Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа по краеведению (9 класс)

  Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_pfdo.docx74.22 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Лазовского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лазовская средняя общеобразовательная школа №1

Лазовского муниципального округа Приморского края

Рассмотрена на заседании

Педагогического  совета

Протокол от «30» 08.2023 г. № 1

Утверждаю:

Директор

______Овсяный В.П.

Приказ от «31» 08.2023 г.

№154

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

Автор-составитель программы:

Михайлина Анастасия Ивановна

учитель истории и обществознания

Уровень программы: стартовый

Срок реализации программы: 2 года (68 часов)

Возраст обучающихся: 12-16 лет

с. Лазо

2023

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

  Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 12-16 лет. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Образовательная программа по краеведению разработана в соответствии с документами:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Методические рекомендации преподавания модуля «Краеведения»

- Авторской программы, ориентированной на  использование учебно-методического комплекта Н.А. Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь. П.Г. Домбаева, А.А. Исаева, З.А. Ковалевой. А.Л. Мезенцева, М.Б. Сердюка, П.А. Щербина « Мой Приморский край» М.: «Просвещение», 2021

 Данная программа рассчитана на использования учебника «Мой Приморского край» в 2-х частях/ Н.А. Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь-Москва: Просвещение,2021

Направленность программы – туристско-краеведческая.

Уровень освоения – стартовый.

Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.

Адресат программы - обучающиеся 6-10 классов (12-16 лет).

Требований к физической подготовке и уровню знаний обучающихся не предъявляется.

Особенности организации образовательного процесса

Срок освоения программы – 2 года.

Объём программы – 68 часов.

Количество часов в неделю – 1.

Продолжительность академического часа: 45 минут.

Количество человек в группе – 15

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – формирование у детей 12-16 лет национальной и культурной идентичности, ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края.        

Задачи: 

Воспитательные:

  1. Развитие у обучающихся гражданских качеств, патриотического отношения к Родине; пробуждение деятельной любви к родному краю.
  2. Укрепление семейных связей, дружеских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве сопричастности к судьбе малой родины.
  3. Формирование понимания необходимости сохранения природного наследия, истории и культуры родного края/населенного пункта.

Развивающие:

  1. Формирование у обучающихся представлений о различных сторонах современной жизни своего края/населенного пункта и его жителей.
  2. Развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения природы, истории и культуры родного края/населенного пункта.
  3. Развитие у обучающихся социальной активности, навыков делового общения и коллективной деятельности.

Обучающие:

  1. Формирование у обучающихся знаний об истории, культуре, природных особенностях своего края в общенациональном, общегосударственном контексте.
  2. Формирование у обучающихся знаний об основах музейной деятельности.
  3. Формирование у обучающихся навыков работы с фотооборудованием и оргтехникой.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Образ малой родины

2

1

1

1.1.

«Я-приморец». Что означают эти слова?

2

1

1

Игра

2.

Далекое прошлое Приморья

6

3

3

2.1.

Приморье в эпоху первобытности и раннее средневековье.

3

1

1

Экскурсия

2.2.

Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.).

3

2

2

Выставка работ

3.

Коренные народы Приморья

3

2

1

3.1.

Этническая история, хозяйство и культура коренных народов Приморья

3

1

2

Беседа

4.

Русские географические открытия на Дальнем востоке 17-18 веках

4

2

2

4.1.

Расширение восточных границ русского государства в 17 веке. Освоение и изучение дальневосточных земель в 18 веке

4

2

2

Викторина

5.

Вхождение Приморья в состав российского государства. Заселение края во второй половине 19-начале 20 века

8

4

4

5.1.

Внешняя политика России на Дальнем Востоке. Амурская экспедиция Г.Н. Невельского (1849-1855г.)

3

1

2

Экскурсия

5.2.

Установление границ в приамурье и Уссурийском крае

2

1

1

Опрос

5.3.

Организация переселения в Южно-Уссурийский край. Уклад жизни переселенцев

3

2

1

Экспозиции

6.

Освоение и развитие Приморья во второй половине 19 –начале 20 века

4

3

1

6.1

Приморская область: административно-территориальное деление и управление. Культурная среда Уссурийского края.

4

3

1

Беседа

7.

Край – воин.

7

4

3

7.1.

Приморье в годы русско-японской войны 1904-1905г. Морская крепость Владивостока.

3

2

1

Выставка работ

7.2.

Приморье в эпоху великих потрясений 1914-1922 годов

4

2

2

Экскурсия

8.

Строительство нового общества. 1922-1941 годов.

3

2

1

8.1.

Восстановление после гражданской войны. Модернизация в приморье

3

2

1

Наблюдение

9.

На дальнем пограничье

6

3

3

9.1.

Конфликт на КВЖД 1929 г. Нарастание военной опасности

3

2

1

Экскурсия

9.2.

События у озера Хасан

3

1

2

Выставка работ

10

Приморье в годы Великой Отечественной войны

12

5

7

10.1.

Приморцы — защитники Родины

5

3

2

Тест

10.2.

Лазовский район в годы ВОВ

3

2

1

Экскурсия

10.3.

Односельчане - участники войны и труженики тыла

4

1

3

Экспозиции

11.

Развитие края во второй половине 20 века. Культурная жизнь Приморья.

8

4

4

11.1.

Социально-экономическое развитие Приморского края

5

3

2

Экскурсия

11.2.

Профессиональная и любительская культура

3

1

2

Викторина

12.

Приморский край на рубеже 20-21 веков

5

12.1.

Приморский край в период радикальных перемен

3

1

2

Игра

12.2.

Приморье — шаги в ХХI в.

2

1

1

Беседа

Итого

68

32

36

Содержание учебного плана

Основное содержание предмета

Раздел. 1 .Образ малой родины.

1.1. Тема: «Я- приморец». Что означают эти слова?

Теория. Герб, флаг Приморского  края.

Практика. Игра «Символы Приморского края».

Раздел. 2. Далекое прошлое Приморья.

2.1. Тема: Приморье в эпоху первобытности и средневековье.

Теория. Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья. Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита.  Теория об особом центре неолитических культур на юге Дальнего Востока России, и её  анализ. Неолитическая революция в Приморье.

Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в  Приморье. Янковская археологическая культура. Развитый железный век в Приморье.  Археологические памятники эпохи палеометалла. Культура и религия древнейших приморцев.

Древнейшие племена Приморья. Сушени - родоначальники приморских племён. Илоу и  воцзюй - племена палеометалла в Приморье. Территория расселения и основные занятия  племён. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.

Государство Бохай (698 - 926 гг). Культура и религия бохайцев Образование государства Бохай. Государственно-административное устройство.  Особенности социально-экономического развития. Война с империей Ляо и гибель  Бохайского государства. Наука и образование. Литература и музыкальное искусство.  Дворцово-храмовая архитектура. Скульптура и живопись. Декоративно-прикладное  искусство. Шаманизм и распространение буддизма на территории государства Бохай.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».

2.2. Тема: Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.). 

Теория. Образование чжурчжэньского государства. Война с Китаем. Государственно административное устройство. Общественный строй. Хозяйство и быт. Война с монголами и  гибель империи. Государство Восточное Ся. Чжурчжэни в XIV-XV веках. Приморье в XVI XVII веках.

Культура и религия чжурчжэней. Наука и образование. Письменность и литература.  Скульптура и дворцово-храмовая архитектура. Декоративно-изобразительное искусство.  Религии чжурчжэней: шаманизм, буддизм, даосизм.

Практика. Создание плаката, рисунков, фотографии, видеоролика о жизни и культуре чжурчжэней.

Раздел 3. Коренные народы Приморья.

3.1. Тема: Этническая история, хозяйство и культура коренных народов Приморья.

Теория. Этническая история и хозяйство. Культура коренных народов Приморья. Религиозные представления. Духовная культура. Декоративно – прикладное искусство. Удэгейцы, нанайцы.

Практика. Беседа с ученицей, которая защитила проект по теме «Коренные народы приморского края. Экскурсия в музей «Родники народные».

Раздел 4. Русские географические открытия на Дальнем Востоке в 17-18 веках.

4.1. Тема: Расширение восточных границ русского государства в 17 веке. Освоение и изучение дальневосточных земель в 18 веке.

Теория. Путь на восток. Открытие Забайкалья и Приамурья русскими в XVII веке. Освоение  Сибири. Походы П.И. Бекетова, И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова. Маршруты и  особенности экспедиций. Экономическое освоение Дальнего Востока в XVII веке. Результаты  и значение присоединения дальневосточных земель для Российского государства.

Практика. Викторина «Открыватели Приморья»

Раздел. 5. Вхождение Приморья в состав  Российского государства. Заселение края во второй половине 19- начале 20 века.

5.1. Тема: Внешняя политика России на Дальнем Востоке. Амурская экспедиция Г.Н. Невельского (1849-1855г.).

Теория. Амурские экспедиции 1851 - 1855 гг. под руководством Г.И. Невельского. Вклад  участников экспедиций Н.М. Чихачева, Н.К. Бошняка, А.И. Воронина и других в освоении  дальневосточных земель. Деятельность Н.Н. Муравьева. Амурские сплавы. Русско-Японские  отношения в середине XIX века.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».

5.2. Тема: Установление границ в приамурье и Уссурийском крае.

Теория. Переселенческая политика России на Дальнем Востоке. Экономическое развитие  Приморья во второй половине XIX века. Особенности социально-экономического развития дальневосточного региона. Изменения  в административно-территориальном делении Дальнего Востока России.

Практика. Учимся работать с картой Приморского края.

5.3. Тема: Организация переселения в Южно-Уссурийский край. Уклад жизни переселенцев.

Теория. Особенности  переселенческой политики России. Ход и итоги переселения крестьян и рабочих на  территорию Приморья.

Развитие сельского хозяйства. Особенности земледелия в Приморье. Возникновение и  развитие добывающей, обрабатывающей и лесоперерабатывающей отраслей  промышленности. Развитие водного и железнодорожного транспорта.

Практика. Планирование тематической экспозиции.

Раздел 6. Освоение и развитие Приморья во второй половине 19- начале 20 века. 

6.1. Тема: Приморская область: административно-территориальное деление и управление. Культурная среда Уссурийского края.

Теория. Особенности управления окраинами. Города и селения. Социально-экономическое развитие Приморья в 1900-1903 гг. Новый этап переселенческого движения на Дальнем Востоке. Развитие железнодорожного транспорта. Религиозная жизнь в Приморье.

Практика. Беседа с Флорей Ириной Николаевной о названиях городов и сел в Приморском крае. Работа с картой Приморского края (учимся определять границы районов и месторасположение городов).

Раздел 7. Край – воин.

7.1. Тема: Приморье в годы русско-японской войны 1904-1905г. Морская крепость Владивостока.

Теория. Укрепление обороноспособности дальневосточных рубежей. Строительство  Владивостокской крепости. Военные действия на море. Подвиг крейсера «Варяг». Оборона и  сдача Порт-Артура. Военные действия в Манчжурии. Разгром второй Тихоокеанской эскадры.  Портсмутский договор 1905 г. Итоги Русско-японской войны и ее значение для Приморья.

Обострение политической ситуации в 1905 г. Солдатские выступления. Революционное движение в конце 1905 - начале 1906 г. Деятельность левых партий.  Подавление военного восстания осенью 1907 г. Ужесточение политического режима в конце  1907-1908 гг. Социальные изменения. Приморье 1909-1914 гг.

Практика. Создание выставки в кабинете посвящённой событиям русско-японской войны.

7.2. Тема: Приморье в эпоху великих потрясений. 1914-1922.

Теория. Изменения в экономике  Приморья после вступления России в первую мировую войну. Обострение политической обстановки весной 1917 г. в Приморье. Оживление  активности политических партий. Укрепление позиций социал-демократов и большевизация  Советов в Приморье. Провозглашение Советской власти и первые мероприятия Советов.

Складывание антисоветского лагеря. Военные действия летом 1918 г. Начало иностранной интервенции. Приход к власти адмирала Колчака. Деятельность колчаковского  правительства и антиколчаковский переворот 1920 г. Японская интервенция в Приморье.

Образование ДВР и первые преобразования республики. Конституция ДВР и внутренняя  политика республики. Контрреволюционный переворот в мае 1921 г. Освобождение Приморья от интервентов. Окончание гражданской войны на Дальнем Востоке. Российское Дальневосточное зарубежье.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».

Раздел 8. Строительство нового общества. 1922-1941.

8.1. Тема: Восстановление после гражданской войны. Модернизация в приморье.

Теория. Последствия гражданской войны и интервенции. Укрепление государственно административной системы. Возрождение экономики. НЭП в Приморье. Концессионная  политика в Приморье.

Форсированное развитие экономики и массовые репрессии в Приморье.

Индустриализация Приморья - планы, методы проведения, результаты. Массовая коллективизация в Приморье - итоги и выводы. Массовые репрессии 30-х г. в Приморье.

Практика.  Практикум «Вклад людей в развитие Приморского края»

Раздел.9. На дальнем пограничье.

9.1. Тема: Конфликт на КВЖД 1929 г. Нарастание военной опасности.

Теория. Внешняя политика Советской России на Дальнем Востоке в 20 - 30 годы. Дальневосточные границы - провокации продолжаются. Конфликт на КВЖД. Укрепление  обороноспособности Советского Дальнего Востока. Обострение отношений с Японией.  Военные действия в районе оз. Хасан.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».

9.2. Тема: События у озера Хасан.

Теория. Обострение отношений с Японией.  Военные действия в районе оз. Хасан.

Практика. Поиск информации и оформление выставки в кабинете посвящённой событиям на оз. Хасан.

Раздел.10. Приморье в годы Великой Отечественной войны.

10.1. Тема: Приморцы — защитники Родины.

Теория. Обстановка на Дальнем Востоке в начале войны. Мобилизационные мероприятия в крае.  Перестройка экономики края. Ленд-лиз. Трудовые ресурсы. Всенародная помощь фронту. Участие приморцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Ветераны войны вашего  района. Японская агрессия на Тихом океане. Подготовка и начало военных действий. Участие  приморцев в войне с Японией. Разгром и капитуляция Японии.

Практика. Проведение теста на знание событий Великой отечественной войны.

10.2. Тема: Лазовский район в годы ВОВ.

Теория. Жизнь района в годы Великой Отечественной Войны. Все для фронта-Все для победы.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».

10.3. Тема: Односельчане - участники войны и труженики тыла.

Теория. Информация об участниках войны (сколько ушло-сколько вернулось). Герои страны. Люди которые жили в тяжелые годы войны.

Практика. Сбор информации и формирование фонда школьного музея. Реставрация стенда. Работа с сайтом «Подвиг во имя жизни».

Раздел 11. Развитие края во второй половине 20 века. Культурная жизнь Приморья.

11.1. Тема: Социально-экономическое развитие Приморского края.

Теория. Экономическое развитие Приморья в 50 - 80 гг. Общественно-политическая жизнь  Приморья в середине 50 - начале 90 гг.

Развитие ведущих отраслей промышленности. Промышленные предприятия вашего района.  Изменение транспортной структуры края. Развитие сельского хозяйства в крае. Экологическая  ситуация в Приморье в 50 - 80 гг.

Практика. Помощь краеведческому музею «Родники народные».

11.2. Тема: Профессиональная и любительская культура.

Теория. «Оттепель» в Приморье. Общественно-политическая ситуация в Приморье в годы  правления Л.И. Брежнева. Перестройка в Приморье в конце 80 - нач. 90 гг. в Приморье.  Развитие культуры в 60 - 80 гг.

Практика. Викторина «Культура народов Приморья»

Раздел.12. Приморский край на рубеже 20-21 веков.

12.1. Тема: Приморский край в период радикальных перемен.

Теория. XXI - век Тихого океана. Расширение сотрудничества со странами АТР. Международные  экономические проекты. Перспективы развития Лазовского района.

Практика. Игра «Промышленность Приморья»

12.2. Тема: Приморье — шаги в ХХI в.

Теория. Культура Приморья: из века XIX в век XXI. Наука и образование. Литература и книгоиздательство. Музыка и театр. Архитектура и  живопись. Религиозная жизнь Приморья. Деятели культуры вашего района. По местам памяти.

Практика. Беседа с представителем власти о развитии нашего края и возможностях молодых людей для трудоустройства.

1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

  • понимание гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;
  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание и важность сохранения семейных ценностей;
  • желание активно участвовать в жизни родного края.

Метапредметные результаты

Обучающийся приобретёт:

  • знания об истории родного края/населённого пункта, его достопримечательностях;
  • понимание значимости происходящих событий;
  • навыки поисковой деятельности и делового общения;
  • коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • умение размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей; делать обоснованные выводы.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • историю возникновения своего населенного пункта, природные и архитектурные памятники;
  • историю своей семьи;
  • основы музейной работы;
  • правила работы с фотооборудованием и оргтехникой.

Обучающиеся будут уметь:

  • использовать фотооборудование и оргтехнику;
  • создавать музейные экспозиции;
  • описывать и паспортизировать музейные экспонаты.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

I. Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет для работы с обучающимися, оснащенный ноутбуком с программным обеспечением для создания текстовых документов и точкой доступа в Интернет; мультимедиа оборудованием (экран).

Для качественного освоения обучающимися образовательной программы имеется следующее оборудование:

  • компактный цифровой фотоаппарат для «быстрой» фиксации с картой памяти и встроенным стабилизатором изображения;
  • штатив напольный для фотоаппарата;
  • многофункциональное устройство (функции печати, копирования, сканирования);
  • комплект «Создаем экспозицию школьного музея» (витрина вертикальная для школьного музея 2100*900*300 мм – 1 шт., витрина горизонтальная для экспонирования выставочных образцов школьного музея 1300*900*560 мм – 1 шт.).

Дидактические материалы:

  • видео-лекции и обучающие видеофильмы по основам краеведения;
  • презентационные материалы к занятиям;
  • подборка печатных изданий.

Материалы:

  • бумага для работы на принтере;
  • канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры.

II. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работу в музее, работу с различной литературой и картами, реставрация стенда, поисково-исследовательскую деятельность. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.

Список литературы для педагога:

- Арсеньев В.Кю - шаг в ХХ1 век / Сост. П.Ф. Бровко, И.Н. Егорчев, П.И. Шепчугов и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007 - 144 с.

- Край таёжный Лазо. Флоря И.Н.: Издательство: Владивосток: Дальнаука. 2008 г. - 495 с.

- Арсеньев В.К. и его наследие. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125- летию со дня рождения В.К. Арсеньева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. - 212 с.

- Арсеньев:В.К. Биография в фотографиях, воспоминаниях друзей, свидетельствах эпохи / Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева. - Владивосток: Издательство «Уссури», 1997. - 336 с.

- Баркова И.В. Виртуальное краеведение для детей //Библиография и книговедение. – 2016. – №. 3. – С. 66-72.;

- Гучетль А.А. Краеведение и туризм-школа воспитания личности //Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – №. 4. – С. 39-46.

- Исламова Д. Сущность понятия «краеведение» //Вестник культуры и искусств. – 2010. – №. 2 (22). – С. 101-108.

- Круглова Т.С. Краеведение в начальной школе: изучение как приключение //Концепт. – 2016. – №. S18. – С. 29-32.

- Седельникова Н.А. Значение и основные задачи исторического краеведения в современном школьном историческом образовании //Сельские территории: проблемы и перспективы устойчивого развития. – 2017. – С. 53-57.

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

При реализации программы используются текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется после каждого занятия.

Опрос – это форма контроля, когда педагог выясняет готовность обучающихся к изучению нового материала. Опрос может проводиться фронтально, в формате интервью, в формате беседы.

Наблюдение – форма контроля, при которой педагог составляет суждение об отношении учащегося к занятиям, доступности и посильности для него материала занятий.

Тест – задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного по всем разделам программы.

Викторина – совокупность не менее десяти вопросов (устных или письменных) по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Экскурсия – коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.

2.3. Методические материалы

Электронные ресурсы для проведения виртуальных экскурсий.

Художественные музеи

  1. Виртуальные прогулки по Русскому музею. URL: http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm.
  2. Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам). URL:https://clck.ru/MbQK8.
  3. Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google). URL: https://artsandculture.google.com/partner/the-state-hermitage-museum.
  4. Тур по экспозиции Третьяковской галереи. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki.
  5. Тур по экспозиции Третьяковской галереи (совместный проект с Google). URL:https://artsandculture.google.com/partner/the-state-tretyakov-gallery.
  6. Государственный музей Востока. URL:https://new.orientmuseum.ru/index.php.
  7. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. URL: http://www.arts-museum.ru/collections/index.php.
  8. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова URL: https://www.surikov-museum.ru/virtual-tour.
  9. Виртуальный музей русского примитивного искусства. URL: http://www.museum.ru/museum/primitiv/exc_001.htm. 

Музеи-заповедники

  1. Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю. URL: http://tours.kremlin.ru.
  2. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (ГМЗ «Петергоф»). URL: https://peterhofmuseum.ru/about/tour.
  3. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». URL: http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama.
  4. Государственный музей-заповедник «Царское Cело». URL: https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark.

Этнографические музеи

  1. Онлайн-каталог коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры) URL: http://collection.kunstkamera.ru .
  2. Тур по Российскому Этнографическому музею. URL: http://etn.vm.culture.ru/main/?partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey&partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey.
  3. Виртуальный тур по этнографическому музею под открытым небом, посвященному быту и культуре горных марийцев. URL: http://www.kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum4/index.html.

Палеонтологические музеи

  1. Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. URL: http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp.
  2. Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. Онлайн-экскурсии. URL: http://www.darwinmuseum.ru/blog?theme=1.
  3. Виртуальный тур по Палеонтологическому музею им. Ю. А. Орлова. URL: https://www.paleo.ru/museum/exposure/.

Военные музеи и историко-мемориальные комплексы

  1. Музей-панорама «Бородинская битва». URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/borodino.htm.
  2. Музей-панорама «Сталинградская битва».  URL: https://stalingrad-battle.ru/.
  3. Виртуальный Мамаев курган.  URL: http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/ .
  4. Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны. URL: https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html.
  5. Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России. URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/vvs.htm.
  6. Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. URL: https://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1.
  7. Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг». URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/varyag.htm.
  8. Музеи техники Виртуальный музей паровозов. URL: https://www.rzd.ru/steams/index.html.
  9. Министерство обороны Российской Федерации (Тур по космодрому «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2»). URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/soyz2.htm.

Краеведческие музеи

  1. Культурный гид по Приморскому краю. URL https://www.culture.ru/touristRoutes/498/kulturnyi-gid-po-primorskomu-krayu.
  2. Проект «Прогулки по музеям онлайн» URL: https://spo.mosmetod.ru/museums-online. 
  3. Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова URL: https://hkm.ru/online_cat/onlajn-ekskursii/.
  4. Камчатский краевой объединенный музей. URL:http://pan-nn.ru/portfolio/vt/kamchatka/kam-kr.html/.
  5. Орловский краеведческий музей URL: https://okmuseum.ru/ 
  6. Томский областной краеведческий музей. URL: https://tomskmuseum.ru/mus_online/central_museum/vvtur/

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

2 года

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней за 2 года

68

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

11.09.2023- 30.12.2023

2 полугодие

09.01.2024- 24.05.2024

Возраст детей, лет

12-16

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз в неделю

Годовая учебная нагрузка, часа

34

Всего за 2 года, часов

68

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жданова Н.М., Утинова М.Р. Краеведение как средство патриотического воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время //Историко-педагогические чтения. – 2020. – №. 24. – С. 238-242.
  2. Заббарова М.Г., Журавлёва С.Р. Формирование краеведческих представлений у младших школьников в процессе проектной деятельности //Успех исследований 2020. – 2020. – С. 119-127.
  3. Обухов А.С. «С чего начинается Родина?»: Краеведение как путь развития истинного патриотизма //Исследователь/Researcher. – 2022. – №. 1-2 (37-38). – С. 9-12.
  4. Сидорова А.К. Роль исторического краеведения в деятельности школьного музея //БУДУЩЕЕ НАУКИ-2020. – 2020. – С. 138-142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...