План-конспект Банзаровского урока
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Гочеев Очир Самбуевич

Предмет: история

Класс: 9–10

Цель: изучить биографию Доржи Банзарова, определить значение его научных достижений

Задачи:

  • рассмотреть основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого;
  • определить значение исследований первого бурятского ученого в отечественной и региональной науке;
  • раскрыть на примере жизни и деятельности Доржи Банзарова значимость сохранения исторической памяти о выдающихся людях Бурятии.

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, тематическая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

на тему: 200 лет Доржи Банзарову

Предмет: история

Класс: 9–10

Цель: изучить биографию Доржи Банзарова, определить значение его научных достижений

Задачи:

  • рассмотреть основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого;
  • определить значение исследований первого бурятского ученого в отечественной и региональной науке;
  • раскрыть на примере жизни и деятельности Доржи Банзарова значимость сохранения исторической памяти о выдающихся людях Бурятии.

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, тематическая презентация.

Основные события:

1822 г. – год рождения Доржи Банзарова.

сентябрь 1833 г. – открытие Троицкосавской русско-монгольской войсковой школы, куда первым набором поступает учиться Доржи Банзаров.

январь 1836 – июнь 1842 гг. – учеба Доржи Банзарова в Казанской гимназии, которую он окончил с золотой медалью.

сентябрь 1842 – июнь 1846 г. – учеба Доржи Банзарова в Императорском Казанском университете на восточном направлении философского факультета.

1846 г. – публикация диссертации Банзарова «Чёрная вера, или шаманство у монголов» в «Ученых записках Казанского университета».

январь 1848 – июнь 1848 г. – работа Доржи Банзарова в Санкт-Петербурге.

1850 – 1855 гг. – служба в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н. Н. Муравьёве-Амурском.

1851 г. – избрание Доржи Банзарова членом-корреспондентом Сибирского отдела Императорского русского географического общества.

февраль 1855 г. – смерть Доржи Банзарова.

1947 г. – имя Доржи Банзарова присвоено Бурятскому государственному педагогическому институту.

1957 г. – открытие памятника Доржи Банзарову в г. Улан-Удэ по ул. Ранжурова.

январь 2008 г. – присвоение Нижне-Ичётуйской СОШ имени Доржи Банзарова.

декабрь 2018 г. – присвоение Бурятскому государственному университету имени Доржи Банзарова.

октябрь 2020 г. – открытие мемориальной доски памяти Доржи Банзарова в Казанском федеральном университете.

Ход урока

  1. Организационный момент.

На доске записана тема урока и эпиграф урока: «…то, что сделал Банзаров, были только начатки, начатки правда блистательные, но имевшие наибольшее значение в глазах ученых как залог будущей плодотворной деятельности»[1].

  1. Мотивация.

Учитель:

Вопрос: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, о ком идет речь в данной цитате?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель: Да, речь идет о Доржи Банзарове – это первый ученый из бурят, который получил образование европейского образца. Он учился в Университете города Казань, который сейчас является столицей… Казань – столица какой Республики?

Учащиеся: отвечают, что Казань – столица Татарстана.

Учитель: Совершенно верно! Именно там в 1804 г. открылся один из крупнейших ВУЗов нашей страны. В 2020 г. – (слайд) обратите внимание на слайд – на стене университетской библиотеки была открыта мемориальная доска памяти Доржи Банзарова[2] (на слайде появляются фотографии церемонии открытия барельефа).

Как вы думаете, почему, спустя столько лет, в далеком Татарстане сохраняют память о нашем ученом?

Учащиеся: делают предположение о значимости фигуры Доржи Банзарова для отечественной науки.

  1. Усвоение новых знаний

Учитель:

– Дело в том, что Доржи Банзаров – это не просто первый бурят, который получил европейское образование. Он родился в 1822 г. в джидинском селе Нижний Ичётуй в семье бурятского казака. Казачество в императорской России было… Что представляло из себя казачество в то время?

Учащиеся: говорят, что казачество в то время – это сословие, занимавшееся охраной границ России.

Учитель:

– Правильно, молодцы! Это действительно было военное сословие, которое защищало внешние рубежи нашей страны. После того, как государственная граница пролегла по территории Забайкалья, казачьи полки начали формироваться и здесь, в т. ч. из бурят. Поскольку сословная принадлежность передавалась от отца к детям, а отец Доржи Банзарова был казаком, то и первый бурятский ученый числился представителем казачьего сословия, выходцем из инородцев.

Доржи с ранних лет приучался к труду, приобщался к традициям отцов и дедов. О босоногом детстве будущего ученого хорошо рассказал наш известный писатель Ч. Цыдендамбаев в своем романе «Доржи, сын Банзара»[3].

Родители заметили в сыне стремление к знаниям, поэтому, когда Банзаров окончил Харанцайское приходское училище, в сентябре 1833 г. его отдали в специальную Русско-монгольскую войсковую школу. Она находилась в Кяхте и туда набирали детей бурятских казаков. Став там одним из лучших, Доржи в числе только лишь четырех самых достойных учеников был отправлен в Казанскую гимназию. Поскольку образование не было так доступно, как сегодня, для того времени это было невероятным успехом.

В гимназии, которую Доржи Банзаров окончил с золотой медалью, он кроме родного и русского в совершенстве овладел… Как вы думаете, ребята, сколько языков знал Доржи Банзаров?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель:

– Наш первый ученый в гимназии овладел, кроме родного и русского, монгольским, маньчжурским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском и английском.

В 1842 г. Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского университета, о котором мы сегодня уже говорили. Там за его учебой следил сам профессор О. М. Ковалевский (демонстрация портрета на презентации) – признанный к тому времени авторитет в монголоведении. Под влиянием этого человека Доржи приобщился к научной работе.

Когда Банзаров оканчивал Университет, то он подготовил целую диссертацию, в которой изучил шаманизм у монголов. Ребята, а что такое шаманизм?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель:

– Да, шаманизм – это языческое верование, основанное на культе духов, на вере в общение с ними шаманов. До изысканий Доржи Банзарова считалось, что шаманизм образовался из какой-то другой религии. Первый бурятский ученый посмотрел на данный вопрос по-иному. Давайте попробуем прочитать отрывок из его книги, которая называлась «Черная вера» или шаманство у монголов», заполнив пропуски (учитель распределяет тексты по партам, один текст – на одну парту).

Работа в парах. Каждая пара 7 минут обсуждает содержание текста, вставляет пропущенные слова.

Текст: «Нет нужды выводить ( ) из религиозных систем, вовсе ему чуждых. Ближайшее знакомство с предметом показывает, что так называемая ( ) религия, по крайней мере у ( ), не могла произойти от буддизма или другой какой-нибудь веры, что она сама собою могла возникнуть в народе и состоит не в одних суевериях и обрядах, основанных только на шарлатанстве ( ). ( ) вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир – ( ), ( ) мир – дух человека, и явления того или другого – вот что было источником ( ) веры».

Учитель: Проверяем (на слайде появляется текст)

«Нет нужды выводить шаманство из религиозных систем, вовсе ему чуждых. Ближайшее знакомство с предметом показывает, что так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или другой какой-нибудь веры, что она сама собою могла возникнуть в народе и состоит не в одних суевериях и обрядах, основанных только на шарлатанстве шаманов. Черная вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир – природа, внутренний мир – дух человека, и явления того или другого – вот что было источником черной веры»[4].

Учитель: Сравните свой текст и текст Банзарова. У кого из вас больше всех совпадений с мыслями великого ученого?

Учащиеся: поднимают руки, рассказывают о результатах работы.

Учитель:

– Теперь давайте еще раз обратимся к нашему тексту и ответим на несколько вопросов (вопросы появляются на слайде).

– Так все-таки от каких религиозных систем, по мнению Банзарова, возник шаманизм?

– Что такое «внешний мир», о котором пишет ученый?

– Как понимать слова Доржи Банзарова «дух человека», которые он называет одним из источников «черной веры»?

– Почему автор пишет, что обряды и суеверия шаманизма основаны на «шарлатанстве шаманов»?

Учащиеся: Поднимают руки, дают полные и развернутые ответы на вопросы.

Учитель:

– Первый бурятский ученый провел уникальное исследование, на которое специалисты ссылаются до сих пор. Он доказал, что шаманство возникло независимо от других религий, стремился выявить объективные условия возникновения «черной веры». А что значит «объективные условия»?

Учащиеся: отвечают, что объективным мы называем то, что происходит, независимо от сознания, воли и желания человека.

Учитель: Среди этих объективных условий он выделял воздействие на людей явлений природы и одухотворение «наших страстей, способностей и действий». Под «внутренним миром – духом человека» – Банзаров понимал явления человеческой психики. В некоторых случаях он объяснял шаманские представления влиянием особого уклада жизни кочевников, тем, как они ведут хозяйство.

Таким образом, работа Доржи Банзарова была значительным шагом вперед в изучении древней религии монгольских народов. Ее появлением первый бурятский ученый облегчил работу исследователей более позднего времени.

После окончания Университета Банзаров еще несколько лет жил в европейской части нашей страны. На короткое время ему удалось попасть и в столицу Российской империи. Пребывание в Петербурге стало самым интересным и плодотворным периодом в жизни Доржи Банзарова, когда он буквально окунулся в научную работу, занимался в Публичной библиотеке, Азиатском и этнографическом музеях. Там он имел доступ в богатые хранилища книг, рукописей, музейных ценностей, тщательно изучал их, открывая новые данные. В столице Банзаров даже оказался втянутым в научные споры по разным проблемам. В связи с этим, позже он написал ряд новых научных исследований, которые принесли Доржи Банзарову известность и признание всего научного сообщества России. Сегодня известно более 25 научных работ первого бурятского ученого.

