Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Федорова Наталья Витальевна

Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Russkie_poety_19_veka_o_prirode_rodine_i_o_sebe._docx.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Федорова Наталья Витальевна.

Образовательное учреждение - Муниципальное  образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Занимаемая должность - учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж-9 лет

Квалификационная категория - вторая квалификационная категория

Класс:  5

Тема урока:  Русские поэты 19 века о природе, родине и о себе.

Тип  урока: Изучение новой темы

Технология развития критического мышления.


 Цели урока.


Образовательные: 
- создать условия для формирования представления об особенностях лирического стихотворения.


Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетенции учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинствах  стихотворения);

-развитие умений работать в группах, парах;

- развивать орфографическую зоркость.


Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к родной природе.
   


Приёмы технологии  развития критического мышления: кластер, синквейн.


Оборудование:
1. Презентация к уроку.

2. Раздаточные листы со стихотворениями.

3. Музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года».

Презентация .Приложение 1.ppt

Ход урока:
1. Организационный момент.    

2. Стадия вызов

Слайды 1-5. Этап Пробуждение интереса к теме. Звучит музыка.  

   Что вы слышите? Какие картины рождаются? Сейчас  звучит музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года». Что используют композиторы для передачи звуков природы?

Этап актуализации знаний.

  1. Что запечатлели на своих полотнах художники?
  2. А можно определить время года, не зная название картин?
  3. С помощью чего изображают художники природу?
  4. А с помощью чего это можно сделать в литературе?

Слайд 6. Прием «ключевые слова».       Приложение 2.docx

Прочитайте слова. Какое слово непонятно?

Зима, весна, пора, в окно, со двора, жаворонки, трезвон.  

Задание.  Возьмите листки с набором слов. Напишите, о чем пойдет речь в тексте? Может, кто-нибудь составит свой текст с данными словами.

        

 Индивидуальная работа.

А сейчас я предлагаю окунуться в мир поэзии. И пусть за окном холодно и морозно, на нашей страничке уже по-весеннему тепло.

Слайд 7. Задание. Возьмите листочки с напечатанным текстом.

Прочитаем. Приложение 3.docx

                             Чтение стихотворения  (автор не называется)

  1. Чем это произведение отличается от ваших текстов?

Словарная работа. Стихотворение - написанное стихами произведение, небольшого объема,  выражающее душевное переживание.

  1. Как называют человека, который пишет стихотворения?

Прочитанное нами стихотворение написал   Федор Иванович Тютчев,    с которого   начнется    наше е знакомство с  поэзией поэтов 19 века о природе.  

Итак, тема нашего урока «Русские поэты 19 века о природе, родине и о себе»

Слайд 8.

Ребята, а почему слова природа, Родина расположены рядом?

Подберите однокоренные слова.

Еще раз посмотрите на тему урока.  

 Слайд с вопросами 9

Подумайте, что мы сегодня узнаем на уроке? ( Какие стихи посвящены природе?)

Чему сегодня научимся?     (Понимать стихи поэтов, понимать их мысли)

Что каждый сумеет делать? (Создавать свои стихи)

 Физкультминутка. Лошадки.

4. Стадия осмысления. Этап получения новой информации

Вернемся к определению лирика.

Что нужно сделать, чтобы понять мысли поэта?

(Подвести учащихся к мысли, что для этого нужно проанализировать стихотворение)

Тема

Идея

Слайд 10

Прием   кластер

Анализ

стихотворения

 

Настроение   

?

   Герои

Заполнение кластера. Работа с текстом в группах

   1 группа работает со словом  тема.

  1. Что такое тема?
  2. Какова тема данного стихотворения

    2  группа  работает со словом идея.

  1. Что такое идея?
  2. Какова   идея данного стихотворения?

3 группа  работает со словом настроение.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Зачем поэт написал это стихотворение?

Вопросы для всех групп :

  1. Какие образы возникают?
  2. Слова какой части речи преобладают

Работа в парах

Синие квадратики. Закрасить глаголы, которые использует поэт при описании зимы

Желтые квадратики.  Закрасить глаголы, которые использует поэт при описании весны.

Кого  мы узнаем в них? А вы знаете, как называется такое художественное средство?

         Слайд 12. Словарная работа. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Вернемся  к кластеру.  Что скрывается под вопросом?  (Средства художественной выразительности)? Какова их роль? А какие средства   вам еще знакомы?

Ребята, что мы сейчас с вами  делали?     (Анализировали стихотворение)

Для чего мы это сделали?  (Чтобы понять мысли, чувства поэта)

Зная это, что мы можем сделать?  ( Выразительно прочитать стихотворение, передать чувства поэта)

        Вернемся к цели урока. Мы добились результата?

         А какие вопросы у вас возникли  в ходе урока?  (подвести учащихся к мысли  о знакомстве с жизнью и творчеством  Ф.  И. Тютчева)

  1. Рефлексия.

Слад 13.  Синквейн

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Русские поэты о Родине и природе

Урок для 6 класса (литература)...

Рабочая карта урока "Стихотворения русских поэтов о родной природе"

Данный материал представляет собой рабочую карту урока литературы по теме "Стихотворения русских поэтов о родной природе"....

Сценарий речевой конференциии «Чиста небесная лазурь…» Стихи русских поэтов о Родине, природе и о себе

Данный материал предназхначен для итогового контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у слабослышащих школьников....

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс...