М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
материал по литературе (7 класс) на тему

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_urok_po_saltykovu-shchedrinu.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

Цель урока:

первичное знакомство с творчеством великого сатирика.

Теория литературы:

Гротеск [тэ] – а, м. В искусстве изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Иносказание, - я. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория

Словарная работа:

эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия.

Эзопов язык – язык, в котором преобладают иносказания и недомолвки, приемы для скрытия прямого смысла (по имени древнегреческого баснописца).

Оказия, - и 1. Удобный случай для посылки, отправки чего-либо.

                      2. Редкий случай, необычный случай.

ХОД УРОКА.

I. 1. Слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены для думающего читателя. Именно поэтому он предназначал их для детей изрядного возраста. Щедринский юмор, переходящий в сарказм, гротеск, все формы эзопова языка обогащают восприятие реального мира.

2.  Сообщения учащихся о Салтыкове-Щедрине.

3.  Сказка, которую М.Е. Салтыков-Щедрин назвал «Повесть о том, как один человек двух генералов  прокормил», была опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки

• Если у сказки есть автор, какая это сказка?                     Литературная.

• Какие еще бывают сказки?                            Народные.

• Можете ли вы ассоциативно провести параллели с народными сказками и по названию привести пример из народных сказок?                            Да, «Как мужик гуся делил»

• Какой может сделать вывод?                          Литературные сказки опираются на фольклор, черпают там материал.

•  Что роднит еще, литературные и народные сказки?                          Зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовка. Простой мужик все время умнее богатого.

4. Короткий пересказ сказки учеником.

5. чтение понравившихся эпизодов.

6. Чтение в лицах «Одним словом… о чем ни начинали генералы разговор..

7. словарная работа.

8. Задание. Найти выражения и формулы, используемые в сказке (учащимся раздаются распечатки, распечатки прилагаются). Чем отличаются формулы в сказках и у Салтыкова-Щедрина?                               В народных сказках они указывают на волшебство, а у Салтыкова-Щедрина они несут иронический характер.

II  Главная проблема.

• Тяжелая доля мужика в пореформенной России.

• Какая реформа была в России в 1861?                             Отмена крепостного права.

• Изменила ли она жизнь крестьян к лучшему?                             Нет.

• Это беспокоило автора?                         Да, он вырос в семье, где неравенство между людьми было ярко выраженным.

•  Почему генералы попадают в нелепую ситуацию?                            Они легкомысленны, неприспособленны к жизни.

•  Подтвердите текстом (зачитывается отрывок из текста)

•  Вспомните, о чем тексты найденной газеты.                          Это «Московские ведомости», в газете описываются всевозможные пиршества, и это говорит о том, какую жизнь ведет класс имущих.

• Кто злодей, о котором говорят генералы, и какой они видят выход из создавшегося положения?

• Чем отличается мужик от генералов?

• Зачитывается отрывок «Под деревом брюхом кверху и положив под голову кулак …»

- Почему мужик взял себе маленькое и кислое яблоко?

- Почему он сам не наелся, хотя наготовил всего? Почему он дождался, когда генералам придет мысль: «А не дать ли тунеядцу частицу?»                          Он крепостной, привык к своей роли быть рабом, так сжился с этой ролью, что даже стал гордиться этим.

- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)

- Привести примеры:

Аллегории

Гиперболы

Фантастики

Гротеска

III. Заключительные слова учителя. Отрывки из мультфильма одноименного.

IV.  Домашнее задание.

1. Прочитать сказку «Дикий помещик»

2. Сделать иллюстрацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

М.Е.Салтыков-Щедрин  "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....

Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ....