Проекты по истории Донского края
проект по краеведению (6 класс)

Мартынова Светлана Ивановна

Темы проектов и их защита по истории Донского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novocherkassk_itogovyy_proekt_ist_don_kraya_03.11.23g_.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Итоговый проект слушателя курсов ПК библиотекарей ОУ

«Формирование у обучающихся уважения к истории родного края»

Мартынова Светлана Ивановна,

педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №3

им. атамана М.И. Платова

г. Новочеркасска

2023

         Актуальность

  В  современных условиях  реализации  ФГОС,  как  и  всегда,  необычайно  велика  роль  патриотического  воспитания  в  духовном  развитии  личности. Развитие личности выдвигается  как  основная цель  образования, а  патриотизм – как  одна  из  основных  ценностных  характеристик  личности.

         Федеральная программа воспитания является составной частью современного образования. Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики.

          Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, к родному городу, к родной стране. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

           Краеведческая работа должна вестись уже с раннего возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. А ведь дети – будущий ценный ресурс страны, залог развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.

           Наша страна живет на пике грандиозных перемен. И от того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества, зависит судьба нашей Родины.

         А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу, селу, поселку. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  Всё течёт и изменяется. Но без знаний основ истории возникновения и становления родного города и края, без знания традиций и обычаев Донских казаков, нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Цели:

- воспитание духовно-нравственного отношения у учащихся к истории своей малой Родины, любви и уважения к истории  донских казаков;

- развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

- развитие творческих способностей обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения источников по истории родного края;

- формирование собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Задачи:

• умение работать с историческим материалом, осмысливать информацию о влиянии образа жизни донских казаков на особенности их поселений, традиции и обычаи.

• работать над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

• развивать навыки самостоятельной работы; устной речи учащихся.

 • успешно взаимодействовать с другими людьми;

• воспитывать инициативность в поиске материала.

Тип проекта: информационно-творческий проект

Участники проекта: ученики 6-х классов, учителя-предметники, родители.

Сроки и этапы проведения:

1 этап: организационный (3 недели)

2 этап: практический (2 месяца)

3 этап: результативный – защита проектов (1 неделя)

Темы проектов

Содержание

1

Казаки – люди вольные

История возникновения казачества

2

Первые казачьи городки

Виды поселений казаков

3

Первые жилища казаков на Дону

Виды жилищ казаков

4

Яркие имена казачества

Разин, Булавин, Пугачев. Ермак, Платов

5

Храм – святыня Донской земли.

Храмы Новочеркасска

Тема мероприятия: «Край, где посчастливилось родиться».

Организационный момент.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Столы в классе расставлены для групповой работы. Ученики входят в класс и садятся на свои места.

Сегодня мы будем работать в группах. На ваших столах лежат учебники по истории донского края, рабочие листы, в которых вы будете выписывать новые названия, имена в течение всего занятия.

 Открывает урок видео о Новочеркасске.

Основная часть.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

                                  (Петр Синявский)

Ребята, строки стихотворения, которое вы сейчас услышали, подскажут нам тему нашей встречи.

- О чем это стихотворение? Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Тема: Край, где посчастливилось родиться.

Так о чем же мы будем с вами говорить?

Мы узнаем историю появления казачества, познакомимся с первыми казачьими поселениями, как протекала жизнь в этих городках. Узнаем, что любили казаки, во что верили, во имя чего готовы были отдать свои жизни, познакомимся с традициями и обычаями донских казаков

 Защита творческих проектов.

Представляется первая проектная работа «Казаки – люди вольные»

В XV веке на необъятные степные просторы Дона устремились беглые крестьяне из Центральной России, Поволжья, а также бояре, бежавшие от царского гнева. Так появились здесь ватаги вольных людей, которых называли казаками. По одной из гипотез, это слово переводится с тюркского как «удальцы», «вольные люди». На свободной земле – на просторах Дикого поля - в степях и на берегах Дона возникло казачество. Существует несколько версий о происхождении казачества. Но какая бы версия ни была верна – очевидна одна особенность. Казаки – люди вольные! Поскольку на Дону селились люди не только из Руси, но и из других земель, но все считали себя людьми русскими и защитниками Руси.

Представляется вторая проектная работа: «Первые казачьи городки на Дону».

На Дону казаки селились на островах, чтобы защищаться от врагов. Такие поселения назывались казачьими городками. Казачьи поселения были 2 типов: городки – для постоянного места жительства и зимовища – для временного проживания зимой. Позже городки стали называть станицами.

Первыми казачьими городками, которые возникли на берегах Дона и его притоков, были Раздорский, Монастырский, Черкасский, Кременной, Чирской. Терновый. Главным стал городок Раздоры Нижние, а потом Монастырский Яр. В 1643 г. турецкое войско разгромило Монастырский городок, и казаки решили заложить новый городок на Черкасском острове. Вокруг Черкасска стали строить новые станицы.  В Черкасск перешло из Раздор войско Донское и стал собираться главный войсковой Круг. До основания Новочеркасска главным казачьим городом был Черкасск (ныне Старочеркасск).  Казаки становятся полновластными хозяевами Дона.

Ученик:

Мы представляем свою работу «Первые жилища казаков на Дону».

 Группа ребят представляет свои творческие проектные работы. Ребята выходят к доске каждый со своей работой. (макеты казачьих куреней). Соединив их вместе, они образуют казачий городок.

Граф М.И. Платов, атаман ВВД, генерал от кавалерии писал:

«Мы рождены не для прогулок по паркам и не для сидения на мягких диванных подушках. Нашей священной миссией всегда были сражения за родную землю в бескрайних степях, в лесах и болотах, под палящим солнцем и проливным дождем. Нашим приютом чаще всего были горящие костры и наспех построенные шалаши. Таков наш удел, таковым ему оставаться вовеки…»

Ученик: Самые первые жилища казаков - это полуземлянки и избы.

- Жизнь на Дону была очень тревожной. Не раз налетали тучей враги. Поэтому первоначально казаки не заботились о красоте своих жилищ. "Пускай, – говорили они, — пламя набегов сожжет городки наши. И уже через неделю... новый городок будет готов; скорее враг устанет сжигать наши жилища, чем мы строить их".

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году. Ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану 4: «Холопи твои, некто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают»

Ученик: Но жизнь меняется и жилища становятся удобными, нарядными, добротными.  

Я представляю макет казачьего дома, который могли строить казаки двумя способами.

1. способ: Из прутьев или камыша строили каркас. А затем обмазывали его глиной, смешанной с сухой травой. 2.способ: Из глины и сухой травы изготавливали кирпич. Такой кирпич назывался саман. Затем выкладывали и сам дом.

 Ученик: Моя работа - это тоже дом, построенный из самана.

Такие дома зимой долго держали тепло, а летом – прохладу. И самое главное, что строительный материал всегда был под рукой. Снаружи дома обмазывались глиной и белились. Крыши крыли камышом и соломой.

 

Ученик: В степных районах Донского края строили курени. Низы были из камня, а верхи были деревянные. Каждый хозяин стремился украсить свой дом. Ставни украшались резьбой, крыши и трубы интересными орнаментами.

Спасибо ребята за представленные работы. Вам предстоит следующий этап – оформление вашей работы в альбомах и презентациях.

 Работа с текстом «Казачий городок»

Казачий городок

           По правому берегу Дона, в глуши лесов и на островах были рассеяны небольшие крепостцы, известные тогда под именем городков. В этих городках, где едва помещалось несколько бедных изб или землянок, казаки проводили всю жизнь. Не старались они заботится ни о красоте, ни о удобности домов своих, старались только иметь приют и защиту от непогоды. Они считали, что нарядные строения обязательно привлекут к ним жадных неприятелей.

           Позже появились более добротные жилища – курень и хата. Курень слово татарское и переводится как круг. Курени строили по берегам Дона, который иногда разливался. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный) Его называли «подклеть» или «низы».

           В верхах располагалась жилая часть дома. Вокруг дома был балкон - балясник,  чтобы можно было проходить и закрывать и открывать ставни.

Изучаем текст в рабочих листах и отвечаем на вопросы:

- Где основались городки? Почему?

-Какая была особенность  казачьих городков?

- Что собой представляли казачьи городки?

- Что такое курень?

Проект  «Яркие имена казачества» рассказывает о  знаменитых казачьих именах.

Казаки включаются в состав вооруженных сил России как иррегулярное войско. Они участвуют во всех войнах России XVII-XX веков, проявляя мужество, героизм и стойкость, покрыв свои знамёна бессмертной славой в многочисленных сражениях. Ермак, Минаев, Краснощёков, Ефремов, Орлов, Платов, Бакланов – эти прославленные имена всегда будут помнить на Дону и в России.

Следующий проект - Храм – святыня Донской земли.

Ребята, а какие храмы есть в нашем городе Новочеркасске?

Правильно – это Вознесенский войсковой всеказачий патриарший собор, Храм Александра Невского, Михайловский храм, Георгиевский храм и другие. Истории этих храмов мы посвятим отдельный урок. Очень непростая история у наших храмов. Уже больше двух веков эти храмы является духовной пристанью для всех верующих людей, живущих в нашем городе.

В каждом казачьем поселении обязательно самым первым строили храм. Потому что жизнь казака была неразрывно связана с верой православной. В 1805 году сначала определено было место для собора, а потом уже - направления улиц.

(В импровизированном казачьем городке устанавливается макет православного храма.)

Донские храмы всегда славились красотой и звучностью своих колоколов. Звон колокольный сопровождал казака от рождения до смертного часа. В дни горестей и радостей, грустный или торжественный, он всегда присутствовал в жизни казака. Божественные звуки колоколов сотни лет властвуют над донскими просторами, трогая души и сердца людей. (Благовест)

Главное предназначение колоколов, конечно, заключалось в том, чтобы созвать народ на богослужение. (Перезвон).  Но также колокола отбивали время, звонили в набат во время пожаров или при набегах врагов (Набат) Они были путеводной звездой для заплутавшихся в непогоду путников.

- Ребята, вслушайтесь в этот колокольный перезвон!

(разное звучание колоколов)

- Как вы думаете, о чем говорит звучание этого колокола?

- А что означает этот перезвон?

- А этот?

Рефлексия.

Ребята я попрошу вас сейчас показать мне отношение к данной работе:

Если вам на этом мероприятии было интересно, и вы узнали много нового -  поднимите вверх красные квадратики;

Если вы чувствовали неуверенность и вам было на уроке не уютно и скучно, то поднимите вверх желтый квадрат.

Заключение.

 Данная работа моделирует ситуации, где детям можно применить свои знания и свою деятельность, создает условия для желания участвовать в подобных мероприятиях, т.к. личный пример ребенка очень важен.

В результате проделанной работы происходит:

-  обогащение и систематизирование знаний детей об истории Донского казачества,  традициях и его культурных ценностях;

- формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;

- удовлетворенность пользователей качеством проводимых мероприятий и предоставлением краеведческой информации;

 - привлекает в библиотеку новых пользователей;

- положительная динамика роста спроса краеведческой литературы;

 - открытие новых имен авторов-земляков писателей и поэтов;

 - формирует положительный имидж библиотеки как помощницы в образовательном процессе.

Список источников:

История Донского края  под редакцией О.Г. Веряскиной изд. "Донской издательский дом"

2014 год;  

В.В.Шумов История казачества (справочник казака) Ростов на Дону «КСС», 2006 год;

В.В.Шумов Донская станица в старину Краеведческие очерки Ростов на Дону «КСС», 2011 год;

Михаил Астапенко Донские казачьи атаманы Исторические очерки-биографии  Ростов на Дону «Гефест» 2002 год;

Михаил Астапенко Атаман Платов Историко-научное повествование Ростов на Дону ЗАО «Книга»2011 год;

В.Д. Сухоруков Историческое описание земли Войска Донского Ростов на Дону «Терре Принт»2005год;

М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская  Природа и история родного края  Книга для чтения в начальной школе,  Ростов на Дону «БАРО ПРЕСС» 2006 год;

Под редакцией Б.А. Алмазова   Казаки, Ростов на Дону  Ростовкнига 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Донского края

Данный материал можно использовать для урока истории или классного часа....

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....

Программа курса « История Донского края в лицах»

Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспиты...

Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края". 5 класс.

Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края" содержит основные вопросы по истории края в древний период....

Презентация к уроку обобщающего повторения по истории Донского края (6 класс).

Презентация составлена для повторения и обобщения знаний по курсу История Донского края (6 класс)....

Презентация к уроку Истории Донского края "Управление казачьим войском".

Данная презентация составлена  к уроку Истории Донского края (7класс)  "Управление казачьим войском"....

Урок по истории Донского края по теме " История заселения Морозовского района"

урок проводился в рамках изучение регионального компонента по истории Донского края.Цель урока:1. ознакомление с историей родного города.2.Формирование умения работать с дополнительной  литератур...