Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Бирюкова Наталья Николаевна

 

Методическая разработка  урока литературы

Тема: «Не искушай меня любя!»

(Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Аудитория: 2 курс профессионального училища

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja54-56 @mail.ru)

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

          

Тема урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока:-проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

                       - выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

                     - выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

                     - учить проводить исследовательскую работу по тексту.

                     - учить высказывать свое мнение.

Форма урока: диспут.

Методические приемы:беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение , стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_piese_grosa_ostrovskogo.zip23.46 КБ

Предварительный просмотр:

                         Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти...

                                                         (И.С.Тургенев)

               

Методическая разработка  урока литературы

Тема: «Не искушай меня любя!»

(Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Аудитория: 2 курс профессионального училища

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja 54-56 @mail.ru)

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9

Телефон: мобильный +7 915-701-98-17

                 Рабочий 8 (48 231) 2-02-85

                Домашний 8 (48 231) 5-50-60

Тема урока : «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

                       - выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

                     - выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

                     - учить проводить исследовательскую работу по тексту.

                     - учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение , стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

  1. Сообщение темы и целей урока.

                                                Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

                                                                                             (И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

- О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.

Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!»  (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

-Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством , смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение  - любовь Катерины-  слабость это или сила? Самоубийство Катерины -  Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

  1. Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания.

  1. Задания : «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал)

Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него

  1. Вопрос домашнего задания : Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

  1. Новый материал.

1) Черты характера Катерины.

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть.   Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая».                                                     Такая  Катерина в силу своего характера.

-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота.

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.

-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)

Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

 В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.                                                          

  Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины       -    принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие                           - подчинение

Независимость                           - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность   -отсутствие духовных начал

Религиозность                              - религиозное лицемерие              

Решительность                             - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта , бескорыстие                - грубость и брань

Честность , непосредственность – обман

   

Вывод: Для Катерины  - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Ваше мнение по вопросу : Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

 и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины  - вообще нет реплик со словом «любить»

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

                Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

            Любовь не только возвышает.

             Любовь порой нас разрушает.

             Ломает судьбы и сердца…

             В своих желаниях прекрасна,

              Она бывает так опасна,

             Как взрыв, как девять грамм свинца.

             Она врывается внезапно.

             И ты уже не можешь завтра

             Не видеть милого лица.

             Любовь не только возвышает.

             Любовь вершит и все решает.

              И мы уходим в этот плен .

              И не мечтаем о свободе.

              Пока заря в душе восходит ,

               Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее , которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)

                                                                                                                                                                   

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

  Островскому досталась Верхняя   Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

 « В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

  Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

 В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом , где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

  Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

  В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

  Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.    

Можно сделать вывод , что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли , порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2)

- Кого полюбила Катерина?

- Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

 -  Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины , ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.

Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям)

-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

- Как ведет себя Тихон перед отъездом?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует , чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что , исполняя волю матери, он унижает свою жену.

  Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит : «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова : «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь . К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

 

Чтение монолога.( читает учащийся)

- Какие чувства испытывает  Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

 После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

 Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»

              Любовный выбор обрекает Катерину на мучения . Она встречается с Борисом.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

- В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

- В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и  любовь, поэтому ищет это на стороне.

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)

  1. Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

 Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

- Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

 

- Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться , как название пьесы определяет поступки главной героини.

- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе   -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

 Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

      Гроза в природе – освежает

      Гроза в душе –очищает        

      Гроза в обществе –просвещает.

- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

- Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев , «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

( Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах , умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

 

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

 

- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась?

( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

- Чем объясняется раскаяние Катерины?

( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

- могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)

(Чтение отрывка)

Звучит романс «А на последок я скажу»

Катерина бросается в Волгу , не примирившись с законами «темного царства».

- Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог , как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

-Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

- Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»

                             Ты разрушаешь очаг.

                             Синий огонь кипит

                             В отчаянных очах.

                             Воительница в любви,

                             Что драма тебе, что срам?

                             И ты разрушаешь дом,

                             Чтобы построить храм.

Героиня пьесы , разрушая семью , шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

  1. Работа по учебник (Резерв)

Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа                                  

 « Исполнительницы ролей Катерины»

1- Косицкая

2-Федотова

3-Стрепетова

4-Ермолова

5-Тарасова

6-Козырева

Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?

6.Критики о пьесе.

«Что тут должен делать критик?»

Сообщение учащегося

Добролюбов  «Луч света в темном царстве»

- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы

- критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

- Катерина – это «полоумная мечтательница

-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

-- Она постоянно кидается из одной крайности в другую

- Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Аполлон Григорьев

- увидел в Катерине поэзию народной жизни

- Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Тестовое задание.

  1. Итог урока.

Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога  - все это привело героиню к гибели)

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Выставить оценки.

     Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

         Звучит романс «Любовь -  волшебная страна»

9. Д/з

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)

                           

                 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....

Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", р...

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

"Образ Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")

Конспект урока по литературе для студентов I курса СПО (10 класса школы)....

Презентация к открытому мастер - классу по теме "Кто виновен в гибели Катерины?" по пьес А.Н.Островского "Гроза"

Презентация раскрывает содержание материала по теме пьесы. Материал подобран с учетом поставленных задач и целей урока....