Урок мужества на тему «Горячие сердца: герои нашего времени»
план-конспект урока по краеведению (6, 7, 8 класс)

Россия - страна героев, ведь в нашей истории столько мужественных людей, которыми мы гордимся, память о которых будем передавать из поколения в поколение,  сколько нет ни у одного государства.  Мы помним и чтим имена наших соотечественников, соверших героические поступки в тяжелые годы военных невзгод, страшное время бурь и потрясений. Но могут ли подвиги совершаться в мирное время и людьми мирных профессий? Способен ли на самоотверженный поступок ребенок? В данной разработке представлены реальные истории подростков. проявивших самоотверженность и мужество в экстремальных ситуациях.  данный материал можно использовать на классных часах, уроках литературы, во внеклассной деятельности по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_geroi_nashego_vremeni.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества на тему «Герои нашего времени»

Автор: Петухова Лариса Геннадьевна

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Керчевская средняя школа»

e-mail: lipka1112@mail.ru

Должность: учитель русского языка и литературы

Аудитория: 6 класс

Цель:  формирование у обучающихся  представления об ответственном гражданском поведении на основе добровольчества, через осознание важности поступков, отражающих базовые духовно-нравственные ценности общества: патриотизма,  мужества, стойкости, способности преодолеть душевную «лень», страх, на примерах отважного, высоко оцененного обществом поведения их сверстников;

Задачи:

 - мотивация обучающихся к изучению и осознанию исторического прошлого России;

 -  формирование неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;

 - повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, животным, нуждающимся в помощи через знакомство со Всероссийской общественно-государственной инициативой «Горячее сердце» и Краевой общественно-государственной инициативой «Пермский характер».

        Оборудование: компьютер, презентация.

Ход занятия

Учитель: Ребята, посмотрите на пословицы и высказывания, изображенные на слайде, и попробуйте определить, о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии.

Кто за правду горой, тот настоящий герой.

Героям страх неведом.

Герой за славой не гонится.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Пример героя зовет на подвиг.

Учитель: Действительно, мы попробуем определить, что значит быть героем, какими качествами должны обладать люди, готовые на трудный подвиг, познакомимся с историями удивительных людей.

 Россия – страна героев. Ведь в нашей истории столько мужественных людей, которыми мы гордимся, сколько нет ни у одного государства. Предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое и вспомнить имена тех, без которых наша страна не была бы такой великой.

Интерактивное задание «Соотнеси героя и его подвиг» (При затруднении учитель дает краткую историческую справку по  историческим персоналиям)

Герои

1.Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

2. Николай Пирогов

3. Александр Суворов

4. Алексей Леонов

5. Георгий Жуков

6. Сергей Королев

7. Валерий Чкалов

Подвиги:

А.Конструктор первого космического корабля

Б. Освободили Россию от польско-литовский захватчиков

В. Не проиграл ни одного из 60 сражений, совершил переход через Альпы

Г. Совершил первый в мире беспосадочный перелет из СССР в США

Д. Первый космонавт, вышедший в открытый космос

Е. Командующий советской армией в Великую Отечественную войну, «Маршал Победы»

Ж.Военный хирург, впервые применивший наркоз

Учитель: Мы видим, что история сохранила множество имен, память о которых будет передаваться из поколения в поколение. Любой период нашей истории рождал людей, которые показали подлинную любовь к Родине, благотворно влияли на развитие нашей страны.

Практически все имена, с которыми вы  работали в предыдущем задании,  связаны с героическими страницами прошлого, с войнами, происходившими в разные периоды нашей истории. Но ответьте, можно ли совершить героический поступок в мирное время и может ли его совершить человек мирной профессии? (Ответы детей. Необходимо подвести к мысли, что подвигу есть место и в мирной жизни и любой человек, способный преодолеть в трудной ситуации свой страх, поставить интересы другого человека выше собственных, может его совершить)

  • Учитель: Ребята, вы правы, неважно, в какую историческую эпоху родился человек, в какое время он живет: в мирное или нет, важно то, что людей, способных на героические поступки обладают похожими качествами личности, назовите, пожалуйста, их.  (Ответы детей.  Во время обсуждения качества, названные обучающимися, выписываются на доску.)

Храбрость, смелость, доблесть, самоотверженность, мужество и стойкость, проявленные при совершении подвига,  – вот какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем.

 Учитель: Только ли взрослые люди могут обладать качествами, перечисленными выше? Конечно же, нет. История знает немало имен юных героев, совершивших значимые для всего человечества подвиги. Например, образы юных героев-партизан активно использовались в Советском Союзе как примеры высокой морали и нравственности. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Пятеро пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин. (слайд)

Учитель: Юные герои есть и в настоящее время.  И  каждый из них заслуживает высокого общественного признания, награды и благодарности за совершенной поступок. В России существуют несколько действующих общественно-государственных инициатив, поощряющих юных героев России. Так,  Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце» ежегодно поощряет детей и молодежь до 23 лет, бескорыстно пришедших на помощь нуждающимся людям, преодолевших трудные жизненные ситуации, совершивших мужественные и героические поступки. Истории этих простых и удивительных ребят заносятся в Почетную книгу, а сами герои награждаются почетными грамотами и значками. В Пермском крае с подобной инициативой выступает общественно-государственная инициатива «Пермский характер», ежегодно поощряющая детей и молодежь до 23 лет из Пермского края, показавшие примеры неравнодушного отношения к окружающим, совершившие отважные поступки и показавшие свою самоотверженность и доблесть.

Сегодня на занятии мы познакомимся с «героями нашего времени»,  с реальными историями ребят из Пермского края, которые в трудных жизненных ситуациях проявили недетское мужество, выдержку, смогли побороть свой страх и спасти жизни других, подчас даже незнакомых, людей. Каждая история может стать основой для сюжета фильма. Поступки их вдохновляют, а сами ребята являются примером не только для вас, детей, но и для многих взрослых.

        Матвей Коляда, 15 лет, город Пермь, в 2019 году спас тонущего ребенка на отдыхе в Турции. (Рассказывает учитель или подготовленный ученик)

20 июля 2019 года Матвей Коляда, обычный пятиклассник из Перми, с семьей отдыхал в Турции. Курорт, лето, солнце – вся обстановка располагает к расслабленности. Именно этим и были заняты люди на берегу в 10 часов утра. Матвей с мамой и братом отошли чуть в сторону от пляжа, они собирались ловить рыбу.

В это время сюда прибежали два мальчика – братья семи и четырех лет. Они были одни,  позже выяснилась, что мама мальчиков задремала рядом на пляже, а мальчуганы воспользовались ситуацией. Ситуация, когда маленькие дети предоставлены сами себе – опасна. Так было и с братьями-беглецами. Случилась беда, а рядом не оказалось взрослых, которые могли бы помочь. Взрослых не было, но был 11-летний Матвей Коляда. Дно в том месте оказалось коварным. Глубина начиналась резко, достаточно только сделать шаг в сторону. Вероятно, этот неверный шаг и сделал младший из мальчиков-братьев. Миг – и малыш уже под водой. Он не кричал, не барахтался. У него просто не было такой возможности. Страх парализовал ребенка. Мальчик даже не звал на помощь. В тот момент никто помочь ему не мог, просто не успел бы. Решали всё секунды. Матвей прыгнул, не раздумывая, на помощь малышу. Он стремился спасти детскую жизнь. Матвей подплыл к мальчику, ухватил его и потащил к мелководью.

Вот, как б этом событии в вспоминает мама Матвея Инна:

- Я даже не поняла, что происходит. Никаких криков, спокойная вода. И тут я услышала крик сына: «Что с тобой?». Смотрю, в трех метрах четырехлетний мальчик скрылся под водой, одни круги, он даже не кричал, а только молча закидывал голову. Я даже не успела сориентироваться, что делать, как мой Матвей прыгнул в воду и поплыл к ребенку.

Сам Матвей героем себя не считает и признается, что, не раздумывая,  принял решение спасти мальчика.

- Да какой я герой? Так на моем месте поступил бы каждый. И совсем не за грамоты я этого малыша спасал.

 - Матвей –добрый парень, всегда помогает другим. Пять лет прозанимался дзюдо. Если побеждал соперника, всегда переживал за него. Сейчас Матвей увлекается танцами, как и все мальчишки, любит гонять в футбол, учится на 4 и 5. Он обычный мальчик. Я сама очень удивилась, что он не растерялся и так благородно поступил. – говорит мама Матвея Инна.

За мужество, проявленное в экстремальной ситуации,  Матвей Коляда был награжден медалями «За спасение», «Доблесть и отвага. Его имя вошло в почетную книгу краевой инициативы «Пермский характер», стал лауреатом Всероссийской премии «Горячее сердце». Также занял второе место в ежегодной инициативе Пермского отделения газеты «Комсомольская правда» «Настоящие люди», в которой победитель определялся всенародным голосованием.  

Это впечатляющая история вдохновила также  авторов всероссийского проекта «Подвиги», которые написали уже более девяти тысяч историй о героях нашей страны. В новую книгу «Волшебные сказки о детях-героях» они взяли историю пермского школьника. Сказка, посвященная Матвею, называется «Чудо потруднее». Почему так? А все потому, что в сказке мама обнимала смущенного мальчика  и говорила:

- Парень, спасибо тебе! Понимаешь, что ты сделал? Ты сыну и мне жизнь спас! Ты настоящее чудо совершил!

- Да это как раз и не чудо никакое. Есть чудеса и потруднее.

Мама мальчика признается, что всеобщее внимание, которое обрушилось на мальчика после совершенного им поступка,  не испортило мальчика.

- Он по-прежнему такой же добрый и внимательный к людям и животным. Идет гулять – всех бездомных собак покормит, помогает бабушкам и тем, кому его помощь нужна.

        Вопросы для обсуждения:

1.Какие качества характера проявил юный герой?

2. Чему эта история нас может научить?

3. Хотели бы вы  прочитать эту сказку и почему?

3. Ребята, как вы поняли слова Матвея Коляды о «чуде потруднее»? Какая черта характера проявляется в этих словах? (Ответы учащихся)

Учитель: Все вы правы. Помимо бесстрашия, мужества, отваги, Матвей проявил еще одно необходимое качество – скромность. Ведь настоящий герой никогда не будет хвастать своими поступками. Истинные герои не ждут благодарности за свой подвиг. Они просто делают то, к чему призывает их совесть.

Слава Ширинкин, 11 лет, поселок Юго-Камский, спас двух тонущих девочек. (Рассказ учителя, просмотр видео https://vk.com/video-112510789_456267127?list=94f4316fd874c927bd)

Слава Ширинкин – неприметный герой, живущий в небольшом поселке Юго-Камский Пермского района Пермского края. В ноябре 2020 году он, 11-летний мальчуган-пятиклассник, спас двух девочек, провалившихся под лед.

4 ноября 2020 года  в посёлке Юго-Камском две девочки возвращались домой из школы. Проходя по набережной пруда, школьницы решили проверить толщину льда и беспечно вышли на него. В этот момент их и заметил Вячеслав Ширинкин, катавшийся неподалеку на велосипеде. Девочки уже отошли от берега на пять метров. Юноша стал кричать им, чтобы они срочно уходили с опасного льда, но они не успели добраться до берега, так как провалились под лёд. Школьник, ни секунды не думая, побежал спасать односельчанок: за одежду поочередно он извлёк их из воды, а после этого они самостоятельно добрались до дома.

Вот,  что рассказывает сам  Вячеслав об этом случае:

У меня уроки закончились раньше, учусь в пятом классе, я уже катался на велике и увидел, как две девочки подходят к пруду, выходят на лед, я крикнул им: «Вы куда, стойте, провалитесь». Только я это сказал, как одна девочка провалилась по плечи и хваталась за края льда, вторая подошла к ней и тоже провалилась примерно по колено. Подо мной начал тоже трескаться лед, тогда я лег и пополз. Одну девочку вытащил за руку, а вторую тащил за портфель и вытащил».

Слава поступил профессионально, он не раз видел по телевизору, как нужно себя вести, как помочь человеку, если провалился под лед. Да и в школе на уроках безопасности детям каждый год рассказывали про то, что ходить по тонкому льду нельзя.

- Вспомнил, что нельзя стоять на льду, а нужно лечь и попытаться вытащить, так все и получилось, вытащил, сам только перчатку намочил. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы Слава не оказался рядом. Потом выяснилось, что под лед провалились две сестры-близняшки, которые учатся в той же школе, что и Слава, только во втором классе. Девочки, конечно замерзли, на улице в тот день было около - 10 градусов, добежали до дома, сейчас с ними все в порядке.

Благодаря решительным и самоотверженным действиям были спасены девочки Надежда и Ольга Шевченко. О поступке Славы Ширинкина теперь знают почти все жители Пермского края. Примечательно, что  мальчуган героем себя не считает, говорит, что по-другому поступить просто не мог. Слава - очень скромный мальчик, отзывчивый, всегда готов помочь окружающим, хорошо учится, участвует в школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

За  мужество и самоотверженность, проявленные при спасении девочек, Вячеслав Ширинкин был награжден медалью «За спасение жизни», «Доблесть и отвага», нагрудным значком «Пермский характер»,  а также стал  победителем проекта «Настоящие люди», организованного Пермским отделением газеты «Комсомольской правды».

Вопросы для обсуждения?

1. Что вас удивило в истории Славы Ширинкина?

2. Что помогло мальчику так профессионально сработать в экстремальной ситуации?

3. Как вы думаете, легко ли было Славе принять решение броситься спасать девочек? Почему он принял именно такое решение? Какие качества характера юного героя скрываются за этим решением? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, сегодня вы услышали 2 истории о ваших ровесниках, которых однозначно можно назвать «героями нашего времени». Ответьте, пожалуйста, что объединяет эти истории? Что вообще отличает юных героев от остальных людей?

 - Как вы думаете, героями рождаются или становятся? Почем вы так думаете?

 - Кто они, герои нашего времени? Что побуждает их совершать героические поступки?

Если мы обратимся к словарю, то увидим, что слово подвиг связано со словом «движение». Тогда получается, что герой. Совершающий подвиг, что-то приводит в движение, что-то меняет, преодолевает? Что именно, как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель:  Конечно же, герои нашего занятия изменили прежде всего себя, Смогли привести в движение свою душу, преодолев страх, сомнение, равнодушие, свойственных большому количеству современных людей. Они сумели поставить интересы других людей выше собственных. Рискуя собственной жизнью, проявили мужество и самоотверженность в экстремальной ситуации.

-  Ребята! Сегодня мы с Вами обсуждали очень важную проблему, высказали разные точки зрения и пришли к одному выводу: каждый человек, должен быть готовым нести ответственность за экстремальную ситуацию в жизни, для этого у него должны быть сформированы главные ценности: доброта, отзывчивость на боль другого человека, смелость и мужество для преодоления страха. Только таких людей можно назвать «героями нашего времени».

- Подробнее познакомиться с историями ваших ровесников, показавших примеры мужества, вы можете на сайте Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячие сердца». На этом сайте публикуются реальные истории юных героев. А сейчас я предлагаю послушать гимн этой инициативы, в котором звучат очень важные слова.  Звучит гимн «Горячие сердца» сл.А. Михайличенко, музыка Ф.Сепанова.

Когда б все юные сердца России,

Одним горячим полыхнув огнем,

Объединили вдруг свои усилья,

Все льдины зла растаяли бы в нем!

Я – Россиянин, я за все в ответе!

Мне Родина дороже бытия!

За все, что происходит на планете,

Горячим сердцем отвечаю я!

Я рядом с тем, кого беда застала,

В огонь и в воду я готов идти!

Сердцам горячим медлить не пристало,

Чтоб малыша из пламени спасти!

Я – Россиянин, я за все в ответе!

Мне Родина дороже бытия!

За все, что происходит на планете

Горячим сердцем отвечаю я!

Чужим, поверьте, горе не бывает!

Чужой бедой мне обжигает грудь.

Пусть время наши подвиги считает,

Сердцам горячим обозначен путь!

Я – Россиянин, я за все в ответе!

Мне Родина дороже бытия!

За все, что происходит на планете,

Горячим сердцем отвечаю

Список использованных ресурсов

1. Методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях Уроков Мужества Уроки мужества - методические рекомендации для общеобразовательных организаций / Новости проекта / Горячее сердце (fondsci.ru)

2. Разговоры о важном «День героев Отечества» 5-7 класс Разговоры о важном - День Героев Отечества (edsoo.ru)

3. Информационный портал «59.ru» В Турции пермский пятиклассник Матвей Коляда спас в море ребенка в 2019 г - 3 сентября 2019 - 59.ru

4.  Интернет-версия газеты «Комсомольская правда. Пермь»  Читатели «Комсомолки» выбрали победителей проекта «Настоящие люди» - KP.RU

5. Сообщество в социальной сети «ВКонтакте»  «Мой город – Пермь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской конкурс творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений по теме "Герои нашего времени"

Городской  конкурс  творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений по теме «Герои нашего времени», посвященного новомученикам и исповедникам Марийской землив  рамках...

Классный час на тему: "Герои нашего времени"

9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.Кто он...

Урок МУЖЕСТВА! Классный час на тему: «Горячие сердца всегда рядом!»

Цель: Формирование гражданской позиции, развитие представлений молодёжи об ответственном поведении, сострадании к слабым и беззащитным, о возможностях спасения себя и окружающих в экстремальных ситуац...

«Герои России – Герои нашего времени»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Героев ОтечестваЛитературно-музыкальная композиция, войнам в Чечне и Афганистане...

Урок мужества «Герои нашего времени»

Сценарий урока мужества "Герои нашего времени"...

Урок мужества, посвященный 9 декабря - Дню Героя России "Место подвигу в наше время"

Урок мужества, посвященный 9 декабря - Дню Героя России "Место подвигу в наше время"...

Рабочие листы разговоры о важном 18 декабря 2023 тема классного часа герои нашего времени

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 18 декабря 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: герои нашего времени. Цель занятия...