КРАЕВЕДЧЕСКАЯ СТАНЦИОННАЯ ИГРА СО ШКОЛЬНИКАМИ В УССУРИЙСКЕ: РАЗРАБОТКА, УЧАСТИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ
статья по краеведению (8 класс)

В данной работе рассматривается опыт проведения историко-краеведческой игры в Уссурийске. Вопрос о повышении мотивации познавательного интереса детей к краеведческому материалу нередко остаётся неоднозначным. С одной стороны школьникам интересно окунуться в мир истории родного места, с другой стороны часто сталкиваемся с оппозицией с их стороны, мол, ну что здесь у нас может быть интересного, это же не Бородино, Куликово поле, Байконур и т.п. Проблема не решается с помощью соцсетей и прочих пабликов, изданием литературы и даже учебников. Перечисленное – это лишь помощники в пробуждении и развитии интереса отдельных, увлечённых прошлым, детей. Нельзя пробудить интерес к местной истории у всех детей, но расширять круг интересующихся можно разнообразными способами – детскими конкурсами и конференциями, олимпиадами и различными акциями, но, на наш взгляд, весьма продуктивными являются игровые методы. Один из них реализован в форме игры «Тайны нашего города».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья38.55 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ СТАНЦИОННАЯ ИГРА СО ШКОЛЬНИКАМИ В УССУРИЙСКЕ: РАЗРАБОТКА, УЧАСТИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ

Конончук Елена Ринатовна

учитель истории и обществознания,

МБОУ СОШ № 14

г. Уссурийск, Приморский край

В данной работе рассматривается опыт проведения историко-краеведческой игры в Уссурийске. Вопрос о повышении мотивации познавательного интереса детей к краеведческому материалу нередко остаётся неоднозначным. С одной стороны школьникам интересно окунуться в мир истории родного места, с другой стороны часто сталкиваемся с оппозицией с их стороны, мол, ну что здесь у нас может быть интересного, это же не Бородино, Куликово поле, Байконур и т.п. Проблема не решается с помощью соцсетей и прочих пабликов, изданием литературы и даже учебников. Перечисленное – это лишь помощники в пробуждении и развитии интереса отдельных, увлечённых прошлым, детей. Нельзя пробудить интерес к местной истории у всех детей, но расширять круг интересующихся можно разнообразными способами – детскими конкурсами и конференциями, олимпиадами и различными акциями, но, на наш взгляд, весьма продуктивными являются игровые методы. Один из них реализован в форме игры «Тайны нашего города».

Автор трижды принимала участие в подготовке команды к игре, добившись победы своих учеников [5]. Затем входила в состав рабочей группы по разработке игры и была членом жюри данной игры [6]. 15-летний опыт организации, проведения и участия в данной игре описан [7], но с тех пор она впервые в своей истории претерпела значительную коррекцию.

Игра «Тайны нашего города» разработана в Центре детского творчества Уссурийского городского округа в 2007 г. В её основе лежит краеведческий материал. С тех пор игра вошла в план мероприятий ЦДТ, приурочена ко дню города и стала проходить ежегодно, за исключение периода ковидных ограничений [1-4].

Целью игры является активизация интереса детей к истории родного города. Организация и проведение станционной игры «Тайны нашего города» возлагается на Центр детского творчества. К участию приглашаются команды общеобразовательных учреждений Уссурийского городского округа в возрасте 13-15 лет (учащиеся 7-9 классов). В команду входят  руководитель и четыре школьника. Заявка на участие принимается в произвольной форме до указанной даты. Принимают участие команды городских и сельских школ, а также Уссурийского СВУ. Активность образовательных учреждений различается по годам. Одни школы участвуют в игре регулярно, другие периодически, третьи эпизодически. Обычно в игре от 16 до 25 команд. Среди школ нет постоянных лидеров или аутсайдеров, они регулярно меняются.

После приветствий, представлений участников и жюри, с игроками проводится инструктаж и представляются судьи второго этапа, кратко рассматриваются источники для формирования заданий текущей игры. Первый этап – теоретический, проходит в Центре детского творчества в течение часа. Командам вручается единый тест из 40 вопросов об истории Уссурийска и тремя вариантами ответов. Вопросы ежегодно различаются, нередко учитывается год проведения игры. Обычно выбираются круглые даты событий. Первоначально следили за тем, чтобы команды на этапе не использовали дополнительные источники, кроме своих знаний. Но затем решили, что целью является мотивация познавательного интереса, а не экзамен по истории города. С тех пор знание информации экономит команде время, если же видят вопрос впервые, то детям приходится тратить время на поиск ответов. Поэтому конспекты, литература или интернет в игре легализованы. Руководители не должны помогать своей команде.

С 2023 г. вторым этапом стал виртуальный. Здесь задания решались при помощи интернета и были связаны не только с историей, но и с географией и биологией Уссурийска. На пять вопросов этапа было отведено 15 минут времени. Но уже после игры детьми было предложено на следующий год увеличить время этого этапа.

Третий этап – практический. Проводится в исторической части г. Уссурийска. Максимальная продолжительность второго этапа составляет один час. Старт единовременный.

Перед стартом каждая команда получает Карту станций. На самой станции судья выдает команде контрольный тест об объектах, расположенных у станции. Каждый правильный ответ даёт команде баллы. Заполненная Карта станций сдаётся на финише. Временем финиша является последняя отметка в Карте станций.

Станция в Карте станций представлена в виде фотографии. Команде необходимо определить место станции, найти её, решить тестовое задание и сделать отметку у судьи в Карте станций. Способ передвижения между станциями и очерёдность их посещения команда выбирает произвольно. Станция располагается так, чтобы её было видно с того же ракурса, с которого сделана фотография. Обнаружить место по фото не означает, что найдена станция. Игрокам требуется понять, откуда сделано фото, т.к. станция может быть сокрытой от прямого взора.

На станции за столом располагаются судьи, которые раздают задания и указывают объект задания. У судей 4-6 листочков с одним заданием, поскольку нередко на станции могут находиться несколько команд, которые не должны терять время из-за команд-конкурентов. Задание связано с местом, на котором размещается станция, либо с местом (зданием), видимом со станции. Ответ на вопрос команда пишет в Карте станций, затем судьи отмечают время ответа и ставят подпись. Чтобы прибывшие одновременно команды не теряли время на ожидание выдачи задания или заполнения Карты станций, необходим второй судья. Пока один судья занят, его напарник успевает выдавать задания и отмечать прибывшую команду. По этим отметкам судьи видят, все ли команды их нашли.

Дополнительные баллы команда получает за время прохождения станций. Количество баллов определяется очередностью команды, т.е. команда, с лучшим результатом, получает максимальное количество баллов, последняя – минимальное.

В первую игру станции были распложены в разных кварталах города, что вызвало несколько осложнений. Таких как нечестность команд, использовавших личный или общественный транспорт, нарушение правил дорожного движения. Следующие игры решили проводить в рамках одного квартала или соседних кварталов со слабым движением между ними. Во втором этапе случается эпизодическая проблема: команда не может найти станцию. В этом случае теряются балы за станцию, и назначается штрафное время. Судьи могут оштрафовать команду за некорректное поведение, а также не выдавать задание, пока не соберутся все игроки команды.

В последней игре сложилась ситуация, при которой победителем стала команда, не нашедшая все станции на третьем этапе, но которой в сумме хватило баллов для победы. Большинство игроков посчитали данный казус не справедливым. Поэтому была пересмотрена система оценки этапа, где акцент поставлен на обнаружение станции. Со следующего года за обнаружение станции команда получает 5 баллов, а также за частично верный ответ на станции – 1 балл, за верный ответ – 2 балла.

Традиционно судьями на станциях являются школьники из клуба юных археологов «Резерв» ЦДТ. Сначала судьи знали ответы на вопросы, но инсайдерская информация начала утекать, если в какой-то команде оказывался участник, хорошо знакомый с судьёй. Поэтому судьи стали выполнять только уже перечисленные технические задания на станциях.

Руководитель команды во время игры отвечает за безопасность своих игроков; проводит в образовательном учреждении инструктаж по правилам безопасности дорожного движения. Состав команды определяется приказом по образовательному учреждению, который сдаётся при регистрации. Состав жюри формирует Центр детского творчества. Руководителем команды обычно являются учителя истории, хотя могут быть физруки или преподаватели иных предметов.

Подготовка занимает несколько дней. Вопросы для первого этапа можно составить за несколько часов, но чаще процесс растягивается. За день-два до игры распечатываются задания. 40 вопросов с тремя вариантами ответов шрифтом Times New Roman в 14 кегле занимают четыре листа А4, поэтому печатаем по две страницы на один лист с двух сторон. В таком формате командам удобнее работать.

Параллельно организаторы определяются с районом игры. Обычно выбираются соседние с Центром детского творчества территории. Сам ЦДТ расположен в старой части города, что упрощает задачу. Однако после ряда игр окрестности оказались исчерпанными. Поэтому приходилось выбирать на этих территориях менее яркие и значимые объекты, либо повторяться. Затем опробовали выход на удалённые окрестности ЦДТ. Правда, на расстоянии даже одной автобусной остановки, игрокам пешком приходится преодолеть ряд улиц, что добавляет тревожности организаторам игры и руководителям. После выбора территории определяемся с объектами. Это здания или памятники, выбираются шесть или восемь мест. Затем определяется точка расположения станции, выбирается экспозиция для фотографии в Карту станций.

В это же время готовится презентация с ответами по всем этапам, которая используется при разборе игры.

За день до игры обходим все станции с судьями практического этапа. На станции определяемся, где должен размещаться стол, проводится полный инструктаж. В день игры судьи синхронизируют часы для объективности фиксации прохождения станций командами.

Дипломы и грамоты распечатываются и подписываются за несколько дней до игры, а заполняются после подведения итогов. Бланки протоколов и учёта команд печатаются накануне. В них вписаны все команды, но оставляем ячейки, поскольку есть команды, не приславшие предварительные заявки.

В состав жюри игры включаются краеведы, преподаватели вузов, члены Русского географического общества или Российского исторического общества, сотрудники городского музея, представители Автономной некоммерческой организации развития краеведческих проектов и инициатив «Амба» (Тигр), а также руководители команд-призёров прошлого года, если они не выставляют команду в текущем году. Для формирования призового фонда привлекаются спонсоры из представителей бизнеса.

Любопытен опыт участия в самой игре. Команды МБОУ СОШ № 14 под руководством автора принимали участие в играх 2015, 2016 и 2022 гг. В целом же, команда школы ежегодно выходит на игру. Подготовкой детей занимается один из историков, работающий с 7-8 классами.

В 2015 г. команда была сформирована из двух восьмиклассниц с высокой успеваемостью и двух восьмиклассников с менее высокой успеваемостью, но в хорошей физической форме и один из них хорошо знал город и ориентировался на местности. В тот год команда заняла 2 место во втором этапе и 3 место в общем зачёте игры.

В 2016 г. команда была сформирована из четырёх девятиклассниц. Все девочки с очень высокой успеваемостью, но уровень спортивной подготовки был чуть слабее, и ещё слабее они ориентировались на местности. В итоге участницы несколько раз миновали одну из станций и не смогли её найти. По результатам игры им не удалось войти в число призёров. Эти просчёты привели к идее, что для достойного выступления детей должны готовить учителя, работающие с 7-8 классами.

Отдельный вопрос к составу команды. Особое внимание обращается на мотивированных детей. Если в глазах детей виден азарт – с ними можно готовиться к игре, если азарта нет, таких детей лучше не брать в команду. Ещё один важный аспект – командный дух. Без него трудно рассчитывать на слаженную работу и хороший результат. Две игры показали, что стимулирующая поддержка со стороны учителя тоже является мотивирующим фактором.

В 2022 г. автором был учтён опыт прежних выступлений. При отборе школьников внимание обращалось на детей с высокой успеваемостью по истории и физкультуре. Были выбраны умные и начитанные дети, но при этом спортивные и дружащие с легкой атлетикой, ведь во втором этапе необходимо много бегать, быть находчивыми, креативно мыслить. Команде нужен хороший тактик, умеющий ориентироваться на местности. Таким образом, были отобраны три парня и девушка.

Учитель сразу настроил детей на призовое место, а не просто на участие, и дети поддержали затею. С этого момента стартовала работа команды из руководителя и игроков со своими функциональными задачами у каждого. Ребятам было предложено посетить исторические места города: прогуляться по ним, проехать на велосипедах или иным образом осмотреть самые старые кварталы города. Обратить особое внимание на старинные здания и памятники, изучить мемориальные доски, сфотографировать или сделать записи, в общем, провести подготовительную работу, которая помогла бы в игре. Затем надо было найти как можно больше информации об истории города и достопримечательностях. В помощь школьникам была выдана краеведческая литература, открытки и справочники по истории города. Регулярно проводили собрания, на которых вся команда обсуждала найденную информацию, анализировали разные фотографии зданий и памятников, распределяли ответственность, определялись с формой команды, решали другие текущие вопросы. После такой подготовки смело вышли на игру.

Первый этап очень напряжённый. Здесь надо работать дружно, стараться слушать и слышать друг друга. Учитывая, что можно было пользоваться литературой и интернетом (в котором мало чего было по этой тематике), ребята сразу распределили между собой вопросы. Из сорока вопросов теста каждый работал со своими, а это и проверка читательской грамотности, и умение находить информацию, и умение извлекать и интерпретировать данные. Идеи обсуждались коллективно, после чего выбирали верный ответ. В пылу обсуждений перестали следить за временем. В итоге на данном этапе удалось набрать 36 баллов из 40. Это максимальное количество баллов в игре, но заняли второе место, т.к. уступили команде с такими же баллами, но ответившей на две минуты раньше.

На второй этап вышли уверенно, т.к. этот квартал дети посещали во время подготовки и подробно его обследовали. Наши игроки не кинулись сразу искать станции, а посмотрели за соперниками и определили, что все двинулись к первой станции, поэтому наша команда сразу отправилась на последнюю станцию. В итоге девятнадцать команд создавали заторы на станциях, а команда 14-й школы на всех станциях оказывалась одна к моменту прибытия. В результате удалось без суеты решить задания и быстро пробежать между станциями, что принесло команде первое место в данном этапе.

По сумме баллов команда набрала максимальное их количество и стала победителем игры. Дети получили позитивные эмоции и призы.

Весьма интересен вопрос о преемственности игроков в команде. Поскольку автор в текущем году (2023) не готовила команду, то коллеге было рекомендовано использовать хотя бы одного игрока из прежней команды. Что и было сделано. Присутствие игрока с опытом усиливает команду, поскольку ребёнок понимает ход игры по личному опыту и может корректировать всю стратегию выступления команды. С другой стороны, такой ребёнок добавляет оптимизма новичкам, что заметно поднимает командный дух. А второе место команды 14-й школы в общем зачёте в игре 2023 г. позволяет считать такой способ формирования команды правильным.

После игры призёры сразу не расходятся и часто ещё фотографируются с организаторами. Если в жюри есть авторы краеведческой литературы, ребята часто берут автографы.

Повышение интереса детей к истории наблюдем не только в процессе игры, но и в ходе подготовки и последующего обсуждения. Поэтому вопрос о реальном достижении цели игры для авторов не стоит. За время подготовки и игры участники проходят через ряд субъективных открытий, познавая факты из истории малой родины. Даже если им не удалось найти информацию, перед награждением обсуждаются все задания прошедшей игры. Воспитательный фактор заложен в процесс деятельности школьников. Самостоятельно отыскивая информацию, приобретая удивительные для себя знания, сложно определить альтернативный вариант иного личного роста чувства гордости за свою Родину. Воспитание через активную деятельность для ребёнка становится более сокровенным, чем разнообразные мероприятия с пассивным его участием. В ходе игры команды посещают исторические места, на которые ранее могли не обращать внимания или не знать историю данного места. Часто факт удивления оставляет яркий след в памяти. Школьники охотно тратят часть своего времени на изучение истории города при подготовке к игре, а у некоторых познавательный интерес сохраняется и после игры.

Если «Тайны нашего города» рассмотреть комплексно, то видим, что игра является хорошим полигоном для развития ребенком своих универсальных учебных действий. Здесь видим яркое выражение ряда функций УУД: обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Однако просто блистать знаниями будет недостаточно для победы, здесь надо мыслить стратегически в рамках игровой локации и в рамках информационного пространства. А кроме работы головой надо качественно работать ногами. Поэтому в игре участники активизируются по всем видам УУД: личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным. В игре школьнику необходимо оперировать комплексными метаумениями с быстрым ощутимым итогом. Эти особенности делают игру привлекательной для детей и позволяют ей оставаться востребованной вот уже 16 лет.

Список источников и литературы:

1. Игра Тайны нашего города [Электронный ресурс] // Канал ТРЦ «Телемикс», видеосюжет от 11.09.2014 г. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=994V1e7C5Z4 (дата обращения: 03.10.2023).

2. Мезенцев А.Л. Тайны Уссурийска [Электронный ресурс] // Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края: сайт. – URL: http://оиак.рф/news/2016-10-06/tayny-ussuriyska (дата обращения: 18.09.2023).

3. Мезенцев А.Л. Тайны нашего города [Электронный ресурс] // Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края: сайт. – URL: http://оиак.рф/tayny-nashego-goroda (дата обращения: 18.09.2023).

4. Мезенцев А.Л. Краеведческая игра «Тайны нашего города» вернулась в Уссурийск [Электронный ресурс] // Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края: сайт. – URL: http://оиак.рф/news/2021-09-20/kraevedcheskaya-igra-tayny-nashego-goroda-vernulas-v-ussuriysk (дата обращения: 18.09.2023).

5. Мезенцев А.Л. История города – точно и быстро [Электронный ресурс] // Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края: сайт. – URL: http://оиак.рф/news/2022-09-23/istoriya-goroda-tochno-i-bystro (дата обращения: 18.09.2023).

6. Мезенцев А.Л. Играем с историей или история играет с нами? [Электронный ресурс] // Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» - Общество изучения Амурского края: сайт. – URL: http://оиак.рф/news/2023-09-25/igraem-s-istoriey-ili-istoriya-igraet-s-nami (дата обращения: 03.10.2023).

7. Мезенцев А.Л., Конончук Е.Р. «Тайны нашего города» - историко-краеведческая игра для школьников в Уссурийском городском округе [Электронный ресурс] // Сайт «Академия педагогических проектов Российской Федерации». Периодический сборник «Учебно-методических материалов» от 19.09.2023 г. – URL: https://педпроект.рф/edu-09-2023-pb-129026/ (дата обращения: 03.10.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Станционная игра посвященная празднику «День единения России» Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная страна

Станционная игра посвященная празднику «День единения России»Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная странаЦели и задачи:1.Воспитание  у подростков  патриотизма, уважения к родной стране, её исто...

Станционная игра посвященная празднику «День единения России» Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная страна

Станционная игра посвященная празднику «День единения России»Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная странаЦели и задачи:1.Воспитание  у подростков  патриотизма, уважения к родной стране, её исто...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...

Интеллектуальная краеведческая игра для школьников «Архангельское детективное агентство, или Загадки нашего города»

Интеллектуальная краеведческая игра для школьников «Архангельское детективное агентство, или Загадки нашего города»...

Интеллектуальная станционная игра, посвященная Дню Конституции

Условия игры:- Игра проходит в течение учебного дня, все задания должны выполнятся командами на переменах;- Команды – участники должны пройти по всем станциям согласно маршрутному листу и выполнить пр...

Станционная игра для организаторов воспитательной работы в ОУ

Станционная игра для организаторов воспитательной работы в ОУ "Я и моя детская  организация"...

Сценарий станционной игры для школьников средних классов "Экологический серпантин"

Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят...