М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
материал по литературе (7 класс) на тему
Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_urok_po_saltykovu-shchedrinu.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» |
Цель урока: | первичное знакомство с творчеством великого сатирика. |
Теория литературы: | Гротеск [тэ] – а, м. В искусстве изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Иносказание, - я. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория |
Словарная работа: | эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия. Эзопов язык – язык, в котором преобладают иносказания и недомолвки, приемы для скрытия прямого смысла (по имени древнегреческого баснописца). Оказия, - и 1. Удобный случай для посылки, отправки чего-либо. 2. Редкий случай, необычный случай. |
ХОД УРОКА.
I. 1. Слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены для думающего читателя. Именно поэтому он предназначал их для детей изрядного возраста. Щедринский юмор, переходящий в сарказм, гротеск, все формы эзопова языка обогащают восприятие реального мира.
2. Сообщения учащихся о Салтыкове-Щедрине.
3. Сказка, которую М.Е. Салтыков-Щедрин назвал «Повесть о том, как один человек двух генералов прокормил», была опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки
• Если у сказки есть автор, какая это сказка? Литературная.
• Какие еще бывают сказки? Народные.
• Можете ли вы ассоциативно провести параллели с народными сказками и по названию привести пример из народных сказок? Да, «Как мужик гуся делил»
• Какой может сделать вывод? Литературные сказки опираются на фольклор, черпают там материал.
• Что роднит еще, литературные и народные сказки? Зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовка. Простой мужик все время умнее богатого.
4. Короткий пересказ сказки учеником.
5. чтение понравившихся эпизодов.
6. Чтение в лицах «Одним словом… о чем ни начинали генералы разговор..
7. словарная работа.
8. Задание. Найти выражения и формулы, используемые в сказке (учащимся раздаются распечатки, распечатки прилагаются). Чем отличаются формулы в сказках и у Салтыкова-Щедрина? В народных сказках они указывают на волшебство, а у Салтыкова-Щедрина они несут иронический характер.
II Главная проблема.
• Тяжелая доля мужика в пореформенной России.
• Какая реформа была в России в 1861? Отмена крепостного права.
• Изменила ли она жизнь крестьян к лучшему? Нет.
• Это беспокоило автора? Да, он вырос в семье, где неравенство между людьми было ярко выраженным.
• Почему генералы попадают в нелепую ситуацию? Они легкомысленны, неприспособленны к жизни.
• Подтвердите текстом (зачитывается отрывок из текста)
• Вспомните, о чем тексты найденной газеты. Это «Московские ведомости», в газете описываются всевозможные пиршества, и это говорит о том, какую жизнь ведет класс имущих.
• Кто злодей, о котором говорят генералы, и какой они видят выход из создавшегося положения?
• Чем отличается мужик от генералов?
• Зачитывается отрывок «Под деревом брюхом кверху и положив под голову кулак …»
- Почему мужик взял себе маленькое и кислое яблоко?
- Почему он сам не наелся, хотя наготовил всего? Почему он дождался, когда генералам придет мысль: «А не дать ли тунеядцу частицу?» Он крепостной, привык к своей роли быть рабом, так сжился с этой ролью, что даже стал гордиться этим.
- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)
- Привести примеры: | Аллегории |
Гиперболы | |
Фантастики | |
Гротеска |
III. Заключительные слова учителя. Отрывки из мультфильма одноименного.
IV. Домашнее задание.
1. Прочитать сказку «Дикий помещик»
2. Сделать иллюстрацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Е. Салтыков-Щедрин - наш современник (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Открытый урок по литературе в 7 классе с презентацией...
Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
М.Е.Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....
М.Е.Салтыков -Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Разработка урока литературы в 7 классе...
Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.
Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ....