и беседы в дополнение к урокам истории, литературы, обществоведению, основам военной службы.

       Материалы музея широко используются в учебно-воспитательном процессе при изучении регионального компонента на уроках истории, краеведения и литературы.

       На базе музея за эти годы было организовано более 60 мероприятий и праздников для ветеранов и жителей города. Опыт работы педагогического коллектива и школьного Музея трагедии и славы Отечества стал широко известен далеко за пределами города и края. В 1998 году приказом Министерства образования Ставропольского края гимназия стала краевой площадкой передового опыта по военно-патриотическому воспитанию.

      За последние годы музей гимназии посетили и оставили положительные отзывы Председатель Федерального собрания Российской Федерации С.М. Миронов,  Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон и другие.

       Неоднократно посещали и стали почётными членами Совета музея:

-академик, писатель Лихоносов В.И.;

-лауреат государственной премии, писатель Белов В.И.;

-член Совета Федерации, доктор философских наук А.А. Коробейников;

-академик РАПН Никишин Б.П.;

-председатель международного фонда им. М.Ю. Лермонтова, профессор А.А. Парпара;

-профессор психологии, профессор Кузнецов В.А.;

-директор музея Л.Н.Толстого Ремезов В.В.;

-лауреат государственной премии, писатель Гнеушев В.Г.;

-профессор-лингвист Федерико Феррейро (Испания);

-Хуан Хосе Эрейра де ля  МИД Испания;

-Величко П.И. – министр, штат Калифорния, США  и  другие;

-губернатор А. Черногоров и члены Краевой Думы Ставропольского края

       За годы существования музей посетило более 55 тысяч человек.

      Материалы о результатах работы музея публиковались в журнале «Военные знания»,  в газетах «Ставропольская правда», «Кавказская здравница», «Кавказский край» (8 статей), «Кисловодская газета». О музее были передачи по краевому телевидению  (9 передач), по краевому радио, по российскому телевидению (2-й канал, 1 канал).

      К 61-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в рамках акции «Поклонимся великим тем годам» в гимназии выполнен проект «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой». В ходе реализации этого проекта каждый ученик собирает материалы о своих родных, участниках Великой Отечественной войны, Афганской, Чеченской войн. Эта акция только за последние дни дала возможность пополнить фонды музея сотнями экспонатов. Кроме этого каждый класс выполняет коллективные и групповые проекты к празднику.

       Работа в музее продолжается: обновляются экспозиции, готовятся новые книги, организуются встречи.

     С глубокой увлечённостью и любовью работают детские поисковые группы во главе со своими наставниками Иваном Михайловичем Галкиным – Заслуженным учителем России, участником Великой Отечественной войны, Тамарой Михайловной Лобовой - председателем Совета музея.

     Самостоятельные исследования, экскурсии, коллекционирование, кружковая работа, организация музейных выставок, проведение праздников выдвигается в качестве важных форм и методов работы в нашем музее.

     Роль Музея трагедии и славы Отечества МОУ гимназии №19 велика. Это воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности в молодом поколении России.

       При музее в гимназии  создан общественный историко-патриотический  центр, организовавший работу детей по четырем  направлениям:

- поисковое (постоянно работает более 30 поисковых групп учащихся, организуемых  историко-патриотическими  центрами всех классов гимназии);

- экскурсионное (ведется подготовка экскурсоводов из числа учащихся, разрабатываются темы экскурсий);

- архивное  (обучение детей архивному делу, описание экспонатов в соответствии  со стандартами государственных музеев);

- культурно-благотворительное (тематические вечера,  праздники-встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами по истории родов, акции милосердия и заботы).

      Работа музея ведётся под руководством Совета музея и историко-патриотического центра. Сбор и систематизация материалов, оформление экспозиционных залов осуществляется группой детей «Поиск».

     Эмоциональный подъём, энтузиазм учащихся превзошли все ожидания. За время работы музея поисковыми группами было  осуществлено   более 40 масштабных ученических поисковых проекта, результаты которых оформлены типографией в альбомы, книги:

  • «Письма с фронта» – 2 альбома;
  • «Книга памяти» - 2 альбома;
  • «Вспомним всех поименно» (боевой путь 180 участников ВОВ, эпизоды подвигов, фронтовой дружбы);
  • «Подвиг без выстрела» (о кисловодчанах, работавших в госпиталях города во время ВОВ);
  • «У войны не женское лицо» (о девушках-кисловодчанках, ушедших добровольцами на фронт);
  • «Моя семья в годы войны» (250 семейных историй – 3 книги);
  • «Славен внук, как славен дед»;
  • «Родословная моей семьи»;
  • «Солдаты одного Отечества»;
  • «Этот день мы приближали как могли» (о воинах-кисловодчанах – участниках штурма Берлина);
  • «Бойцы вспоминают минувшие дни» - 2 книги и другие.

      Для многих наших воспитанников работа в школьном музее стала школой творческого труда и поиска, высокой гражданственности и патриотизма.

 

При музее в гимназии создан общественный историко-патриотический центр, организовавший работу детей по четырем  направлениям:

- поисковое (постоянно работает более 20 поисковых групп учащихся, организуемых  историко-патриотическими центрами всех классов гимназии);

- экскурсионное (ведется подготовка экскурсоводов из числа учащихся, разрабатываются темы экскурсий);

- архивное (обучение детей архивному делу, описание экспонатов в соответствии со стандартами государственных музеев);

- культурно-благотворительное (тематические вечера, праздники-встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами по истории родов, акции милосердия и заботы).

Для многих наших учащихся  работа в школьном музее стала школой творческого труда и поиска, высокой гражданственности и патриотизма.

 

Войди в музей: возроди свою память, свою душу…

Перечень  поисково-исследовательских проектов учащихся

Ликуя и скорбя

Модель воспитательной работы

Историко-краеведческое направление

Героико-патриотическое воспитание

 

Вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

«ПРО ТО, КАК БАБА ЯГА ВНУКА В АРМИЮ ПРОВОЖАЛА»

Сценарии спортивного развлечения с папами....

Великая Отечественная война глазами внуков

В данной работе кратко описан боевой путь нашего земляка, учителя-фронтовика ...

"Храм Христа Спасителя. Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов"Презентация

проект "Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов. Храм Христа Спасителя". Презентация рассказывает о строительстве Храма Христа Спасителя в честь победы русских войск над Наполеоном....

Праздник, посвящённый Дню пожилого человека "Бабушки и внуки"

Материал содержит сценарий проведения праздника к Дню пожилого человека, стихи и песни....

Урок мужества "Пусть память верную хранят и наших внуков внуки..." (к 70-летию великой Победы в ВОВ)

Материал для проведения классных часов, уроков мужества по патриотическому воспитанию с использованием отрывков из стихотворений известных поэтов, песен....