В 1850 г. Банзарова отправляют работать чиновником на родину, в Восточную Сибирь. Местный генерал-губернатор, выдающийся государственный деятель Российской империи Н. Н. Муравьев-Амурский (демонстрация портрета Муравьева-Амурского на презентации) тогда определил Доржи Банзарова на должность чиновника особых поручений.

Приезд земляка – большого начальника да еще и ученого, был встречен местными жителями как праздник. Его чествовали в каждом улусе.

Работая в Иркутске, Доржи Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями чиновников, лам, и привлекал их к ответственности.

Несмотря на занятость служебными делами, Банзаров находил возможность и для научных занятий. Он продолжал свои изыскания, вносил исправления в географические карты, исследовал происхождение сойотов и тувинцев, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 г. Доржи Банзарова избирают членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Во время поездок по служебным делам в Селенгинскую степную думу первый бурятский ученый познакомился со знаменитыми ссыльными нашего края. Как вы думаете, кто это?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель: В Селенгинске тогда жили декабристы братья Бестужевы. Высокообразованные дворянские дети, европейские интеллигенты, они быстро нашли общий язык с Доржи Банзаровым. Позже, Н. А. Бестужев писал в одном из писем к своей сестре следующее (воспроизводится отрывок из фильма «Рассказы о Бурятии»).

Учитель: Как вы думаете, почему Доржи Банзаров разговаривал с декабристами о бурятском народе, о необходимости вывести его на путь знаний?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель: Дело в том, что Доржи Банзаров тоже разделял просветительские идеи своего времени. Вернувшись на родину, ученый непосредственно столкнулся с неграмотностью и неравноправием бурят в условиях императорский России. Он стремился помочь своему народу, но судьба отвела ему совсем немного времени, и в 1855 г. в Иркутске, всего 32 года от роду, первый бурятский ученый умер.

Доржи Банзаров оставил глубокий след в памяти нашего народа, и народ бережно хранит память о своем славном сыне. К научным трудам Банзарова и сегодня обращаются многие отечественные и зарубежные ученые. В Бурятии и за ее пределами его именем названы школы, улицы и площади.

В 1947 г. именем Доржи Банзарова было названо главное и старейшее высшее учебное заведение нашей республики. Как вы думаете, о каком ВУЗе я говорю?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель:

– Правильно, ребята! Именем Доржи Банзарова был назван Бурятский государственный педагогический институт. В 1957 г. перед зданием этого ВУЗа А. И. Тиминым и А. Р. Вампиловым был воздвигнут известный памятник (демонстрация фотографии памятника на слайде).

Позже замечательный архитектор Л. К. Минерт писал о нем: «…автор убедительно воссоздал образ Банзарова – выдающегося ученого и человека, неразрывно связанного с родным народом. Достоинства памятника Доржи Банзарову делают его лучшим из воздвигнутых в первое послевоенное десятилетие мемориальных сооружений Улан-Удэ»[5].

К сожалению, в 1995 г., когда БГПИ был переименован в БГУ, то со старым названием ушло и имя Доржи Банзарова. Но с 2018 г. главный ВУЗ Бурятии вновь гордо носит имя нашего первого ученого[6]. А через два года, предваряя Банзаровский юбилей, произошло открытие мемориальной доски в Казанском университете, о чем мы с вами уже говорили в самом начале урока. Давайте теперь посмотрим, как это было (демонстрация отрывка из фильма «Первый бурятский ученый Доржи Банзаров» О. Юмова)

  1. Закрепление изученного материала

Учитель:

Подведем итоги и проведем небольшую викторину. Разделитесь, пожалуйста, на 3 равных команды по рядам. Дайте своим командам название и можем начинать (на меловой доске записываются название команд, на слайдах появляются вопросы викторины, право ответа передается последовательно от первой команды ко второй, от второй – к третьей, за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 балл, что находит отображение на доске).

Вопросы викторины:

  1. Где родился первый бурятский ученый Доржи Банзаров?

Ответ: село Нижний Ичётуй Джидинского района Бурятии.

  1. К какому сословию принадлежал отец первого бурятского ученого?

Ответ: казачество.

  1. Где Банзаров получил начальное образование?

Ответ: Троицкосавская русско-монгольская войсковая школа.

  1. В каких учебных заведениях Казани учился Доржи Банзаров?

Ответ: сначала в Казанской гимназии, потом – в Казанском университете.

  1. Назовите языки, которыми владел Доржи Банзаров?

Ответ: Кроме родного и русского языков, монгольским, маньчжурским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском, французском и английском.

  1. Как звали известного ученого, который стал зачинателем отечественного монголоведения и был научным наставником Доржи Банзарова?

Ответ: профессор О. М. Ковалевский.

  1. Чему была посвящена диссертация Банзарова и как звучало ее полное название?

Ответ: диссертация по шаманизму «Черная вера» или шаманство у монголов».

  1. Пребывание в каком городе было для Доржи Банзарова самым плодотворным и принесло ему общероссийскую известность?

Ответ: столица Российской империи г. Санкт-Петербург.

  1. На какую должность был определен Доржи Банзаров после окончания университета?

Ответ: чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

  1. Кто изображен на данном слайде? (демонстрация портрета Н. Н. Муравьева-Амурского)

Ответ: Н. Н. Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, у которого работал Доржи Банзаров.

  1. Что входило в круг обязанностей Доржи Банзарова, когда он служил в Иркутске?

Ответ: Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями чиновников, лам, и привлекал их к ответственности.

  1. С кем первый бурятский ученый познакомился в Селенгинске?

Ответ: с ссыльными декабристами братьями Бестужевыми.

  1. Назовите знаменитый бурятский роман, посвящённый жизни Доржи Банзарова и его автора.

Ответ: роман Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара»

  1. Какой ВУЗ Бурятии гордо носит имя первого бурятского ученого?

Ответ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова.

  1. В каком городе установлен этот памятник и кто его скульптор? (демонстрация фотографии памятника Доржи Банзаровув г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова)

Ответ: столица Бурятии г. Улан-Удэ, скульптор А. И. Тимин.

  1. Подведение итогов занятия

Учитель:

– Итак, победила команда… (название команды).

Сегодня мы все много нового узнали о выдающемся ученом Доржи Банзарове, который является нашим земляком. Мы должны помнить его имя, его заслуги и рассказывать людям из других регионов нашей Родины и из других стран, что у истоков нашей науки стоит такой великий человек, которого еще в XIX в. справедливо называли «бурятским Ломоносовым».

Источники и литература

  1. Александров С. Имя Доржи Банзарова вернули БГУ / С. Александров // ИнформПолис: [сайт]. – URL: . – Дата публикации: 24 янв. 2019.
  2. Дугаров В. Д. Доржи Банзаров и начало бурятского монголоведения и бурятиеведения / В. Д. Дугаров // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. – 2019. – № 2(34). – С. 59-70. – URL: ; (дата обращения: ).
  3. История Бурятии: в 3 т./ гл. ред. Б. В. Базаров. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. – Т. 2: XVII – начало XX в. – 624 с. – ISBN 978-5-7925-0325-0.
  4. Ким Н. В. Доржи Банзаров: биографический очерк / Н. В. Ким. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН: ОНЦ «Сибирь», 1992. – 46 с. –ISBN 5-7623-0038-2.
  5. Кудрявцев Ф. А. История бурят-монгольского народа / Ф. А. Кудрявцев. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2020. – 400 с. – ISBN978-5-91121-332-9.
  6. Минерт Л. К. Архитектура Улан-Удэ / Л. К. Минерт. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. – 248 с.
  7. Ромаева А. Мемориальная доска Доржи Банзарову украсила здание Казанского университета / А. Ромаева // ИнформПолис: [сайт]. – URL: . – Дата публикации: 29 окт. 2020.
  8. Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара / Ч. Цыдендамбаев. – Москва: Советский писатель, 1981. – 608 с.
  9. Цыремпилов Н. В. Почему Доржи Банзаров больше, чем просто первый бурятский ученый?: [видео] / Н. В. Цыремпилов // LifeBsu – Бурятский государственный университет: [канал пользователя YouTube]. – URL:;t=925s (дата обращения: ). – Опубликовано: 20 дек. 2020.


[1] Цит. по: Кудрявцев Ф. А. История бурят-монгольского народа. Улан-Удэ: НоваПринт, 2020. С. 396.

[2]Ромаева А. Мемориальная доска Доржи Банзарову украсила здание Казанского университета // ИнформПолис: [сайт]. URL: . Дата публикации: 29 окт. 2020.

[3] Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара. М.: Сов. писатель, 1981. 608 с.

[4] Цит. по: Кудрявцев Ф. А. История бурят-монгольского народа. Улан-Удэ: НоваПринт, 2020. С. 386.

[5]Минерт Л. К. Архитектура Улан-Удэ. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. С. 200.

[6] Александров С. Имя Доржи Банзарова вернули БГУ // ИнформПолис: [сайт]. URL: . Дата публикации: 24 янв. 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Мультимедийная разработка цикла уроков "Световые явления"(презентация,план-конспект, карта заданий уроков)

Источники света. Распространение света.Отражение света. Законы отражения света.Плоское зеркало.Преломление света.Планкарты заданий к темам....