Дополнительная общеобразовательная программа 2Край родной, познакомимся с тобой!"
календарно-тематическое планирование по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

 Программа по краеведению ориентирована на учащихся 5 - 9 общеобразовательного класса, рассчитана на базовое (факультативное) изучение предмета. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образованиям, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных школ по курсу «История Иркутской области» (5-9 классы),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_programma_kr.kruzhka.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Шиткинская средняя общеобразовательная школа

 структурное подразделение Нижнезаимская ООШ

Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа

по краеведению

«Край родной, познакомимся с тобой!»»

возраст обучающихся 10-15 лет

срок реализации – 1 год.

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Ганина Елена Александровна

2019-2020 уч.г.

Пояснительная записка

«Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие участниками его юности, свидетелями исторических, революционных событий, - значит у него нет любви к своему городу, поселку, селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране». (Д.С.Лихачев – выдающийся советский ученый)

Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.

  Занятия  по краеведению в школе позволяют решить целый ряд познавательных задач, развивают школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Занятия по изучению родного края способствуют формированию нравственных убеждений, творческих способностей, помогают учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем.

           Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.

Образовательная программа по краеведению «Край родной, познакомимся с тобой!»» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с документами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Новизна

Программа кружка по краеведению «Край родной, познакомимся с тобой!» отличается объемом и способами  преподнесения обучающимися краеведческой информации (исследовательская, конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов географии, биологии, литературы, изобразительного искусства, формируются метапредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся.  В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для:  самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами села, района и области, оценки их эстетической ценности; ориентирование в своем селе, городе, поиска нужной информации о родном крае, людях, внесших вклад в развитие и историю села, города, области.

Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. Программа предусматривает экскурсии, наблюдения, чтение краеведческой литературы, целенаправленные прогулки, викторины, знакомство с местными поэтами и писателями.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, наблюдения, чтение краеведческой литературы, целенаправленные прогулки, викторины, знакомство с творчеством местных писателе и поэтов) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, краеведческие задания, заучивание стихотворений, изготовление кормушек и др.)

Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у детей через познавательный, досуговый,  исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Цель программы - создание условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Главной целью программы «Край родной, познакомимся с тобой!» является формирование мировоззренческого представления своей Малой Родины, воспитание человека, знающего и любящего свой город, область (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи

Обучающие- развитие познавательного интереса, приобретение теоретических знаний и практических навыков; включение в познавательную деятельность; приобщение к историческому и культурному наследию.

Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.; развитие личностного потенциала; развитие коммуникативных качеств личности.

Воспитательные- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; воспитывать уважение к истории региона и местным традициям, любви к родному краю.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

1.Включение учащихся в активную деятельность.

2.Связь теории с практикой.

3.Системность и последовательность занятий.

4.Научность.

5. Доступность.

6.Наглядность: использование наглядных пособий

7.Проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, межпредметных и предметных результатов освоения краеведческого курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках защиты исследовательской работы учащихся педагогом.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты развитие интереса; действие нравственно-эстетического оценивания; формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу; формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; формирование желаний выполнять действия; использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, природа.

Межпредметные результаты заключаются в разных видах деятельности; формировании и развитии посредством краеведческих географических знаний: познавательных и интеллектуальных, творческих способностей; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, управлять своей познавательной деятельностью; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение; создание презентаций с помощью технических средств и информационных технологий, формирование умения слушать и вступать в диалог. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести дискуссию.

Предметными результатами освоения является умение работать с разными источниками краеведческой информации; умение пользоваться картой (использовать карту Иркутской области); умение рассказывать о важнейших событиях в истории города Тайшета и Тайшетского района; умение применять знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Обучающиеся должны знать:

  • Основные этапы истории области, возраст, происхождение его названия;
  • Природу своего села, района, области;
  • Названия улиц названных в честь сибиряков;
  • Имена и достижения знаменитых земляков;
  • Героев-сибиряков своего села, района, области;
  • Крупные промышленные предприятия села, района, области;
  • Архитектурные, скульптурные памятники села, района, области.

Обучающиеся должны уметь:

  • Находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
  • Работать с историческими документами;
  • Работать в семейных архивах;
  • Самостоятельно или в группах собирать краеведческий материал для творческой работы;
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
  • Посещать музеи города Тайшета;

Содержание

Содержание включает сведения о истории образования области, района, села, людях, населяющих родной край, природе родного края, памятных местах. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, предусматривается смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности обучающихся способствуют занятия в учебных кабинетах, в музее, на территории села,  коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Наряду с традиционными, используются современные технологии: игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Программа реализуется в течение 2020-2021 учебного года по четыре часа в неделю. Итого 144 часа.

1.Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Теория: Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Постановка целей и задач музея. Выбор совета музея. Выбор экскурсоводов. Распределение обязанностей.

Практическое задание: подобрать стихотворения, пословицы, поговорки о родном крае.

2.  Иркутск – столица Восточной Сибири. 

Первые упоминания о городе Иркутске. История создания. Город и его роль. Кто есть кто в Иркутской области.

Практическое задание: Работа с краеведческой литературой. Просмотр видеофильмов о Иркутске.

3. История образования Тайшетского района. Село Нижняя Заимка на карте района.

 Изучение материала по данной теме.

Практическое задание: Работа с летописью села.

4. Знакомство с сёлами района.

Работа с краеведческой литературой, сёла района, интернет.

Практическое задание: создать визитную карточку села района.

5,6.  Красотою славится наша земля: природа родного края. Растительный и животный мир.

Практическое задание: экскурсия на природу, просмотр видеофильмов, разработка памятки «Все в твоих руках»

7-9. Я и моя деревня.

Сибирская топонимика : название родной местности (села, района). Быт и промыслы села. Традиции и обычаи  нашего села.

Практическое задание: Беседы со старожилами села. Сбор и обработка краеведческого материала.

10-19.  Историческое прошлое нашего села.

Революциия: Шиткинский фронт, с.Нижняя Заимка (1905-1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики? Суровые годы Великой Отечественной войны. Герои Тайшетского района и  г. Тайшета.  Герои Советского Союза Тайшетского района.  Герои нашего села. Воины-женщины.  Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. Жизнь тружеников села сегодня.

Практическое задание: сбор краеведческого материала, фотосессии, фонотеки «Голоса участников ВОВ и тружеников тыла»,  беседы, встречи,  оформление папок, работа в музее, обновление экспозиции. Лекторские группы: диспут, сочинения, встречи с тружениками села.

20. Добрая профессия – учитель.

История образования в селе. Церковное образование. Учителя, директора различных типов учреждений, их профессиональные и личные качества. Учительские династии. Выпускники школ, которые продолжили судьбу своих учителей.

Практическое задание: работа с летописью села,  беседы, сбор информации, написание биографий учителей села, оформление папок.

21. Люди в белых халатах.

История здравоохранения в селе. Типы медицинских учреждений (земские, частные, муниципальные, государственные). Люди работающие в них. Профессиональные качества врачей «О них помнят люди», Первые врачи села, условия их труда. Как поменялись условия труда врачей. Медицинские династии. Люди в белых халатах: вчера, сегодня, завтра: что поменялось, а что осталось прежним».

Практическое задание: работа с летописью села,  беседы, сбор информации, написание биографий медиков села, оформление папок.

22. Народные умельцы села.

Понятие «народный умелец». Распространение народных промыслов, ремесел на территории района. Центры народных промыслов и ремесел. Их отличие от других районов. Мастера-умельцы нашего села.

Практическое задание: исследование промыслов и ремесел на территории села, изучение биографий умельцев, оформление папок, написание эссе «Нужны ли современному человеку ремёсла?»

23-26. «Музей – хранитель исторической и социальной памяти». Происхождение музеев. Первые национальные музеи. Появление музея в нашем селе. Специфика музеев.   «Я поведу тебя в музей». Феномен музейного предмета. Музейная студия: подготовка к защите проектов.

Практическое задание: определение профиля и специфики музеев. Просмотр дисков. Творческие задания: краткий путеводитель по музею.  Практическое задание: «Атрибуция музейного предмета». Презентация проектов.

27. Откуда я родом:  родословная как история своего рода.

Что такое родословная? Методика и формы поиска материала по истории своего рода. Написание родословной. Написание биографии своих родственников. Переписка с дальними родственниками.

Практическое задание:  проекты: «Мои родственники в истории и на карте России», «Лица моего рода», «Моя родословная».

28. Фольклор Восточной Сибири.

Жанры фольклора: календарная обрядовая поэзия, семейно-бытовая обрядовая поэзия, заговоры, афористические жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, детский  фольклор: колыбельная песня, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки.

Практическое задание: записать детский фольклор от своих бабушек, прабабушек, родителей, которые использовались в вашей семье. Собрать фольклор от старожил села (песни, заговоры, обряды). Оформить накопительную папку.

29-30.  Край родной – земля Тайшетская!

Творчество поэтов и писателей родного края.

Творческое задание:  Собирательная работа, составление папок, альбомов по творчеству поэтов и писателей родного села.

31. Участие в Акциях   «Мы волонтеры!»

Творческие проекты.

32. Участие в районных мероприятиях:

Научно-практические конференции по краеведению, заочные викторины, конкурсы, посещение районного краеведческого музея в п. Шиткино и г.Тайшете.

Тематическое планирование

тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение. Краеведение - наука о родном крае

1

1

2

Иркутск – столица Восточной Сибири. 

2

1

1

3

История образования Тайшетского района. Село Нижняя Заимка на карте района.

   2

1

1

4.

Знакомство с сёлами района

2

1

1

5.

Красотою славится наша земля: природа родного края.

3

1

2

6

Растительный и животный мир

2

1

1

7

Я и моя деревня:

Сибирская топонимика : название родной местности (села, района)

2

1

1

8

Быт и промыслы нашего села

2

1

1

9.

Традиции и обычаи  нашего села.

3

1

2

10.

Историческое прошлое нашего села:

Революциия: Шиткинский фронт, с.Нижняя Заимка (1905-1917 гг.). 

3

1

2

11

 Суровые годы Великой Отечественной войны:

Герои Тайшетского района и г. Тайшета. 

2

1

1

12.

Герои нашего села. 

3

1

2

13

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. 

3

1

2

14.

Жизнь тружеников села сегодня

5

-

5

15.

 Диспут «Бывает ли трудовой подвиг?»

1

-

1

16.

Сочинение «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»

1

-

1

17.

Герои Советского  Союза Тайшетского  

 района.  

2

1

1

18.

Герои  ратной службы. (Наши выпускники в горячих точках)

10

2

8

19.

Памятники воинской славы в моем селе.  

6

2

4

20.

Добрая профессия – учитель.

8

2

6

21.

Люди в белых халатах.

6

1

5

22.

Народные умельцы села.

6

2

4

23.

«Музей – хранитель исторической и социальной памяти»

2

1

1

24.

«Я поведу тебя в музей»

2

2

-

25.

Феномен музейного предмета

6

3

3

26.

Музейная студия: подготовка к защите проектов.

6

2

4

27.

Откуда я родом:  родословная как история своего рода.

10

4

4

28.

Фольклор Восточной Сибири

10

4

6

29.

Край родной – земля Тайшетская!

9

3

6

30.

Имена родной земли (Знаменитые люди села)

6

2

4

31.

Участие в Акциях

«Мы волонтеры!» Творческие проекты.

10

1

9

32.

Участие в районных мероприятиях:

Научно-практические конференции по краеведению, заочные викторины, конкурсы, посещение районного краеведческого музея в п. Шиткино и г.Тайшете.

8

-

8

ИТОГО:

144

 

Примечание. Количество часов на каждую тему может планировать сам педагог.

Условия реализации программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание курса, предполагают наличие следующего учебного оборудования:

  • Компьютер, экран, проектор;
  • Видеофильмы;
  • Презентации.
  • Наглядные пособия, фотографии, папки.

Формы аттестации

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Край родной, познакомимся с тобой» предусматривает следующие формы контроля  знаний:  разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля:

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Опросы, викторины, тестирование, кроссворды, краеведческие конкурсы и мероприятия.

В конце года проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

Оценочные материалы

На протяжении всего процесса обучения учащиеся учатся правильно анализировать и оценивать свою работу, их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:

  • Оценка педагога;
  • Совместная оценка ученика и педагога;
  • Самооценка;
  • Участие в выставках, конкурсах, мероприятиях.

Методические материалы:

  1. Саплин А.И., Саплина Е.В. Введение в историю: Тетрадь творческих заданий. – М, 2000.
  2. Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. – М, 1999.
  3.  Селезнева Т.А., Селезнев Е.С. «Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. Часть 1. – Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «Радуга», Тайшетская городская общественная историко-просветительская организация «Бирюса», 2010 г.
  4. Селезнева Т.А., Селезнев Е.С. «Тайшет – город рожденный Транссибом» Брошюра № 6, – Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «Радуга», Тайшетская городская общественная историко-просветительская организация «Бирюса», 2007 г.
  5. Гражданская война на территории Тайшетского района. – Вестник районного краеведческого музея № 2, 2014 г.
  6. «На Бирюсинских просторах» (К 85-летию Тайшетского района). Книга о земле и людях Тайшетского района. – Красноярск,  издательский дом «Сибирские промыслы», 2010 г.-303 стр.
  7. «Тайшет – город стальных магистралей» (К 70-летию города Тайшета). Красноярск,  издательский дом «Сибирские промыслы», 2008 г., 208 стр.
  8. «Живи, Тайшетская земля!» Сборник стихов Тайшетских поэтов. – Тайшет «Полиграфист», 2010 г., 130 стр.
  9. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»: маленькая энциклопедия Сибирячка. – Составители С.Н.Асламова, С.М.Сергиенко. – Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок», 2002 г., 96 стр.
  10. Гурулев С.А. «Что в имени твоем, Байкал!» - 2-е изд., перераб.  и доп. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991 г. – 168 стр.
  11. «Кто есть кто в  Иркутске и Иркутской области. – Иркутск: Издание ГП Иркутская областная типография № 1, 1999 г., - 250 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"

Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...

дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы

Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности.  Она является инструментом приобщения детей к  эколого-природоведческому образ...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Летопись родного края"

Дополнительная общеобразовательная программа "Летопись родного края" социально - педагогической направленности призвана способствовать развитию у подростков социальной адаптации и успешной с...

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...